Программа работы по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса в первой группе раннего возраста ДОУ
методическая разработка (младшая группа)
- Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
(В.А. Сухомлинский)
Задача сохранения и укрепления здоровья детей занимает ведущее место в образовательном пространстве, регламентируется в новых федеральных государственных требованиях, где огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения. Решение этой задачи регламентируется Законом «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273, а также указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ"; "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ" и другими нормативными документами.
Воспитанники проводят в детском саду значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье, являясь важнейшей ценностью человека и общества, относится к категории государственных приоритетов, поэтому процесс его сохранения и укрепления вызывает серьезную озабоченность не только медицинских работников, но и педагогов, психологов и родителей.
Здоровый образ жизни является частью общечеловеческой культуры. Желание быть здоровым есть у каждого человека. Но для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье одного желания мало. Нужно хорошо знать свой организм, свои физические возможности, иметь представление о том, что полезно, а что вредно для него. А главное - активно о нём заботится. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. В современных условиях возрастает значимость сохранения здоровья ребенка. Исследования последних лет констатируют ухудшение здоровья населения России.
Вот почему очень важно с ранних лет приобщать детей к ценностям здорового образа жизни и формировать потребность в нём. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Сегодня в дошкольном образовании эта задача является приоритетной.
Программа предназначена для работы с детьми раннего дошкольного возраста. В этом возрасте любым выражением ребёнка становится отделение себя от взрослого, что является характерной чертой кризиса 3 лет. В этот период высока потребность ребёнка в движении, ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре. В данной программе на первый план выдвигается приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей
Работа строится в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией И. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой с учетом требований ФГОС дошкольного образования. Создаются оптимальные условия для воспитания, образования и развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Данная программа направлена на оздоровление детей в детском саду и в семье. Её цель — помочь педагогам и родителям в процессе ежедневной деятельности детей дошкольного возраста организовать оздоровительную работу, связанную с формированием мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни. Она состоит из двух частей. В первой представлены основные положения, которые включают цели, задачи, направления работы, раскрываются понятие и система здоровьесберегающей деятельности в ДОУ. Во второй части изложена системы работы.
Усвоения детьми материала, особенности познания ребёнка индивидуальны. В своей работе воспитатель должен ориентироваться не только на возраст ребёнка, но и на наличие у него потребностей и интересов.
- Актуальность программы.
Актуальность программы состоит в необходимости сохранения и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста и обусловлена тем, что это период постепенной подготовки ребенка к систематическому обучению, к восприятию учебных нагрузок в школе. От состояния здоровья ребёнка во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация его к школьным нагрузкам.
- Основные задачи и принципы реализации программы.
Основными принципами реализации данной программы является:
1. Принцип научности – использование научно – обоснованных и апробированных программ технологий и методик.
2. Принцип доступности – использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей.
3. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
4. Принцип систематичности - реализация оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю.
5. Принцип адресности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья воспитанников.
Важно на этапе дошкольного детства сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Целевые ориентиры при реализации программы:
- создание благоприятных условий для комфортного нахождения ребёнка в доу;
- формирования полезных привычек у детей, в том числе привычки к здоровому питанию;
- всестороннее развитие физических качеств ребёнка, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- совершенствования навыков гигиенической и двигательной культуры;
- формирование представления о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека;
- Обучение элементарным способам сохранения здоровья;
- Взаимодействия детского сада и семьи по формированию у детей навыков здорового образа жизни.
Очевидно, что формирование таких способностей у подрастающего поколения, а также научить детей беречь свое здоровье и вести здоровый образ жизни становится на сегодняшний день одной из самых приоритетных задач в практической деятельности современного воспитателя.
Эти цели реализуются через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (профилактическим методикам : оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, самомассаж и др.); привитие детям элементарных навыков гигиены (мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.); через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития с использованием физкультминуток и подвижных игр; проветривания и влажной уборки помещений; функциональной музыки; чередование занятий с высокой и низкой активностью; через специально организованную двигательную активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, а также в работе с семьей, с педагогическим коллективом, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение состояния их здоровья.
