ПРОЕКТ "ЭКОЛОГИ - 2017" как основа патриотического воспитания дошкольников.
проект (подготовительная группа)
"Патриотическое воспитание через экологическое образование"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_kak_npv.docx | 753.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Подготовила воспитатель: Чикличеева Г.Ш.
"Детские годы, тот возраст, который мы считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки - это источники жизненного идеала. От того, что открылось ребёнку в окружающем мире в годы детства, что изумило его и заставило плакать, оттого зависит, каким будет наш воспитанник", - писал В.С.Сухомлинский.
Только мы, воспитатели, прививая любовь к родному краю, можем вырастить патриотов страны.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, его нельзя определить несколькими словами. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром желание сохранить и преумножить богатство Родины.
В настоящее время, когда совершается много безнравственных поступков, дети стали более агрессивными и замкнутыми, родители уделяют мало внимания развитию эмоций и чувств детей. Эта проблема является одной самой серьезной и актуальной в современных условиях. Она требует большего такта и терпения, потому что во многих семьях вопросы патриотизма вызывают недоумение. Мне небезразлично, какими станут мои воспитанники в будущем. От того, как они ведут себя, такими они и будут, когда вырастут. Ведь слова, заложенные им в душу, пройдут с ними через всю жизнь и научат уважать законы природы, страны.
Поэтому я решила работать над проблемой: "Патриотическое воспитание через экологическое образование"
Поставила перед собой несколько задач:
- Научить ребенка любить свою Родину, беречь, и заботится о ней;
- Вызвать доброе и заботливое отношение к окружающему миру, людям, городу, любовь и привязанность к семье.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, формировать нравственные чувства.
- Способствовать физическому развитию в процессе пребывания на воздухе.
Воспитание патриота - сложный процесс. Для решения этих задач использовала благоприятные условия: интересный и доступный материал, последовательная ориентация на образование, обеспечивающая формирование духовного мира ребенка, тесную связь с семьей.
Одним из проявлений патриотизма является любовь к природе, поэтому всю свою работу я провожу через экологическое образование, сущность которого заключается в сформированности человека с новым экологическим мышлением, способным осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа играет важную роль в привитии любви к Родине.
Начиная работу по пробуждению любви к родному краю, я отбираю, систематизирую знания о ней, продумываю и рассказываю то, что характерно для нашего города, республики, показываю связь родного края со всей страной.
В целях желания детей больше узнать о природе родного края, составила и использую в работе конспекты занятий по временам года:
- "Золотая осень"
- "Путешествие в зиму"
- "Прогулка с весной"Весна"
Во всех видах деятельности учу детей, не причинять зла и страдания живым существам, которые слабее их, рассказываю, как правильно о них заботиться. При общении с природой, взаимодействии с растениями и животными дети становятся добрее, проявляют интерес к природе, радуются всему увиденному, осваивают правила и нормы поведения в природе. Для этого оформила альбомы:
- "Сохрани природу",
- Экологический проект "Дерево",
- "Лекарственные растения Сибири",
- "Птицы Красной книги",
- "Экология и ты",
- "Что мы заем о веществах".
Для воспитания чувств патриотизма, нравственных качеств, формирования представлений о природе, гуманного отношения ко всему живому мы используем разнообразные формы и методы: тематические занятия, беседы, наблюдения окружающего мира, уход за растениями, целевые прогулки, опытническую деятельность, экологические игры, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций картин, слушанье музыки, разучивание стихов, песен, викторины, создание проблемных ситуаций.
У меня есть свой девиз: " Каждый день начинать с любовью, а заканчивать с миром".
Самым важным воздействием на детей являются наблюдение и целевая прогулка, впечатление от которых вызывает изумление и восхищение, проходят через детские сердца. Каждой прогулке придумываю своё название:
- "В гости к старичку Лесовичку";
- "Помощь рябинке";
- "Путешествие с картой";
- "Телеграмма от Домовенка Кузи";
- "Встреча с Квакушей";
- "Осень золотая в гости к нам пришла";
- "Прогулка с лупой";
- "Помоги природе";
- "Найди сокровище";
- "В лаборатории Капитоши";
- "Мир вокруг сада";
- "Загадки на грядке";
- "Юные огородники";
- "Весна пришла";
- "Зимний денек";
- "Встреча с удивительным";
- "Собери приметы в лукошко";
- "Жалобы растений";
- "Компас - помощник";
- "Растения - доктора детей";
- "Волшебная клумба";
Вместе с нами гуляют сказочные герои: Квакуша, Каркуша, Баба-Ёжка, Домовенок Кузя, Мороз Иванович, Водяная капелька Капитоша, Девочка Почемучка.
Обычно перед прогулкой получаем письма, телеграммы, пользуемся схемами - путешествий, записками и т.п. Свою работу по знакомству с природными явлениями мы организуем на территории детского сада. Чтобы заинтересовать детей, я составила карту экологической тропинки, хозяином которой является кот Кеша. Проходя по тропинке, мы знакомимся с уголками сада, леса, огорода. Радует, что дети могут называть и показывать разные деревья, кустарники. Во время путешествий предлагаю детям прислониться к дереву спиной, щекой, обхватить его руками, потрогать, понюхать, погладить, спрашиваю, что они чувствуют, обращаю внимание на ствол, ветки, листья, почки, корни, выделяю время, чтобы с закрытыми глазами послушать тишину природы, пение птиц. Прошу рассказать о том, что они услышали: ветер, шум и шорох листьев, стук веточек, скрип деревьев, шагов, писк и пение птиц. У детей возникает много разных вопросов:
- Как залечить ранку берёзке?
- Как помочь букашке?
- Почему нельзя трогать гнезда?
- Зачем нужно убирать старые листья?
Воспитывая у детей сочувствие и сострадание к окружающей природе, я тем самым ненавязчиво учу любить окружающий мир, Родину, болеть всей душой за родной дом, семью, народ.
