Оздоровительная работа с детьми в условиях детского сада
статья

Канафина Лилия Афкатовна
 В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оздоровительная работа с детьми в условиях детского сада

Конференция: «Здоровьесберегающие технологии по ФГОС ДО»

Автор:  Канафина Лилия  Афкатовна

Организация:  МАДОУ  «Детский сад 5 «Камыр Батыр»»  

Населенный  пункт:  Республика  Татарстан, г. Нурлат

 

                                                   

        Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности. 

         В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом.

         От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее время наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения, и остро встает проблема сохранения и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста при взаимодействии медиков, педагогов, психологов и родителей. Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.

         На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%, с нарушением осанки 50-60%, с плоскостопием - 30%. За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. Рождение здорового ребёнка стало редкостью . 

         Не утешают результаты состояния здоровья детей, поступающих в детский сад.

         Результатом обучения и воспитания дошкольников являются новые знания, которые сразу можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций.

Основные задачи по физическому воспитанию детей делятся на оздоровительные (профилактические), образовательные и воспитательные.

     Решая комплексно эти задачи, используя разные виды деятельности, я стараюсь добиться осознанного отношения ребенка к своему здоровью. Сюжетно-ролевые игры помогают формированию полезных привычек (мыть руки после прогулки, перед едой, после туалета, чистить зубы утром и вечером).

          Грамотное проведение закаливающих мероприятий повышает иммунитет детей. К закаливающим процедурам можно отнести четкую организацию в помещении теплого и воздушного режима (температурная гигиена), постоянные прогулки не менее 4-5 часов в день, хождение босиком по массажным коврикам, воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями после сна, контрастные водные процедуры.

         Одной из образовательных задач является освоение детьми специальных знаний, двигательных навыков и умений. Мною проводятся упражнения, способствующие формированию осанки, профилактике плоскостопия, развитию органов дыхания, развитию опорно-двигательного аппарата, использование самомассажа.

         Утренняя гимнастика и физкультурные занятия в режиме дня дошкольника формируют привычку к здоровому образу жизни. Этому помогают подвижные и спортивные игры, которые задействуют весь организм ребенка. Варьируя подвижные игры высоко, средней и низкой подвижности, мы добиваемся разных нагрузок на организм.

         Благодаря подвижным играм происходит умственное развитие детей, нравственное воспитание, формируются самоконтроль и произвольность поведения, развиваются психические и физические качества личности.

         Также активно применяю артикуляционную, пальчиковую и дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, физкультминутки в процессе каждого занятия по образовательной деятельности, упражнения на релаксацию.

         Обеспечение психологического благополучия является неотъемлемой частью здоровьесберегающих технологий. В этом направлении мною применяются приемы и методы: наблюдение, свободное и тематическое рисование, упражнения творческого характера, импровизация, сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, дидактические, музыкальные игры, чтение художественной литературы, сочинение историй, беседы, рассказ педагога, рассказы детей, мини-конкурсы: досуги и праздники. Ощущение праздника и радости благоприятно сказывается на здоровье человека.

          При организации детской деятельности большое место занимает организация трудовой деятельности взрослого и ребенка, с мотивацией на здоровый образ жизни. Большая роль в формировании определенного отношения к здоровью отводится родителям ребенка. В нашей группе постоянно проводится различная наглядная агитация. В папках-передвижках даются различные рекомендации, как поступать в тех или иных ситуациях, связанных со здоровьем, с заболеваниями, и тд. На родительских собраниях проводим консультации, посвященные здоровому образу жизни и физическому развитию детей. Наглядный материал, размещаемый в уголке для родителей, содержащий рекомендации и памятки по организации здоровьесберегающей работы в домашних условиях.

          Проведение совместных весенних и осенних субботников благотворно сказывается как на физическом, так и на психологическом состоянии взрослых и детей.

         Я считаю, что воспитательную, образовательную оздоровительную работу по сохранению и укреплению здоровья необходимо продолжать.

      Здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья:
  • Ритмопластика — проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста. Динамические паузы
  • Подвижные и спортивные игры — проводятся ежедневно для всех возрастных групп, как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, со средней степенью подвижности.
  • Релаксация — проводится для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
  • Пальчиковая гимнастика — проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
  • Гимнастика для глаз — проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
  • Дыхательная гимнастика — обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
  • Бодрящая гимнастика — проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.
  • Артикуляционная гимнастика — Занятия по профилактике и коррекции речевых нарушений с детьми проводит учитель — логопед.

2. технологии обучения здоровому образу жизни:

  • Утренняя гимнастика — проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
  • Физкультурные занятия — проводятся 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст — в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин.
  • Занятия из серии «Здоровье» — проводятся 1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.
  • Самомассаж — проводится в игровой форме ежедневно, в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях.
  • Активный отдых — физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья».
  • Коммуникативные игры — проводятся 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

3. коррекционные технологии:

  • Технология музыкального воздействия — проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей.
  • Арт-терапия — проводится сеансами 10-12 занятий по 30-35 мин начиная со средней группы.
  • Игротерапия — проводится в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом.
  • Сказкотерапия — проводится 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы.
  • Технологии коррекции поведения — Проводится как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач.
  • Психогимнастика — проводится по специальным методикам, 1-2 раза в неделю для старших дошкольнико

  Методические рекомендации по оздоровлению:

      Необходимо широкое использование игровых приемов создание эмоционально – значимых для детей ситуаций, обеспечение условий для самостоятельной практической личностно и общественно значимой деятельности, в которой дети могли бы проявлять творчество, инициативу, фантазию.

 Работа с родителями

         Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями.

Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность.

Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:

  • повышение педагогической культуры родителей
  • пропаганда общественного дошкольного воспитания
  • изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания
  • установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребенка
  • вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары
  • валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье

- включение родителей в воспитательно – образовательный процесс.

       Мы помним! Наличие здорового будущего завтра – это постоянная забота о физическом, психологическом и социальном благополучии ребенка сегодня!

Литература:

1. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -2004.-N1.-С.114-117

2. Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках – М., 1997  

3.  Алямовская  В.Г.  Как воспитать здорового ребенка (Программа «Здоровье») //Дошкольное     воспитание   1993 – 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Летне - оздоровительная работа в ДОУ. Благоустройстао территории детского сада "Рябинка"

Для личностного становления ребёнка важно, что его окружает. Видя ежедневные ухоженные, красивые, цветущие клумбы, воспитанник получает не только положительные эмоции, но и учится оберегать красоту, с...

Коррекционная работа с безречевыми детьми в условиях детского сада.

В статье раскрывается поэтапная корекционная работа с неговорящими детьми....

СИСТЕМА РАБОТЫ СО СПОРТИВНО – ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

«Одарённый», «способный», «талантливый» – эти слова довольно часто, особенно в последнее время  произносятся педагогами, психологами и родителями....

Формы работы с детьми в условиях детского сада.

Родители и Педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками. Основа этого союза – единство стремле...

Проект летней оздоровительной работы во второй младшей группе детского сада "Витамины- на грядке, здоровье - в порядке"

Познавательный, творческий, здоровьесберегающий среднесрочный (3 месяца)  проект. Реализация   проекта «Витамины - на грядке, здороье - в порядке» позволит  обогатить з...