Программа работы по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса в первой и во второй группе раннего возраста ДОУ на 2022-2023 учебный год
рабочая программа (младшая группа)
Воспитанники проводят в детском саду значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Вот почему очень важно с ранних лет приобщать детей к ценностям здорового образа жизни и формировать потребность в нём. Данная программа направлена на оздоровление детей в детском саду и в семье. Её цель — помочь педагогам и родителям в процессе ежедневной деятельности детей дошкольного возраста организовать оздоровительную работу, связанную с формированием мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни. Она состоит из двух частей. В первой представлены основные положения, которые включают цели, задачи, направления работы, раскрываются понятие и система здоровьесберегающей деятельности в ДОУ. Во второй части изложена системы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ЗВЁЗДОЧКА»
Утверждена
приказом по МБДОУ
«Детский сад Звёздочка».
№ 38 от 31.08.2022г.
Программа работы
по созданию здоровьесберегающих условий при организации
образовательного процесса в первой и во второй группе раннего
возраста ДОУ.
на 2022-2023 учебный год
Разработчик:
воспитатель
первой квалификационной категории
Денькина О.Ю.
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от 31.08.2022 г.
г. Рославль 2022г.
Содержание
- Целевой раздел
- Пояснительная записка…………………………………………...…2
- Актуальность программы…………………………………………...5
- Основные принципы реализации программы……………….……5
- Показатели результативности………………………………………8
- Содержательный раздел
- Понятие здоровьесберегающей деятельности в ДОУ…………….9
- Система здоровьесберегающей деятельности………………..….11
- Организационный раздел
- Организация оздоровительного режима в ДОУ……………...….17
- Организация физкультурно-развивающей работы с детьми…....20
- Формирование здоровьесберегающей компетентности у дошкольников………………………………………………………21
- Валеологическое просвещение родителей……………………….22
- Диагностика знаний ребёнка о здоровье и здоровом образе жизни…………………………………………………………..……25
Заключение …………………………………………………………29
Список используемой литературы…………………….....……….30
- Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
(В.А. Сухомлинский)
Задача сохранения и укрепления здоровья детей занимает ведущее место в образовательном пространстве, регламентируется в новых федеральных государственных требованиях, где огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения. Решение этой задачи регламентируется Законом «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273, а также указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ"; "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ" и другими нормативными документами.
Воспитанники проводят в детском саду значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье, являясь важнейшей ценностью человека и общества, относится к категории государственных приоритетов, поэтому процесс его сохранения и укрепления вызывает серьезную озабоченность не только медицинских работников, но и педагогов, психологов и родителей.
Здоровый образ жизни является частью общечеловеческой культуры. Желание быть здоровым есть у каждого человека. Но для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье одного желания мало. Нужно хорошо знать свой организм, свои физические возможности, иметь предсталение о том, что полезно, а что вредно для него. А главное-активно о нём заботится. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. В современных условиях возрастает значимость сохранения здоровья ребенка. Исследования последних лет констатируют ухудшение здоровья населения России. По данным Д. И. Зелинской, в течение последнего десятилетия наблюдается деселерация, т.е. замедление темпов развития юных россиян. Количество здоровых детей и подростков едва достигает пятой доли от их общего числа; около трети детей, поступивших в школу, уже имеют хроническую патологию.
Вот почему очень важно с ранних лет приобщать детей к ценностям здорового образа жизни и формировать потребность в нём. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Сегодня в дошкольном образовании эта задача является приоритетной.
Моя программа предназначена для работы с детьми раннего дошкольного возраста. В этом возрасте любым выражением ребёнка становится отделение себя от взрослого, что является характерной чертой криз0иса 3 лет. В этот период высока потребность ребёнка в движении, ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре. В данной программе на первый план выдвигается приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей
Свою работу строю в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией И. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой с учетом требований ФГОС дошкольного образования, Федеральных государственных требований. Создаю оптимальные условия для воспитания, образования и развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Данная программа направлена на оздоровление детей в детском саду и в семье. Её цель — помочь педагогам и родителям в процессе ежедневной деятельности детей дошкольного возраста организовать оздоровительную работу, связанную с формированием мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни. Она состоит из двух частей. В первой представлены основные положения, которые включают цели, задачи, направления работы, раскрываются понятие и система здоровьесберегающей деятельности в ДОУ. Во второй части изложена системы работы.