Систематически подчеркиваю, что человек - хозяин природы, что от его отношения к ней зависит, каким будет мир вокруг нас. Напоминаю детям, что в природе все взаимосвязано, поэтому надо сохранять все живое, чтобы не пришлось жить без растений, насекомых, птиц, животных. Закрепляю правила поведения в природе, чего нельзя делать, а что можно и нужно:
- Не рвать много цветов, а любоваться ими, и сажать новые;
- Не трогать муравейники, огородить забором;
- Не разорять гнезда птиц,
- Не бросать мусор, а убирать за собой;
- Не расходовать зря воду, а беречь ее;
- Оберегать животных, подкармливать их;
- Беречь лекарственные растения, собирать их и сдавать в аптеку;
- Не шуметь в лесу, а заботиться о тишине лесных жителей;
Особую роль отвожу опытнической работе. Наблюдаем, как вырастают ростки на картофеле, корешки отростков герани, прорастают семена огурцов, фасоли, пшеницы, как растёт рассада, как появляются всходы моркови, укропа, фасоли, тыквы, бобов. С интересом следим за жизнью цветков в темноте и на солнце, что случается с листьями, если их закрыть бумагой, с какой стороны проникает воздух в лист, смазанный вазелином, как рыхлят землю черви и др. А сколько радости и изумления доставляют длительные наблюдения за ростом лука, овса, гороха и т. д. Вот один из примеров. Я принесла в группу землю в овальной баночке, сверху насыпала опилки, положила проросшие зёрна пшеницы и завязала капроновой тряпочкой, придав форму ёжика, и оставила в природном уголке. Серёжа Б. первым заметил зелёную травку и закричал: "Смотрите, к нам ёжик приполз!". В другой раз дети наблюдали за жизнью пиявки, которая жила в банке с водой, завязанной марлей вместо крышки. Когда было тепло, она лежала на дне, свернувшись клубочком, а когда шёл дождь, всплывала наверх. Впечатления от своих наблюдений дети передавали в своих зарисовках.
На пути экологической тропы знакомимся с лекарственными растениями: мятой, мелиссой, ромашкой, встречаемся с альпийской горкой, где расположены большие камни и растут разные виды цветов, где дети наблюдают за жизнью насекомых. Особое внимание дети обращают на цветочную клумбу, которая радует многообразием цветов: ландышей, тюльпанов, пионов, гладиолусов, ирисов, ромашек, нарциссов, весёлых ребяток, и т. д.
С помощью дидактических игр у детей развиваю у детей наблюдательность, речь, внимание, и память, формирую мыслительную деятельность.
- Большое место в жизни занимают такие игры как:
- Вершки и корешки (что едят);
- Где что зреет (на огороде - овощи, на дереве - фрукты);
- Хорошо - плохо (идет дождь, на улице грязь, но хорошо, что можно по лужам побегать);
- Живая - неживая (живая - растения, насекомые: вода, воздух, камни, солнце, почва);
- Кто - где живет (место обитания);
- Узнай, какой зверь (знания животных, внешний вид, повадки);
- С какого дерева лист (назвать дерево);
- Детки с ветки (Назвать дерево);
- Назови травы (закрепить название мать-и-мачеха, ландыш, подорожник, крапива, ромашка);
- Посели животное (Место обитания лес, луг, вода, почва);
- Что было бы: (всегда была зима);
- Посади птичку на ветку (зимующие, перелетные);
- Собери грибы (съедобные в лукошко);
- Кем я стал (Прикрепить картинку на спину, дети описывают отгадывают);
- Чей, чья, чьи? (назвать части тела животных);
- Знаток комнатных растений (находить описанное растение и называть его);
- Наши дети постигли истину: "Где побывал человек, должна оставаться чистота". Для закрепления этих знаний оформила такие игры как:
- "Учим классифицировать"
- "Мир и человек"
- "Значение растений"
- "Что такое природа"
Закладывая основы гуманного отношения к природе, учу прогнозировать последствия своих поступков к природе и людям.
Интерес вызывает и создание газет:
- "Экологический вестник";
- "Природа и мы";
- "Оглянись вокруг";
- "Остановись, мгновение".
Дети нашей группы играют в "Экологическую полицию", которая формирует у них навыки экологического грамотного и безопасного поведения. Дети сами проверяют отношение друг друга к природе по следующим параметрам:
- Как работают дежурные?
- Выключен ли свет?
- Закрыт ли кран?
- Есть ли пищевые отходы?
- Как сегодня ухаживали за цветами?
- Чистый ли воздух в группе?
- Как убирали участок?
Итоги подводятся в "Экологическом экране", где дети становятся не просто девочками и мальчиками, белочками или зайчиками.
Немаловажную роль в воспитании патриотизма играет и привитие трудолюбия. Дети выполняют роль дежурных по уголку природы, по занятию. Я обращаю внимание, чтобы трудовые поручения доводились до конца, чтобы дети несли ответственность за их выполнение. Это подтягивает детей, они испытывают гордость за то, что кому - то помогли.
Формирование нравственно-патриотических чувств проходит эффективно, потому что мы работаем в тесном контакте с семьей. Именно родители помогают нам закреплять знания о влиянии природы на человека, учат детей беречь природу. Родители приносят нам из дома животных, дети, рассматривая их, прикасаясь к ним, испытывают чувства радости, любопытства, переживания. Когда Никита Ш. принёс в группу черепаху, он рассказал, откуда она появилась, чем её кормит, как ухаживает. Он разрешил детям потрогать, погладить, покормить свою любимицу. Родители приносили для наблюдения ящерицу, морскую свинку, волнистого попугайчика. Такая связь с миром животных помогает расширить знания, получить множество впечатлений, формирует личность. Изучая природу вместе с детьми, учу понимать условия жизни на земле. Став взрослыми, они смогут влиять на тех, кто принимает решения для всей страны. Участвуя в жизни семьи, детского сада, города дети приобретают чувства собственного достоинства, понимают, что они тоже являются частичкой своей страны.
Мамы и папы понимают важность этого вопроса и стремятся помочь нам. Родители окапывают деревья, кустарники, приносят семена и корни цветов для посадки, ежегодно строят горки и снежные фигуры, позволяющие детям физически развиваться, а дети оказывают посильную помощь (подвозят снег, утрамбовывают его и т.д.) Дети совместно с родителями мастерят разнообразные кормушки, приносят в детский сад, развешивают их, подкармливают птичек зернышками, крупой, принесёнными из дома. Мы поощряем такие начинания, ведь так рождается гражданская ответственность защищать природу. Помощь родителей отражается в фотовыставках, в копилке добрых дел, в посылке благодарственных писем.
Воспитывая уважительных и любознательных детей, я воспитываю будущих патриотов Родины, народа, природы. Нынешние дети растут в совершенно другое время, имеют другой уклад жизни. Для меня важно, чтобы детство каждого моего воспитанника было запоминающимся началом его жизненного пути, чтобы продолжала развиваться детская любознательность, чтобы каждый дошкольник стал развитой личностью, умеющей жить в гармонии с природой. Я считаю, что благодаря такой целенаправленной работе, наши дети уже в дошкольном возрасте чувствуют личную ответственность за родную землю.
Вид проекта: Познавательно - исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный (2недели).
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, помощник воспитателя, родители.
Проблема:
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Актуальность:
Наш край - удивительно красивый. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Приобретённые в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию интересов. Необходимо научить детей беречь и любить природу.
