Представление опыта работы в младшей группе по формированию культурно-гигиенических навыков
статья (младшая группа)

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания пожалуй одно из самых важных направлений воспитательной работы. В детском саду оно проводится как индивидуально, так и группами.

Главное условие воспитательного процесса – регулярность, непрерывность, единство требований воспитателей и родителей. Только в этом случае сформированные у детей навыки становятся осознанными действиями, а затем и привычкой.

Ставя перед собой задачу, воспитать у ребенка культурно-гигиенические навыки, необходимо:

1. Приучать детей следить за своим внешним видом.

2. Продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место.

3. Пользоваться расческой и носовым платком.

4. Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

5. Развивать умение детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.).

6. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

Как любой познавательный процесс у детей, воспитание культурно-гигиенических навыков проходит гораздо эффективнее, если добавить в него элементы игры.

Так, дети младшего дошкольного возраста любят кого–нибудь обучать. Поэтому основным помощником для формирования у детей навыков самообслуживания и личной гигиены можно использовать, например, игрушку мишку. Добродушный, медлительный персонаж очень подходит для этой роли. Его постоянно нужно чему-нибудь учить (проблемные ситуации).

То он приходит к детям и говорит, что разучился мыть руки, то не хочет руки вытирать. В следующий раз не знает, зачем ему нужен платочек, не умеет его складывать, чихает в лапку. Не знает, для чего нужна расчёска, а во время одевания на прогулку или после сна забывает, что нужно одеть сначала носки, а он сразу обувается.

Дети с радостью учат мишку, стараются всё показать и сделать правильно, закрепляют при этом полученные умения и навыки.

Воспитатель вместе с детьми объясняют мишке, как нужно мыть руки и одеваться. Вместе с мишкой составляют план-аппликацию (вырезают и приклеивают предметы одежды). В следующий раз мишка может прийти радостный и сказать, что он всему научился, но опять ошибается и дети его снова учат.

В другой ситуации, например, играя с куклой, у детей формируются навыки по сервировке стола и последовательности раздевания и одевания на прогулку: «Оденем куклу Катю на прогулку», «Научим куклу Катю раздеваться с прогулки», «Напоим куклу чаем», «Накормим куклу кашей».

Рассматривание иллюстраций, плакатов, альбомов дает детям представление о том, как отличить «чистюлю» от «грязнули», и помогает формированию элементарных представлений о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Все дети хотят быть аккуратными, заботиться о своей одежде и пользоваться расческой.

Полноценная работа по формированию у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания невозможна без участия родителей, поэтому в домашних условиях важно закреплять полученные малышом знания и навыки.

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ для успешной реализации поставленных задач:

- дидактические пособия, картотеки пальчиковых, подвижных игр;

- настольные игры «Оденем кукол», «Вкладыши»;

- сюжетные, предметные картинки по теме: «Одежда», «Посуда», «Режимные моменты», «Личная гигиена» и др.

- Набор детской посуды, куклы, утюги, ванночки, мыльницы, набор одежды для кукол, атрибуты для ряжения, кроватки с постельными принадлежностями и т. д. ;

- Художественная литература: «Вежливые слова», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Послушные зверята», «Маша - растеряша», «Девочка чумазая», «Девочка-ревушка», различные потешки;

- Игры на развитие мелкой моторики: шнуровка, липучки, пуговки, молнии, кнопки.

Формы работы с родителями:

- Родительское собрание на тему «Воспитание навыков самообслуживания детей»;

- Выставка художественной литературы: Л. Воронкова «Маша-растеряша», М. Дружинина «Вежливые слова», А. Барто «Девочка чумазая», потешки «Водичка», «Колыбельные», «Ладушки, ладошки», «Расти коса».

- Индивидуальные консультации и рекомендации для родителей по воспитанию КГН и навыков самообслуживания детей дома;

- Оформление уголка для родителей: «Как одевать ребенка на улицу», «Одежда для детского сада», «Роль семьи в воспитании ребенка», памятка для родителей «Схема последовательности одевания детей», «Здоровый образ жизни семьи», «Режим дня».

- Фоторепортаж для родителей «Как мы проводим время в нашей группе».

На основании проделанной работы по данной проблеме можно сделать следующие выводы:

- Создание предметно-развивающей среды способствует развитию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания детей;

- Систематическое использование игр и упражнений на формирование КГН и навыков самообслуживания способствует самостоятельности;

- Взаимодействие педагогов и родителей способствует повышению интереса родителей к данной проблеме и активному участию их в работе по воспитанию КГН и навыков самообслуживания у малышей.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект для детей первой младшей группы по формированию культурных гигиенических навыков "Чистюли"

Долгосрочный проект для детей 2-3 лет "Чистюли". Результатом проекта будет: формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков культурно гигиенических навыков, желание выглядеть чистыми и опря...

Организация и содержание работы с детьми первой младшей группы по обучению культурно-гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания

В данном материале представлено содержание работы по организации обучения малышей навыкам культуры и самообслуживания...

Долгосрочный проект для детей первой младшей группы по формированию культурно-гигиенических навыков "Чистюли"

Долгосрочный проект для детей первой младшей группы по формированию культурно-гигиенических навыков "Чистюли"...

Формирование и развитие кгн у детей дошкольного возраста( из опыта работы воспитателя младшей группы)

Формирование и развитие кгн у детей дошкольного возраста( из опыта работы воспитателя младшей группы)...

Интегрированное занятие в 1 младшей группе по формированию культурно-гигиенических навыков с использованием фольклора. Тема: «Чистота – залог здоровья!»

Цель: прививать детям простейшие культурно-гигиенические навыки с использованием фольклора.Задачи: Образовательная: Закрепить знания детей о предметах туалета и их назначении;  формировать умение...

Совместная работа воспитателя и родителей по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе "Колобок" (3-4 года)

Показать значение совместной работы семьи и ДОУ (группа "Колобок") в процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей в младшей группе....