Усвоения детьми материала, особенности познания ребёнка индивидуальны. В своей работе воспитатель должен ориентироваться не только на возраст ребёнка, но и на наличие у него потребностей и интересов.
При моей работе над данной программой мне помогли следующие положения С. Козловой
-Знания должны быть интересны, понятны и необходимы ребёнку сегодня, чтобы он мог применить их и на этой основе осознанно относится к своему здоровью;
- Сформировать навыки можно только тогда, когда есть возможность реализовать свои знания в разнообразной деятельности, информация должна стимулировать активность ребёнка, побуждать к деятельности;
- Залог развития ребёнка – это развитие его чувственной сферы, поэтому информацию необходимо преподносить так, чтобы вызвать эмоциональное отношение к ней.
А также я основывалась на научном положении Л.С. Высоцкого о том, что правильно организованное обучение «ведёт» за собой развитие
- Актуальность программы.
Актуальность написания моей программы состоит в необходимости сохранения и укрепления здоровья детей младшего и среднего дошкольного возраста и обусловлена тем, что это период постепенной подготовки ребенка к систематическому обучению, к восприятию учебных нагрузок в школе. От состояния здоровья ребёнка во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация его к школьным нагрузкам.
- Основные задачи и принципы реализации программы.
Основными принципами реализации данной программы является:
1. Принцип научности – использование научно – обоснованных и апробированных программ технологий и методик.
2. Принцип доступности – использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей.
3. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
4. Принцип систематичности - реализация лечебно– оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю.
5. Принцип адресности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья воспитанников.
Важно на этапе дошкольного детства сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Целевые ориентиры при реализации программы:
- создание благоприятных условий для комфортного нахождения ребёнка в доу;
- формирования полезных привычек у детей, в том числе привычки к здоровому питанию;
- всестороннее развитие физических качеств ребёнка, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- совершенствования навыков гигиенической и двигательной культуры;
- формирование представления о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека;
- Обучение элементарным способам сохранения здоровья;
- Взаимодействия детского сада и семьи по формированию у детей навыков здорового образа жизни.
Очевидно, что формирование таких способностей у подрастающего поколения, а также научить детей беречь свое здоровье и вести здоровый образ жизни становится на сегодняшний день одной из самых приоритетных задач в практической деятельности современного воспитателя.
Эти цели реализуются через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (профилактическим методикам : оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, самомассаж и др.); привитие детям элементарных навыков гигиены (мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.); через здоровье развивающие технологии процесса обучения и развития с использованием физкультминуток и подвижных игр; проветривания и влажной уборки помещений; ароматерапии, витаминотерапии; функциональной музыки; чередование занятий с высокой и низкой активностью; через специально организованную двигательную активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры); массовых оздоровительных мероприятий (тематические праздники здоровья, выход на природу); а также в работе с семьей, с педагогическим коллективом, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение состояния их здоровья.
Задачи:
- Создать условия для укрепления и сохранения здоровья детей;
- Сформировать у дошкольников жизненно необходимые двигательные умения и навыки ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
- Воспитывать потребность в ежедневных физических упражнениях, закаливании и осознанное отношение к ним;
- Выработать негативное отношение к вредным привычкам;
- Ввести в повседневную практику здоровьесберегающие технологии обучения и оздоравливающие методики укрепления здоровья детей;
- Создать условия для укрепления и сохранения здоровья детей;
- Сформировать представления у дошкольников о своём теле, организме;
- Формировать представления о том, что полезно и что вредно для растущего организма;
- Создать условия для укрепления и сохранения здоровья детей;
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- Обеспечение физического и психического благополучия;
- Превращение здорового образа жизни в норму повседневного бытия детей и взрослых;
- Расширение и углубление знаний дошкольников в области безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения;
- Повышение мотивации к двигательной деятельности, к здоровому образу жизни;
- Способствовать снижению заболеваемости путем комплексного использования всех имеющихся оздоровительных средств.
Решение обозначенных в программе целей и задач возможно только при систематической и целенаправленной поддержкой воспитателем различных форм детской активности и инициативы, отзывчивость педагога.
От педагогического мастерства воспитателя, его культуры и любви к детям зависит уровень общего развития, которого достигнет ребёнок. Заботясь о здоровье детей, педагоги дошкольных учреждений совместно с семьёй должны стремиться к созданию условий, способствующих укреплению и сохранению здоровья детей.