Цель:
Формирование экологической культуры старших дошкольников через ознакомление с явлениями природы родного края.
Задачи проекта:
Учить детей понимать и оценивать природные явления нашего края, их влияние на человека, растения и животных.
Развивать познавательную активность, способность устанавливать причинно - следственные связи между поведением животных, растений и погодными явлениями.
Воспитывать бережное отношение к родной природе, учить видеть красоту в каждом её проявлении.
Совершенствовать изобразительные умения детей, поощрять желание детей использовать разнообразные материалы для рисования.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап
- Практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно - развивающей среды;
- Определение цели;
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Основной этап
- Проведение комплекса мероприятий
- Взаимодействие с родителями
Заключительный этап
- Праздник в МБДОУ «».
Предполагаемый результат:
Сформированность представлений детей о явлениях природы в разное время года;
сформированность желания изучать природу и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой;
пополнение активного словаря детей;
умение последовательно излагать
получение детьми удовольствия от выполненной работы в коллективе.
Предварительная работа:
Наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, беседы, дидактические, подвижные и пальчиковые игры, физкультминутки.
Наглядная информация:
Оформление стенда с работами детей, оформление альбома «Природные явления», оформление альбома «Небесная красота».
Взаимодействие с родителями:
Совместная работа детей и родителей: совместное наблюдение за погодными явлениями, за облаками (форма, размер, цвет).
Памятка для родителей «Что подскажет нам природа – народные приметы».
Методы и приёмы:
наглядный (наблюдение, показ, демонстрация);
словесный (рассказ, чтение, беседа);
практический (игра, упражнения, опыты и эксперименты).
Продукт проектной деятельности:
Выставка детских рисунков «А за окном то дождь, то снег», рисунки-загадки «На что похоже облако?».
Итоговое мероприятие: Праздник в ДОУ «У природы нет плохой погоды».
Материалы к проекту:
Электронная презентация «Приборы метеоролога», «Природные явления», «Образование облаков и осадков», «На что похоже облако?».
Перечень примет о природных явлениях, поговорок о погоде, загадок о природных явлениях.
Картины, иллюстрации на тему «Красоты Колывани» (знакомство детей с природой родного края в разное время года), «Растения – синоптики».
Художественная литература:
И. Бунин «Лес, точно терем расписной»,
С. Есенин «Белая береза», «Поет зима - аукает», К. Бальмонт «Снежинка», «Осень».
Рисунки детей.
Используемая литература:
1. «Юный эколог» С.Н. Николаева.
2. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет».
3. «Беседы о природных явлениях и объектах» Т.А. Шорыгина.
4. Использование ИКТ и интернет ресурсы: «Приборы метеоролога», «Природные явления», «Образование облаков и осадков», «На что похоже облако?», «Растения – синоптики».
План реализации проекта:
Понедельник
1. НОД «Интересная наука – метеорология»
2. П\игра «Солнышко и дождик»
3. Просмотр презентации «Приборы метеоролога»
Формировать представление о науке метеорологии, приборах метеоролога.
Обогащать активный словарь детей по теме: метеоролог, метеорология, метеостанция и т.д. Совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Рассматривание карточек с изображением различных явлений природы (дождь, солнце, ветер, снег и т. д.);
Знакомство с приборами на метеостанции и приборами, которые есть в детском саду (снегомер, гидрометр, гигрометр, флюгер, наружный термометр)
Вторник
1. Рассказ «Спор облачка, дождика и грозы» (см. приложение)
2. Экспериментирование
«Круговорот воды в природе» (см. приложение).
Развивать любознательность.
Обогащать активный словарь детей.
Формировать представление детей об образовании облаков и круговороте воды в природе.
Чтение, ответы на вопросы, рассуждение.
Раскрыть многогранность природных явлений в жизни человека.
Учить искусственно, создавать природные явления, объяснять увиденное.
Среда
1. Наблюдения в природе « Солнце – источник тепла и света»
2. Пальчиковая гимнастика ( приложение)
3. Настольная игра «Времена года»
Развивать умение устанавливать причинно - следственные связи, воспитывать культуру экспериментальной работы.
Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук.
Наблюдение: солнце как источник тепла и света, необходимое для всего живого (наблюдение за растениями на затененной и солнечной стороне участка).
Пальчиковая гимнастика «Кап-кап».
Четверг
1. Восприятие художественной литературы «Экологические сказки: Сказка о радуге»
2. Экспериментирование «Дружба песка и воды».
3. Просмотр мультфильма «Подарок для Милы»
Формировать представление о радуге как природном явлении, имеющем прямую взаимосвязь с погодными явлениями.
Развивать любознательность.
Обогащать активный словарь детей.
Закрепить знания детей о свойствах воды и песка.
Чтение, обсуждение экологической сказки «Сказка о радуге», формулирование детьми предположений о возникновении радуги как природного явления.
Экспериментальная работа на прогулке «Вода и песок». Постройки из песка «Песочный городок».
Пятница
1. День пословиц и примет ( приложение)
2. Наблюдение в природе «Какого цвета небо?»
3. Рисование акварелью «На что похоже облако?»
4. Подвижная/игра «Найди свою пару»
Активизировать мыслительную деятельность детей, углубить экологические знания, воспитывать трепетное отношение к природе.
Познакомить с разными видами облаков:
перистые, слоистые, кучевые.
Развивать наблюдательность и умение рисовать на основе личного опыта.
Пословицы, поговорки о погоде; народные приметы, связанные с явлениями погоды (животные, растения - синоптики); карточки с изображением животных и растений-синоптиков.
Просмотр фотографий: виды облаков.
Просмотр и анализ фотоальбома: «На что похоже облако».
Рисунки-загадки. Выставка рисунков.
Понедельник
1. НОД «У природы нет плохой погоды»
2. Наблюдение в природе (рассматривание гигрометра): осадки, влажность
3. Пальчиковая гимнастика.
Учить детей понимать неизбежность и важность в глобальных масштабах явлений природы.
Развивать наблюдательность.
Учить анализировать и находить взаимосвязи между показателями гигрометра и наличием осадков в этот день.
Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук
Просмотр изображений явлений природы, в том числе и опасных для человека. Подведение детей к мысли о том, что любое природное явление достойно внимательного изучения, красиво само по себе, человек должен знать как вести себя в чрезвычайных ситуациях (во время грозы, ливня, сильных порывов ветра и т.д.)
Пальчиковая гимнастика «Солнышко» (В. Данько)
Вторник
1. Просмотр мультфильма «Земляничный дождик»
2. Составление рассказов «Я люблю такую погоду…»
3. Изобразительная деятельность (рисование) «А за окном то дождь, то снег…»
Закрепить названий природных явлений с последующим их описанием.
