«Духовно-нравственные основы патриотического воспитания дошкольников через приобщение их к культуре Терского казачества»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Никитина Елена Николаевна

Проблема и актуальность:

Духовно-нравственное воспитание – одна из   актуальных  и  сложных  проблем, которая  должна  решаться  сегодня  всеми,  кто  имеет  отношение  к  детям.

         То,  что  мы  заложим в  душу  ребенка  сейчас, проявится  позднее,  станет  его  и  нашей  жизнью.

В  настоящее  время  материальные  ценности доминируют  над  духовными,  поэтому  у  детей искажены представления о  доброте,  милосердии, великодушии,  справедливости, гражданственности  и  патриотизме.

Высокий  уровень  детской  преступности  вызван  общим  ростом  агрессивности  и  жестокости социальной  среды.

Дошкольный  возраст – период  активного познания  мира  и  человеческих  отношений, формирования основ  личности будущего гражданина. Чем  младше  ребенок,  тем  большее  влияние  можно  оказать  на  его  чувства  и  поведение. Современных  детей  характеризует  эмоциональная,  волевая  и духовная  незрелость. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение необходимо с дошкольного возраста. Русский религиозный философ В.В.Зеньковский писал: «Никто не может стать, сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие». Система духовно нравственного воспитания ребенка строится на и через приобщение его к культурному наследию своего народа.

     В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

     Ребенок – это целый мир впечатлений, эмоций, мыслей, открытий и способностей. Его вопрошающее сознание обращено к педагогу, родителям, взрослым. И поэтому, их задача – создать условие для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил.

Продолжается разрушение  института семьи. «Хаос  и  неразбериха современной  жизни,  развал  семей, общественных  институтов, дискредитированные  по  вине «человеческого  фактора»  высокие  идеи – все  это  следствие  утраты ответственности. Переставая отвечать  за содеянное,  человек  не  имеет  возможности реально  оценить  глубину  нарушений  и  характер  необходимых исправлений.  «Нынешнее  поколение  растет  с  пеленок,  воспитывается  в бесстержневой, безграмотной атмосфере». Структурность  жизни,  обычаи, границы  любого  рода – внешние  рамки, в которых  возможно произрастать  росткам  ответственности  в  современном  обществе, безжалостно  ликвидированы. 

Все  изложенное  свидетельствует  о  кризисе  в  отечественном  образовании  и воспитании.

В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин для этого в нашей жизни предостаточно, как социальных, так и идеологических. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду связи с прошлым, потере чувства сопричастности к истории нашей страны. Катастрофическое падение общего уровня духовности и нравственности в первую очередь негативно сказывается как на психологическом, так и на физическом здоровье ребёнка. Я всё больше прихожу к осознанию того, что для духовного возрождения России недостаточно только способного, высокообразованного подрастающего поколения. Нравственность, духовность невозможно усвоить посредством образования. Я уверена, что любовь, сострадание, вера, доброжелательность должны воспитываться у ребёнка, как неотъемлемая часть формирования его как достойного гражданина своей страны. 

Нравственность  и христианство  у  каждого  народа  имеют  свои  отличия,  в каждом  народе проявляются благотворительность,  почтение  к  родителям,  к  старшим,  вежливость. Эти  духовно-нравственные  особенности  возникают  и  растут  под  сенью  семьи,  общества, государства. Духовно-нравственное  воспитание  на основе  православных  традиций  формировало ядро личности, благотворно  влияя на все  стороны  и  формы  взаимоотношений  человека  с миром;  на  его  этическое  и  эстетическое  развитие, мировоззрение  и  формирование  гражданской позиции, патриотическую  и семейную ориентацию,  интеллектуальный  потенциал, эмоциональное  состояние  и общее  физическое  и  психическое  развитие.

                                                  

Обращение  к  опыту  православной  педагогики  в настоящее  время,  когда  идет  поиск  духовного  возрождения  России, особенно  актуально,  так  как  общество  и  государство  нуждаются  в образовательных духовно-нравственных   моделях, обеспечивающих духовно-нравственные  компоненты в  содержании  образования.