- Показатели результативности:
Показатели результативности:
- Стабильность показателей физического и психического здоровья детей;
- Ребёнок проявляет интерес к занятиям физической культурой, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- Снижение уровня заболеваемости детей;
- Осознание детьми в соответствии с возрастом смысла здорового образа жизни;
- Овладение разнообразными видами двигательной активности и закаливания;
- Ребёнок проявляет интерес к получению знаний в области безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения;
- Активная помощь родителей в организации оздоровления своих детей.
- Содержательный раздел
- Понятие здоровьесберегающей деятельности в ДОУ
"Здоровьесбережение - ключевой момент нового педагогического мышления"
Здоровьесберегающая технология – это система мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды. В Законе об образовании 2013 (федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие образовательные технологии являются наиболее значимыми по степени влияния на здоровье детей среди образовательных технологий. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем, связанных с психическим и физическим здоровьем детей. Здоровьесберегающие технологии можно распределить в три подгруппы:
- учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся;
- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний. Эффективность образовательной и воспитательной работы педагогов во многом зависит от результата грамотного применения и системного подхода в таком направлении, как здоровьесбережение в детском саду. Бесспорно, что ребенок, в первую очередь, должен быть здоров, как физически, так и психологически. Недоработки и упущения в вопросе охраны здоровья детей сказываются и на воспитательном, и на образовательном процессе.
Принципы здоровьесберегающей деятельности:
1. Принцип не нанесения вреда;
2. Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья);
3. Принцип повторения умений и навыков с целью выработки динамических стереотипов;
4. Принцип постепенности, который предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой;
5. Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий. Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие;
6. Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха;
7. Принцип цикличности. Упорядочению процесса педагогики оздоровления способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения;
8. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Данный принцип способствует формированию двигательных умений и навыков, развитию двигательных способностей ребенка, учету функциональных возможностей организма дошкольника;
9. Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Этот принцип имеет важнейшее значение, так как содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;
10. Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в период пребывания в ДОУ;
11. Принцип комплексного междисциплинарного подхода предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников;
12. Принцип формирования ответственности у детей за свое здоровье и здоровье окружающих людей;
13. Принцип связи теории с практикой призывает настойчиво приучать дошкольников применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.
2.2. Система здоровьесберегающей деятельности
Технологии здоровьесбережения имеют множество направлений, которые помогают комплексно подойти к задаче охраны здоровья ребенка. Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоят в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми и сотрудничества с семьёй дошкольное учреждение обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
Здоровьесберегающая технология – это условия пребывания ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация воспитательно-образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Основополагающей целью здоровьесберегающих образовательных технологий является обеспечение детям возможности сохранения здоровья в период пребывания в ДОУ, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использованию полученных знаний в повседневной жизни.
Данная система здоровьесберегающей деятельности может быть представлена в виде следующих разделов:
- Комплексная медико-психологическая и педагогическая оценка уровня физического развития и здоровья детей, которая включает в себя диагностические мероприятия по оцениванию и отслеживанию состояния здоровья воспитанников детского сада различными специалистами. Детским педиатром и медицинской сестрой проводится обследование физического здоровья детей. Учитывая индивидуальные особенности состояния здоровья, у детей определяются группы здоровья.
Так же психолого-педагогическая деятельность выделяет систему организации психологической поддержки детям методами и приёмами создания благоприятного эмоционально-психологического климата.
- Лечебно-оздоровительная работа охватывает направления оздоровления и закаливания через разработанный мною комплекс мероприятий, который включает в себя:
1. Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий - ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
2. Ортопедическая гимнастика - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы
3. Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
4. Комплексы утренней гимнастики
5. Комплексы гимнастики-пробуждения
4. Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
5. Дыхательная гимнастика – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
6. Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
7. Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, релаксационные паузы, физкультминутки и других в зависимости от вида занятия.
8. Пальчиковая гимнастика - с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
9. Артикулляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Она выполняется ежедневно.
10. Логоритмическая гимнастика - форма активного отдыха для снятия напряжения после продолжительной работы в положении сидя. Она выполняется под музыку, чтения стихотворения или пения детей и педагога. Логоритмические упражнения объединяются в комплексы общеразвивающих упражнений, в которых задействованы все группы мышц.
