СИСТЕМА РАБОТЫ СО СПОРТИВНО – ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
статья по физкультуре на тему

Саянкина Марина Сергеевна

  «Одарённый», «способный», «талантливый» – эти слова довольно часто, особенно в последнее время  произносятся педагогами, психологами и родителями. И это естественно, закономерно, потому что талантливый чело­век – это особая ценность для общества в целом: качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой и резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему.  Именно такими потенциями обладают дети с выраженными способностями.   

          Существует несколько видов одаренности: академическая одаренность, художественная одаренность, организаторская, спортивная ода­ренность.

Сегодня особо хочу остановиться, как инструктор по физической культуре, на  организации образовательного процесса для спортивно одарённых детей, т.е.  детей, умеющих легко и пластично двигаться, прекрасно владеющих своим телом, физически развитых,  обладающих чувством равновесия, с высокой зрительно – моторной координацией, способных удерживать точный  ритма, темп движений, точность и соразмерность действий в момент передвижения в пространстве.  Для целенаправленной работы с такими детьми мною  разработана  программа «Школа олимпийца». Программа рассчитана на 32 занятия в год. В основу программы «Школа олимпийца»    положены следующие документы:  Федеральная целевая программа «Одарённый ребёнок», Рабочая концепция одарённости, методические рекомендации В. Щебеко  «Дошкольный возраст: психомоторная одарённость»,  «Дошкольный возраст: выявление психомоторной одарённости». Содержания программы интегрирую с содержанием основной общеобразовательной программы дошкольного образования и реализую на занятиях по плаванию.   

           В содержание  программы входят 3 блока:

1       Блок «Мир моего тела»

2       Блок «Я – смелый и ловкий»

3       Блок «Творчество и движение» 

 

1 Блок «Мир моего тела»

          Задачи этого блока:

Ø    Содействовать развитию у детей умений ориентироваться в пространстве с помощью тела.

Ø    Содействовать развитию умений воспринимать и запоминать собственные движения, создавать новые.

Ø    Стимулировать развитие умения быстро реагировать, выполнять движения.

Ø    Содействовать развитию способностей к динамической, статической координации на основе зрительной афферентации.

Ø    Содействовать развитию интеллекта через совершенствование моторики и сенсомоторной координации.

Основные методы и приёмы работы – это двигательные задания: «Кольцо влево, мяч вправо», «Разложи шайбы по диагонали дна бассейна слева направо», «Собери шайбы справа налево», Составь свой маршрут из 3-х, 4-х и т.д. таблиц», «Составь узор на дне»,  «Собери своё имя», «Реши свой пример», «Составь и пройди лабиринт»; творческие задания: «Придумай и  изобрази морского обитателя», «Как кто плавает», «Придумай фигуру»; беседы на темы «Что даёт тебе плавание», «Наш друг – вода».

 

                   2 Блок «Я – смелый и ловкий»  рассчитан на 10 занятий.

Задачи 2 блока следующие:

Ø   Совершенствовать психофизиологические качества детей: ловкость, выносливость, быстроту, ловкость.

Ø   Содействовать развитию умений видеть собственные проблемы и находить пути их решения.

Ø   Содействовать выработки умений работать самостоятельно, без постоянного  руководства взрослого, проявлять инициативу, брать на себя ответственность.

Ø     Формировать способность осваивать новые знания по собственной инициативе.

Ø     Помочь ребёнку выбрать свой способ физического самосовершенствования.

                   Методы и приёмы: беседы на темы: «У тебя не получается движение. Как это исправить», «Как можно самостоятельно составить план совершенствования техники плавания» «Как можно придумать новое движение»; моделирование  ситуаций: «Если при плавании у тебя устают  руки. Почему  это происходит?»,  «У тебя не получается движение ногами в стиле «кроль». Как ты решишь эту проблему?»; просмотр видеофильмов «Соревнования по плаванию», «Спортсмены тренируются»; просмотр записей  своих занятий с последующей беседой «Расскажи о своих успехах и проблемах»; двигательные упражнения «Погружение на время», «Проплыви быстрее», «Спираль».

                   3 Блок «Творчество и движение»  в него входят 13 занятий.

Реализация этого блока решает такие задачи:

Ø     Способствовать развитию творческой двигательной компетентности.

Ø     Стимулировать развитие творческого интеллекта, мышления, воображения, фантазии,  психомоторной памяти.

Ø     Помочь ребёнку выработать в себе индивидуальный стиль физической деятельности.

Ø     Обогащать и развивать эмоциональный опыт детей, позитивное отношение к двигательной деятельности.

Ø     Повышать мотивационную готовность ребёнка к физической деятельности.