Развивать воображение.
Учить изображать на листе бумаги погодные явления (выбор материала самостоятелен)
Просмотреть, проанализировать мультфильм «Земляничный дождик», ответить на вопросы по мультфильму, пофантазировать на тему «Я люблю такую погоду…», побудить детей к составлению фантазийных рассказов на тему природных явлений с последующим изображением их на бумаге.
Среда
1. День отгадывания загадок (см. приложение)
2. Трудовая деятельность в природе: полив растений
3. Наблюдение за гигрометром, облаками, солнцем.
4. Восприятие художественной литературы
«Сказка про ветер»
Учить отгадывать и составлять загадки, опираясь на описание основных признаков природных явлений.
Закреплять знания о необходимости полива растений при жаркой и сухой погоде.
Закреплять умение пользоваться лейкой и грабельками.
Развивать наблюдательность.
Повторить основные признаки природных явлений и, опираясь на них, формулировать содержание загадки. Проверку осуществлять с помощью картинок.
Пронаблюдать погодные условия и опытным путем установить, что при жаркой погоде земле, а, следовательно, и растениям необходима вода.
Четверг
1. Изобразительная деятельность: иллюстрирование песни «Хорошая погода»
2. Подвижная/игра «Солнышко и дождик»
Закреплять умение иллюстрировать знакомое произведение.
Развивать воображение, внимание, зрительную и слуховую память.
Закрепить правила поведения при различных погодных явлениях.
Повторить знакомую песню «Хорошая погода», подготовить иллюстрации к презентации песенки на итоговом мероприятии.
Отрабатывать быструю смену действий, опираясь на музыку.
Пятница
Итоговое мероприятие «У природы нет плохой погоды»
Развивать творчество, слуховую память, двигательную активность.
Повторить правила поведения в местах большого скопления людей.
Воспитывать взаимоуважение, дружеское отношение друг к другу.
Отгадывание загадок о природных явлениях, конкурсы: нарисуй радугу, собери снежки; п/игра «Солнышко и дождик»; исполнение песен «Хорошая погода», «Летняя песенка»; исполнение танцев «Топ-топ», «»Радуга», «Зонтики»
Приложение 1
«Сказка о трех друзьях».
Жили – были на свете Облако, Дождь и Гроза. Жили они, не тужили. Но вот однажды возник у них спор – кто, же из них самый главный и нужный. Облако утверждало, что оно самое главное, так как оно закрывает землю от солнца, чтобы на земле не было слишком жарко. Дождь, говорил, что он самый главный и нужный, так как он поливает землю, а всему живому нужна вода. Гроза, говорила о том, что она нужна, ведь она разгоняет облака и тучи, чтобы потом светило солнышко, чтобы все росло, и расцветало.
Воспитатель: Какая интересная сценка. Скажите, а облака, дождь и гроза когда впервые появляются? Верно, весной. А какое сейчас время года? (Ответы детей). Посмотрите в окно, что вы видите на небе? Какая сегодня погода? (Ответы детей).
Поспорили облако, дождь и гроза. Как вы думаете, кто из них главнее? Чтобы это узнать, нужно знать, что собой представляют облака, дождь и гроза. Скажите, кто изучает природные явления и предсказывает погоду? (Ответы детей).
Приложение 2
Беседа о природных явлениях.
Предлагаю вам посмотреть и послушать о природных явлениях. И первое, о чём мы поговорим - на экране (облака).
Воспитатель:
Посмотрите, ребята, это облака. Они бывают разных видов: кучевые облака – держаться на небе кучками, появляются перед дождём.
А это перистые. По состоянию облаков можно предсказать погоду. Когда они плывут высоко в небе и имеют небольшие размеры – жди хорошую погоду. Облака состоят из бесчисленного количества капелек воды. Посмотрите на экран и скажите, какое облако? (ответы детей - подбор определений).
- Облака, гонимые ветром, соединяясь друг с другом, превращаются в тучу. Она становиться темного цвета (серого, фиолетового). Когда капелек воды набирается много, они становиться очень тяжелыми и выпадают на землю. Скажите, какие вы знаете осадки? (ответы детей).
- Дождь - это один из видов атмосферных осадков. Капля дождя при своем падении нередко увлекают различные примешанные к воздуху частички (пыль, дым, пыльцу растений). Сильный дождь с крупными каплями называется ливнем.
- Гроза - это сильный дождь с молнией и громом, а иногда и с градом. В солнечный день после дождя на небе мы можем увидеть радугу. Гроза возникает, когда теплый, влажный воздух быстро поднимается вверх и формирует грозовые облака. Идет дождь.
Если влажный воздух поднимается еще выше, он встречается с еще более холодным воздухом (настоящим морозом) и капельки превращаются в крупинки льда, и идет град. Град обычно идет с дождем. Одни льдинки успевают растаять, другие же самые крупные падают на землю.
Внутри грозового облака дождевые капли, и ледяные градины сталкиваются между собой, создавая в грозовой туче мощный энергетический заряд. Эти заряды, пробивая воздух, перескакивают с облака на соседнее облако или с облака на землю. Так возникает мощная искра. Это МОЛНИЯ.
- Скажите, когда чаще бывает гроза? По каким признакам в природе можно догадаться, что приближается гроза? Что бывает вначале - гром или молния? (ответы детей). Показ видео - грозы.
- Ребята, я предлагаю вам составить предложение про молнию…..(дети составляют предложение с опорой на картинку по цепочке)
- Что может произойти во время грозы? (ответы детей) Молния, во время грозы очень опасна. Она очень часто попадает в одиноко стоящие предметы, может разнести в щепки целое дерево и устроить пожар. А знаете ли вы правила поведения во время грозы (ответы детей).
- Верно. А еще во время грозы:
Зачитываются те правила, про которые дети не говорили.
- Ребята, есть такая пословица «И гроза не всякому грозна». Почему так говорят (Ответы детей - разбор пословицы).
- Теперь вы знаете о природных явлениях, и как вести себя во время грозы.
Приложение 3
Экспериментирование.
Ребята, я приготовила для вас несколько загадок. Отгадайте.
Стучит без рук, Горит без огня. Это - гром и … (молния)
Возьмите по два шарика. Потрите о шерстяную ткань и соедините их. Что произошло? ( Шарики отодвигаются друг от друга). Так происходит потому, что заряды отталкиваются друг от друга. Вот так же, как наши шарики отодвинулись друг от друга, в небе грозовые облака, сталкиваются друг с другом и, отталкиваясь, возникает мощная искра. Это и есть молния. Гром и молния раздаются одновременно, но так как свет движется быстрее звука, то мы видим сначала молнию, а затем слышим гром.
