Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Веселые ладошки»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (младшая группа)
Данная программа направлена на овладение младшими дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разным материалом. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. Группу посещают дети, у которых еще не сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
Обучение детей проводится с 2-3 летнего возраста. Подобран и систематизирован материал упражнений по развитию мелкой моторики в соответствии с возрастными особенностями детей.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Программа «Весёлые ладошки» предназначена для детей раннего дошкольного возраста (2-3 года).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_2021-2022_veselye_ladoshki_melkaya_motorika.docx | 45.47 КБ |
2021-2022_vesyolye_ladoshki_annotatsiya.docx | 24.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 77 «Машенька» города Смоленска
Рабочая программа
дополнительного образования
по развитию мелкой моторики у детей
раннего дошкольного возраста
посредством кружковой деятельности
«Веселые ладошки»
Возраст детей: 2-3 года
Срок реализации: 1 год
Составитель: Марахова Л.А.
Смоленск, 2021
«Источники способностей и дарований детей –
на кончиках их пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие ручейки, которые
питают источник творческой мысли».
В.А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Данная программа направлена на овладение младшими дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разным материалом. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. Группу посещают дети, у которых еще не сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
Обучение детей проводится с 2-3 летнего возраста. Подобран и систематизирован материал упражнений по развитию мелкой моторики в соответствии с возрастными особенностями детей.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Программа «Весёлые ладошки» предназначена для детей раннего дошкольного возраста (2-3 года).
Срок реализации программы – 1 год.
Продолжительность непосредственно образовательной деятельности по реализации программы дополнительного образования детей – 10 мин в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10.
Режим занятий:
Вторая группа раннего возраста - количество занятий в неделю 1 час, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий.
Форма организации образовательного процесса: групповая с индивидуальным подходом.
Программа «Весёлые ладошки» разработана в соответствии с ФГОС ДО.
Данная программа интегрируется с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитее», «Физическое развитие» основной образовательной программы ДОУ.
Структура ООД может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.
Вводная часть – создание эмоционального настроения у детей и объяснение нового материала.
Основная или практическая часть – творческая работа детей; по мере необходимости помогаю советом и провожу индивидуальную работу.
Заключительная часть – в ней анализируется результат детского художественного творчества.
При разработке программы учитывала следующие принципы:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении творческих работ).
В программе используются здоровьесберегающие технологии: игровые разминки, зарядки для глаз, пальчиковая гимнастика, самомассаж.
Формы работы: беседы, дидактические игры, игры с предметами и бросовым материалом, коллективное творчество, индивидуальная корректировка действий.
Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры и физминутки. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физминутки играет положительную роль в обучении детей. Это позволяет:
– регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;
– совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;
– облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;
– вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.
Длительность физкультпаузы в одном занятии составляет 3-5 минут. В каждой физкультпаузе содержится большое количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетаются с произносимыми стихами.
Цель программы - создание условий для развития мелкой моторики у детей раннего возраста.
Задачи программы:
Воспитательные:
- Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.
- Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
- Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
Развивающие:
- Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
- Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
- Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
Образовательные:
- Формировать навыки исполнительского мастерства.
- Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
Программа включает в себя следующие разделы:
- пальчиковая гимнастика;
- массаж ладошек и пальчиков с помощью предметов;
- лепка, изготовление поделок из различных материалов (ватных дисков);
- нетрадиционные техники рисования;
- штриховка;
- игры и действия с предметами;
- работа с бумагой ( аппликация, конструирование).
В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов» используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто, налеп), а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала, из ватных дисков и палочек.
В разделе “Нетрадиционные техники рисования” у детей формируются умения и навыки рисования различными способами, развивается воображение.
В разделе «Штриховка» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.
В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
В разделе «Работа с бумагой» представлены такие виды художественного труда, как аппликация, конструирование из бумаги. Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное внимание и пространственные представления.
Результатом работы данного кружка должно стать:
- развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту;
- овладение разными видами трудовой деятельности;
- умение создавать художественный образ своего изделия;
- овладение приемами работы с разными инструментами и предметами;
- умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия;
- овладение нормами этики поведения.
