Программа дополнительного образования по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста "Здоровье" на 2020-2021 учебный год
рабочая программа (старшая группа)
Программа дополнительного образования по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста "Здоровье" на 2020-2021 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove.docx | 312.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………
Актуальность …………………………………………………………………
Цель и задачи программы……………………………………………………
Основные направления и основы обеспечения
охраны здоровья воспитанников……………………………………………
Принципы построения программы………………………………………….
Виды и формы деятельности………………………………………………..
Планируемые результаты……………………………………………………
Основное содержание программы …………………………………………
Перспективный план работы………………………………………………..
Методические рекомендации по реализации
программного содержания……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Здоровье» направлена на формирование у детей дошкольного возраста интереса к своему личному здоровью, ответственности за себя, воспитание основ здорового образа жизни. Акцент в оздоровительной работе делается на профилактику простудных заболеваний. Особенность Программы – ежедневные оздоровительные мероприятия, построенные с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
В Программе используются малые формы народного фольклора (потешки, прибаутки) для оздоровительных пауз, минуток здоровья, что способствует воспитанию детей в русле национальной культуры, традиций.
Немаловажным фактором оздоровления детей является двигательная активность, поэтому подвижным играм в Программе также отводится достаточное внимание.
Оздоровительная работа проводится в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников. Повседневно проводимые в детском саду и семье закаливающие мероприятия способствуют созданию обязательных условий и привычек здорового быта. Оздоровительный эффект закаливания сочетается с поддержанием бодрого, жизнерадостного настроения и формирует принципы и правила здорового образа жизни.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребёнка происходит наиболее быстро. От того, как ребёнок проведёт этот отрезок своей жизни, будет в дальнейшем зависеть многое. Именно поэтому задача всех работников дошкольного учреждения – обеспечить условия для всестороннего развития ребёнка и подготовки его к систематическому обучению в школе.
Использование в образовательном процессе физических упражнений, развивающих игр, закаливающих и профилактических мероприятий, способствует формированию у детей готовности к обучению и позволяет ребёнку полноценно развиваться и проявлять себя в жизни.
Одна из основных задач, стоящих перед педагогами, - это воспитание здорового подрастающего поколения. Диагностика детей дошкольного возраста показывает достаточно высокий уровень распространённости хронических заболеваний, нарушения осанки и сколиоза, а так же простудных респираторных заболеваний. Всё это вызывает потребность углубленно заняться оздоровлением детей.
С целью укрепления здоровья ребёнка и совершенствования организма особое внимание следует уделить физкультурно-оздоровительной работе с детьми, закаливающим и профилактическим мероприятиям.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание у детей устойчивой мотивации в сохранении своего здоровья и в потребности вести здоровый образ жизни.
ЗАДАЧИ:
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- формирование привычки к здоровому образу жизни;
- профилактика острых респираторных заболеваний;
- привитие культурно-гигиенических навыков;
- формирование потребности в ежедневной двигательной активности.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ
Здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо заболеваний. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребёнка, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, степень развития медицинской помощи.
Задача детского сада – научить каждого ребёнка бережно относиться к своему здоровью. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать потребность в здоровом образе жизни. Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, мониторинге состояния здоровья каждого ребёнка, учёте и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определённых условий.
Таким образом, в дошкольном учреждении физкультурно-оздоровительная работа является одним из важнейших приоритетов воспитательно- образовательного процесса. Поэтому очень важно и необходимо заложить ребёнку основы здорового образа жизни, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, закладывается фундамент правильного отношения к своему здоровью.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически опробованными методиками.
2. Принцип целостности – выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ.
3. Принцип концентрического обучения – заключается в повторяемости тем во всех возрастных группах и позволяет применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития.
4. Принцип комплектности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
5. Принцип систематичности и последовательности – предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
6. Принцип доступности – позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и нагрузок.
7. Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу – направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребёнка и обеспечения возможностей сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
8. Принцип результативности – предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
ВИДЫ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа «Здоровье» включает в себя следующие виды физкультурно-оздоровительной работы:
1. Непосредственно образовательный вид деятельности по физкультуре всех типов: традиционные, спортивные досуги, праздники и развлечения, дни здоровья.
2. Познавательные занятия по воспитанию основ здорового образа жизни.
3. Система эффективных закаливающих процедур: хождение по дорожкам здоровья, максимальное пребывание на свежем воздухе, воздушные и солнечные ванны.
4. Активизация двигательного режима воспитанников: создание необходимой развивающей среды, проведение подвижных игр, пеших прогулок и экскурсий, строгое соблюдение двигательного режима и режима дня, проведение утренней гимнастики на воздухе, физкультминуток, минуток здоровья, подвижных игр в свободной деятельности, организация физкультурных праздников и досугов.
5. Использование оздоровительных мероприятий в режиме дня: пальчиковая и артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, гимнастика после сна, хождение по дорожкам здоровья.