Задачи:
- Создать условия для укрепления и сохранения здоровья детей;
- Сформировать у дошкольников жизненно необходимые двигательные умения и навыки ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
- Воспитывать потребность в ежедневных физических упражнениях, закаливании и осознанное отношение к ним;
- Ввести в повседневную практику здоровьесберегающие технологии обучения и оздоравливающие методики укрепления здоровья детей;
- Сформировать представления у дошкольников о своём теле, организме;
- Формировать представления о том, что полезно и что вредно для растущего организма;
- Обеспечение физического и психического благополучия;
- Повышение мотивации к двигательной деятельности, к здоровому образу жизни;
- Способствовать снижению заболеваемости путем комплексного использования всех имеющихся оздоровительных средств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 38.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа работы
по созданию здоровьесберегающих условий при организации
образовательного процесса в первой группе раннего возраста ДОУ.
Группа Карапузики
Санкт-Петербург
2023
Содержание
- Целевой раздел
- Пояснительная записка…………………………………………...…3
- Актуальность программы…………………………………………...4
- Основные принципы реализации программы……………….…….5
- Показатели результативности………………………………………7
- Содержательный раздел
- Понятие здоровьесберегающей деятельности в ДОУ…………….7
- Система здоровьесберегающей деятельности………………..……9
- Организационный раздел
- Организация оздоровительного режима в ДОУ……………...….11
- Организация физкультурно-развивающей работы с детьми…....12
- Валеологическое просвещение родителей……………………….12
Заключение …………………………………………………………17
Список используемой литературы…………………….....……….18
- Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
(В.А. Сухомлинский)
Задача сохранения и укрепления здоровья детей занимает ведущее место в образовательном пространстве, регламентируется в новых федеральных государственных требованиях, где огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения. Решение этой задачи регламентируется Законом «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273, а также указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ"; "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ" и другими нормативными документами.
Воспитанники проводят в детском саду значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье, являясь важнейшей ценностью человека и общества, относится к категории государственных приоритетов, поэтому процесс его сохранения и укрепления вызывает серьезную озабоченность не только медицинских работников, но и педагогов, психологов и родителей.
Здоровый образ жизни является частью общечеловеческой культуры. Желание быть здоровым есть у каждого человека. Но для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье одного желания мало. Нужно хорошо знать свой организм, свои физические возможности, иметь представление о том, что полезно, а что вредно для него. А главное - активно о нём заботится. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. В современных условиях возрастает значимость сохранения здоровья ребенка. Исследования последних лет констатируют ухудшение здоровья населения России.
Вот почему очень важно с ранних лет приобщать детей к ценностям здорового образа жизни и формировать потребность в нём. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Сегодня в дошкольном образовании эта задача является приоритетной.
Программа предназначена для работы с детьми раннего дошкольного возраста. В этом возрасте любым выражением ребёнка становится отделение себя от взрослого, что является характерной чертой кризиса 3 лет. В этот период высока потребность ребёнка в движении, ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре. В данной программе на первый план выдвигается приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей
Работа строится в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией И. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой с учетом требований ФГОС дошкольного образования. Создаются оптимальные условия для воспитания, образования и развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Данная программа направлена на оздоровление детей в детском саду и в семье. Её цель — помочь педагогам и родителям в процессе ежедневной деятельности детей дошкольного возраста организовать оздоровительную работу, связанную с формированием мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни. Она состоит из двух частей. В первой представлены основные положения, которые включают цели, задачи, направления работы, раскрываются понятие и система здоровьесберегающей деятельности в ДОУ. Во второй части изложена системы работы.
Усвоения детьми материала, особенности познания ребёнка индивидуальны. В своей работе воспитатель должен ориентироваться не только на возраст ребёнка, но и на наличие у него потребностей и интересов.
- Актуальность программы.