Ожидаемые результаты:
К концу первого года занятий в кружке дети должны знать:
Дети должны знать:
- правила техники безопасности;
- некоторые виды бумаги;
- свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
- несколько разных способов нанесения краски;
- основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная);
- основные правила склеивания;
- некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и.т.п.);
- несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.
Должны уметь:
- пользоваться клеем, клеенкой и салфеткой;
- работать с трафаретами;
- заштриховывать предметы двумя способами;
- застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
- работать с различными предметами;
- правильно держать кисть, карандаш;
- повторять пальчиковые гимнастики за воспитателем;
- выполнять несложные нетрадиционные техники рисования.
Условия реализации программы
Материально-техническая база:
- групповая комната (столы);
- образцы поделок, рисунки;
- рабочий материал.
Внешние условия:
- организация выставок.
Перечень используемого рабочего материала:
- Пластилин, солёное тесто.
- Доски для лепки.
- Цветной картон.
- Краски – гуашь, кисти.
- Альбомы для рисования.
- Штампы.
- Карандаши цветные.
- Крупы.
- Текстильный материал.
- Ватные палочки, диски.
- Шишки еловые.
- Прищепки.
- Веревки.
Перспективный план работы кружка «Весёлые ладошки»
месяц | неделя | Занятие, тема | Техника выполнения |
сентябрь | 1 | 1. Пальчиковая гимнастика «За ягодами» Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. 2. Рисование «Малинка» Цель: Учить изображать ягоду малину способом рисование пальчиками. | Пальчиковая гимнастика, рисование |
2 | 1. Пальчиковая гимнастика «Салат» Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. 2. Лепка «Морковка» Цель: Совершенствовать технику нанесения пластилина на поверхность. Научить самостоятельно украшать изделие. Укреплять мелкую моторику рук. | Пальчиковая гимнастика, лепка | |
3 | 1. Пальчиковая гимнастика «Ладошки» Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. 2. Рисование «Лебедь» Цель: Учить изображать лебедя способом рисование ладошкой, вода в пруду – рисование пальчиками. | Пальчиковая гимнастика, рисование | |
4 | 1. Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы» Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. 2. Рисование «Цыпленок» Цель: Учить раскрашивать цыпленка тычком жесткой полусухой кистью. | Пальчиковая гимнастика, рисование | |
октябрь | 1 | 1. Пальчиковая гимнастика «Осень». Цель: Развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом. 2. Рисование «Листики кленовые» Цель: Учить изображать лист с помощью техники печать листьями. | Пальчиковая гимнастика, рисование |
2 | 1. Пальчиковая гимнастика «Я пеку, пеку, пеку, деткам всем по пирожку» Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. 2. Лепка «Прянички» Цель: Совершенствовать технику нанесения изделия на поверхность. Научить самостоятельно украшать изделие. Укреплять мелкую моторику рук. | Пальчиковая гимнастика, лепка из соленого теста | |
3 | 1. Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик в лес пошел» Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. 2. Лепка «Грибочек» Цель: Совершенствовать технику нанесения пластилина на поверхность. Укреплять мелкую моторику рук. | Пальчиковая гимнастика, лепка | |
4 | 1. Пальчиковая гимнастика «Ежик колкий» Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. 2. Рисование «Укрась тарелочку для ежика» Цель: Учить украшать тарелочку способом рисование пальчиками. | Пальчиковая гимнастика, рисование | |
ноябрь | 1 | 1. Пальчиковая гимнастика «Киска ниточки мотала» Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. 2. Рисование «Кошечка» Цель: Учить раскрашивать кошечку тычком жесткой полусухой кистью. | Пальчиковая гимнастика, рисование |
2 | 1. Игра «Собери орешки для белочки» Материал: Орехи, игрушка «белка», пластиковая бутылка с вырезанным «дупло». Скачет белочка по веткам. 2. Пальчиковая гимнастика «Белочка» Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. | Игры, пальчиковая гимнастика
| |