7. Профилактическая работа: кварцевание, проветривание, С – витаминизация третьих блюд, вакцинация против гриппа, закаливание, употребление соков и фруктов (второй завтрак), фитонцидотерапия.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- знание детьми правил гигиены и ухода за своим телом, правил ЗОЖ
- закрепления навыков использования оздоровительных мер в повседневной жизни,
- имеют представления о полезных продуктах питания, способах профилактики болезней,
- знание основных систем организма человека,
-используют полученные знания в повседневной жизни.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Физкультурно-оздоровительный блок:
-организованная образовательная деятельность по физическому воспитанию;
-утренняя гимнастика;
-подвижные игры;
-спортивные игры;
-пальчиковая гимнастика;
-дыхательная гимнастика;
-ритмическая гимнастика;
-ритмопластика;
-игры для развития мелкой моторики рук;
-гимнастика пробуждения;
-спортивные досуги и развлечения;
-привитие культурно-гигиенических навыков.
2. Познавательный:
-организованная образовательная деятельность;
-беседы;
- игры, направленные на формирование у детей основ здорового образа жизни.
3. Закаливание:
- дыхательная гимнастика;
- дорожки здоровья;
- массажные дорожки;
- утренний приём на свежем воздухе в летний период;
- солнечные и воздушные ванны;
- гимнастика после сна.
КРИТЕРИИ ДИАГНОСТИКИ:
Высокий уровень: знает основные части тела, органы и их функции, понимает значение занятий физкультурой для здоровья человека, может назвать основные виды закаливания.
Средний уровень: знает основные части тела, но имеет слабые знания о функциях основных органов человека. Затрудняется в определении способов укрепления здоровья.
Уровень ниже среднего: называет основные органы человека после наводящих вопросов. Затрудняется называть способы закаливания. Не понимает значение физкультуры и закаливания для здоровья человека.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
- беседы и консультации «Современные подходы к оздоровлению детей»;
- анкетирование «Здоровый образ жизни – что это?»;
- информация в уголках для родителей «Как проводить закаливание детей дома»;
- памятки, папки-передвижки «Здоровый ребенок»;
- совместное участие детей и родителей в праздниках и развлечениях «Неразлучные друзья – взрослые и дети», игра «Счастливый случай»;
- дни здоровья, дни открытых дверей.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
Сентябрь
Тема: «Как устроено тело человека».
Цель: познакомить детей с тем, как устроено тело человека, его организм.
- Беседы об органах чувств и их значении в жизни человека;
- ситуации «Я забочусь о глазах, ушах», «Какое у меня обоняние», «Уход за руками и ногами»;
- рассматривание фотографий с описанием внешнего облика;
- практические задания «Слушай во все уши», «Смотри во все глаза».
Октябрь
Тема: «Личная гигиена».
Цель: развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.
- Театр на фланелеграфе;
- дидактическая игра «Чистота тела», «Мойдодыр»;
- дидактическое упражнение «Расскажем, как надо умываться»;
- чтение художественной литературы.
Ноябрь
Тема: «Что мы делаем, когда едим».
Цель: ознакомить детей с назначением и работой системы пищеварения.
- Ситуации «Помощники человека»;
- беседы «Что у меня внутри?», «Зачем нужно питаться, двигаться, трудиться?», «Что нужно человеку для жизни?»
- практические задания «Как работает желудок человека», «Что мы едим».
Декабрь
Тема: «Отношение к больному человеку».
Цель: объяснить детям, что для человека самое главное – здоровье. Стараться пробудить в них чувство сострадания, стремление помочь больным, одиноким, пожилым людям.
- Ситуации «Навестим больного друга», «Если заболела бабушка, мама…»;
- практическое задание «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу» (обучение различным видам самомассажа), «Кто с закалкой дружит – никогда не тужит»;
- дидактическая игра «Службы спасения»;
- сюжетно-ролевые игры «Поликлиника», «Аптека», «Больница с разными отделениями».
Январь
Тема: «Микробы и вирусы».
Цель: дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах).
- Беседы «Осторожно, грипп», «Кто нас лечит?» «Поговорим о болезнях», «Как защитить себя от микробов»;
- практическое задание «Мойте руки перед едой», «Мытье игрушек».
Февраль
Тема: «Витамины и здоровый организм».
Цель: объяснить детям, как витамины влияют на организм человека, о продуктах, в которых они есть. Дать детям сведения о лекарствах (их пользе, вреде), применении только по назначению врача.
- Беседы «О роли лекарств и витаминов», «Любимые фрукты и овощи»;
- практическое задание «Приготовь витаминный салат» «Витамины укрепляют организм»;
- ситуация «Как заварить травяной чай»;
- сюжетно-ролевая игра «Магазин овощей»;
- дидактическая игра «Что купить в магазине?»
Март
Тема: «Режим дня».