Значимость  моей работы в  том,  что  она   содействует  сохранению  духовного  здоровья детей, знакомит  их  с  основами  Православной  культуры. Правильно привить детям нравственные знания важно не только для самого ребёнка, но и для создания здоровой духовно-нравственной атмосферы в коллективе. Ребёнку и в детском саду, и далее в школе, на работе предстоит жить в коллективе, поэтому давать ему правильные представления о нормах поведения необходимо с самых ранних лет. Ребёнку следует наглядно показать последствия нарушения норм поведения по отношению к окружающим,  подчеркнуть негативные последствия такого поведения как для окружающих, так и для самого ребёнка. Я считаю, что даже с дошкольного возраста, ребёнок должен поступать в соответствии с интересами окружающих его людей. Решая эту задачу, я, как педагог, способствую формированию устойчивых духовно-нравственных свойств личности ребёнка. В дошкольном возрасте закладывается фундамент духовно-нравственного развития ребёнка.

Но  решение  задач  воспитания  духовно-развитой  личности возможно  только  совместными усилиями  семьи.

Одна  из  проблем  современного  образования состоит  в  том, что в воспитании  не соблюдается   историческая преемственность  поколений.

Многим  родителям  неизвестно,  что  именно   в дошкольном  возрасте  происходит  усвоение  социальных  норм,  моральных  требований  и образцов  поведения  на основе  подражания.

Поэтому  необходимо  помочь  родителям  осознать,  что в  семье,  в  первую  очередь  должны  сохраняться  и  передаваться  нравственные и  духовные  обычаи  и ценности, созданные  дедами и  прадедами,  и  что  именно  родители ответственны  за  воспитание  детей. 

     

Цели данной работы :

-развитие патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к культуре терского казачества; 

-сохранение  духовно-нравственного  здоровья  детей;

Главными задачами моей работы является:

-    знакомить детей с историей Терского казачества, его культурой, традициями и обычаями;

–      формировать любовь к родному городу, краю, интерес к прошлому и настоящему;

- воспитывать бережное отношение к городу, краю;

 - приобщить детей к духовно-нравственной традиции русского народа;

 -способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (семье, близким людям, русской культуре, русскому языку, природе).

 - формировать моральное сознание и моральные оценки;

 -помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи.

На основе анализа теоретических положений я  рассматриваю духовное развитие дошкольника как становление в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей:

1) идеальная потребность в познании мира;

2) соц. потребность – жить, действовать для других. 

Причем первая из этих потребностей определяет такое личностное качество, как духовность. Духовность предполагает стремление личности к познанию мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ. В дошкольном возрасте предпосылкой становления данной потребности (в познании мира в широко смысле) является развитие познавательного интереса как мотива познавательной деятельности и самосознания. 

Со второй потребностью связано такое личностное качество, как душевность. Душевность характеризуется добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе. Это отношение распространяется и на дело, выполняемое внимательно, заинтересованно, с любовью, т. е. «с душой». Поэтому предпосылками становления данного личностного качества в дошкольном возрасте является развитие способности к проявлению сопереживания, сочувствия, а также воспитание добросовестности, ответственности. 

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций сформирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. 

Развитие духовно-нравственной культуры воспитанников основывается на принципах: 

-Любви к детям через милосердие, щедрость души, чуткость, доброту, искреннюю заинтересованность в успешной судьбе ребенка.

-Признания равенства педагога и ребенка в правах как основы эмоционально-психологического контакта партнеров учебно-воспитательного процесса и их сотрудничества.

-Признания права ребенка на индивидуальность и индивидуальную работу.

-Долготерпения в работе с воспитанниками.

-Личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании детей.

-Развития первоначального успеха ребенка.

-Воспитывающего характера обучения.

Моя работа направлена на формирование у детей самосознания на основе культурно-этических норм нашего региона и включает в себя следующие направления, на пересечении которых формируется целостное восприятие окружающего мира, жизни в этом мире, себя в этой жизни.   

 

 

 

 

 

 

1-е направление: -история Терских казаков. Здесь осуществляется как информационная, так и практическая подготовка детей через поисковые задания, экскурсии в музей, походы в картинную галерею. Дети знакомятся с историей, традициям, обычаями, песнями и сказками Терских казаков, герои которых обладают чувством собственного достоинства, готовностью постоять за родную страну. 