10.Прогулки + динамический час
11. Закаливание:
• Сон без маек
• Ходьба босиком
• Обширное умывание
• Ходьба по «дорожке здоровья»,
полоскание полости рта солевым раствором или травяными настоями)
Облегчённая одежда с учётом сезона
Воздушные ванны
Солнечные ванны
12. Оптимальный двигательный режим
Залогом успешного закаливания является также положительный настрой ребёнка, за который ответственен взрослый. На закаливания детей в детском саду должен дать разрешение врач. Это очень важно, ведь существуют и противопоказания, когда закаливание в детском саду ребёнку не рекомендуется
Данные факторы и средства закаливания используются в детском саду и отдельно, и комплексно, главное – соблюдать индивидуальный подход, учитывать рекомендации врачей-специалистов и развивать преемственность с родителями.
Так же мною предусмотрены дополнительные мероприятия, применяемые мною в период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ
1. Применение родителями оксалиновой мази для детей, в момент их нахождения в ДОУ
2. Использование в групповой группе блюдца с нарезанным чесноком, летучие соединения овоща обеззараживают воздух в комнате, убивая болезнетворные микробы, бактерии и вирусы, вызывающие заболевания.
Особое внимание в режиме дня я уделяю проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
Основная цель – предупреждение и снижение острой и хронической заболеваемости детей.
- Физкультурно-развивающая работа с детьми раскрывает комплекс физкультурных мероприятий, различные типы специально организованных видов деятельности.
Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений и физической культуре детей на физкультурных занятиях. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми осуществляется через различные типы специально организованных видов деятельности, где применяются личностно-развивающие технологии, интегрированные формы организации двигательной деятельности. Физкультурные занятия как важнейшая форма физкультурно-оздоровительной работы предполагают учет функционального состояния здоровья каждого ребенка и уровня его подготовленности.
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми осуществляется через различные типы специально организованных видов деятельности, где применяются личностно-развивающие технологии, интегрированные формы организации двигательной деятельности. Физкультурные занятия как важнейшая форма физкультурно-оздоровительной работы предполагают учет функционального состояния здоровья каждого ребенка и уровня его подготовленности. Строятся на содержании, предусмотренном программами, реализуемыми учреждением.
Цель физкультурной работы – формирование двигательной сферы и создание психолого-педагогических условий развитий здоровья детей на основе их творческой активности.
Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
- Психолого-педагогическая деятельность
Данная выделяет систему организации психологической поддержки детям методами и приёмами создания благоприятного эмоционально-психологического климата.
Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем, то в дошкольном учреждении, учитывая сложность и многоаспектность этого понятия, решаются следующие цели и задачи.
Цели: охрана психического здоровья; создание условий, способствующих эмоциональному благополучию и обеспечивающих свободное и эффективное максимальное развитие каждого ребенка.
Задачи:
· создание безопасного психологического пространства, развитие чувства уверенности и психологического комфорта;
· формирование оптимального статуса каждого конкретного ребенка во взаимодействующей группе, обеспечивающего эмоциональное благополучие;
· создание условий для создания и разрешения личностных проблем и межличностных конфликтов.
5. Здоровьесберегающие компоненты в организации образовательного процесса.
Создавая развивающее пространство оздоровления детей, объединяются усилия всех специалистов: логопедов, воспитателей, педагога-психолога, руководителя театральной студии, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
Структурирование образовательного процесса в учреждении строится на основе здоровьесберегающей доминанты:
· введение терапевтических мероприятий (стабилизирует здоровье детей, снижает уровень невротизаций, создает гармонию разума и чувств ребенка, повышает выносливость к нагрузкам в оздоровительном режиме дня и организации гибкого режима при плохой погоде);
· использование бинарных, полинарных занятий (в результате которых дети чувствуют себя в комфортных, психоэмоциональных состояниях, что и позволяет повысить мотивацию к обучающей деятельности и уверенность в себе и своих возможностях);
· личностно-ориентированное образование (снижается закомплексованность детей, позволяет использовать основные соционические установки, подобрать развивающие технологии под конкретную группу, определить базовый психотип данного детского коллектива);
· интеграция содержания образовательной деятельности в едином поле знаний (через метод тематического погружения и игровую деятельность).
6.Ресурсное обеспечение здоровьесберегающей деятельности в детском саду
Решению проблем здоровья детей способствует и создание предметно-пространственной среды для бесконечного проявления ребенком своих возрастающих возможностей.
