Коррекционная работа с безречевыми детьми в условиях детского сада.
статья по коррекционной педагогике на тему
В статье раскрывается поэтапная корекционная работа с неговорящими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_rabota_s_bezrechevymi_detmi_v_usloviyah_detskogo_doma.docx | 28.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа с безречевыми детьми в условиях детского дома
г. Таганрог
МБДОУ детский сад №63
Учитель-дефектолог
Кириченко Любовь Николаевна
Речь – это канал развития.
Чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усвоены знания»
Н.И. Жинкин
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих различными заболеваниями, повлекших за собой интеллектуальные и речевые нарушения. Как правило, речь таких детей характеризуется нечетким и нестабильным звуковым оформлением. Они владеют артикуляцией самых простых звуков, которые заменяют все остальные. Как правило, это неговорящие дети, произносящие лишь отдельные аморфные слова – корни. Их речевая подражательная деятельность либо совсем отсутствует, либо реализуется в слоговых комплексах, состоящих из двух - трех плохо артикулируемых звуков: согласный + гласный или, наоборот, гласный + согласный. Опоздание с коррекционной помощью таким, детям часто приводит к появлению вторичных нарушений в развитии познавательных психических процессов и несформированности коммуникативных навыков.
Основные направления логопедической работы:
Поэтапное формирование устной речи у детей с ОНР 1-го уровня
Главные задачи в работе с первым уровнем общего недоразвития речи:
- развитие понимания речи,
- развитие активной подражательной деятельности в виде произношения любых звуковых сочетаний;
- развитие внимания и памяти;
- формирование когнитивных процессов;
- формирование деятельности.
Основные задачи на первом этапе:
- Вызывать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений.
- Расширять объем понимания речи.
- Формировать и уточнять пассивный словарь: словарь действий, словарь обозначений.
Для активизации речевого подражания необходимо учитывать, что ответственным моментом в логопедической работе с безречевыми детьми будет создание потребности подражать слову взрослого. Нельзя заучивать слова. Необходимо связывать их с практической деятельностью и подражанием. Свои действия ребенок сопровождает словами. Поэтому логопеду необходимо создать условия, в которых бы у ребенка появилось желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно. Активизация речи детей, или вызывание речевого подражания, должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с игрой, с наглядной ситуацией, что достигается при различных, но обязательных условиях: эмоциональности контакта с ребенком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации. Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронуты положительные эмоции неговорящих детей, насколько изобретательным будет учитель-логопед или учитель-дефектолог.
Достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражания вообще: "Сделай, как я делаю". Необходимо научить детей подражать действиям с предметами (например, игра в мяч), - научить подражать движениям рук, ног, головы. ("Полетели, как птички"; "Постоим на одной ножке" и т.п.). Свои действия и действия детей взрослый сопровождает словами, желательно в стихотворной форме.
На первоначальном этапе общения важно добиться от детей умения называть (в любом фонетическом оформлении):
- окружающих близких, родственников (няня, тётя, мама т. п.);
- имена детей (Тата, Ната, Вова, Тома и т. д.);
- приказания (дай, иди, на);
- крики животных и птиц (гага, муму, куку, ав-ав, мяу);
- звучащие игрушки (бом-бом, динь-динь, дуду).
Основные задачи на втором этапе:
- Научить строить двусловное предложение 2-х видов:
- обращение + повеление;
- повеление + название предметов.
- Учить произносить ударный гласный, слог.
- Закреплять обиходные слова.
- Расширять объем понимания речи.
- Еще большее использование однословного предложения.
- Желательно чтобы произносили все гласные.
К концу 2-го этапа дети должны научиться:
- Синтаксически и грамматически оформлять двусловное предложение.
- Место ударения в отдельных словах.
- Определять ритмический рисунок структуры слова.
- Понимание речи: предмет соотносится с его функцией.
- Узнавать предмет по описанию.
- Отвечать в доступной форме.
Общие рекомендации к логопедической работе с неговорящими детьми в условиях детского сада.
Занятия проводятся индивидуальные или с небольшой группой детей. Ведущая форма занятий — игровая. Занятия должны быть насыщены, особенно на начальных этапах работы, невербальными заданиями. В занятия включаются серии упражнений, направленных на освоение детьми категорий числа существительных, глаголов, времени и т. д., например, «Миша, дай мне шар, а себе возьми шары»; «Положи на стол грибы, а на окно гриб». Первоначально следует подбирать слова с ударными окончаниями.
