СИСТЕМА РАБОТЫ СО СПОРТИВНО – ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
статья по физкультуре на тему
«Одарённый», «способный», «талантливый» – эти слова довольно часто, особенно в последнее время произносятся педагогами, психологами и родителями. И это естественно, закономерно, потому что талантливый человек – это особая ценность для общества в целом: качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой и резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. Именно такими потенциями обладают дети с выраженными способностями.
Существует несколько видов одаренности: академическая одаренность, художественная одаренность, организаторская, спортивная одаренность.
Сегодня особо хочу остановиться, как инструктор по физической культуре, на организации образовательного процесса для спортивно одарённых детей, т.е. детей, умеющих легко и пластично двигаться, прекрасно владеющих своим телом, физически развитых, обладающих чувством равновесия, с высокой зрительно – моторной координацией, способных удерживать точный ритма, темп движений, точность и соразмерность действий в момент передвижения в пространстве. Для целенаправленной работы с такими детьми мною разработана программа «Школа олимпийца». Программа рассчитана на 32 занятия в год. В основу программы «Школа олимпийца» положены следующие документы: Федеральная целевая программа «Одарённый ребёнок», Рабочая концепция одарённости, методические рекомендации В. Щебеко «Дошкольный возраст: психомоторная одарённость», «Дошкольный возраст: выявление психомоторной одарённости». Содержания программы интегрирую с содержанием основной общеобразовательной программы дошкольного образования и реализую на занятиях по плаванию.
В содержание программы входят 3 блока:
1 Блок «Мир моего тела»
2 Блок «Я – смелый и ловкий»
3 Блок «Творчество и движение»
1 Блок «Мир моего тела»
Задачи этого блока:
Ø Содействовать развитию у детей умений ориентироваться в пространстве с помощью тела.
Ø Содействовать развитию умений воспринимать и запоминать собственные движения, создавать новые.
Ø Стимулировать развитие умения быстро реагировать, выполнять движения.
Ø Содействовать развитию способностей к динамической, статической координации на основе зрительной афферентации.
Ø Содействовать развитию интеллекта через совершенствование моторики и сенсомоторной координации.
Основные методы и приёмы работы – это двигательные задания: «Кольцо влево, мяч вправо», «Разложи шайбы по диагонали дна бассейна слева направо», «Собери шайбы справа налево», Составь свой маршрут из 3-х, 4-х и т.д. таблиц», «Составь узор на дне», «Собери своё имя», «Реши свой пример», «Составь и пройди лабиринт»; творческие задания: «Придумай и изобрази морского обитателя», «Как кто плавает», «Придумай фигуру»; беседы на темы «Что даёт тебе плавание», «Наш друг – вода».
2 Блок «Я – смелый и ловкий» рассчитан на 10 занятий.
Задачи 2 блока следующие:
Ø Совершенствовать психофизиологические качества детей: ловкость, выносливость, быстроту, ловкость.
Ø Содействовать развитию умений видеть собственные проблемы и находить пути их решения.
Ø Содействовать выработки умений работать самостоятельно, без постоянного руководства взрослого, проявлять инициативу, брать на себя ответственность.
Ø Формировать способность осваивать новые знания по собственной инициативе.
Ø Помочь ребёнку выбрать свой способ физического самосовершенствования.
Методы и приёмы: беседы на темы: «У тебя не получается движение. Как это исправить», «Как можно самостоятельно составить план совершенствования техники плавания» «Как можно придумать новое движение»; моделирование ситуаций: «Если при плавании у тебя устают руки. Почему это происходит?», «У тебя не получается движение ногами в стиле «кроль». Как ты решишь эту проблему?»; просмотр видеофильмов «Соревнования по плаванию», «Спортсмены тренируются»; просмотр записей своих занятий с последующей беседой «Расскажи о своих успехах и проблемах»; двигательные упражнения «Погружение на время», «Проплыви быстрее», «Спираль».
3 Блок «Творчество и движение» в него входят 13 занятий.
Реализация этого блока решает такие задачи:
Ø Способствовать развитию творческой двигательной компетентности.
Ø Стимулировать развитие творческого интеллекта, мышления, воображения, фантазии, психомоторной памяти.
Ø Помочь ребёнку выработать в себе индивидуальный стиль физической деятельности.
Ø Обогащать и развивать эмоциональный опыт детей, позитивное отношение к двигательной деятельности.
Ø Повышать мотивационную готовность ребёнка к физической деятельности.