Слушайте следующую загадку:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять (вода).
- Потрогайте её, - какая она? (ответы детей). Я вам сейчас покажу опыт, как капелька воды путешествует (кипящий чайник, к струе пара поднести холодное стекло).
- Что выходит из носика чайника, при закипании воды? Откуда пар появился в чайнике? Ведь в него наливали воду? Вода при нагревании превращается в пар. Посмотрите, что произошло со стеклом? Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду. Так капелька воды путешествует в природе.
Отгадайте ещё одну загадку:
Крупно, дробно зачастило, всю землю напоило (дождь).
- Возьмем лейку и посмотрим, что же произойдёт (идёт дождь). Что осталось после дождя? Лужи растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются. Солнце пригревает нашу землю, вода испаряется, так же, как испарялась при закипании в чайнике. А сейчас возьмите бутылочки и полейте из них. На что сейчас похожа струя воды? Ливень идёт день, идёт два. Когда сильная гроза и шквалистый ветер, ливень обрушивается на землю и льёт «как из ведра», говорят в народе. Что тогда происходит? А весной, когда тает снег, лёд на реках, вода выходит из своих берегов, то тоже может произойти наводнение. Дома, расположенные вдоль рек, могут быть затоплены. О приближающемся наводнении сообщают метеорологи, они предупреждают людей об опасности. При сообщении о наводнении необходимо срочно эвакуироваться. Если не успели, то надо подняться на возвышенность или на крышу дома и звать на помощь, позвонив в службу спасения. Назовите номер службы спасения. Вот какая природная катастрофа может произойти во время грозы.
Приложение 4
Пальчиковая гимнастика «Капли»
Капли первые упали, пауков перепугали дождик, застучал сильней, птички скрылись средь ветвей. Дождь полил как из ведра, разбежалась детвора.
В небе молния сверкает, гром гремит - не затихает
Дождь прошел, и снова солнце засияло нам в оконце.
Приложение 5
Приметы, поговорки, загадки. Приметы о погодных явлениях.
СНЕГ
Первый снег всегда тает.
Пока лист с вишен не опал, сколько бы снегу не выпало, оттепель его сгонит.
Если с березы лист не опал полностью, снег ляжет поздно.
Постоянный снег ложиться ночью.
ДОЖДЬ
Ласточки летают низко - будет дождь.
Воробьи в пыли купаются - к дождю.
C листьев ивы обильно каплет влага - к ненастью.
Утром сухо, нет росы - жди дождя.
Растения – синоптики.
Кроме вышеперечисленных признаков, предсказать погоду могут некоторые растения. Они заранее реагируют на изменение погоды.
* Фиалка душистая перед дождем прячет свои фиолетовые лепестки, так как влага губительна для нее. Так же ведут себя цикорий обыкновенный, сердечник луговой, звездчатка, вьюнок полевой, кувшинка белая. Их цветки закрываются перед дождем и ненастьем.
* По берегам рек, на других влажных местах растет чистяк весенний. В ясную погоду его цветок открыт. Но едва солнце спрячется за тучи, как яркие лепестки сгибаются к середине, прикрывая тычинки.
* Настоящим барометром считается ветреница дубравная. В ясную солнечную погоду ее бело-розовые цветки радуют глаз. Но если вы заметили, что еще днем, когда светит солнце, ее лепестки начинают складываться, значит надо ждать ухудшения погоды.
* Среди массы зелени ярко светят "фонарики" чистотела. Но вот они начали тускнеть, стали еле заметны. Растение сигнализирует: скоро будет дождь.
* В мае-июне луга покрыты желтым ковром одуванчиков. Это растение тоже заблаговременно предсказывает погоду. Представьте, что утром, проходя мимо знакомого луга, вы не узнаете его: желтый "ковер" почти исчез, цветки одуванчика сжались в плотный шарик, укрылись зелеными обертками. Солнце уже поднялось, греет вроде бы по-прежнему. А одуванчик не спешит раскрывать свой цветок. Секрет прост: близится гроза.
Одуванчик может предсказать погоду и после того, как отцветет, когда на его стройной ножке появится пушистый шарик. Сорвите такой шарик и дуньте на него. Множество пушинок легко срываются и поднимаются в воздух. Так бывает в ясную хорошую погоду. А перед дождем, когда влажность воздуха повышается, пушинки не легко сдунуть, они, словно приклеены.
* По-своему реагирует на погодные изменения клевер луговой. Его трехлопастные листики перед ненастьем складываются. А задолго перед улучшением погоды, когда небо еще пасмурное, они распрямляются.
* В сухую погоду листья костяники, а также бессмертника обычно закручены. А при повышении влажности они раскручиваются или загибаются вверх. Это- предупреждение о приближающемся ненастье.
* Если ветки елки и можжевельника, устремленные в ясную и сухую погоду вверх, начинают опускаться - ждите ненастья.
* Некоторые растения о предстоящем изменении погоды предупреждают выделением пахучих веществ. К ним относятся горицвет весенний, дрема луговая, белая и желтая акация, донник лекарственный.
* Есть и такие растения, которые уже за несколько дней до дождя начинают "плакать" - выделять из себя излишнюю воду. Так, примерно за три дня до начала дождя начинает "плакать" клен. Капельки воды появляются перед дождем на листьях камыша, ивы. Влажными становятся листья осокоря, черемухи.
(Ю. Теплов)
Пословицы и поговорки о погоде.
• Хоть и хороша погода, а зонтиком запасайся.
• Серенькое утро — красный денек.
• Сбежались тучки в одну кучку — быть ненастью.
• Сиди у моря да жди погоды.
• С погодой не поспоришь.
Загадки о явлениях природы, погоде.
Ревнул вол за сто сёл, за сто речек. (Гром)
Конь бежит земля дрожит. (Гром)
Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Облако)
Крашеное коромысло через реку повисло.
(Радуга)
Рассыпался горох на семьдесят семь дорог,
никто его не подберет. (Град)
Шел, долговяз, в землю увяз. (Дождь)
Заря-зоренька ключи потеряла. Месяц пошёл - не нашёл, Солнце пошло - ключи нашло. (Роса)
Бежал по улице, на другую перешёл, а по третьей полетел.
(Ветер)
Без рук, без ног, под окном стучится, в избу просится.
(Ветер)
Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)
Белые мухи на поле сели. (Снег)
Белая скатерть все поле укрыла. (Снег)
Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрет, тогда заревёт.
(Снег)
Лежал, лежал, да в речку побежал. (Снег)
На дворе горой, а в избе водой. (Снег)
Гуляет в поле - да не конь. Летает на воле - да не птица.