Актуальность программы состоит в необходимости сохранения и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста и обусловлена тем, что это период постепенной подготовки ребенка к систематическому обучению, к восприятию учебных нагрузок в школе. От состояния здоровья ребёнка во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация его к школьным нагрузкам.
- Основные задачи и принципы реализации программы.
Основными принципами реализации данной программы является:
1. Принцип научности – использование научно – обоснованных и апробированных программ технологий и методик.
2. Принцип доступности – использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей.
3. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
4. Принцип систематичности - реализация оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю.
5. Принцип адресности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья воспитанников.
Важно на этапе дошкольного детства сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Целевые ориентиры при реализации программы:
- создание благоприятных условий для комфортного нахождения ребёнка в доу;
- формирования полезных привычек у детей, в том числе привычки к здоровому питанию;
- всестороннее развитие физических качеств ребёнка, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- совершенствования навыков гигиенической и двигательной культуры;
- формирование представления о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека;
- Обучение элементарным способам сохранения здоровья;
- Взаимодействия детского сада и семьи по формированию у детей навыков здорового образа жизни.
Очевидно, что формирование таких способностей у подрастающего поколения, а также научить детей беречь свое здоровье и вести здоровый образ жизни становится на сегодняшний день одной из самых приоритетных задач в практической деятельности современного воспитателя.
Эти цели реализуются через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (профилактическим методикам : оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, самомассаж и др.); привитие детям элементарных навыков гигиены (мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.); через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития с использованием физкультминуток и подвижных игр; проветривания и влажной уборки помещений; функциональной музыки; чередование занятий с высокой и низкой активностью; через специально организованную двигательную активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, а также в работе с семьей, с педагогическим коллективом, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение состояния их здоровья.
Задачи:
- Создать условия для укрепления и сохранения здоровья детей;
- Сформировать у дошкольников жизненно необходимые двигательные умения и навыки ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
- Воспитывать потребность в ежедневных физических упражнениях, закаливании и осознанное отношение к ним;
- Ввести в повседневную практику здоровьесберегающие технологии обучения и оздоравливающие методики укрепления здоровья детей;
- Сформировать представления у дошкольников о своём теле, организме;
- Формировать представления о том, что полезно и что вредно для растущего организма;
- Обеспечение физического и психического благополучия;
- Повышение мотивации к двигательной деятельности, к здоровому образу жизни;
- Способствовать снижению заболеваемости путем комплексного использования всех имеющихся оздоровительных средств.
- Показатели результативности:
Показатели результативности:
- Стабильность показателей физического и психического здоровья детей;
- Ребёнок проявляет интерес к занятиям физической культурой, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- Снижение уровня заболеваемости детей;
- Осознание детьми в соответствии с возрастом смысла здорового образа жизни;
- Овладение разнообразными видами двигательной активности и закаливания;
- Ребёнок проявляет интерес к получению знаний в области безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения;
- Активная помощь родителей в организации оздоровления своих детей.
- Содержательный раздел
- Понятие здоровьесберегающей деятельности в ДОУ
"Здоровьесбережение - ключевой момент нового педагогического мышления"
Здоровьесберегающая технология – это система мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды. В Законе об образовании 2013 (федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие образовательные технологии являются наиболее значимыми по степени влияния на здоровье детей среди образовательных технологий. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем, связанных с психическим и физическим здоровьем детей.
Здоровьесберегающие технологии можно распределить в три подгруппы:
- учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья детей;
- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний. Эффективность образовательной и воспитательной работы педагогов во многом зависит от результата грамотного применения и системного подхода в таком направлении, как здоровьесбережение в детском саду. Бесспорно, что ребенок, в первую очередь, должен быть здоров, как физически, так и психологически. Недоработки и упущения в вопросе охраны здоровья детей сказываются и на воспитательном, и на образовательном процессе.