Методы и приёмы работы - двигательные инсценировки, имитационные игры «Изобрази сказочного героя», « Оживи картинку из сказки без слов», эксперименты «Для чего нужны ласты», «Тонет, не тонет», проблемные ситуации: «Выполни движение на предложенную тему», «Выполни противоположенное движение», «Придумай обычное движение при необычной ситуации («Как плавают инопланетяне», «Морское царство»).
Конечный результат реализации программы следующий:
1. У детей выработан индивидуальный почерк в двигательных действиях. Дети проявляют настойчивость, азартность в достижении цели. У детей выработана высокая познавательная активность в освоении новых движений. Дети умеют владеть телом при маневрировании в играх. Дети инициативны, готовы взять на себя ответственность, проявляют творчество в двигательной деятельности.
2. Разработано методическое обеспечение образовательного процесса для
Работы с детьми, имеющих способности в двигательной сфере, а именно:
методические пособия: «Сущность образовательной работы со спортивно-
одрёнными детьми», «Методы выявления психомоторной одарённости
детей»; информационно – консультативные материалы: «Признаки
психомоторной одарённости», «Методы и приёмы работы со спортивно
одарённым ребёнком», «Формы взаимодействия с родителями детей с ярко
выраженным потенциалом в двигательной деятельности».
Разработан цикл бесед, проблемных, двигательных, творческих заданий.
Составлена картотека имитационных игр, упражнений, схем,
экспериментов. Разработан перечень художественной литературы,
музыкальных произведений. Разработан цикл культурно-развлекательных
досугов (викторины, показательные выступления, фестивали, праздники).
3. Разработано дидактическое обеспечение образовательной работы с
детьми, имеющих психомоторные способности: систематизирован
иллюстративный материал по темам «Кроль», «Брасс», «Дельфин», «Моё
тело». Изготовлены дидактические пособия «Тоннель», «Хвосты»,
дидактическая кукла «Русалка». Изготовлены модули «Способы
плавания», «Кто как плавает». Создана электронная картотека аудио и
видео фильмов. Подобран раздаточный материл для разыгрывания
двигательных инсценировок.
Анализ реализации программы «Школа олимпийца» осуществляется в конце мая. Основные методы – это наблюдения и контрольные упражнения. При анализе используется разработанный мною критериально – диагностический инструментарий, в основу которого взяты рекомендации Лейтос, Матюшкина, Юркевич. Оценка сформированности психомоторных качеств проводится по следующим показателям:
умение быстро реагировать, выполнять одиночные движения;
умения действовать с небольшими предметами, преимущественно за счёт пальцев рук;
умение совершать действия, требующие ориентировки тела в пространстве;
умение воспринимать и запоминать собственные движения, воспроизводить и создавать новые (психомоторная память);
развитость кондиционных способностей, обеспечивающих физическую подготовленность (быстрота, сила, выносливость, ловкость и т.д.).
В конце учебного года с родителями одарённых детей в двигательной сфере провожу круглый стол, где родителям даётся возможность высказать своё мнение о работе детского сада с их детьми, поделиться своими впечатлениями о положительных изменениях, произошедших с ребёнком (повысился интерес к двигательной активности, настойчивость к достижению цели, требовательность к себе и т.д.). Наглядное отражение успехов детей осуществляется на разработанной мною модели «Доплыву до цели», где представлены начальные плавательные умения ребёнка и итоговые. Также наглядно видно над, чем пришлось потрудиться, а что далось легко.
Моторно-одарённые дети включены в культурно-образовательное пространство дошкольного учреждения:
· Они выполняют роли ведущих на спортивных праздниках, фестивалях на воде.
· Участвуют в обучении плаванию малышей и своих сверстников.
· Участвуют в показательных выступлениях на воде.
Дополнительное образование осуществляется для детей подготовительной группы, но опыт показывает, что работу со спортивно одарёнными детьми можно начинать со старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sportivnodarennye_rech_sayankinoy.docx | 27.45 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА РАБОТЫ СО СПОРТИВНО – ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
Саянкина М.С., инструктор по физической культуре
МБ ДОУ «Детский сад №179» г. Новокузнецк
«Одарённый», «способный», «талантливый» – эти слова довольно часто, особенно в последнее время произносятся педагогами, психологами и родителями. И это естественно, закономерно, потому что талантливый человек – это особая ценность для общества в целом: качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой и резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. Именно такими потенциями обладают дети с выраженными способностями.
