СТАТЬЯ Воспитание любви к родителям как основа патриотического воспитания дошкольников
статья на тему

Пискунова Ольга Николаевна

В данной статье автор раскрывает отдельные аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_lyubvi_k_roditelyam_kak_osnova.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

Воспитание любви к родителям как основа

патриотического воспитания дошкольников

                                           

Автор  О.Н.Пискунова 

                                                                                               

  Эпиграф:

                                                                       Дерево держится корнями, а человек семьёй.

В современных условиях проблема патриотического воспитания дошкольников приобрела особую остроту и актуальность.

В настоящее время многие родители делают акцент на материальном благополучии семьи и интеллектуальном развитии детей. Всё большее место в жизни, как родителей, так и детей занимает компьютер. Детям не читают книги и не обсуждают нравственные проблемы. Члены семьи чаще всего разговаривают между собой на бытовом уровне.

Наши воспитанники зачастую не знают, как зовут родителей, не имеют представления об их особенностях внешности, профессии, интересах.

Воспитать у детей патриотизм, научить их любить свою страну, гордиться ею невозможно, не привив любовь к семье, близким людям. Недаром имеют один корень такие вечные понятия, как род, родство, Родина.

Как  объяснить маленькой личности значение слова любовь? Любить - это значит знать особенности  человека и учитывать его желания, интересоваться его жизнью, сопереживать, помогать и поддерживать.

В ходе решения данной проблемы были поставлены следующие задачи:

  1. Дать детям первоначальные представления о семье. Уточнить знания о родственных отношениях. Закрепить знания об именах и отчествах родителей, их профессиях.
  2. Углублять представления детей о семье и её истории, семейных традициях. Поощрять посильное участие детей в жизни семьи.
  3. Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны. Рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей, их жизни в годы войны.
  4. Поощрять выполнение детьми постоянных обязанностей по дому.
  5. Заинтересовать родителей данной проблемой, привлечь к совместному решению поставленных задач.

В самом начале работы мы познакомили детей с историей возникновения имён на Руси, значением собственного имени. Дали представление о полной и уменьшительно- ласкательной формах имён, о фамилии. Дети узнали, что отчество происходит от полного имени папы и с помощью воспитателя образовывали своё отчество. На данном этапе широко использовались словесные игры с мячом.

Следующим этапом последовали игры с матрёшками и персонажами пальчикового театра. Дети уточнили и закрепили понятия о родственных отношениях (бабушка и дедушка - родители мамы и папы и т.д.).

Затем более детально знакомились с каждым членом семьи. Мы старались вызвать интерес к родным людям, желание посмотреть на них более внимательно. Подводили к пониманию того, что каждый человек – это личность с особенностями  внешнего вида и характера, достоинствами и слабостями, нуждающаяся в душевном тепле и поддержке.

Далее последовало задание «Нарисуй портрет словами. Дети составляли описательные рассказы о родных. Предварительно ребята обращали внимание на особенности внешнего вида родителей. Проводилась работа по активизации словаря (русоволосый, голубоглазый и т.д.).

Дети наполняли «Сундучок добрых слов»- подбирали прилагательные к словам мама, папа; составляли рассказы: «Моя мама лучшая на свете», «Очень маму я люблю, помогаю, чем могу».

По предложению воспитателя дети играли в игру «Составь портрет», рисовали. Итогом этой работы стали красочные портреты родителей.

Обратились также к лучшим образцам творчества художников. Рассматривали репродукции к картинам.

Затронуть струны детских душ помогало чтение художественной литературы. Добрые и ласковые слова, разнообразные истории, нравственные проблемы и способы их разрешения, образцы великодушия и сопереживания – всё это формирует нравственные устои личности дошкольника.

Совместно с детьми выясняли смысл пословиц и поговорок. Обращали внимание детей на то, как глубокий  смысл можем быть заключён в коротком высказывании. Познакомили с понятием «народная мудрость».

В кинозале дети просмотрели мультфильмы: «Великие холода», «И мама меня простит».

Мы воспитывали внимательное, бережное отношение к родным людям.