Материально-техническая база детского сада включает следующие пространства: специально оборудованные физкультурный и музыкальный залы, медицинский блок, оформленные в соответствии с гигиеническими требованиями логопедические кабинеты, кабинет психолога.В группах должен постоянно пополнятся, спортинвентарь мячами разных размеров, обручами, массажными мячами, гантелями, ковровыми дорожками, массажными ковриками. Большое внимание отводится на оборудование уличной спортивной площадки и спортивного зала.
Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях) должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности)
Таким образом, я использую в своей работе различные виды здоровьесберегающих педагогических технологий, которые играют важную роль в организации воспитательно-образовательной работы. Считаю, что применение в работе данных технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса.
3.Организационный раздел
3.1. Организация оздоровительного режима в ДОУ
В роли организатора оздоровительных занятий выступает воспитатель ДОУ. При этом, учитывая, что ведущей (предопределяющей психическое развитие) деятельностью ребенка-дошкольника является игра, здоровьеобразующую деятельность предлагается проводить в игровой форме.
Оздоровительный режим осуществляется в зависимости от возраста, времени года:
№ | Здоровьесберегающие мероприятия Лечебно-оздоровительная работа | Возраст | Периоди чность | ||||||||||||||||||
1 | Прием на воздухе | Первая группа раннего возраста; Вторая группа раннего возраста | Летний период | ||||||||||||||||||
2 | Утренняя гимнастика | Первая группа раннего возраста; Вторая группа раннего возраста | Ежедневно 7-10 мин. | ||||||||||||||||||
3 | Прогулки на свежем воздухе | Первая группа раннего возраста; Вторая группа раннего возраста | Ежедневно | ||||||||||||||||||
4 | Проветривание помещения | Первая группа раннего возраста; Вторая группа раннего возраста | Ежедневно | ||||||||||||||||||
5 | Подвижные игры | Первая группа раннего возраста; Вторая группа раннего возраста | Ежедневно по 2 раза вдень по 10-15 мин | ||||||||||||||||||
6 | Динамические паузы | Первая группа раннего возраста; Вторая группа раннего возраста | Ежедневно во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей | ||||||||||||||||||
7 | Гимнастика пальчиковая | Первая группа раннего возраста; Вторая группа раннего возраста | Ежедневно в любой удобный отрезок времени | ||||||||||||||||||
8 | Гимнастика для глаз | Первая группа раннего возраста; Вторая группа раннего возраста | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки | ||||||||||||||||||
9 | Артикулляционная гимнастика | Первая группа раннего возраста; Вторая группа раннего возраста | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время | ||||||||||||||||||
10 | Гимнастика дыхательная | Первая группа раннего возраста; Вторая группа раннего возраста | Ежедневно В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | ||||||||||||||||||
11 | Логоритмическая гимнастика | Первая группа раннего возраста; Вторая группа раннего возраста | Ежедневно | ||||||||||||||||||
12 | Релаксация | Первая группа раннего возраста; Вторая группа раннего возраста | Ежедневно, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. | ||||||||||||||||||
13 | Гимнастика-пробуждение | Первая группа раннего возраста; Вторая группа раннего возраста | Ежедневно, после дневного сна 5-10 мин. | ||||||||||||||||||
15 | Закаливающие мероприятия
| Первая группа раннего возраста; Вторая группа раннего возраста |
|
3.2. Организация физкультурно-развивающей работы с детьми
№ | Физкультурные занятия | Первая группа раннего возраста; Вторая группа раннего возраста | 2 раза в неделю по 10-15 мин |
1 | Подвижные и спортивные игры | Первая группа раннего возраста; Вторая группа раннего возраста | Ежедневно в соответствии с возрастом ребёнка |
2 | Физкультурные развлечения | Первая группа раннего возраста; Вторая группа раннего возраста | 1 раз в месяц 1-2 раза в месяц |
3 | Физкультурные праздники | Первая группа раннего возраста; Вторая группа раннего возраста | 2 раза в год 2-4 раза в год |
4 | День здоровья | Первая группа раннего возраста; Вторая группа раннего возраста | 1 раз в квартал. В летний период каждый месяц |
3.3. Формирование здоровьесберегающей компетентности у дошкольников
«Здоровьесберегающая компетентность»- это знание и соблюдение норм здорового образа жизни, воспитание КГН у дошкольников, физическая культура и ответственность за свое здоровье.