Проговариваются изображенные на сюжетных картинках действия, а затем необходимо учить дошкольников слушать, понимать, дифференцировать вопросы типа: «Покажи, кто идет в школу; Куда идут девочки? Откуда возвращаются ребята?» Ответы детей ограничиваются показом.
На первом этапе обучения ребенка может иметь место «односторонний» речевой диалог, когда взрослый задает вопрос и сам на него отвечает. При наличии хорошего эмоционального контакта с ребенком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания и положительной мотивации задания, можно услышать первые подражания в виде звуковых комплексов и простых слов. Необходимо в процессе практической деятельности вызвать у ребенка потребность воспроизводить по подражанию доступные ему слова или хотя бы части слов.
В первый период обучения появляются:
а) обращения типа дай, на, иди;
б) существительные — названия лиц (близких ребенку взрослых и детей) и имена собственные (мама, папа, баба, Taтa, Ната и др.).
Появившиеся звуковые комплексы и слова ребенок проговаривает громко и тихо, быстро и медленно с разной интонацией (сердито и ласково). Одновременно подключаются дыхательно-голосовые и артикуляционные упражнения, которые также проводят в игровой форме.
Как только в речи ребенка появляются простые звуковые сочетания, его надо учить соединять 2—3 аморфных слова в самостоятельное предложение.
Одновременно у детей развивается подражательная способность к воспроизведению двух, а затем и трехсложных слоговых структур. Взрослый обращает внимание ребенка на правильное интонационное распределение ударных и безударных слогов: ребенок усваивает место ударения в слове. Важна правильность передачи количества слогов в слове, независимо от характера звуконаполняемости.
На данном этапе логопедической работы основными задачами являются не постановка звуков и заучивание слов, правильно произносимых детьми, а накопление пассивного и активного словаря (независимо от произносительных возможностей ребенка), усвоение простейших грамматических форм и употребление вызванных слов в предложениях.
Отдельные приемы коррекционно-воспитательной работы.
Обязательным условием в логопедическом воздействии является многократность повторения одного и того же словесного материала и наличие тесного эмоционального контакта с неговорящим ребенком.
Всякое проявление речи у ребенка на данном этапе работы необходимо поощрять. Не надо принуждать ребенка что-либо сказать или повторить. Лучше вообще избегать слов скажи, повтори, так как на эти просьбы у детей уже могла выработаться негативная реакция. Эти слова лучше заменить соответствующими вопросами или словами угадай, отгадай или односторонним диалогом, при котором взрослый и спрашивает, и отвечает сам. Очень хорошо один-два раза повторить за ребенком произнесенные им звукоподражания. Например, подводя его к шкафу с игрушками, удивленно спросить: «Посмотри: кто это тут появился? Козлик!» Рассматривая козлика, несколько раз имитировать крик козлика: «Ме-ме-ме». Показывая ребенку, где у козлика носик, уши, хвостик, логопед заинтересованно спрашивает: «А ты знаешь, как козлик плачет (кричит)?» Необходимо получить любую звуковую реакцию ребенка.
Однако аморфные слова-корни, создаваемые самим ребенком, например, вместо собака — «бака» или вместо мишка — «ми», нельзя повторять за детьми. Дети должны слышать только правильно произносимые слова и предложения.
Организация логопедических занятий.
Практикой подтверждено, что наибольшей результативности в обучении детей с первым — вторым уровнями речевого развития можно достигнуть на занятиях с 1—2-мя детьми (первые два месяца обучения). Это объясняется тем, что ребенок гораздо лучше воспринимает задания, новый материал тогда, когда он обращен непосредственно к нему. Он еще не в состоянии распределить свое внимание на несколько объектов, удержать в памяти несколько словесных инструкций.
Индивидуальная форма работы в первые месяцы обучения является более эффективной, если продолжительность занятий не превышает 10—15 мин. Спустя 2 месяца дети объединяются в подгруппы из 2—3 человек, а занятия продолжаются 15—20 минут.
Во втором полугодии, когда дети уже привыкли слушать и слышать логопеда, целенаправленно выполнять невербальные и вербальные задания, состав подгрупп увеличивается до 4—5 детей.