Принципы здоровьесберегающей деятельности:
1. Принцип не нанесения вреда;
2. Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья);
3. Принцип повторения умений и навыков с целью выработки динамических стереотипов;
4. Принцип постепенности, который предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой;
5. Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий. Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие;
6. Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха;
7. Принцип цикличности. Упорядочению процесса педагогики оздоровления способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения;
8. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Данный принцип способствует формированию двигательных умений и навыков, развитию двигательных способностей ребенка, учету функциональных возможностей организма дошкольника;
9. Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Этот принцип имеет важнейшее значение, так как содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;
10. Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в период пребывания в ДОУ;
11. Принцип комплексного междисциплинарного подхода предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников;
12. Принцип формирования ответственности у детей за свое здоровье и здоровье окружающих людей;
13. Принцип связи теории с практикой призывает настойчиво приучать дошкольников применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.
2.2. Система здоровьесберегающей деятельности
Технологии здоровьесбережения имеют множество направлений, которые помогают комплексно подойти к задаче охраны здоровья ребенка. Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоят в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми и сотрудничества с семьёй дошкольное учреждение обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
Здоровьесберегающая технология – это условия пребывания ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация воспитательно-образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Основополагающей целью здоровьесберегающих образовательных технологий является обеспечение детям возможности сохранения здоровья в период пребывания в ДОУ, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использованию полученных знаний в повседневной жизни.
Данная система здоровьесберегающей деятельности может быть представлена в виде следующих разделов:
- Комплексная медико-психологическая и педагогическая оценка уровня физического развития и здоровья детей, которая включает в себя диагностические мероприятия по оцениванию и отслеживанию состояния здоровья воспитанников детского сада различными специалистами. Детским педиатром и медицинской сестрой проводится обследование физического здоровья детей. Учитывая индивидуальные особенности состояния здоровья, у детей определяются группы здоровья.
Так же психолого-педагогическая деятельность выделяет систему организации психологической поддержки детям методами и приёмами создания благоприятного эмоционально-психологического климата.
- Лечебно-оздоровительная работа охватывает направления оздоровления и закаливания через разработку комплекса мероприятий, который включает в себя:
1. Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий - ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
2. Подвижные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
3. Комплексы утренней гимнастики.
4. Комплексы гимнастики-пробуждения
5. Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
6. Дыхательная гимнастика – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
7. Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, релаксационные паузы, физкультминутки и других в зависимости от вида занятия.
8. Пальчиковая гимнастика - с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
9. Закаливание:
• Сон без маек
• Ходьба босиком
• Обширное умывание
• Ходьба по «дорожке здоровья»,
Облегчённая одежда с учётом сезона
Воздушные ванны
Оптимальный двигательный режим
Данные факторы и средства закаливания используются в детском саду и отдельно, и комплексно, главное – соблюдать индивидуальный подход, учитывать рекомендации врачей-специалистов и развивать преемственность с родителями.
- Физкультурно-развивающая работа с детьми раскрывает комплекс физкультурных мероприятий, различные типы специально организованных видов деятельности.
Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений и физической культуре детей на физкультурных занятиях. Физкультурные занятия как важнейшая форма физкультурно-оздоровительной работы предполагают учет функционального состояния здоровья каждого ребенка и уровня его подготовленности.
Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
Подвижные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности
3.Организационный раздел
3.1. Организация оздоровительного режима в ДОУ
В роли организатора оздоровительных занятий выступает воспитатель. При этом, учитывая, что ведущей (предопределяющей психическое развитие) деятельностью ребенка-дошкольника является игра, здоровьеобразующую деятельность предлагается проводить в игровой форме.