    

2 направление: Мир народного праздника. 

Это направление включает знакомство дошкольников с этническими корнями Терского казачества на комплексных занятиях через доступную их возрасту форму народного праздника с его обычаями и обрядами. Это позволяет детям на эмоциональном уровне принять богатство исконно казачьих праздненств, попробовать себя в различных видах фольклора и тем самым приобщиться к нравственным ценностям народа. 

    

3 направление: Нравственно-патриотическое воспитание.

      Нравственное воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.

    

4 направление: Духовно-нравственное воспитание дошкольников .

Нравственность  и христианство  у  каждого  народа  имеют  свои  отличия,  в каждом  народе проявляются благотворительность,  почтение  к  родителям,  к  старшим,  вежливость. Эти  духовно-нравственные  особенности  возникают  и  растут  под  сенью  семьи,  общества, государства. Духовно-нравственное  воспитание  на основе  православных  традиций  формировало ядро личности, благотворно  влияя  на все  стороны  и  формы  взаимоотношений  человека  с миром;  на  его  этическое  и  эстетическое  развитие, мировоззрение  и  формирование  гражданской позиции, патриотическую  и семейную ориентацию,  интеллектуальный  потенциал, эмоциональное  состояние  и общее  физическое  и  психическое  развитие.

                            

 

5 направление: Родина начинается с семьи 

Родина начинается с семьи. Моя цель — формирование у родителей сознание необходимости целенаправленной работы по воспитанию у детей нравственно-этических понятий в условиях семьи и тесной взаимосвязи с дошкольным учреждением. Взаимодействие с родителями в этом направлении, на мой взгляд, также не менее важная задача.

    

 Содержание этой работы включает: 

-определение роли родителей в воспитании у детей нравственно-этических понятий: " Отечество", " Патриот", " Гражданин";

-определение форм и средств воспитания детей в семье;

-повышение педагогической культуры родителей, расширение их кругозора.

Реализуя содержание вышеназванных направлений, я стараюсь пробудить в сознании детей такие священные понятия, как семья, родной язык, родная природа, народ, его история и традиции, формировать национальное достоинство, любовь к Отечеству, учить быть нравственно развитым гражданами. Формы воспитательной работы многообразны, но все они, как правило, имеют выход на то или иное коллективное творческое дело. Так я реализую педагогическую идею о развитии духовных потребностей, достигаю уровень, необходимый для осознанного, осмысленного усвоения культурных ценностей казачества. 

Духовно-нравственные качества в детях может воспитывать только тот человек, который  сам развит духовно, который способен понять, как чувствует и учится ребенок, как происходит в нем духовно-нравственная работа, как «трудится» его душа. Для понимания ребенка педагог должен внимательно прислушиваться к речи детей и реагировать на такие реплики: «Ничего не умею. Я никогда не поймаю мяч! Никогда!», - кричит девочка. Задача педагога: создать ситуацию успеха, помочь девочке суметь, «поймать», решить, поверить в свои силы.

Именно поэтому я развиваюсь и самообразовываюсь по данной теме, а также стараюсь полученными знаниями делиться с коллегами. Для воспитателей мною были проведены:

- консультации для педагогов: «Организация православных праздников в детском саду как одна из форм духовного воспитания дошкольников»;

   

-выступления на педагогическом совете: «Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников»;

    

-проведен мастер-класс на тему: «Ангел- Хранитель».

    

Основываясь на:

1.Программе «Воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой.

2. Элементах программы «Мир - прекрасное   творение» (Гладких Л.П.).

3. Программе «Наследие» (патриотическое воспитание в детском саду), автор М. Ю. Новицкая.

4. Программе нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Маленькие россияне» Н.А. Араповой- Пискаревой.

5.Материалах первого Фестиваля духовной культуры: «Духовно- нравственная культура» под ред. В.М.Бычкова.

Составила перспективное планирование, которое реализовывала в образовательно-воспитательном процессе(Приложение 1).