Методы и приёмы работы -  двигательные инсценировки, имитационные игры «Изобрази сказочного героя», « Оживи картинку из сказки без слов», эксперименты «Для чего нужны ласты»,  «Тонет, не тонет», проблемные ситуации: «Выполни движение на предложенную тему», «Выполни противоположенное движение», «Придумай обычное движение при необычной ситуации («Как плавают инопланетяне»,  «Морское царство»).

      Конечный результат реализации программы следующий:

1.     У детей выработан индивидуальный почерк в двигательных действиях. Дети проявляют настойчивость, азартность в достижении цели. У детей выработана высокая познавательная активность в освоении новых движений. Дети умеют владеть телом при маневрировании в играх.  Дети инициативны, готовы взять на себя ответственность, проявляют творчество в двигательной деятельности.

2.   Разработано методическое обеспечение образовательного процесса для

      Работы с детьми, имеющих  способности в двигательной сфере, а именно:

      методические пособия: «Сущность образовательной работы со спортивно-

      одрёнными детьми», «Методы выявления психомоторной одарённости

      детей»;  информационно – консультативные материалы: «Признаки

      психомоторной одарённости», «Методы и приёмы работы со спортивно

      одарённым  ребёнком», «Формы взаимодействия с родителями детей с ярко

      выраженным потенциалом в двигательной деятельности».

      Разработан цикл бесед, проблемных, двигательных, творческих заданий.

      Составлена картотека  имитационных игр, упражнений, схем,

      экспериментов. Разработан перечень художественной литературы,

      музыкальных произведений. Разработан цикл культурно-развлекательных                                                                         

      досугов (викторины, показательные выступления, фестивали, праздники).

 

        3.    Разработано дидактическое обеспечение образовательной работы с  

               детьми, имеющих психомоторные способности: систематизирован

               иллюстративный материал  по темам «Кроль», «Брасс», «Дельфин», «Моё

               тело». Изготовлены дидактические пособия «Тоннель», «Хвосты»,

               дидактическая кукла «Русалка». Изготовлены модули «Способы

               плавания», «Кто как плавает». Создана  электронная  картотека аудио и

               видео фильмов. Подобран раздаточный  материл для  разыгрывания

               двигательных инсценировок.

 

         Анализ реализации программы «Школа олимпийца»  осуществляется в конце мая. Основные методы – это наблюдения и контрольные упражнения. При анализе используется разработанный мною критериально – диагностический инструментарий, в основу которого взяты рекомендации  Лейтос, Матюшкина, Юркевич. Оценка сформированности психомоторных качеств  проводится по следующим  показателям:

            умение быстро реагировать, выполнять одиночные движения;

            умения действовать с небольшими предметами, преимущественно за счёт пальцев рук;

            умение совершать действия, требующие ориентировки тела в пространстве;

            умение воспринимать и запоминать собственные движения, воспроизводить и создавать новые (психомоторная память);

            развитость кондиционных способностей, обеспечивающих физическую подготовленность (быстрота, сила, выносливость, ловкость и т.д.).

       В конце учебного года с родителями одарённых  детей в двигательной сфере  провожу круглый стол, где родителям даётся возможность высказать своё мнение  о работе детского сада с их детьми,  поделиться своими впечатлениями о положительных изменениях, произошедших с  ребёнком (повысился интерес к двигательной активности, настойчивость к достижению цели, требовательность к себе и т.д.).  Наглядное отражение успехов детей осуществляется на разработанной мною модели «Доплыву до цели», где представлены начальные плавательные умения  ребёнка и итоговые. Также наглядно видно над, чем пришлось потрудиться, а что далось легко.

           Моторно-одарённые дети включены в культурно-образовательное пространство дошкольного учреждения:

·   Они выполняют  роли  ведущих на спортивных  праздниках,  фестивалях на воде.

·   Участвуют в обучении плаванию малышей и своих сверстников.

·    Участвуют в показательных выступлениях на воде.

   Дополнительное образование осуществляется для детей подготовительной группы, но опыт показывает, что работу со спортивно одарёнными детьми можно начинать со старшей группы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sportivnodarennye_rech_sayankinoy.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА РАБОТЫ СО СПОРТИВНО – ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Саянкина М.С., инструктор по физической культуре  

МБ ДОУ «Детский сад  №179» г. Новокузнецк

   «Одарённый», «способный», «талантливый» – эти слова довольно часто, особенно в последнее время  произносятся педагогами, психологами и родителями. И это естественно, закономерно, потому что талантливый человек – это особая ценность для общества в целом: качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой и резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему.  Именно такими потенциями обладают дети с выраженными способностями.  