3 | 1. Игра «Большие и маленькие листочки» 2. Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять» Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. 3. Рисование «Листочки» Цель: Учить раскрашивать листья. | Игра, пальчиковая гимнастика, рисование | |
4 | 1. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» 2. Аппликация «Гроздья рябины» Цель: Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта. | Пальчиковая гимнастика, аппликация из пластилина | |
декабрь | 1 | 1. Массаж пальчиков карандашами (катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями). 2. Пальчиковая гимнастика «Снежный пирог». Цель: Развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом. 3. Рисование «Первый снег» Цель: Закреплять изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. | Рисование Оттиск печатками из салфетки, игры, пальчиковая гимнастика |
2 | 1. Игра «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки. 2. Пальчиковая игра «Я перчатку надеваю» Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. Развивать мелкую моторику рук. 3. Лепка «Варежки» Цель: Совершенствовать технику нанесения пластилина на поверхность. Научить самостоятельно украшать изделие. Укреплять мелкую моторику рук. | Игра, пальчиковая гимнастика, лепка | |
3 | 1. Игра «Чтобы Мише было теплее» - мелко порвать бумагу, потом засыпать Мишку - «в берлоге» Цель: Развивать мелкую моторику рук. 2. Пальчиковая игра «Два медведя» Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. 3. Рисование «Плюшевый медвежонок» Цель: Помочь детям освоить новый способ изображения — рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистость). | Рисование поролоновой губкой, игры, пальчиковая гимнастика | |
4 | 1. Игра «Лепим снежки большие и маленькие» из салфеток скатывание шариков разного размера Цель: Учить детей круговыми движениями между ладонями катать шарики из салфеток. 2. Пальчиковая гимнастика с карандашом «Ладошка» 3. Поделка из ватных дисков «Снеговик» Цель: создание праздничного настроения, знакомство со способом создания снеговика из ватных дисков. | игры, пальчиковая гимнастика, поделка (ватные диски) | |
январь | 1 | 1. Игра «Снегопад в лесу». (На зеленой елке из бархатной бумаги разложить комочки ваты). 2. Пальчиковая игра «Елочка» Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальчиками в соответствии с текстом. 3. Рисование «Укрась елку» Цель: Познакомить детей с техникой работы с печаткой, показать способ получения отпечатка. Тренировать мускулатуру пальцев. | Рисование оттиск, игры, пальчиковая гимнастика |
2 | 1. Игра «Посмотри, кто спрятался в комочке?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображениями контуров птиц. 2. Массаж пальчиков «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками. 3. Лепка «Зернышки для птички» Цель: продолжать знакомить детей с пластилином (желтого цвета) и его свойствами. | Лепка, игры, пальчиковая гимнастика | |
3 | 1. Игра «Что у кого?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями рыб. 2. Пальчиковая игра «Жил да был один налим» Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальчиками в соответствии с текстом. 3. Лепка «Рыбки» Цель: Учить детей работать с соленым тестом: раскатывать, вдавливать. | Лепка из солёного теста, игры, пальчиковая гимнастика | |
4 | 1. Игра «Чудесный мешочек» - новогодние подарки для зверей (белочке, зайчику, ежику). Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка (орех, гриб, морковка). 2. Массаж ладошек шишками «Непослушные шишки». 3. Пальчиковая игра «Елочка» Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальчиками в соответствии с текстом. 4. Штриховка «Хвойный лес» Цель: Учить детей рисовать предметы, состоящие из сочетания линий. Развивать мелкую моторику рук. | Штриховка, игры, пальчиковая гимнастика | |
февраль | 1 | 1. Игра «Снежные хлопья». Цель: Учить детей круговыми движениями между ладонями катать шарики из ваты. (Чтобы мишке было теплее) стихотворение «Как на горке снег, снег». 2. Пальчиковая игра «Мишка косолапый». Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальчиками в соответствии с текстом. 3. Лепка «Угостим животных» Цель: формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательных умений и навыков; развивать умение правильно держать карандаш, учиться владеть им, используя самомассаж, игры и упражнения; активизировать словарь по теме. | Лепка, игры, пальчиковая гимнастика |
