Представление опыта работы в младшей группе по формированию культурно-гигиенических навыков
статья (младшая группа)
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания пожалуй одно из самых важных направлений воспитательной работы. В детском саду оно проводится как индивидуально, так и группами.
Главное условие воспитательного процесса – регулярность, непрерывность, единство требований воспитателей и родителей. Только в этом случае сформированные у детей навыки становятся осознанными действиями, а затем и привычкой.
Ставя перед собой задачу, воспитать у ребенка культурно-гигиенические навыки, необходимо:
1. Приучать детей следить за своим внешним видом.
2. Продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место.
3. Пользоваться расческой и носовым платком.
4. Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
5. Развивать умение детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.).
6. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
Как любой познавательный процесс у детей, воспитание культурно-гигиенических навыков проходит гораздо эффективнее, если добавить в него элементы игры.
Так, дети младшего дошкольного возраста любят кого–нибудь обучать. Поэтому основным помощником для формирования у детей навыков самообслуживания и личной гигиены можно использовать, например, игрушку мишку. Добродушный, медлительный персонаж очень подходит для этой роли. Его постоянно нужно чему-нибудь учить (проблемные ситуации).
То он приходит к детям и говорит, что разучился мыть руки, то не хочет руки вытирать. В следующий раз не знает, зачем ему нужен платочек, не умеет его складывать, чихает в лапку. Не знает, для чего нужна расчёска, а во время одевания на прогулку или после сна забывает, что нужно одеть сначала носки, а он сразу обувается.
Дети с радостью учат мишку, стараются всё показать и сделать правильно, закрепляют при этом полученные умения и навыки.
Воспитатель вместе с детьми объясняют мишке, как нужно мыть руки и одеваться. Вместе с мишкой составляют план-аппликацию (вырезают и приклеивают предметы одежды). В следующий раз мишка может прийти радостный и сказать, что он всему научился, но опять ошибается и дети его снова учат.
В другой ситуации, например, играя с куклой, у детей формируются навыки по сервировке стола и последовательности раздевания и одевания на прогулку: «Оденем куклу Катю на прогулку», «Научим куклу Катю раздеваться с прогулки», «Напоим куклу чаем», «Накормим куклу кашей».
Рассматривание иллюстраций, плакатов, альбомов дает детям представление о том, как отличить «чистюлю» от «грязнули», и помогает формированию элементарных представлений о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Все дети хотят быть аккуратными, заботиться о своей одежде и пользоваться расческой.
Полноценная работа по формированию у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания невозможна без участия родителей, поэтому в домашних условиях важно закреплять полученные малышом знания и навыки.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ для успешной реализации поставленных задач:
- дидактические пособия, картотеки пальчиковых, подвижных игр;
- настольные игры «Оденем кукол», «Вкладыши»;
- сюжетные, предметные картинки по теме: «Одежда», «Посуда», «Режимные моменты», «Личная гигиена» и др.
- Набор детской посуды, куклы, утюги, ванночки, мыльницы, набор одежды для кукол, атрибуты для ряжения, кроватки с постельными принадлежностями и т. д. ;
- Художественная литература: «Вежливые слова», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Послушные зверята», «Маша - растеряша», «Девочка чумазая», «Девочка-ревушка», различные потешки;
- Игры на развитие мелкой моторики: шнуровка, липучки, пуговки, молнии, кнопки.
Формы работы с родителями:
- Родительское собрание на тему «Воспитание навыков самообслуживания детей»;
- Выставка художественной литературы: Л. Воронкова «Маша-растеряша», М. Дружинина «Вежливые слова», А. Барто «Девочка чумазая», потешки «Водичка», «Колыбельные», «Ладушки, ладошки», «Расти коса».
- Индивидуальные консультации и рекомендации для родителей по воспитанию КГН и навыков самообслуживания детей дома;
- Оформление уголка для родителей: «Как одевать ребенка на улицу», «Одежда для детского сада», «Роль семьи в воспитании ребенка», памятка для родителей «Схема последовательности одевания детей», «Здоровый образ жизни семьи», «Режим дня».
- Фоторепортаж для родителей «Как мы проводим время в нашей группе».
На основании проделанной работы по данной проблеме можно сделать следующие выводы:
- Создание предметно-развивающей среды способствует развитию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания детей;
- Систематическое использование игр и упражнений на формирование КГН и навыков самообслуживания способствует самостоятельности;
- Взаимодействие педагогов и родителей способствует повышению интереса родителей к данной проблеме и активному участию их в работе по воспитанию КГН и навыков самообслуживания у малышей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный проект для детей первой младшей группы по формированию культурных гигиенических навыков "Чистюли"
Долгосрочный проект для детей 2-3 лет "Чистюли". Результатом проекта будет: формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков культурно гигиенических навыков, желание выглядеть чистыми и опря...
Организация и содержание работы с детьми первой младшей группы по обучению культурно-гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания
В данном материале представлено содержание работы по организации обучения малышей навыкам культуры и самообслуживания...
Долгосрочный проект для детей первой младшей группы по формированию культурно-гигиенических навыков "Чистюли"
Долгосрочный проект для детей первой младшей группы по формированию культурно-гигиенических навыков "Чистюли"...
Формирование и развитие кгн у детей дошкольного возраста( из опыта работы воспитателя младшей группы)
Формирование и развитие кгн у детей дошкольного возраста( из опыта работы воспитателя младшей группы)...
Интегрированное занятие в 1 младшей группе по формированию культурно-гигиенических навыков с использованием фольклора. Тема: «Чистота – залог здоровья!»
Цель: прививать детям простейшие культурно-гигиенические навыки с использованием фольклора.Задачи: Образовательная: Закрепить знания детей о предметах туалета и их назначении; формировать умение...
Проектная деятельность в 1 младшей группе по формированию культурно - гигиенических навыков
Проект по формированию культурно - гигиенических навыков...
Совместная работа воспитателя и родителей по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе "Колобок" (3-4 года)
Показать значение совместной работы семьи и ДОУ (группа "Колобок") в процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей в младшей группе....