   

Согласно перспективному плану я  последовательно провожу ознакомление детей  с обычаями, традициями, обрядами  казачества, знакомлю  с народными героями. Великими подвижниками земли  русской (Георгием Победоносцем, Сергием Радонежским и др.) Глядя в глаза детей, которые слушают рассказы   о родном крае, я понимаю, что эта  информация  трогает детские сердца. Они внимательно слушают, активно отвечают на вопросы.

Цель моих занятий – в доступной, занимательной, игровой  форме  рассказать своим воспитанникам о красоте родного края, познакомить с православными традициями и обрядами, Церковью, иконами и другими основами православной культуры, дать представление об истории развития края, его заселении казаками, знакомить с интерьером хаты, с казачьей одеждой, о предметах быта и народных ремёслах. Я на личном опыте убедилась, как развивается детская любознательность, наблюдательность и интерес к условиям жизни в старину. Дети вначале лишь пассивные слушатели, уже спустя короткое время стали стремиться самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы, сами активно задавали вопросы о том, что их заинтересовало, проводили сравнение. Кроме того тема работы позволяла развивать познавательные и творческие способности детей.

Для своих детей я создала условия для осуществления духовно-нравственного воспитания. Оно включало организацию предметно-развивающего пространства дошкольного учреждения. В группах оформлены православные уголки для детей, в оформлении использованы элементы православной культуры: колокольня, колокола, иконы, подсвечники. Содержание уголков представлено православной литературой для детей, раскрасками, мною подобраны детские православные журналы, православные календари для детей, аудиокассеты и видеоматериалы, демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий, игры по духовно-нравственному воспитанию.

   

Работая по направлению духовно–нравственного воспитания дошкольников, я  помогаю детям найти гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, формирую умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть, учу жить в согласии с собой и совестью, развиваю чувство собственного достоинства. 

Для реализации  целей и задач по данной теме я использовала следующие формы работы с детьми :

              

-занятия, согласно перспективному планированию;

- беседы  о обычаях, традициях, быте Терского казачества, о истории Гребенского и Терского войска;

- рассматривание картинок, фотографий с изображением костюмов, поселений, убранства казачьих хат и многое другое; 

-  загадывание казачьих и православных загадок;

- пословицы и поговорки о казаках;

- проведение встреч с атаманом, со священнослужителем;

- чтение  сказок: «Казак и судьбина», «Лихо одноглазое», «Волк и собак», «Казак и птицы», «Иванов сон», «Бисеринка»

-проектная деятельность  на тему: «Православный календарь »; «Игры, пляски, хороводы- богатство русского народа»;

-разучивание с детьми казачьих игр;

-казачьи посиделки, викторины, развлечения и т.д.

-Созданы картотеки словесных игр духовно-нравственного содержания, пальчиковых игр, загадок, пословиц и поговорок, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой: «Православная    азбука», «Узнай   и   назови   икону», «Раскрась   Пасхальное  яичко», «Ангелы  -   наши   друзья», «Укрась    ёлку    к   Рождеству», «Назови   праздники», «Мой   ангел»,   «Собери   храм»;

- просмотр православных мультфильмов: «Ангел», «О Рождестве Христовом», «Почему мы православные», «Твой крест», «Истории Ветхого Завета».

Работа с родителями:

В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитания детей проходит через: занятия и праздники, совместные мероприятия детей и мам, на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей, встречи со священнослужителем.

Перед работой по приобщению детей к духовно-нравственному  воспитанию детей с родителями было проведено анкетирование, по результатам которого можно сделать вывод о том, что большинство родителей, (а именно 97% по результатам анкетирования) весьма обеспокоены духовным развитием своих детей и стараются использовать многие возможности для их нравственного развития.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека. В семье в воспитании малыша участвуют не только взрослые, но и братья и сестры. Младшие перенимают от старших игровые навыки и правила поведения в семье и в обществе, совместно познают окружающую действительность, приобщаются к традициям семьи. Воспитание наших детей в русских народных традициях – это не только средство нравственно – патриотического воспитания и развития, но и профилактика деформации личности. Мой путь – это совместное общение родителей и детского сада, попытка реализовывать традиции и семейные ценности. Поэтому регулярно проводится совместная работа  через различные формы деятельности: экскурсии, непосредственно-образовательную деятельность, игры, беседы, чтение художественной литературы, праздники и развлечения, выставки и конкурсы. 