Актуальной проблемой современной педагогики является разработка новых моделей организации в дошкольных учреждениях образовательного процесса, направленного на формирование у дошкольников здоровье сберегающей компетентности. Ее формирование в дошкольном детстве обеспечивает возможность качественной и продуктивной дальнейшей жизни детей. Так, результатами образовательной работы предусматривается: «знакомство со строением своего тела, гигиеническими навыками по его уходу; принадлежность к определенному полу; продуктами питания; основными показателями собственного здоровья, ценностью здоровья для человека. Умения выполнять основные движения и гимнастические упражнения; применять полученные знания, умения и навыки по сохранению здоровья, не нанося вред, как собственному здоровью, так и здоровью других людей. Соблюдение правил безопасности.
Формирование здоровьесберегающей компетенции дошкольников предполагает освоение ими данных тем, которая проходит в два этапа
- теоретический этап предполагает приобретение детьми необходимых знаний о сохранении и укреплении собственного здоровья, факторах, которые способствуют здоровому образу жизни, осознанию важности его соблюдения, овладению теоретическими основами жизненных навыков, способствующих сохранению физического, социально-психологического и духовного здоровья.
- практический этап предполагает применение детьми приобретенных знаний, умений и навыков здорового образа жизни, т. е. закрепление здоровье сберегающих жизненных навыков в специально созданной образовательной среде.
На теоретическом этапе – рассказ, интервью с взрослыми, беседа, чтение художественной литературы.
На практическом этапе используются дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, опыты, моделирование ситуаций, практические задания, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, упражнения, подготовка сообщения на тему, которая изучается.
- Валеологическое просвещение родителей
Помочь ребенку вырасти здоровым возможно лишь в тесном сотрудничестве с родителями. Поэтому передо мной была поставлена задача валеологического просвещения родителей, в которую входят:
ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.;
ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
обучение конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательной гимнастике, разнообразным видам закаливания и т.д.);
ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ.
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка является культура здоровья семьи, поэтому в работе с семьей мною используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы:
проведение совместных спортивных праздников и досугов
встречи за «круглым столом» по вопросам сохранения укрепления здоровья детей, родительские собрания с привлечением специалистов ДОУ и медицинских работников детской поликлиники;
дни открытых дверей;
Подготовка наглядной информации по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей дает возможность приобщить родителей к вопросам физического воспитания.
Так же в течении года для родителей подготавливаются и проводятся следующие консультации:
- «Роль родителей в укреплении здоровья детей»
- «Десять советов родителям по укреплению здоровья»
- «Физическое воспитание детей в семье»
- «Роль семьи в осуществлении здоровьесбережения дошкольников»
- «Закаливание детей в домашних условиях»
- «Сохранить и укрепить зрение»
- «Формирование правильного дыхания у детей»
- «Профилактика плоскостопия»
- «Формирование культуры здорового образа жизни дошкольников»
- «Нетрадиционные средства оздоровления детей»
- «Пальчиковая гимнастика в системе оздоровления»
- «Кризис трех лет»
- «Роль витаминов в детском питании»
- «Правильное питание детей – основа их здоровья»
- «Профилактика простудных заболеваний у детей дошкольного возраста» - «Оздоровление детей в условиях детского сада и семьи»
И др.
С каждым годом все большим успехом пользуются спортивные соревнования
• «Папа, мама, я – спортивная семья»
• Недели здоровья
Модель моей стратегии и тактики работы с родителями:
1 этап – ознакомительный
Сбор информации (собеседование, анкетирование, наблюдение)
Выделения групп риска (по результатам исследования)
2 этап - профилактический
Наглядная агитация (стенды, памятки)
Встречи со специалистами
3 этап-работа с группой риска
Выявление проблемы (беседы, наблюдения, тесты, опросы)
Коррекция родительских установок (тренинги, беседы)
4этап - индивидуальная работа
Выявление, знакомство с опытом семейного воспитания
Консультативная индивидуальная помощь
5 этап - интегративный
Совместные мероприятия
Дискуссии (совместное обсуждение проблем)
6 этап - перспективный
Совместное обсуждение планов на будущее
Обучение здоровому образу жизни
Тесное сотрудничество с родителями дало положительные результаты:
родители стали больше проявлять интерес к успехам своих детей в области здоровья и физической подготовки;
охотно участвуют в организации и проведении досуга детей;
участвуют в формировании развивающей среды, способствующей полноценному общему развитию детей.