2 | 1. Массаж пальчиков карандашами (катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями). 2. Пальчиковая гимнастика «Коготки» Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальчиками в соответствии с текстом. 3. Рисование «Моя собачка» Цель: Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жёсткой кистью. | Рисование, игры, пальчиковая гимнастика | |
3 | 1. Игра «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов самолетов, танков, кораблей из бумаги, смятой в комочки. 2. Пальчиковая игра «Пароходик» Цель: выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью, развитие мелкой моторики рук. 3. Штриховка «Танк» Цель: Учить детей рисовать предметы, состоящие из сочетания линий. Развивать мелкую моторику рук. | Пальчиковые игры, игры | |
4 | 1. Игра «Поможем бабушке развязать узелки на веревке» Цель: развитие мелкой моторики рук. 2. Пальчиковая ирга «Помощники» Цель: выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью, развитие мелкой моторики рук. 3. Лепка «В гостях у бабушки» Цель: Учить внимательно слушать потешки и стихи, понимать их содержание, развивать чувство ритма, активную речь, побуждать к игре с движением, развивать мелкую моторику рук, расширять опыт познавательного общения со взрослыми. | Лепка из солёного теста, игры, пальчиковая гимнастика | |
март | 1 | 1. Игра «Чудо-прищепки» прикрепляем бельевые прищепки к горизонтально натянутой веревке. 2. Пальчиковая игра «Мы посуду перемыли» Цель: выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью, развитие мелкой моторики рук. 3. Рисование «Бусы из макарон» Цель: Учить детей аккуратно закрашивать объёмные предметы. Развивать мелкую моторику рук, чувство ритма. | Рисование поролоновым тампоном, игры, пальчиковая гимнастика |
2 | 1. Игра «Чудесный мешочек» - игрушки для ребят. Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка (игрушки). 2. Пальчиковая гимнастика с карандашом «Горка» Цель: выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью, развитие мелкой моторики рук. 3. Рисование «Неваляшка» Цель: Учить детей создавать изображение предмета из частей круглой формы, посредством последовательного уменьшения формы, располагать изображение в центре листа. Развивать ориентировку на листе бумаги | Рисование штампами, игры, пальчиковая гимнастика | |
3 | 1. Игра с прищепками «Черепаха» (с помощью прищепок сделать черепахам лапки. Две лапки с одной стороны и две лапки с другой стороны, используя прищепки того же цвета, что и панцирь черепахи) 2. Пальчиковая гимнастика «Черепашка Соня» Цель: выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью, развитие мелкой моторики рук. 3. Лепка «Черепаха» Цель: Учить сочетать в поделке пластилин и природный материал. Развивать речь, мышление, мелкую моторику. | Лепка, игры, пальчиковая гимнастика | |
4 | 1. Массаж рук «Покатай, покатай» шишки по столу. Цель: стимулировать активные точки пальцев и ладоней, развивать мелкую мускулатуру пальцев рук. 2. Пальчиковая игра «Мышки» Цель: выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью, развитие мелкой моторики рук. 3. Штриховка «Угостим мышку сыром» Цель: Учить детей рисовать цветными карандашами полукруглые предметы и аккуратно закрашивать их. | Штриховка, игры, пальчиковая гимнастика | |
апрель | 1 | 1. Пальчиковая гимнастика «Покажи-ка кулачок» Цель: выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью, развитие мелкой моторики рук. 2. Игра «Скатай шарики» из салфеток скатывание шариков разного размера Цель: Учить детей круговыми движениями между ладонями катать шарики из салфеток. 3. Поделка из салфеток «Мимоза» Цель: Обучение детей выполнению наклеивания комочков из бумаги (салфеток). А также листов из цветной бумаги для получения красивой ветки мимозы. | Поделка из салфеток «Мимоза», игры, пальчиковая гимнастика |