(Метель)
Дедушка мост мостит без топора и без клиньев. (Мороз)
Старик у ворот
Приложение 6.
Практическая деятельность в познавательно - экологическом развитии старших дошкольников
Автор: ЧИКЛИЧЕЕВА Г.Ш.
Цель:
Закрепление и систематизация знаний детей о весенних изменениях в природе.
Решение проблемных ситуаций экологической направленности.
Задачи:
Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе, названия весенних месяцев и характерные признаки весны. Познакомить детей с народным фольклором — закличками, повторение
примет и поговорок о весне. Пополнять и активизировать словарь прилагательными, ввод новых слов. Развивать логическое мышление, умение делать выводы, развивать память, мелкую моторику кистей рук.
Ход ННОД:
Дети под музыку входят в зал и встают в круг.
Воспитатель: Давайте поздороваемся со всеми.
Здравствуй, небо!
Здравствуй, земля!
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, речка!
Здравствуйте, птички!
Здравствуй мне!
Здравствуйте Вам!
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
Тает снежок,
Ожил лужок
День прибывает,
Когда это бывает? (весной)
Воспитатель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам присесть, мы будем говорить о весне. Назовите мне, пожалуйста, первый месяц весны, (март)
Ребёнок: Замер лес в прозрачной дымке,
На деревьях тают льдинки,
С веток капает капель,
И слышна синицы трель.
(показ слайда)
Воспитатель: Пригрело весеннее солнышко, снежные сугробы начали таять. Со звонким журчанием потекли ручейки, устремились к озёрам и рекам. Реки тоже просыпаются. Что же происходит на реке? (лёд трескается и ломается и начинается ледоход) Ребята, а из каких двух слов состоит слово «Ледоход»? (Лёд и ход) (показ слайда)
Воспитатель: Мы поговорили про март - первый месяц весны, а как называется второй месяц весны? (апрель)
Ребёнок: Дружно лопаются почки,
Распускаются листочки.
На траве роса дрожит,
Лось за радугой бежит.
Воспитатель: Просыпается весной природа. Пробуждаются ото сна деревья. Глубоко в земле, корни деревьев вбирают в себя влагу оттаявшей земли. Весенние соки могучим потоком поднимаются вверх по стволу в сучья, наполняя собой почки. А что происходит с почками? Набухают, почки лопаются, появляются первые листочки. (Показ слайдов).
Воспитатель: Верно, ребята, но не у всех деревьев сразу появляются листочки. Например, берёзы и осины выпускают серёжки. Они становятся такими красивыми, что хочется танцевать. Давайте, дети, исполним танец:
Танец "Берёзка", (танец исполняют девочки).
Воспитатель: Какой месяц весны мы ещё не назвали? (май)
Ребёнок: Снег сошёл, запахло трелью,
Прокатился в небе гром.
Муравьи под старой елью,
Всем семейством строят дом.
Воспитатель: Едва весна прогонит с земли снег, как на пригорках вдоль дорог зажелтеют цветы мать-и-мачехи, будто весеннее солнышко послало к нам своих гонцов (показ слайдов). Если потрогать листья этого цветка, то вы ощутите гладкий верх, прохладный, словно прикосновение мачехи суровой. А низ, будто покрыт беловатым войлоком, мягкий и тёплый — словно приласкала тебя ласковая матушка. (Дать детям потрогать настоящие листья мать-и-мачехи). Но этот цветок не единственный, вместе с ним появляются первоцветы, подснежники, одуванчики и медуницы.
Прилетают первые вестники весны - скворцы. (Показ слайдов). И так, весна у нас в самом разгаре. А какие вы знаете пословицы и поговорки о весне?
(Зима снегом богата, а весна водой.)
(Вода на лугу, сено в стогу.)
(Веной сверху печёт, а снизу морозит.)
Словесная игра: « Подбери словечко».
Мы много говорим о весне.
Воспитатель: В старину люди устраивали гулянье и зазывали весну, чтобы она быстрее приходила, давайте и мы с вами позовём весну.
Ребёнок: Весна, весна красна!
Приди весна с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
Корнём глубоким,
С хлебами обильными.
(Тишина). Не слышит нас весна. Давайте споём песню о весне.
Песня «Веснянка»
Заходит весна с книгой (грустная, задумчивая, в сером и невзрачном одеянии).
Воспитатель: Дорогая, Весна, от чего ты такая печальная?
Весна: Здравствуйте, ребята! Я слышала ваши голоса.
Ступая по земле, я встречалась с обитателями планеты. Они обращались ко
мне с жалобами. Жалоб было так много, что получилась целая книга. Я так её и назвала «Жалобная книга природы».
Воспитатель: Давайте послушаем, с какими жалобами обращались к Весне.
Жалоба Ели (запись на магнитофонную кассету): Грустно и одиноко мне в лесу. Совсем я одна осталась. А ведь вокруг меня росло когда-то десять ёлочек-красавиц. Но под Новый год появились в лесу жестокие люди с топорами, вырубили их под самый корешок и увезли. Прилетели через несколько дней снегири и рассказали, что лесных красавиц поставили в комнаты, нарядили, полюбовались на них
несколько дней, да и выбросили на помойку. И стройные зелёные ёлочки
превратились никому не нужный мусор. А какие славные они были. Правда и детей мне жаль: что за Новый год без ёлки? (запись прерывается)
Весна: А я сейчас шла по опушке леса, действительно видны одни пеньки.
Воспитатель:
Действительно, как же быть, как поступить в этом случае? (дети предлагают различные варианты, купить ёлку, выращенную в специальном питомнике, купить искусственную ёлку, украсить помещение ветками. Сделать самим из бумаги и др.)
(Весна переворачивает следующую страницу)
Жалобы животных (запись на магнитофонную кассету):
Заяц: Хорошо мне было зимой, вокруг всё чистенько, белым-бело. Я ел осиновую кору и радовался.
Медведь: Тебе-то - хорошо. А вот я - проснулся. Вышел на солнышко
погреться, а вокруг пакеты и бутылки, стекло битое - лапу поставить некуда.
Заяц: Точно, точно, даже травки не видно.
Воспитатель: Чем же мы можем помочь животным? (надо убрать весь мусор и поставить в лесу мусорный бак . А лучше когда приходишь в лес не надо сорить и разжигать костры. Мусор уносить с собой,
(Весна переворачивает следующую страницу)
Жалобы птиц (запись на магнитофонную кассету): Прежде всего, хотим поблагодарить вас ребята – зимних столовых ( кормушек) у нас было не мало. Вы вовремя об этом позаботились. Спасибо!