Итоговые мероприятия, на которых дети демонстрируют свои знания, умения, находчивость, смекалку, лучше проводить в форме тетрализованных представлений, праздников, интеллектуальных игр. Для участия в них можно приглашать родителей, что способствует не только установлению сотрудничества и партнёртва, но и вырабатывает навыки взаимодействия с ребёнком.
- Диагностика знаний ребёнка о здоровье и здоровом образе жизни
Весь процесс формирования здоровьеобразующей деятельности и становления здоровой личности ребенка построен на диагностике основных психологических и физических параметров. Особенность этой диагностики состоит в том, что в ее проведении принимает активное участие сам ребенок. Интегральная диагностика осуществляется дважды — в сентябре и мае каждого учебного года.
Цель: изучить особенности ценностного отношения детей младшего и среднего дошкольного возраста к здоровью.
Для достижения обозначенной цели используется хорошо знакомая ребенку детская литература валеологического контекста, например, рассказ В. Берестова «Больная кукла», сказки К. И. Чуковского «Айболит», «Мойдодыр».
Вопросы к ребенку:
1. Скажи, пожалуйста, тебе нравится сказка «Айболит» К. И. Чуковского? (покажите ребенку книжку, дайте полистать и просмотреть иллюстрации).
2. Кто твой любимый герой в этой сказке? Почему?
3. А если бы стал Айболит и попал в сказку, чтобы ты делал? Для чего бы ты это делал?
4. Представь, что у Айболита в руках оказалась волшебная палочка, как ты думаешь, какие бы желания он загадал?
В ходе диагностики фиксируются высказывания ребенка, особенно важно обратить внимание на ответы, в которых ребенок совершает выбор (вопросы со 2 – го по 4 – й). Собственно он и становится показателем отношения дошкольника к здоровью, понимания ребенком его сущности и значимости для человека, его жизни.
Для проведения данной диагностики большое внимание отводится наблюдению за детьми, а именно наблюдения за такими детскими проявлениями как:
интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения;
удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры;
положительный настрой на выполнение элементарных процессов самообслуживания;
интерес к самопознанию;
радость и доброжелательность в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
удовлетворенность самостоятельным и совместным действиям и их результатами;
тенденции к самостоятельным проявлением валеологической культуры.
Результаты наблюдения заносятся в таблицу.
В ходе наблюдения за ребенком, посещающим вторую группу раннего возраста детского сада в повседневной жизнедеятельности нужно обратить внимание на:
устойчивость интереса, который проявляется к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения;
самостоятельность проявления видеологической компетентности в разных видах детской деятельности и поведении;
удовольствие, с которым ребенок выполняет простейшие умения и навыки гигиенической и двигательной культуры, процессы самообслуживания, удовлетворенность результатами индивидуальных и совместных действий;
радость и доброжелательность общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни;
осознание себя, своих желаний и потребностей, стремление к самооценке;
направленность на выполнение элементарных трудовых процессов, полезный для здоровья результат.
Также результаты наблюдения заносятся в таблицу
Для проведения качественной и полноценной диагностики, необходимо провести опрос детей
Цель опроса: Изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению.
Учитывая возраст дошкольников. Диагностика проводится в индивидуальном режиме, опрос проводится с использованием пособия «Человек». Пособие раскладывается на столе. Результаты беседы заносятся в таблицу
Критерии оценки:
-знание частей тела человека, их обозначение в слове, объяснение их назначения;
-адекватность ответа на вопрос;
-активность ребенка в диалоге, эрудированность.