В исследованиях ученых (Л.С. Выготский, Н.С. Жукова, М.М. Кольцова, И. Кривовяз, М.И. Лисина, Р.Е. Левина, А.Р. Рузская, и др.) доказано, что для овладения активной речью важно правильно организовать общение с окружающими. А это возможно лишь при установлении с ними положительного эмоционального контакта. Известно, что для детей с общим недоразвитием речи нередко характерен речевой негативизм. Именно разнообразное использование игровых приемов позволяет создать хороший фон для общения с ребенком. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку, учет его личностных, характерологических особенностей, данных психического и речевого развития являются одним из ведущих принципов обучения детей с общим недоразвитием речи, воспитывающихся в детском доме.
Изучение специфических особенностей речевого и психического развития детей воспитанников детского дома с общим недоразвитием речи подтверждает необходимость комплексного воздействия на ребенка, когда охватываются все звенья учебно-воспитательного процесса и все компоненты речевой функциональной системы. Большое значение в процессе коррекционного обучения придается активизации речевой деятельности ребенка в процессе общения с окружающими детьми и взрослыми.
При проведении занятий важно все время поддерживать речевую активность детей. Чем больше ребенок составит и проговорит предложений по вопросам, сюжетным картинкам и демонстрации действий, тем лучше он усвоит в практическом плане грамматические категории и тем быстрее продвинется в своем речевом развитии.
Определяя требования к логопедическим занятиям по развитию речи, необходимо предусмотреть их четкую логическую завершенность. В занятии предусматривается несколько взаимосвязанных этапов. В каждое логопедическое занятие включаются упражнения по развитию внимания, памяти, логического мышления.
Отставание в развитии сенсорных и моторных функций у детей с общим недоразвитием речи диктует необходимость обязательного включения в логопедические занятия дополнительных приемов, стимулирующих развитие общей и речевой моторики, а также сенсорных функций ребенка.
В процессе логопедической работы учитывают как общеразвивающие, так и коррекционные задачи. При этом одним из ведущих принципов в обучении является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.
Определяя содержание логопедических занятий, важно акцентировать внимание на выборе посильных требований к ребенку. Большой интерес к занятию дети проявляют тогда, когда создаются занимательные игровые сюжеты, в которых часто они сами являются активными участниками. Следует развивать у детей познавательный интерес. Для этого можно использовать сюрпризные моменты, разные формы поощрения. Все это в совокупности помогает активизировать речевую деятельность детей. В качестве поощрения могут быть:
— картинки, флажки, звездочки, крестики, различные символы;
— рисунки, фишки, медальоны;
— публичная оценка логопедом, детьми (аплодисменты), устная похвала, рукопожатие кукольного персонажа;
— раздача сладостей, фруктов;
— трудовые подкрепления (раздача и сбор картинного материала, игрушек, контроль за выполнением заданий и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие по коррекционной работе с безречевыми детьми для эмоциональной стимуляции
Методическое пособие по коррекционной работе с безречевыми детьми для эмоциональной стимуляции...
СИСТЕМА РАБОТЫ СО СПОРТИВНО – ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
«Одарённый», «способный», «талантливый» – эти слова довольно часто, особенно в последнее время произносятся педагогами, психологами и родителями....
Формы работы с детьми в условиях детского сада.
Родители и Педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками. Основа этого союза – единство стремле...
Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми
Я намеренно употребляю этот термин без кавычек. Тот уровень речи, который есть у этих детей - вокализации, звукоподражания и звукокомплексы эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко произ...
Система коррекционной работы с безречевыми детьми раннего возраста. Взаимодействие логопеда и семьи.
Модель взаимодействия учителя - логопеда и родителей безречевых детей дошкольного возраста....
Использование «Прозрачного мольберта» в коррекционной работе с безречевыми детьми
Цель - развитие коммуникативных навыков, высших психических функций, творческого мышления и коррекция эмоциональных нарушений у безречевых детей. Задачи:v развитие речи и психических функци...
Опыт работы "Система коррекционной работы с безречевыми детьми с нарушением опорно - двигательного аппарата"
Опыт содержит описание коорекционной работы с безречевыми детьми со сложной структурой дефекта старшего дошкольного возраста....