 В нашем дошкольном учреждении отлажена система  психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих академическую, интеллектуальную, художественную, одарённости.  Но остаётся не решённой проблема  психолого-педагогического    сопровождения    спортивно -  одарённых детей, т.е.  детей, умеющих легко и пластично двигаться, прекрасно владеющих своим телом, физически развитых,  обладающих чувством равновесия, с высокой зрительно – моторной координацией, способных удерживать точный  ритм, темп движений, точность и соразмерность действий в момент передвижения в пространстве.  Для целенаправленной работы с такими детьми  в детском саду   разработана  программа «Школа маленького  олимпийца». Программа рассчитана на 32 занятия в год. В основу программы  положены следующие документы:  Федеральная целевая программа «Одарённый ребёнок», Рабочая концепция одарённости, методические рекомендации В. Щебеко  «Дошкольный возраст: психомоторная одарённость»,  «Дошкольный возраст: выявление психомоторной одарённости». Содержания программы интегрируется  с содержанием основной общеобразовательной программы дошкольного образования, и реализую на занятиях по плаванию.  

           В содержание  программы входят 3 блока:

  1. Блок «Мир моего тела»
  2. Блок «Я – смелый и ловкий»
  3. Блок «Творчество и движение»  

Первый блок «Мир моего тела» (9 занятий) направлен на решение задач:          

  • Совершенствовать развитие у детей умений ориентироваться в пространстве с помощью тела.
  • Содействовать развитию умений воспринимать и запоминать собственные движения, создавать новые.
  • Стимулировать развитие умения быстро реагировать, выполнять движения.
  • Содействовать развитию способностей к динамической, статической координации на основе зрительной афферентации.
  • Содействовать развитию интеллекта через совершенствование моторики и сенсомоторной координации.

Основные методы и приёмы работы – это двигательные задания: «Кольцо влево, мяч вправо», «Разложи шайбы по диагонали дна бассейна слева направо», «Собери шайбы справа налево», Составь свой маршрут из 3-х, 4-х и т.д. таблиц», «Составь узор на дне»,  «Собери своё имя», «Реши свой пример», «Составь и пройди лабиринт»; творческие задания: «Придумай и  изобрази морского обитателя», «Как кто плавает», «Придумай фигуру»; беседы на темы «Что даёт тебе плавание», «Наш друг – вода».

Содержание второго блока «Я – смелый и ловкий»  (10 занятий)  обеспечивает решение задач:

  • Совершенствовать психофизиологические качества детей: ловкость, выносливость, быстроту, ловкость.
  • Содействовать развитию умений видеть собственные проблемы и находить пути их решения.
  • Содействовать выработки умений работать самостоятельно, без постоянного  руководства взрослого, проявлять инициативу, брать на себя ответственность.
  • Формировать способность осваивать новые знания по собственной инициативе.
  • Помочь ребёнку выбрать свой способ физического самосовершенствования.

Используются такие методы и приёмы: беседы на темы: «У тебя не получается движение. Как это исправить», «Как можно самостоятельно составить план совершенствования техники плавания» «Как можно придумать новое движение»; моделирование  ситуаций: «Если при плавании у тебя устают  руки. Почему  это происходит?»,  «У тебя не получается движение ногами в стиле «кроль». Как ты решишь эту проблему?»; просмотр видеофильмов «Соревнования по плаванию», «Спортсмены тренируются»; просмотр записей  своих занятий с последующей беседой «Расскажи о своих успехах и проблемах»; двигательные упражнения «Погружение на время», «Проплыви быстрее», «Спираль».                       

Третий блок «Творчество и движение»  (13 занятий) конкретизирован в следующих задачах:

  • Способствовать развитию творческой двигательной компетентности.
  • Стимулировать развитие творческого интеллекта, мышления, воображения, фантазии,  психомоторной памяти.
  • Помочь ребёнку выработать в себе индивидуальный стиль физической деятельности.
  • Обогащать и развивать эмоциональный опыт детей, позитивное отношение к двигательной деятельности.
  • Повышать мотивационную готовность ребёнка к физической деятельности.

Применяются разнообразные методы и приёмы работы -  двигательные инсценировки, имитационные игры «Изобрази сказочного героя», « Оживи картинку из сказки без слов», эксперименты «Для чего нужны ласты»,  «Тонет, не тонет», проблемные ситуации: «Выполни движение на предложенную тему», «Выполни противоположенное движение», «Придумай обычное движение при необычной ситуации («Как плавают инопланетяне»,  «Морское царство»).

 Конечным результатом реализации программы «Школа маленького олимпийца» являются следующие показатели:

  1. У детей выработан индивидуальный почерк в двигательных действиях. Дети проявляют настойчивость, азартность в достижении цели. У детей выработана высокая познавательная активность в освоении новых движений. Дети умеют владеть телом при маневрировании в играх.  Дети инициативны, готовы взять на себя ответственность, проявляют творчество в двигательной деятельности.