Оздоровительный режим осуществляется в зависимости от возраста, времени года:
Здоровьесберегающие мероприятия | Периодичность |
Прием на воздухе | Летний период |
Утренняя гимнастика | Ежедневно 7-10 мин. |
Прогулки на свежем воздухе | Ежедневно |
Проветривание помещения | Ежедневно |
Подвижные игры | Ежедневно по 2 раза вдень по 10 мин |
Динамические паузы | Ежедневно во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей |
Гимнастика пальчиковая | Ежедневно в любой удобный отрезок времени |
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки |
Гимнастика дыхательная | Ежедневно В различных формах физкультурно-оздоровительной работы |
Релаксация | Ежедневно, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. |
Гимнастика-пробуждение | Ежедневно, после дневного сна 5-10 мин. |
Закаливающие мероприятия: Сон без маек Ходьба босиком Умывание и обливание рук до локтей; Ходьба по «дорожке здоровья», Облегчённая одежда Воздушные ванны | В В теплый период года |
3.2. Организация физкультурно-развивающей работы с детьми
Физкультурные занятия | 2 раза в неделю по 10-15 мин |
Подвижные игры | Ежедневно |
День здоровья | 1 раз в квартал. В летний период каждый месяц |
- Валеологическое просвещение родителей
Помочь ребенку вырасти здоровым возможно лишь в тесном сотрудничестве с родителями. Проводить ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
обучение конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательной гимнастике, разнообразным видам закаливания и т.д.);
ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ.
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка является культура здоровья семьи. Подготовка наглядной информации по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей дает возможность приобщить родителей к вопросам физического воспитания.
Так же в течении года для родителей подготавливаются и проводятся следующие консультации:
- «Десять советов родителям по укреплению здоровья»
- «Физическое воспитание детей в семье»
- «Роль семьи в осуществлении здоровьесбережения дошкольников»
- «Закаливание детей в домашних условиях»
- «Пальчиковая гимнастика в системе оздоровления»
- «Кризис трех лет»
- «Правильное питание детей – основа их здоровья»
- «Профилактика простудных заболеваний у детей дошкольного возраста»
Заключение
Показателями результативности программы являются следующие достигнутые результаты:
- Стабильность показателей физического и психического здоровья детей.
- Ребёнок проявляет интерес к занятиям физической культурой, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий
- Снижение уровня заболеваемости детей;
- Психологическая комфортность и безопасность условий пребывания детей дошкольного возраста в детском саду.
- Ребёнок интересуется, в соответствии с возрастом, о смысле здорового образа жизни,
- Создание современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей: оборудование центров двигательной активности детей в группах; соответствие физкультурного оборудования и инвентаря программным требованиям; гарантия безопасности занятий;
- Овладение разнообразными видами двигательной активности и закаливания;
- Ребёнок проявляет интерес к получению знаний в области безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения;
- Активная помощь родителей в организации оздоровления своих детей;
Данная программа предлагает системный подход к формированию и укреплению здоровья детей. Стиль жизни, общения и педагогической работы с детьми направлен в первую очередь на сохранение самостоятельности, неповторимости дошкольного периода детства. При планировании оздоровительной работы с детьми учитывались:
Медико-гигиенические требования к последовательности, длительности и особенностям проведения различных режимных моментов;
Индивидуальные особенности каждого ребёнка (пробуждение, свобода участия в той или иной деятельности);
Чередование и соотношение организованной и самостоятельной деятельности детей с обязательным временем для свободных игр -ведущей деятельности ребёнка дошкольного возраста;
Изменение работоспособности детей в течении дня;
Включение моментов, способствующих эмоциональной разрядке.
Список используемой литературы
От Рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014.
Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -2004.
Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.
Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.
Г.И. Кулик «Школа здорового человека», М. Сфера 2010
И.М. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» М. «Мозаика-Синтез» 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для позитивной социализации детей первой группы раннего возраста.
Одним из требований ФГОС является успешное социально – коммуникативное развитие личности ребенка....
ПРОГРАММА ПО СОЗДАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Представленный опыт работы раскрывает вопросы использования здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста, а также сотрудничества с семьями...
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса по теме: «Азбука здоровья»
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и ...
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса в средней группе «Быть здоровыми хотим»
Здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным б...
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Закаливание детей в разных возрастных группах ДОО»
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Закаливание детей в разных возрастных группах ДОО»...
Программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса в младшей группе
программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса в младшей группе...
Программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса для детей подготовительной к школе группы" Мы здоровыми растем"
Формирование же отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе не только педагогов и всего персонала детского сада, но и непосредственного участия родителей...