Знакомили детей с  основными эмоциями и способами их проявления при помощи мимики, пантомимики. Формировали умение распознавать настроение, учитывать его, сопереживать, приходить на помощь. Знакомили с доступными дошкольникам формами помощи и поддержки.

Мы старались вызвать у детей желание порадовать своих близких. Дети помогали родителям в домашних делах, дарили открытки к праздникам, радовали выступлениями на утренниках.

Стремились вызвать чувство гордости за свою семьи (личные качества и таланты членов семьи, их достижения в профессиональной деятельности, огромную работу по ведению семейного хозяйства, поддержку членов семьи).

Особенно уделялось внимание предкам, принимавшим участие в Великой Отечественной войне. Дети узнали о подвигах дедов и прадедов. Ко дню победы дети  совместно с родителями оформили галерею памяти.

Для обмена впечатлениями о семейных традициях в группе создана «Лента новостей». Дети приносили фотографии различных семейных мероприятий, рассказывали о них.

Ребята предположили, что без семьи люди одиноки, некому их поддержать и порадовать.

Для пожилых одиноких людей из дома престарелых изготовили и подарили открытки к праздникам. А сестра нашего воспитанника участвовала в представлении для бабушек и дедушек.

Второе направление работы - пропаганда среди родителей ценностей общения и духовной близости в семье, интереса к истокам семьи.

Мы стремились напомнить родителям прописную истину: «Не хлебом единым жив человек». Разобщённость в семье, недостаточное внимание к нравственным устоям личности может негативно сказаться на судьбе ребёнка.

Существует очень обидное высказывание: «Иван, родства не помнящий». Не хочется, чтобы так говорили про наших современников и потомков.

Для того чтобы познакомить детей с прошлым и настоящим семьи, вызвать интерес к данной теме у родителей, мы предложили создать генеалогическое (семейное) древо.

Родители были неприятно удивлены, когда узнали, что дети зачастую не знают даже имён мамы и папы. И ещё большее потрясение испытали, когда сами не смогли ответить на вопросы о дедушках и бабушках.

Современные семьи сложны: часто встречаются неполные семьи, повторные браки.
Мы предложили разнообразные способы оформления семейного древа: с использованием фотографий и без, с разным количеством надписей, выдержанных в разных стилях, выполненных собственноручно ребёнком.

Многие родители заинтересовались данной идеей. Рассматривали вместе с детьми семейные альбомы; беседовали с родственниками и узнавали факты биографии предков.

Проявить творчество представилась возможность также при создании семейного герба.

В ходе предварительной работы мы знакомили детей с символикой герба, с гербами России, Москвы, С.-Петербурга. Ребята рассматривали коллекцию монет с гербами российских городов.

Родителям была предложена информация о символах и значении цвета, о строении герба. Эти знания помогли  в составлении герба семьи.

В ходе совместной работы все участники проекта узнали много нового, проявили интерес к истории своей семьи, получили удовольствие от совместного творчества. Надеемся, что чувство гордости за близких людей, ощущение сопричастности к своему роду дети пронесут через всю жизнь.

   

 

                                                                                                                   

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система методической работы с кадрами по изучению традиций, как основы патриотического воспитания дошкольников

Привить детям любовь к родной культуре и истории, воспитывать у них чувство красоты и любознательности....

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

«Духовно-нравственные основы патриотического воспитания дошкольников через приобщение их к культуре Терского казачества»

Проблема и актуальность:Духовно-нравственное воспитание – одна из   актуальных  и  сложных  проблем, которая  должна  решаться  сегодня  всеми,...

Поликультурное воспитание – основа патриотического воспитания дошкольников.

Поликультурное воспитание –основа патриотического воспитания дошкольников.Актуальность поликультурного воспитания связана с требованием времени. Существование успешного человека в конкурентном м...

Консультация для родителей "СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ- ОСНОВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Одной из основных задач, стоящими перед дошкольными образовательными учреждениями является воспитание нравственно – патриотических чувств у детей. Главным условием, которой является тесная взаим...