2.   Разработано методическое обеспечение образовательного процесса для

      работы с детьми, имеющих  способности в двигательной сфере:

  • методические пособия: «Сущность образовательной работы со спортивно-

одарёнными детьми», «Методы выявления психомоторной одарённости детей»;

  • информационно – консультативные материалы: «Признаки психомоторной                одарённости», «Методы и приёмы работы со спортивно одарённым  ребёнком», «Формы взаимодействия с родителями детей с ярко  выраженным потенциалом в двигательной деятельности»;
  • цикл бесед, проблемных ситуаций, двигательных, творческих заданий;
  • картотека имитационных игр, упражнений, схем, экспериментов;
  • перечень художественной литературы, музыкальных произведений;
  • цикл культурно – развлекательных досугов (викторины, показательные выступления, фестивали, праздники).

        3.    Разработано дидактическое обеспечение образовательной работы с  

               детьми,    имеющих психомоторные способности:

  • систематизирован   иллюстративный материал по темам: «Моё тело»,   «Кросс». «Брас», «Дельфин»;
  • изготовлены дидактические пособия: «Тоннель», «Хвосты», дидактическая кукла «Русалочка», модули «Способы плавания», «Кто как плавает»;
  • создана электронная картотека видео фильмов о спортивных соревнованиях, праздниках  на воде;
  • подобран раздаточный материал для различных инсценировок.

                Анализ реализации программы «Школа маленького олимпийца»  осуществляется в конце мая. Основные методы – это наблюдения и контрольные упражнения. При анализе используется разработанный инструкторам по физической культуре критериально-диагностический инструментарий, в основу которого взяты рекомендации  Н. Лейтес, В.Шебеко.  Оценка сформированности психомоторных качеств проводится по следующим  показателям:

  • умение быстро реагировать, выполнять одиночные движения;
  • умения действовать с небольшими предметами, преимущественно за счёт пальцев рук;
  • умение совершать действия, требующие ориентировки тела в пространстве;
  • умение воспринимать и запоминать собственные движения, воспроизводить и создавать новые (психомоторная память);
  • развитость кондиционных способностей, обеспечивающих физическую подготовленность (быстрота, сила, выносливость, ловкость и т.д.).

       В конце учебного года с родителями одарённых  детей в двигательной сфере  проводится  круглый стол, где родителям даётся возможность высказать своё мнение  о работе детского сада с их детьми,  поделиться своими впечатлениями о положительных изменениях, произошедших с  ребёнком (повысился интерес к двигательной активности, настойчивость к достижению цели, требовательность к себе и т.д.). Наглядное отражение успехов детей осуществляется на разработанной  модели «Доплыву до цели», где представлены начальные плавательные умения  ребёнка и итоговые.

Моторно-одарённые дети включены в культурно-образовательное пространство дошкольного учреждения:

  • Они выполняют  роли  ведущих на спортивных  праздниках,  фестивалях на воде.
  • Участвуют в обучении плаванию малышей и своих сверстников.
  • Участвуют в показательных выступлениях на воде.

   Дополнительное образование осуществляется для детей подготовительной группы, но опыт показывает, что работу со спортивно одарёнными детьми можно начинать со старшей группы.

Литература

  1. Брушлинский. А.В. О природных предпосылках психического развития человека./ А.В.Брушлинский. - М,1977.
  2. Лейтес Н.С. Способности и одарённость в детские годы./Н.С. Лейтес. – М., 1984.
  3. Шебеко В.А. Дошкольный возраст: психомоторная одарённость. /В.А.Шебеко.  //Дошкольное воспитание, ,2008. №7
  4. Щебеко В.А. «Дошкольный возраст: выявление психомоторной одарённости». /В.А.Шебеко. // Дошкольное воспитание, 2008. №10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Система работы по социализации ребенка дошкольника в условиях детского сада".

Доклад "Система работы по социализации ребенка дошкольника  в условиях детского сада"....

Коррекционная работа с безречевыми детьми в условиях детского сада.

В статье раскрывается поэтапная корекционная работа с неговорящими детьми....

Формы работы с детьми в условиях детского сада.

Родители и Педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками. Основа этого союза – единство стремле...

«СИСТЕМА РАБОТЫ СО СПОРТИВНО – ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ"

Физическое развитие спортивно-одаренных детей старшего дошкольного возраста...

Оздоровительная работа с детьми в условиях детского сада

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед общество...

Творческая работа «Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»,

         Цель своей творческой работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 6 -7 лет к обучению грамоте....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для воспитателей детского сада «Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»

         Цель своей работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 5 -7 лет к обучению грамоте....