Мною были оформлены альбомы  для родителей и детей на  тему: «Святые места России», «Образ Богородицы в иконах».

       

  Регулярно проводились совместные мероприятия с родителями:

-консультации: «Духовно- нравственное воспитание дошкольников», «Духовно-нравственное воспитание актуально в наше время», «Без прошлого нет будущего», «Что такое семья?»

- встречи со священнослужителями;

- тематические беседы;

-родительские собрания.

    

      Участие в православных праздниках:  

- «Светлое   Христово   Воскресение»

-   «Рождество Христово»

- «Покров   Пресвятой   Богородицы»

    

      Развлечения:  Новогодний утренник «Елка у казачат», «Семейные  посиделки  на  масленицу»

Родители активно принимали участие в выставках  детского творчества «Пасхальный благовест», «Рождество Христово», «Колокольная история», «Наш храм».

Разработаны памятки-консультации по темам:

- «Правила поведения в храме»

- «Православные праздники зимой»

- «Духовное воспитание ребенка»

- «Великие   православные   праздники»

- «Родительские  заповеди»

- «Беседы о Боге».

Были подготовлены папки-передвижки по темам: «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Любовь моя - Моздок», «Казачьему роду нет переводу», «Луковская- славная людьми и делами казачья станица»

Результативность, эффективность  данной темы мною были  выявлены путем психодиагностического исследования  по приобщению детей к  традициям православной культуры .Обследование дошкольников проводилось два раза в год: до проведения работы по данной теме и после – итоговая диагностика, по результатам, которой на основе сравнительного анализа можно  сделать вывод об эффективности произошедших изменений у детей. (Приложение 2) 

Данные мониторинга за учебный год показали повышение у детей потребности использовать знания о народной культуре на практике; улучшение умений осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанные с отражением представлений о народной культуре; формирование у дошкольников умения самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.

Воспитанники моей группы:

1. Используют в активной речи потешки, считалки, загадки.

2. Умеют играть в казачьи подвижные игры, используя считалки.

3. Имеют запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

4. Осмысленное и активное участие детей в казачьих и православных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

5. Знание истории казачьего костюма, головных уборов.

6. Используют атрибуты православной культуры в самостоятельной деятельности.

   

По результатам диагностики видно, что

-дети стали активнее, проявляют интерес к занятиям, деятельности, непраздному проведению времени;

-у дошкольников сформированы навыки доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств;

-с уважением и вниманием относятся к ближним; 

-приобщаются к традициям православной духовной культуры, традиционному укладу жизни, не только в детском саду, но и в семье;

-эмоционально-личностная сфера дошкольника приобрела опыт в восприятии новых впечатлений.

Выбранная мной тема опыта  работы подразумевает духовное и нравственное обогащение детей, поддержание стойкого интереса к прошлому своего народа, прививание патриотических чувств. Ибо, по моему мнению, патриотическое воспитание занимает главное место в нравственном формировании, становлении личности ребенка. Одно из направлений патриотического воспитания – знакомство дошкольников с историческим прошлым Терека и станицы Луковской, ведь чтобы любить, надо знать.

Каждый наш день тесно связан с жизнью и культурными традициями былых поколений. Благодаря национальной культуре, мы знаем, что на кухне должны быть яркие рушники, к празднику – особый наряд. А за столом – хорошее радостное пение застольных песен. Народная культура – полноводная река, из которой проистекают многие наши поступки, мысли и желания. Возрождение обычаев и традиций не возможно без реставрации прежних моральных устоев. Каждый наш день – день, созданный веками. Он достраивается и украшается прошлым. Все, что нас окружает в настоящем, имеет свои корни в прошлом. Это наша история, наша культура. Это я и старалась донести до своих воспитанников.

Основы отношения  к миру вообще формируются в ребенке постепенно, ближе и понятнее  ребенку любовь к своим близким, к родным местам, позже эти чувства перерастут в любовь к Родине.

Таким образом, я  еще раз убедилась, что веду работу в правильном направлении. И задача моей работы – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа – действительно очень важна. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_na_respubliku.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой Терских казаков «Путешествие в далекое прошлое.»