Цель: сформировать у детей представление о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья, развивать представления о пользе физической активности для организма.
- Культура поведения за столом;
- беседа-практикум «Культура поведения во время еды»;
- чтение художественной литературы;
- индивидуальная работа с детьми «Ценности здорового образа жизни».
Апрель
Тема: «Здоровая пища».
Цель: помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания.
- Беседы: «Мы составляем меню на один день», «Что я знаю о своем здоровье», «Ядовитые растения»;
- дидактическая игра «Ядовитые грибы и ягоды»;
- загадки об овощах, фруктах, грибах, ягодах;
- ситуации «Что в корзину мы берем», «Кулинария», «Угощенье для гостей»;
- сюжетно-ролевая игра «Столовая», «Детский сад»;
- практическая ситуация «Что мы делаем, когда едим» (правила поведения за столом).
Май
Тема: «Солнце, воздух и вода».
Цель: объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определенные правила безопасности. Рассказать о профилактике заболеваний (воздушные и солнечные ванны, массаж, закаливание).
- беседа с показом «О профилактике заболеваний»;
- выполнение самомассажа.
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ:
-повышение уровня физической подготовленности детей;
-успешное развитие психических процессов детей;
-стабильность функциональных показателей организма в течение года;
-использование детьми полученных знаний, умений и навыков в повседневной жизни.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ
Программа рассчитана на 1 год. Предполагает проведение одного занятия в неделю. Общее количество учебных занятий в год -35. Время проведения занятий – 25 минут.
Основным условием освоения программного материала является организация содержательно насыщенной жизни детей в детском саду, наполненной разнообразными видами деятельности, получением знаний, умений и навыков по основам здорового образа жизни.
Дети 5-6 лет очень активны, проявляют самостоятельность, поэтому следует насыщать детскую деятельность практическими ситуациями, познанием. Высокая эмоциональность в этом возрасте позволяет развивать у детей сочувствие, взаимопомощь, доброжелательность, стремление к общению со взрослыми. При этом детей необходимо побуждать задавать вопросы в ходе той или иной деятельности, рассказывать об увиденном, устанавливать разнообразные по содержанию связи: части тела человека, их назначение и гигиена, а так же соотносить это со своим здоровьем.
Чтобы деятельность проходила динамично, можно менять темп проведения различных упражнений. Так, дыхательную гимнастику и упражнения для мелкой моторики рук, пальчиковую гимнастику лучше проводить в спокойном темпе, общеразвивающие упражнения в умеренном темпе. Создание комфортного микроклимата при проведении оздоровительных мероприятий способствует достижению оптимального результата.
Форма реализации итогов программы: Спортивно-оздоровительный досуг: «Я здоровье берегу – быть здоровым я могу!»
Цель: обобщить знания детей, полученные в течение учебного года, умение применять полученные знания на практике, вызвать устойчивый интерес к здоровью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Т.С. Никанорова, Е.М. Сергиенко «Система оздоровления дошкольников», Воронеж 2007 год
2. Т.А. Тарасова, Л.С. Власова «Здоровый образ жизни», Москва Школьная Пресса 2008 год
3. В.И. Орёл, С.Н. Агаджанова «Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях», Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2008 год
4. М.Ю. Картушина «Зелёный огонёк здоровья», Москва творческий центр «Сфера» 2007 год
5. М.Н. Кузнецова «Оздоровление детей в детском саду», Москва Айрис Пресс 2008 год
6. Е.Н. Борисова «Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками», Волгоград «Панорама» 2007 год
7. О.Н. Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ», Воронеж «Учитель» 2005 год
8. Н.С. Голицына, И.М. Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», Москва «Скрипторий 2003» 2008 год
9. О.В. Козырева «Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников», Москва «Просвещение» 2007 год
10. В.И. Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников», Москва «Вако» 2010 год
11. М. Щетинин «Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой», Москва «Метафора» 2008 год
12. Т.Е. Харченко «Утренняя гимнастика в детском саду», Москва «Мозаика-синтез» 2008 год
13. Э.Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр», Москва «Мозаика-синтез» 2011 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса в первой и во второй группе раннего возраста ДОУ на 2022-2023 учебный год
Воспитанники проводят в детском саду значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Вот почему очень важно с ранних лет ...
ПРОГРАММА ПО СОЗДАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Представленный опыт работы раскрывает вопросы использования здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста, а также сотрудничества с семьями...
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса по теме: «Азбука здоровья»
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и ...
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса по теме: «Азбука здоровья»
Пояснительная запискаСегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сох...
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса "Растём здоровыми"
Рабочая программа "Растём здоровыми"...
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Закаливание детей в разных возрастных группах ДОО»
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Закаливание детей в разных возрастных группах ДОО»...
Программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса для детей подготовительной к школе группы" Мы здоровыми растем"
Формирование же отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе не только педагогов и всего персонала детского сада, но и непосредственного участия родителей...