Первая группа раннего возраста | Вторая группа раннего возраста |
Кто это? | Кто это? |
Покажи, какие части есть у тела человека? Назови их (что это? – помогает воспитатель малышу). | Из каких частей состоит тело человека? Назови их, пожалуйста. |
Что человек делает с помощью рук? | Как ты думаешь, у человека есть главные части тела? Какие? – назови, пожалуйста. Почему эти части тела главные? |
Для чего человеку нужны: руки; ноги; уши; язык; голова? Их роль в организме? | Для чего человеку нужны руки? Ноги? Туловище? Зубы?Голова? Кожа? Их роль в организме? |
Какую полезную пищу для человека вы знаете? | Что такое здоровье? Болезнь? |
Какую вредную пищу для человека вы знаете? | Какую полезную пищу для человека вы знаете? |
Для чего мы делаем зарядку? | Для чего нам нужны витамины? |
Для чего мы закаляемся? | Для чего мы спим? |
Для чего нужно умываться и одеваться в чистые вещи? | Зачем мы моемся и закаляемся? |
Зачем мы делаем физические упражнения? |
Очень важно в организации диагностики валеологических представлений детей использовать дополнительные диагностические методы, с целью изучения переноса продемонстрированных ребенком знаний в реальную жизнь, повседневную практику. В данном случае воспитателю необходимо осуществить наблюдение за ребенком в процессе умывания, чтобы сделать выводы о компетентности воспитанника, его готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Результаты наблюдения позволят педагогу увидеть особенности применения ребенком валеологических знаний, умений и навыков в повседневной жизнедеятельности, уточнить, насколько действенны эти знания, позволяют ли они воспитаннику быть компетентным или же это «застывшие» знания, которые не соотносятся ребенком с реальной жизнью (знает, но не делает или делает все на оборот).
Заключение
Показателями результативности моей программы являются следующие достигнутые результаты:
- Стабильность показателей физического и психического здоровья детей.
- Ребёнок проявляет интерес к занятиям физической культурой, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий
- Снижение уровня заболеваемости детей;
- Психологическая комфортность и безопасность условий пребывания детей дошкольного возраста в детском саду.
- Ребёнок интересуется, в соответствии с возрастом, о смысле здорового образа жизни,
- Создание современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей: оборудование центров двигательной активности детей в группах; соответствие физкультурного оборудования и инвентаря программным требованиям; гарантия безопасности занятий;
- Овладение разнообразными видами двигательной активности и закаливания;
- Ребёнок проявляет интерес к получению знаний в области безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения;
- Активная помощь родителей в организации оздоровления своих детей;
Данная программа предлагает системный подход к формированию и укреплению здоровья детей. Стиль жизни, общения и педагогической работы с детьми направлен в первую очередь на сохранение самостоятельности, неповторимости дошкольного периода детства. При планировании оздоровительной работы с детьми учитывались:
Медико-гигиенические требования к последовательности, длительности и особенностям проведения различных режимных моментов;
Специфику контингента детей, посещающих группу (время подъёма, характер ухода дома, жилищно - бытовые условия и т.д.);
Индивидуальные особенности каждого ребёнка (пробуждение, свобода участия в той или иной деятельности);
Чередование и соотношение организованной и самостоятельной деятельности детей с обязательным временем для свободных игр -ведущей деятельности ребёнка дошкольного возраста;
Изменение работоспособности детей в течении дня;
Включение моментов, способствующих эмоциональной разрядке.
Я уверена, что использование мною, в своей работе, различных видов здоровьесберегающих педагогических технологий, повышает результативность воспитательно-образовательного процесса.
Список используемой литературы
От Рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014.
Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -2004.
Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.
Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.
Г.И. Кулик «Школа здорового человека», М. Сфера 2010
И.М. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» М. «Мозаика-Синтез» 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/30/picture-1382118-1643553893.jpg)
Здоровьесберегающие условия при организации образовательного процесса в первой младшей и второй младшей группах
Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социа...
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса в средней группе «Быть здоровыми хотим»
Здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным б...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/05/picture-516100-1415190978.jpg)
Программа работы по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса в первой группе раннего возраста ДОУ
Целевой раздел1.1 Пояснительная записка«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизн...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/09/picture-983740-1512824045.jpg)
Программа дополнительного образования по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста "Здоровье" на 2020-2021 учебный год
Программа дополнительного образования по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста "Здоровье" на 2020-2021 учебны...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/28/picture-1032990-1535460845.jpg)
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Закаливание детей в разных возрастных группах ДОО»
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Закаливание детей в разных возрастных группах ДОО»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/10/picture-1500682-1702237805.jpg)
Диагностика педагогического процесса В первой и второй группе раннего возраста «Морошка» на 2022 – 2023 учебный год (с 1до 3 лет)
Диагностика педагогического процессаВ первой и второй группе раннего возраста «Морошка» на 2022 – 2023 учебный год(с 1до 3 лет)...
Программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса для детей подготовительной к школе группы" Мы здоровыми растем"
Формирование же отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе не только педагогов и всего персонала детского сада, но и непосредственного участия родителей...