                                                                               Воспитатель МБДОУ №16

                                                       ст.Луковской

                                                                                    Никитина Елена Николаевна

РСО-Алания

Моздокский район

2014 год.

Программные содержание:

- закрепить знания детей о нашей стране, о нашем городе;

- формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл;

- систематизировать знания детей о символике государства;

 -познакомить с историей  Терского казачества;

- познакомить детей с казачьими костюмами;

- познакомить с историей развития колокола и особенностями его звучания;

- воспитывать  у детей чувство патриотизма, любви к своей родине, уважение православных традиций;

-привитие любви к родному краю;

Методы и приемы:

 - моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации;

- беседа;

- использование дидактических пособий и наглядного материала;

- использования песен, литературного произведения;

- имитация игры, связанная с игровой передачей настроения;

- использование мультимедийного сопровождения демонстрационного материала.

Материалы и оборудование:

 -презентация «Традиции, быт и культура казачества», цветик-семицветик с заданиями, дидактическая игра «Собери казачий костюм».

 Словарная работа: Россия, символика, традиция, герб, флаг, глобус, церковь, колокол, колокольчик, казак, курень.

Ход НОД.

  1. Организационный момент. Игровая ситуация:

1 слайд.( Солнышко)

Воспитатель: Здравствуйте дети! Я очень рада встрече с вами и тому, что вы пришли с хорошим настроением. Меня зовут Елена Николаевна, сегодня мы отправимся с вами в путешествие, но каким оно будет, вы узнаете немного позже.

 «Утро начинается, вместе мы встречаемся.

Мы друг другу рады.

Давайте порадуемся солнцу и птицам (дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете (разводят руками)

«Доброе утро! » скажем все вместе. (берутся за руки)

Воспитатель обращает внимание детей на Цветик-семицветик.

Воспитатель: Посмотрите ребята на этот красивый цветок, а называется он Цветик-семицветик,  он не обычный, а волшебный. На каждом лепестке есть задание. Сейчас мы оторвем красный лепесток и посмотрим, что на обратной его стороне.

Дети: Флаг России.

2 слайд.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, наша страна выделена кранным цветом на глобусе. Россия- самая большая страна на Земле.

Воспитатель: Отрываем следующий лепесток, оранжевого цвета. Что же на нем?

Дети: Герб России.

Воспитатель: Следующий желтый лепесток, посмотрим что на нем?

Воспитатель: А это музыкальный лепесток, сейчас проверим, знаете ли вы эту мелодию, предлагаю вам прослушать.

Дети: мелодия Гимна России.

Воспитатель: Отрываем лепесток, посмотрите, что же там?

Дети: Флаг РСО-Алании.

3 слайд.

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая природа в Осетии.

Воспитатель: Посмотрим теперь, что на обратной стороне зеленого лепестка.

Дети: Герб РСО-Алании.

Воспитатель: Отрываем голубой лепесток, скажите, что на нем?

Дети: Музыкальный лепесток. 

Воспитатель:

Предлагаю вам прослушать мелодию и отгадать.

Дети: мелодия Гимна нашей республики.

Воспитатель: И последний остался лепесток- фиолетовый. Что же на нем?

Воспитатель: Это, ребята, флаг Терских казаков.

4 слайд.

Посмотрите, у терских казаков голубой флаг с белой волнистой линией.

То, что вы сегодня услышите не дань моде,

а один из кирпичиков, вложенный в дело возрождения

славного, сильного, яркого, свободного племени – казачества.

Воспитатель: Сейчас мы с вами  отправимся в путешествие в далекое прошлое казачьей станицы Луковской, а поможет нам Цветик –семицветик.

 Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

 Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы мы оказались в Луковской казачьей станице.

5 слайд. (Стелла Луковской и станицы)

Воспитатель: Вот мы с вами и в станице Луковской.

6 слайд. (хата)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, это же казачья хата. Стены глиняные, беленые известкой, крыши крытые камышом или соломой. Сейчас мы с вами  узнаем, кто там живет. ( выходят дети под казачью песню в казачьих костюмах. )

Казак и казачка:

На земле казачьей  мы вас величаем,

Крепкого здоровья от души желаем.

Кланяемся низко, полюбить нас просим.