2 | 1.Игра разрезанные картинки «Собери пасхальное яйцо» Цель: развитие мелкой моторики рук. 2. Пальчиковая игра «Снегири» Цель: выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью, развитие мелкой моторики рук. 3. Рисование «Укрась пасхальное яйцо» Цель: Учить детей рисовать пальчиками точками, располагая их близко друг к другу. Развивать мелкую моторику рук. | Рисование пальчиками, игры, пальчиковая гимнастика | |
3 | 1. Игра «Что у кого?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями домашних птиц. 2. Пальчиковая гимнастика «Будем мы цыплят считать» Цель: выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью, развитие мелкой моторики рук. 3. Аппликация «Цыпленок Цыпа» Цель: познакомить со способом – обрыванием бумаги (отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить на них клей и наклеивать на основу). Развивать мелкую моторику рук. | Обрывная аппликация, игры, пальчиковая гимнастика | |
4 | 1.Игра с прищепками «Собери цветок» с помощью прищепок сделать цветок, прицепив их к цветной сердцевине. Цель: развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, воображение. 2. Пальчиковая игра «Цветок для мамочки» Цель: выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью, развитие мелкой моторики рук. 3. Рисование «Одуванчик» Цель: учить рисовать одуванчик картонной втулкой. Развивать у детей мелкую моторику рук, прививать детям эстетический вкус. | Игры, пальчиковая гимнастика, рисование картонной втулкой | |
май | 1 | 1. Игра «Веселые ладошки» - учимся завязывать узелки, бантики. Цель: Стимулировать тактильные ощущения. 2. Пальчиковая гимнастика «В лес идем мы погулять» Цель: выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью, развитие мелкой моторики рук. 3. Рисование «Закат» Цель: Показать прием получения коротких линий. Закрепить данный прием рисования. Развивать цветовосприятие. | Рисование пальчиками, игры, пальчиковая гимнастика |
2 | 1. Игра «Узнай фигуру» - «Чудесный мешочек» Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка. 2. Пальчиковая гимнастика «Помощники» Цель: выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью, развитие мелкой моторики рук. 3. Лепка «Блины и пироги» Цель: развивать мелкую моторику рук в процессе лепки круговыми движениями; развивать умение раскатывать и расплющивать тесто между ладонями. | Лепка из соленого теста, игры, пальчиковая гимнастика | |
3 | 1. Игра «Я рисую» (на подносе манная крупа) Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем. 2. Пальчиковая гимнастика с карандашом «Добывание огня» Цель: стимулировать активные точки пальцев и ладоней, развивать мелкую мускулатуру пальцев рук. 3. Рисование «Секрет в ладошке» Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук, а так же развивать тактильную чувствительность рук детей. | Рисование ладошкой, пальчиковая гимнастика, игры | |
4 | 1. Игра «Цветочный лужок» - с помощью мозаики сделать цветы. Цель: Развивать мелкую моторику пальцев 2. Пальчиковая гимнастика «Бабочка» Цель: выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью, развитие мелкой моторики рук 3. Лепка «Красивая бабочка» Цель: Продолжать учить детей наносить пластилин на поверхность тонким слоем внутри контура рисунка, украшать изделие. | Игры, пальчиковая гимнастика, лепка | |
5 | Мониторинг Итоговая выставка работ. |
Список литературы:
1.«Играем пальчиками и развиваем речь» В. В. Цвынтарный. Санкт – Петербург 1997г.
2. «Игры с пальчиками» Т. Н. Щербакова журнал «Карапуз» 02.1998г.
3. «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст» - М.: «Карапуз», 2009г.
3. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» Н. В. Нищева Санкт – Петербург 2008г.
4. «Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников» Т. Б. Полянская Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС 2011г.
5. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий» Д. Н. Колдина: Мозаика-Синтез; Москва; 2012
6. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1 – 3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. Е.А. Янушко – М: Мозаика-Синтез. 2009.
(Т.В. Лисина «Подвижные тематические игры»)
7. Картотека «Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет»
8. Интернет ресурсы.