В нашем дошкольном учреждении отлажена система психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих академическую, интеллектуальную, художественную, одарённости. Но остаётся не решённой проблема психолого-педагогического сопровождения спортивно - одарённых детей, т.е. детей, умеющих легко и пластично двигаться, прекрасно владеющих своим телом, физически развитых, обладающих чувством равновесия, с высокой зрительно – моторной координацией, способных удерживать точный ритм, темп движений, точность и соразмерность действий в момент передвижения в пространстве. Для целенаправленной работы с такими детьми в детском саду разработана программа «Школа маленького олимпийца». Программа рассчитана на 32 занятия в год. В основу программы положены следующие документы: Федеральная целевая программа «Одарённый ребёнок», Рабочая концепция одарённости, методические рекомендации В. Щебеко «Дошкольный возраст: психомоторная одарённость», «Дошкольный возраст: выявление психомоторной одарённости». Содержания программы интегрируется с содержанием основной общеобразовательной программы дошкольного образования, и реализую на занятиях по плаванию.
В содержание программы входят 3 блока:
- Блок «Мир моего тела»
- Блок «Я – смелый и ловкий»
- Блок «Творчество и движение»
Первый блок «Мир моего тела» (9 занятий) направлен на решение задач:
- Совершенствовать развитие у детей умений ориентироваться в пространстве с помощью тела.
- Содействовать развитию умений воспринимать и запоминать собственные движения, создавать новые.
- Стимулировать развитие умения быстро реагировать, выполнять движения.
- Содействовать развитию способностей к динамической, статической координации на основе зрительной афферентации.
- Содействовать развитию интеллекта через совершенствование моторики и сенсомоторной координации.
Основные методы и приёмы работы – это двигательные задания: «Кольцо влево, мяч вправо», «Разложи шайбы по диагонали дна бассейна слева направо», «Собери шайбы справа налево», Составь свой маршрут из 3-х, 4-х и т.д. таблиц», «Составь узор на дне», «Собери своё имя», «Реши свой пример», «Составь и пройди лабиринт»; творческие задания: «Придумай и изобрази морского обитателя», «Как кто плавает», «Придумай фигуру»; беседы на темы «Что даёт тебе плавание», «Наш друг – вода».
Содержание второго блока «Я – смелый и ловкий» (10 занятий) обеспечивает решение задач:
- Совершенствовать психофизиологические качества детей: ловкость, выносливость, быстроту, ловкость.
- Содействовать развитию умений видеть собственные проблемы и находить пути их решения.
- Содействовать выработки умений работать самостоятельно, без постоянного руководства взрослого, проявлять инициативу, брать на себя ответственность.
- Формировать способность осваивать новые знания по собственной инициативе.
- Помочь ребёнку выбрать свой способ физического самосовершенствования.
Используются такие методы и приёмы: беседы на темы: «У тебя не получается движение. Как это исправить», «Как можно самостоятельно составить план совершенствования техники плавания» «Как можно придумать новое движение»; моделирование ситуаций: «Если при плавании у тебя устают руки. Почему это происходит?», «У тебя не получается движение ногами в стиле «кроль». Как ты решишь эту проблему?»; просмотр видеофильмов «Соревнования по плаванию», «Спортсмены тренируются»; просмотр записей своих занятий с последующей беседой «Расскажи о своих успехах и проблемах»; двигательные упражнения «Погружение на время», «Проплыви быстрее», «Спираль».
Третий блок «Творчество и движение» (13 занятий) конкретизирован в следующих задачах:
- Способствовать развитию творческой двигательной компетентности.
- Стимулировать развитие творческого интеллекта, мышления, воображения, фантазии, психомоторной памяти.
- Помочь ребёнку выработать в себе индивидуальный стиль физической деятельности.
- Обогащать и развивать эмоциональный опыт детей, позитивное отношение к двигательной деятельности.
- Повышать мотивационную готовность ребёнка к физической деятельности.
Применяются разнообразные методы и приёмы работы - двигательные инсценировки, имитационные игры «Изобрази сказочного героя», « Оживи картинку из сказки без слов», эксперименты «Для чего нужны ласты», «Тонет, не тонет», проблемные ситуации: «Выполни движение на предложенную тему», «Выполни противоположенное движение», «Придумай обычное движение при необычной ситуации («Как плавают инопланетяне», «Морское царство»).
Конечным результатом реализации программы «Школа маленького олимпийца» являются следующие показатели:
- У детей выработан индивидуальный почерк в двигательных действиях. Дети проявляют настойчивость, азартность в достижении цели. У детей выработана высокая познавательная активность в освоении новых движений. Дети умеют владеть телом при маневрировании в играх. Дети инициативны, готовы взять на себя ответственность, проявляют творчество в двигательной деятельности.