Как велит обычай мы пирог подносим.

Казак: Я расскажу вам сейчас

О Терских казаках

Те, что создали для нас

Радость в песнях и делах.

 Казачка: Мы вспомним те былые времена,

Как славно казаки трудились.

После работы веселились

И чем горды были всегда!

7 слайд.

Казачка:  Слово казак  означает– удалой, вольный

человек.

Казак: Степь да воля – казачья доля.

Те казаки, которые селились по берегам Терека, стали зваться терскими.

Воспитатель: А как вы думаете, ребята, как будут называться казаки , которые селились на берегу реки Дон?(донские) На реке Кубань - кубанские.

Воспитатель: Жизнь казака без коня была немыслима. О коне они заботились больше, чем о себе. Недаром и пословицы у них были сложены.

8 слайд.

Казак: «Казаку конь себя дороже».

Казачка: «Казак с конем и ночью и днем».

9 слайд (казак с конём)

Физминутка:

Кто шагает дружно в ряд,

Посмотри, посмотри.

Это наш лихой отряд,

Казаки, казаки. (Ходьба.)

Кто за казаком идет,

В поводу, в поводу.

То коня казак ведет

Под узду, под узду. (На носочках.)

Скачет резво конь лихой

С седоком, с седоком,

Охраняя наш покой

С казаком , с казаком.(Скачут.)

Будем мы с моим конем на границе стоять,

Нашу землю от врагов, охранять, охранять.(Рука  приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)

10 слайд.

Воспитатель: Казаки были смелыми в бою и трудолюбивыми в мирной жизни. Семьи были большими и дружными. Верной спутницей казака была казачка. Когда казак был на войне, она становилась главной в семье. Она выполняла домашнюю работу, воспитывала детей, работала в поле, а если надо, могла взять оружие и встать на защиту своей станицы.

11 слайд.

Воспитатель: А сейчас мы с вами посмотрим, какую одежду носили  казаки и казачки. Посмотрите на казака . Это парадная форма терского казака.

А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Собери казачий костюм»(Дети собирают костюмы казачьи )

12 слайд.

Звание станицы поселение получало только при наличии в ней Церкви. Все казаки были православными, и церковь должна была присутствовать обязательно.

13 слайд (дети внутри церкви)

Казак: В нашей станице Луковской тоже есть церковь названная в честь Св.Михаила.

Казак с казачкой: А у нас для вас есть сюрприз -шкатулка, но что в ней лежит вы узнаете, отгадав загадки.

14 слайд.(колокол)

Воспитатель: Голова об шапку – бом!

И на всю округу – гром!(Колокол).

15 слайд.(колокольчик)

Воспитатель: Купи, денег не жалей -

Со мной ехать веселей!(Колокольчик).

Воспитатель: Скажите, где можно увидеть колокола и колокольчики?

В древние времена на Руси не было ни радио, ни телевидения. Когда случались разные беды, несчастья- приближались враги или возникал пожар, то нужно было срочно созвать народ. Для получения звуковых сигналов, чтобы люди собрались все вместе и узнали о событии, использовались деревянные доски.

16 слайд (священник с деревянным билом)

Священник держал такую доску в руках, ходил по селу и бил по ней колотушкой, созывая людей собраться возле церкви .Эту деревянную доску называли било.

-Вот посмотрите, как священник использовал такое било.

Позже стали использовать металлическую доску.

17 слайд: (Сравнение бил)

Воспитатель: Я предлагаю вам постучать в била (деревянное металлическое)

Как вы думаете, звон какого била слышен громче?

Дети: металлическое

Воспитатель: Правильно, металлическое било вешали на башне или на столбах и так же били по ней колотушкой. Священнику уже не приходилось ходить по  дворам, ведь звон металлического била был слышен на расстоянии.

Воспитатель.

–А сейчас, ребята, я расскажу вам одну легенду. Давным –давно одному священнику приснился сон, в котором он видел цветы колокольчики.

18 слайд (цветы колокольчики)

Воспитатель: От дуновения ветра колокольчики издавали дивные звуки: Динь- дан- дон! Динь –дан- дон!» Проснувшись, священник велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении.

19 слайд.

Так появился колокол( картинка), который вешали на перекладину на столбе.