Предварительный просмотр:
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе дополнительного образования
«Веселые ладошки» для детей 2-3 лет
на 2021-2022 учебный год
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 77 «Машенька» города Смоленска
Полное название программы | «Рабочая программа дополнительного образования «Весёлые ладошки» для детей 2-3 лет на 2021-2022 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 77 «Машенька» города Смоленска» |
Уровень программы (базовый/углубленный) (бюджет/внебюджет) | Базовый, бюджет |
ФИО разработчика (автора) программы | Марахова Лариса Анатольевна |
Год разработки программы | 2021 |
Срок реализации программы | 1 год |
Цель программы | создание условий для развития мелкой моторики у детей раннего возраста. |
Задачи программы | Воспитательные: 1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость. 2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. 3. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду. Развивающие: 1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук. 2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием. 3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию. Образовательные: 1. Формировать навыки исполнительского мастерства. 2. Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ. |
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность | Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. Группу посещают дети, у которых еще не сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. Обучение детей проводится с 2-3 летнего возраста. Подобран и систематизирован материал упражнений по развитию мелкой моторики в соответствии с возрастными особенностями детей. Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Программа «Весёлые ладошки» предназначена для детей раннего дошкольного возраста (2-3 года). |
Возраст детей | 2-3 лет |
Организация учебного процесса | Программа рассчитана для детей младшей группы (2 -3 лет). Форма детского образовательного объединения: кружок. Форма обучения – очная. Срок освоения программы – 1 год, сентябрь – май. Продолжительность НОД для групп составляет – 25 мин.; Программа кружка предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы на 2021-2022 учебный год | |||||
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | ||||
Количество образовательных ситуаций | Всего часов | |||||
1. | • пальчиковая гимнастика. | 4 ч. | 4ч. | |||
2. | • массаж ладошек и пальчиков с помощью предметов; | 4 ч. | 4ч. | |||
3. | • лепка, изготовление поделок из различных материалов (ватных дисков). | 11 ч. | 11ч. | |||
4. | • нетрадиционные техники рисования | 5 ч. | 5ч. | |||
5. | • штриховка;. | 4 ч. | 4ч. | |||
6. | • игры и действия с предметами | 5 ч. | 5ч. | |||
7. | Мониторинг | 2 ч. | 2ч. | |||
Всего: | 36 ч. | 36ч. | ||||
Ожидаемые результаты реализации программы | Дети должны знать: правила техники безопасности; некоторые виды бумаги; свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая); несколько разных способов нанесения краски; основные правила склеивания; некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и.т.п.); несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками. Должны уметь: пользоваться клеем, клеенкой и салфеткой; работать с трафаретами; заштриховывать предметы двумя способами; застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки; работать с различными предметами; правильно держать кисть, карандаш; повторять пальчиковые гимнастики за воспитателем; выполнять несложные нетрадиционные техники рисования. | |||||
Формы подведения итогов программы | Открытая образовательная деятельность, развлечение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные ладошки» Группа №7 «Фантазеры»
Рабочая программа кружка «Весёлые ладошки» по развитию мелкой моторики в 1 младшей группе № 7 № «Фантазёры» «Источники способностей и дарований детей - на кончиках и...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Мелкая моторика - это умение координировать движения кистей и пальцев рук, присущее исключительно человеку. Эту уникальную способность необходимо целенаправленно тренировать с самого раннего возраста....
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста «Пластилинография»
Развитие творческой личности посредством нетрадиционной техники работы с пластилином ....
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Веселые ладошки»
Данная программа направлена на овладение младшими дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разным материалом. По каждому виду труда программа содержит примерный перече...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством сенсорной интеграции «Умелочка»
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством сенсорной интеграции " Умелочка"...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Веселые ладошки»
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Веселые ладошки»Аннотация к рабочей прогр...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Умный малыш
Данная программа направлена на овладение младшими дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разным материалом. По каждому виду труда программа содержит примерный перече...