2. Разработано методическое обеспечение образовательного процесса для
работы с детьми, имеющих способности в двигательной сфере:
- методические пособия: «Сущность образовательной работы со спортивно-
одарёнными детьми», «Методы выявления психомоторной одарённости детей»;
- информационно – консультативные материалы: «Признаки психомоторной одарённости», «Методы и приёмы работы со спортивно одарённым ребёнком», «Формы взаимодействия с родителями детей с ярко выраженным потенциалом в двигательной деятельности»;
- цикл бесед, проблемных ситуаций, двигательных, творческих заданий;
- картотека имитационных игр, упражнений, схем, экспериментов;
- перечень художественной литературы, музыкальных произведений;
- цикл культурно – развлекательных досугов (викторины, показательные выступления, фестивали, праздники).
3. Разработано дидактическое обеспечение образовательной работы с
детьми, имеющих психомоторные способности:
- систематизирован иллюстративный материал по темам: «Моё тело», «Кросс». «Брас», «Дельфин»;
- изготовлены дидактические пособия: «Тоннель», «Хвосты», дидактическая кукла «Русалочка», модули «Способы плавания», «Кто как плавает»;
- создана электронная картотека видео фильмов о спортивных соревнованиях, праздниках на воде;
- подобран раздаточный материал для различных инсценировок.
Анализ реализации программы «Школа маленького олимпийца» осуществляется в конце мая. Основные методы – это наблюдения и контрольные упражнения. При анализе используется разработанный инструкторам по физической культуре критериально-диагностический инструментарий, в основу которого взяты рекомендации Н. Лейтес, В.Шебеко. Оценка сформированности психомоторных качеств проводится по следующим показателям:
- умение быстро реагировать, выполнять одиночные движения;
- умения действовать с небольшими предметами, преимущественно за счёт пальцев рук;
- умение совершать действия, требующие ориентировки тела в пространстве;
- умение воспринимать и запоминать собственные движения, воспроизводить и создавать новые (психомоторная память);
- развитость кондиционных способностей, обеспечивающих физическую подготовленность (быстрота, сила, выносливость, ловкость и т.д.).
В конце учебного года с родителями одарённых детей в двигательной сфере проводится круглый стол, где родителям даётся возможность высказать своё мнение о работе детского сада с их детьми, поделиться своими впечатлениями о положительных изменениях, произошедших с ребёнком (повысился интерес к двигательной активности, настойчивость к достижению цели, требовательность к себе и т.д.). Наглядное отражение успехов детей осуществляется на разработанной модели «Доплыву до цели», где представлены начальные плавательные умения ребёнка и итоговые.
Моторно-одарённые дети включены в культурно-образовательное пространство дошкольного учреждения:
- Они выполняют роли ведущих на спортивных праздниках, фестивалях на воде.
- Участвуют в обучении плаванию малышей и своих сверстников.
- Участвуют в показательных выступлениях на воде.
Дополнительное образование осуществляется для детей подготовительной группы, но опыт показывает, что работу со спортивно одарёнными детьми можно начинать со старшей группы.
Литература
- Брушлинский. А.В. О природных предпосылках психического развития человека./ А.В.Брушлинский. - М,1977.
- Лейтес Н.С. Способности и одарённость в детские годы./Н.С. Лейтес. – М., 1984.
- Шебеко В.А. Дошкольный возраст: психомоторная одарённость. /В.А.Шебеко. //Дошкольное воспитание, ,2008. №7
- Щебеко В.А. «Дошкольный возраст: выявление психомоторной одарённости». /В.А.Шебеко. // Дошкольное воспитание, 2008. №10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Система работы по социализации ребенка дошкольника в условиях детского сада".
Доклад "Система работы по социализации ребенка дошкольника в условиях детского сада"....
Коррекционная работа с безречевыми детьми в условиях детского сада.
В статье раскрывается поэтапная корекционная работа с неговорящими детьми....
Формы работы с детьми в условиях детского сада.
Родители и Педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками. Основа этого союза – единство стремле...
«СИСТЕМА РАБОТЫ СО СПОРТИВНО – ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ"
Физическое развитие спортивно-одаренных детей старшего дошкольного возраста...
Оздоровительная работа с детьми в условиях детского сада
В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед общество...
Творческая работа «Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»,
Цель своей творческой работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 6 -7 лет к обучению грамоте....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для воспитателей детского сада «Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»
Цель своей работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 5 -7 лет к обучению грамоте....