В наше время у колоколов есть свое место, которое называется колокольня.

20 слайд (колокольни)

Воспитатель: Посмотрите, вот такие колокольни были у казаков . (показывает настоящий колокол, заранее подвешенный на перекладине, и предлагает детям позвонить, дергая за веревочку).

 Колокольных звонов очень много, сейчас мы вам о них расскажем.

Воспитатель: Символом тревоги считается- набат.

Прослушайте его.

 21 слайд. (пожар)

Воспитатель: Но происходили и радостные события, например, свадьба- тогда звучал красный звон.

Предлагаю прослушать.

22 слайд.(свадьба)

Воспитатель:  на православные праздники- звучит благовест.

23 слайд. (Православные праздники)

Пальчиковая гимнастика «Громко колокол звонил».

24 слайд.

Громко колокол звонил,

(Дети хлопают в ладоши.)

Всех людей он разбудил.

Просыпайтесь, одевайтесь,

Возле храма собирайтесь!

(Разжимают и сжимают пальцы рук.)

Раз, два три, четыре, пять,

(Поочередно зажимают пальцы.)

Будем праздник отмечать.

(Разжимают и сжимают «замок».)

Громко колокол звонил,

(Хлопают в ладоши.)

Всех пожарных разбудил,

Просыпайтесь, одевайтесь,

На пожар вы собирайтесь!

(Разжимают и сжимают пальцы рук.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем горю помогать.

(Поочередно зажимают пальцы в «замок» от груди, затем к груди.)

Громко колокол звонил,

(Хлопают в ладоши.)

Всех гостей он разбудил,

Просыпайтесь ,одевайтесь

(Разжимают пальцы вверх ,вниз.)

И цветами засыпайтесь!

(Делают руками «цветок».)

Раз ,два, три, четыре, пять,

На свадьбе будем мы гулять!

(Поочередно зажимают пальцы.)

Воспитатель: У колокольчика, как и у человека есть свой голос.

(Воспитатель предлагает взять в руки по колокольчику.)

- Давайте позвоним в колокольчики по очереди, по одному. Такой голос колокольчика  называется перезвон. Теперь позвоните все вместе. Этот голос колокольчика  называется трезвон.(складывают колокольчики обратно в шкатулку).

Воспитатель: Казаки были людьми крепкими, сильными, храбрыми, умелыми. Они умели и воевать, и трудиться, и отдыхать. Казачество славится своими песнями! В любой работе, в любых условиях, песня помогала справиться с трудностями казакам.

25 слайд.

И сейчас я предлагаю вам прослушать казачью песню  «Марш казачат».

Воспитатель: Вот нам и пора отправляться обратно в детский сад. И снова мы обратимся к Цветику-семицветику:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

 Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

26 слайд. (Солнышко)

Вели, чтобы мы оказались в  группе детского сада.

- Сегодня вы познакомились с историей и традициями казаков,  казачьими костюмами, со старинной казачьей  музыкой - колокольными звонами.

- Желаю вам, чтобы для вас и для наших гостей всегда звучал колокольный перезвон “благовест”, т.е. звон который рассказывает о доброй вести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность "Формирование духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возрата через тувинскую национальную культуру"

"Развитие интеллектуально-познавательных способностей детей подготовительной к школе группы"...

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ «Чем дальше в будущее входим, тем больше краем родным мы дорожим…»

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ«Чем дальше в будущее входим, тембольше краем родным мы дорожим…»Духовно-нравственное воспитание и...

Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме

Консультация для родителей Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме...

Публикация "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с культурой родного края "

В статье рассматривается работа воспитателя с дошкольниками по духовно-нравственному воспитанию на основе использования разнообразных культурных средств. Обращается внимание на формирование у детей пр...

Отчет по проекту Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям народов Поволжья. «Уроки доброты в русских народных сказках»

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, у детей иск...

Использование средств музейной педагогики в интеграции с технологией образовательных маршрутов при изучении быта и культуры Терского казачества в дошкольном образовательном учреждении.

  В отличии от настоящих больших музеев, наш мини-музей в детском саду является плодом коллективной работы педагогов, родителей и самих детей. Здесь ребенок выступает не только созерцателе...