Вам то - хорошо, а вот мы перелётные птицы вернулись в разбитые скворечники, разрушенные гнёзда и поселиться нам теперь негде.
Воспитатель: Как же мы можем помочь, как поступить в этом случае'?
(построить новые скворечники, не позволять никому их разрушать)
Воспитатель: Теперь мы понимаем, что опечалило весну.
Весна: Ребята, сегодня мы говорили с вами и решали очень важную
проблему. Об этом должны знать все дети и родители.
Воспитатель: Я предлагаю сделать всем вместе поделку, а чтобы всем стало понятно, расскажем мамам, папам, друзьям как, они могут помогать природе.
(дети подходят к столу где лежит приготовленный материал)
Воспитатель: Давайте сделаем весенний лес, такой, каким хотели бы видеть его обитатели: звери, птицы и растения. И по которому и нам с вами было бы приятно прогуляться, чистым и красивым.
Перед работой нужно размяться самим и размять наши пальчики, чтобы лучше работалось.
Физкультурная минутка: "Стая птиц"
Пальчиковая игра: "Гнездо"
Дети выполняют на фоне музыки коллективную работу «Поможем природе весной, которую вывешивают в приёмную для просмотра родителям, при этом, каждый ребёнок рассказывает о своём творческом участии, о путях помощи животным и птицам весной. В процессе работы дети выполняют
артикуляционное упражнение: «Ворон».
(пока дети работают, весна переодевается в красивый наряд).
Весна: Большое спасибо ребята, за ваше доброе сердце прямо меня преобразило. Мне стало спокойней за будущее нашей природы. Но мне пора возвращаться к своим делам. До свидания дети. (Дети прощаются с весной).
Приложение: И Г Р Ы.
Подвижная игра: «Ручеёк»
Цель: Развитие двигательной активности, координации движений и внимания.
Словесная игра «Подбери словечко»
Цель: пополнить словарный запас слов; развивать умение слушать друг друга, развитие логического мышления.
Дети встают в круг и, передавая искусственный цветок из рук в руки, каждый говорит одно слово, отвечающая на вопрос, какая бывает весна? (ранняя, долгожданная, тёплая, ласковая и т.д.)
Физкультминутка «Стая птиц»
Цель: психо - эмоциональная разгрузка у детей. Здоровье укрепляющие упражнения.
(дети встают в круг)
Как-то раннею весной, на опушке на лесной,
Появилась стая птиц: Не скворцы и не синицы,
(дети бегают на цыпочках, чуть подняв согнутые в локтях руки).
А большущие грачи Цвета чёрного, как ночь.
Разбежались по опушке,
(приседают)
Прыг-скок, крак-крак! Там жучок, там червячок!
Крак-крак-крак !
(бегают в разные стороны, наклоняясь вперёд, вниз).
Пальчиковая игра «Гнездо»
Цель: развитие крупной и мелкой моторики рук.
На опушке леса стояло высокое дерево,
(локоть левой руки упирается на поверхность стола, руки подняты вверх)
Большие толстые ветки дерева раскинулись в разные стороны, (пальцы напряжены и расставлены в стороны).
Однажды к этому дереву прилетел дятел. Сел он на самую длинную ветку и стал по ней стучать
(Большой и указательный пальцы правой руки соединены в виде длинного клюва и напряжены. Они ударяют по среднему пальцу левой руки).
Сначала дятел стучал тихо, боясь разбудить лес своим стуком. А потом решил постучать громче, чтобы лучше прослушать старое большое дерево, (пальцы правой руки, сложены в виде клюва, ударяют по другим пальцам
Левой руки с разной силой: то слабо - тихо, то сильнее - громче).
Скоро в дереве появилось дупло,
(пальцы обеих рук плотно переплетаются, ладони образуют круглый домик)
Прилетела к дуплу птичка-невеличка, крылышками машет, кружит над дуплом.
(кисти рук внутренней стороной к туловищу, большие пальцы крепко сцеплены, а остальные пальцы ритмично движутся, как в полёте крылья у птицы).
Понравилось птичке дупло, Решила она свить здесь гнездо.
Артикуляционная гимнастика: «Ворон».
Цель: Развитие речевого аппарата.
В гости к детям прилетела птица;
"Кар-кар, я летала, кар-кар, я устала
Кар-кар, посижу? кар-кар, отдохну"
Эта птица хорошо всем знакома
Называется она………ворона.
Приложение
Сценарий итогового мероприятия
«У природы нет плохой погоды»
Дети группы «Непоседы показывают ребятам младших групп свое выступление.
Проводит воспитатель - Чикличеева Г.Ш.
В центре зала 4 ребенка, изображающие краски, стоят на импровизированном мостике и рисуют кистями картины времен года.
Выходит ведущий и художник с палитрой, на которой четыре цветных шарика: синий, зеленый, красный, желтый.
Звучит музыка «Оранжевая песенка» дети на сцене поют.
Ведущий: Поспорили краски, какая важнее,
Какая, природе, краска нужнее?
Кричала зеленая,…
Зеленая краска:
Я! Это я! Весной без меня поверьте нельзя.
Ведущий: Воскликнула синяя:
Синяя краска:
Чем же я хуже?
Зима без меня будет серой и скучной.
Красная краска:
А лето, без красной, не лето совсем.
Ведь красное солнце тепло дарит всем.
Желтая краска: А осенью желтой раскрасим листву,
И ею раскрасим кусты и траву.
Ведущий: Сказал им Художник:
Художник:
Я знаю ответ:
Из вас, ни одной, самой главной тут нет!
Любые цвета природе нужны. В природе все краски, поверьте, важны.
Все вместе: И это сейчас докажем вам МЫ.
Художник:
Краски, бегите к ребятам.
«Вытягивает» из палитры шар цвет синего. На фоне метели читает стихи.
Заковал мороз в лёд озёра, вместо синих волн - гладь простора, вместо сильных волн - снег, да иней, да позёмки след тёмно – синий.
(Привязывает синий шарик к «мостику»)
Ведущий:
Раскрасил художник синим цветом зиму. И обрадовалась природа этому цвету. Красотой заискрилась земля. А дети нашей группы рады зиме, весело топают они по синей планете.
ТАНЕЦ «» (исполняют дети)
Ведущий: Я предлагаю поиграть в игру. Зимой очень много снега. Он сейчас может растаять. Его надо поскорее собрать.
ИГРА «Соберем снежки» (2 команды)
Художник «вытягивает» из палитры шар зеленого цвета. На фоне капели читает стихи:
«Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи, и лес оденется зеленою листвою».
Привязывает зеленый шарик к «мостику»
Ведущий:
Раскрасил художник зеленым цветом весну. И пробудилась природа ото сна. Заиграла лучистыми красками. Повисла над зеленой планетой яркая радуга. А ну-ка, ребята, выходите, покажите нам свою радугу.
ТАНЕЦ «РАДУГА» (исполняют дети)
Ведущий:
А как вы думаете, радугу легко рисовать? А вот это мы сейчас посмотрим. Художник, расскажи детям правила рисования радуги.
Художник
Объясняет правила рисования радуги на примере.
- Ребята можно использовать нашу формулу!!!Вспомнили?!
«Каждый охотник должен знать, где сидит фазан…»
Конкурс «Нарисуй радугу» (дети рисуют)
Художник:
Вытягивает из палитры шар красного цвета.
На фоне звуков леса читает стихи:
«Изнуряет жарой и светом солнце яркое в знойный полдень, Но я рад такой погоде, ведь красное лето такое».
Привязывает красный шарик к «мостику.
Ведущий: Раскрасил художник красным цветом лето. От яркого солнца распустились цветы, запели птицы, заблагоухала природа. Выбежали дети на летнюю полянку и поют свою летнюю песенку.
Песня «Лето» в исполнении детей.
Ведущий: И вдруг полил теплый летний дождик. Взяли детишки зонтики и танцуют под дождем, радуясь красному лету.
ТАНЕЦ «С ЗОНТИКАМИ» ( девочки)
Танец с зонтиками
Музыкально-ритмическая композиция
Танцуют 6-8 девочек с зонтиками.
Вступление: девочки выходят в центр зала, встают в шахматном порядке в 2 ряда, раскрытый зонтик держат перед собой двумя руками.
I куплет
Только дождик кончился – приставной шаг вправо
Кончился под ужин – развести руки в стороны и свести, зонт в правой руке
Кто бы знал, как хочется – приставной шаг влево
Погулять по лужам – развести руки в стороны и свести, зонт в левой руке
Кто бы знал, как хочется
Погулять по лужам – шагают вокруг себя высоко поднимая ноги
Припев
По лужам, по лужам весело и дружно – 1 ряд опускает зонт перед собой делает 8 шагов назад, второй ряд 8 шагов вперед.
По лужам, по лужам пробежаться нужно – 1 ряд поднимает зонт и возвращается на место, второй ряд 8 шагов назад.
По лужам, по лужам вот это счастье – 1 ряд опускает зонт перед собой делает 8 шагов назад, второй ряд 8 шагов вперед.
По лужам, по лужам вприпрыжку мчаться – 1 ряд поднимает зонт и возвращается на место, второй ряд 8 шагов назад.
Проигрыш: кружатся на поскоке, высоко подняв зонт.
II куплет
Но сказала мама нам знаете отлично – выставление поочередно ноги на носок 2 раза
Что приличным дамам бегать не прилично - выставление поочередно ноги на носок 2 раза
Что приличным дамам бегать не прилично – шагают вокруг себя
Припев
По лужам, по лужам весело и дружно
– девочки первого ряда пружинку
- девочки второго ряда на подскоке обегают их и возвращаются на место.
По лужам, по лужам пробежаться нужно
По лужам, по лужам вот это счастье
– девочки 2 ряда пружинку
- девочки 1 ряда на подскоке обегают их и возвращаются на место.
По лужам, по лужам вприпрыжку мчаться
Проигрыш: все выполняют боковой галоп по кругу. Поскок врассыпную, возвращаются на свое место, ставят зонт на пол перед собой.
III куплет
Все- таки немножечко быть хотим мальчишками
Чтобы после дождичка побежать вприпрыжку – приставные шаги вправо влево.
Чтобы после дождичка побежать вприпрыжку – поскок вокруг зонтика
Припев
По лужам, по лужам весело и дружно – подскок врассыпную между зонтов.
По лужам, по лужам пробежаться нужно
По лужам, по лужам вот это счастье
По лужам, по лужам вприпрыжку мчаться
По лужам, по лужам весело и дружно – остановится пред своим зонтом, руки «стряхивают капли», махи кистями вправо влево.
По лужам, по лужам пробежаться нужно
По лужам, по лужам вот это счастье
По лужам, по лужам вприпрыжку мчаться – девочки 2 ряда пружинку.
В конце берут зонт правой рукой, поднимают вверх, одновременно левую ногу ставят влево на носок.
Список использованной литературы:
1. http://muzofon.com/ - детская песенка «По лужам»
Ведущий: А ведь с зонтиками можно не только танцевать. Еще с ними можно и поиграть.
Игра с зонтиками.
Художник:
Вытягивает из палитры шар желтого цвета. На фоне шума листвы читает стихи:
«Желтое солнышко, желтые листья, Желтые склоны, желтые кисти, В желтом саду ударяется оземь…
Желтое небо, желтая осень»
Привязывает желтый шарик к «мостику»
Ведущий: Раскрасил художник желтым цветом осень. Золотой стала планета.
На полях урожай созрел. А дети вышли на огород собирать урожай. «Сказка об овощах»
Ведущий: И понял художник, что все краски важны для природы.
Художник: Краски, бегите ко мне.
Выходят краски-дети и встают на мостик каждый возле шарика своего цвета.
Художник:
Весело вам было с ребятами? Посмотрите, какие красивые картины нарисовали дети. …И вообще не бывает у природы плохой погоды.
Выходят дети поют песню «О ПОГОДЕ»
Художник:
Мы с красками для вас ребята приготовили маленький сюрприз. Это разноцветные витаминки «счастья».
Раздают всем детям витаминки в разноцветных (синих, зеленых, желтых, красных) обертках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ценностное отношение к родному городу как основа патриотического воспитания дошкольников.
статья для педагогов дошкольных учреждений и родителей...
Система методической работы с кадрами по изучению традиций, как основы патриотического воспитания дошкольников
Привить детям любовь к родной культуре и истории, воспитывать у них чувство красоты и любознательности....
Перспективный план работы с детьми по теме «Формирование знаний о Тульском крае как основа патриотического воспитания дошкольников»
Комплексно - тематическое планирование...
«Духовно-нравственные основы патриотического воспитания дошкольников через приобщение их к культуре Терского казачества»
Проблема и актуальность:Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми,...
Краеведение - основа патриотического воспитания дошкольников
Идея использования краеведения в дошкольном образовании: поиск способов создания краеведческого пространства, максимально благоприятного для патриотического воспитания ребенка....
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ – ОСНОВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. С первых лет жизни ребёнка следует приобщать к культуре, общечеловеческим ценностям, что поможет заложить в нём фундамент нравственности, па...
СТАТЬЯ Воспитание любви к родителям как основа патриотического воспитания дошкольников
В данной статье автор раскрывает отдельные аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста....