САМООБРАЗОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСИКА."
материал (средняя группа)
Самообразование по теме: " Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Дыхательная гимнастика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_srenyaya_gruppa_2019.docx | 29.8 КБ |
samoobrazovanie_srednyaya_gr._2019.pptx | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Южное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Школа № 1466 имени Надежды Рушевой
ДО «Колибри»
Отчет по самообразованию по теме:
«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой»
Воспитатель
Морозрова О.А.
Москва 2019
Тема моего самообразования «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой». Она непосредственно связана с решением задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, воспитанников осознанного отношения к собственному здоровью.
В начале года поставила перед собой цели:
- Продолжать повышать собственную профессиональную квалификацию по внедрению современных здоровьесберегающих технологий,
- Формировать основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста,
- Научить детей быть здоровыми,
- Воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать КГН и простейшие навыки самообслуживания,
- Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам укрепления здоровья детей.
- Познакомиться с дыхательной гимнастикой
А. Н. Стрельниковой
Задачи:
1. Продолжить изучение учебной, справочной, научно-методической литературы по вопросу здоровьесбережения.
2. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов здоровьесбережения (комплексы дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения, подвижные игры, физкультминутки).
3. Направить жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении на сохранение и укрепление здоровья.
4. Разработать прогулки для средней группы по временам года.
5. Систематизировать изученную литературу.
6. Привлечь родителей к решению проблемы по формированию здорового образа жизни.
Актуальная тема во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движения должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную долгую жизнь.
Дыхательная гимнастика прекрасно помогает активизировать работу дыхательной системы ребенка, она помогает ему познать себя и свои возможности.
Здоровьесберегающие технологии - это совокупность всех используемых в образовательном процессе принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания наделяют их признаком здоровьесбережения, а также способствуют воспитанию у детей культуры здоровья.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
- физкультурные занятия
- самостоятельная деятельность детей
- подвижные игры
- утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
- двигательно-оздоровительные физкультминутки
- физические упражнения после дневного сна
- физкультурные прогулки (в парк, на стадион)
- физкультурные досуги
- спортивные праздники
- оздоровительные процедуры в водной среде
- закаливание
Дыхание – совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, использование его в биологическом окислении и удаление из него углекислого газа.
Гимнастика дыхательная - это система дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и лечение различных заболеваний.
Различают следующие виды дыхания:
Верхнее дыхание: при вдохе преимущественно расширяется верхний отдел грудной клетки, мышцы живота слегка напрягаются, а диафрагма не смещается вниз.
Среднее дыхание: при вдохе преимущественно расширяется средний отдел грудной клетки (вперёд и в стороны), мышцы живота меньше расслабляются, а диафрагма меньше смещается вниз.
Нижнее дыхание: при вдохе преимущественно расширяется нижний отдел грудной клетки, расслабляются мышцы живота, а диафрагма максимально смещается вниз.
Полное дыхание: нижнее, среднее и верхнее дыхание объединяются в один последовательный цикл, с максимальным наполнением лёгких.
Обратное дыхание: на вдохе мышцы живота не расслабляются, а наоборот напрягаются. Диафрагма смещается вниз. Грудная клетка не расширяется. Наполнение лёгких воздухом происходит за счет их «раздуванию» в сторону брюшной полости, и, соответственно, сдавливанию внутренних органов. При этом происходит активный их массаж.
Дыхание с задержкой. Существует три варианта данного вида дыхания:
- вдох, задержка, выдох;
- вдох, выдох, задержка;
- вдох, задержка, выдох, задержка.
По мнению йогов во время задержки дыхания происходит интенсивное наполнение организма энергией.
В наше время существует большое количество видов дыхательных гимнастик:
- дыхательная гимнастика йогов;
- дыхательная гимнастика Бутейко;
- дыхательная гимнастика Мюллера;
- дыхательная гимнастика для похудения;
- дыхательная гимнастика Стрельниковой и многие другие.
Все приведенные выше дыхательные гимнастики построены на упражнениях, самыми главными элементами которых являются:
- искусственные затруднения дыхания;
- искусственные задержки дыхания;
- искусственные замедления дыхания;
- искусственное поверхностное дыхание.
Все эти элементы дыхательных гимнастик можно объединить одним общим названием — ослабление дыхания. Именно ослабление дыхания дает лечебный эффект, при разных заболеваниях. Это хоть и неожиданно, но результаты заставляют с этим соглашаться.
Дыхательные гимнастики, основанные на активизации, форсировании дыхания за счет более глубокого и частого выполнения циклов «вдох-выдох» не помогают при внутренних заболеваниях. Помогают только дыхательные гимнастики на ослабление дыхания. И люди знали это еще тысячи лет назад.
Дыхательная гимнастика одного типа может быть полезна определенной части людей, но будет вредна другой части. Поэтому перед началом занятий необходимо проконсультироваться с лечащим врачом.
Метод А.Н. Стрельниковой стоит особняком среди остальных комплексов дыхательной гимнастики для детей. Его называют даже парадоксальным. Суть этой системы в том, что в отличие от традиционных подходов, автор предлагает при выполнении упражнений обращать внимание не на весь процесс дыхания, а лишь на характер и качество вдохов.
Результаты занятий дыхательной гимнастикой Стрельниковой действительно впечатляют.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой подходит для ребятишек 3-7 лет. «Нижней» границы возраста практически не существует. Можно заниматься до глубокой старости и выполнять упражнения всей семьей.
Поставленные цели и задачи я успешно реализую на практике. На протяжении всего года велась работа по теме самообразования. С родителями и детьми проведены следующие мероприятия:
- Изучение литературы, опыта работы других педагогов по данной теме.
- Разработка перечня необходимого оборудования для уголков здоровья.
- Оформление «Паспорта здоровья детей».
- Разработка конспекта ООД «Путешествие в Страну здоровья».
- Разработка и реализация проекта «В стране Здоровячков»(апрель).
- Оформление картотек: «Гимнастика для глаз», «Дыхательная гимнастика», «Подвижные игры для детей среднего дошкольного возраста», «Физкультминутки», «Игры по ЗОЖ», «Пальчиковые игры», картотека игрового массажа;
- Проведение утренней гимнастики, закаливающих мероприятий, пальчиковых игр, динамических пауз, физминуток и т. д.
- Проведение занятий по ФИЗО,
- Мониторинг по образовательной области «Здоровье»(октябрь, апрель).
- Развлечение для детей «В здоровом теле – здоровый дух».
- Разработаны беседы для детей из серии «Школа здоровья»
- Консультация на тему: «Система здоровьесберегающих технологий в детском саду».
- Консультация для родителей «Роль дыхательной гимнастики А. Стрельниковой в оздоровлении дошкольника»;
- Выставка литературы и наглядного материала для внедрения здоровьесберегающих технологий.
- Анкетирование среди родителей «Быть здоровым – это значит…».
- Индивидуальные беседы «Что нужно знать о закаливании».
- Семинар - практикум: «Изготовление экологической тропы» для родителе(май)
- Родительское собрание «О здоровье всерьез».
- Консультация для родителей «Игровой массаж».
- Сделан отчёт о проделанной работе в виде презентации.
- Обобщение результатов работы по теме на заседании методического объединения.
Эффективность такой оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста зависит, прежде всего, от организации физкультурно–оздоровительной среды в группе дошкольного учреждения.
В мое группе имеется спортивный уголок, оснащенный не только традиционным спортивным инвентарем, но и ярким нетрадиционным оборудованием и пособиями, изготовленными из бросового материала, привлекающими глаз ребенка для того, чтобы он хотел с ним заниматься, получал удовольствие от занятий. Для профилактики сохранения и укрепления здоровья детей использую различное оборудование. В течении года продолжала пополнение развивающей среды на группе
Таким образом, можно отметить несомненное преимущество дыхательной гимнастики перед другими оздоровительными методами: это очень простой и вместе с тем эффективный способ лечения и профилактики заболеваний, который не требует особых затрат и может использоваться людьми разного возраста.
Использование здоровьесберегающих технологий предполагает и взаимодействие с родителями. Родители являются примером подражания для своих детей и авторитетом. Поэтому очень важно чтобы родители прислушивались к советам, рекомендациям воспитателей по организации режима дня, досуга дома.
Применение здоровьесберегающих технологий в воспитании и развитии детей дает положительный результат. Дети быстрее адаптируются в предметно пространственной среде, к сверстникам и взрослым: у них повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям и двигательная активность. Так же хочется отметить улучшение показателей социального здоровья.
Здоровьесберегающие задачи реализовывались через игровую деятельность (в образовательных ситуациях, досугах, развлечениях, праздниках, в режимных моментах), так и в свободной, самостоятельной творческой деятельности в условиях предметно - развивающей среды.
Изучив, и внедрив в работу здоровьесберегающие технологии сделала вывод, что организация деятельности на фоне благоприятного психологического климата и эмоционального комфорта каждого ребенка является важным вопросом. Только в жизнерадостной атмосфере создаются ситуации, наиболее способствующие развитию творческих способностей детей, позволяющие ощутить радость сотворчества, а радость дарит здоровье!
На данном этапе моей работы у детей:
-появился интерес к занятиям дыхательной гимнастикой,
-вырабатывается навык правильного выполнения вдохов-движений,
-повышается ответственное отношение к занятиям дыхательной гимнастикой,
повышаются показатели физического развития детей,
-снизились показатели простудных заболеваний,
т. о. сформировавшиеся навыки помогают детям укрепить своё здоровье.
Вывод: Задачи по теме самообразования успешно решены. Все направления здоровьесбережения реализуются в НОД, на праздниках, музыкальных досугах и вне занятий.
Собираюсь и дальше продолжать создавать здоровьесберегающую среду, обеспечивать комфортное пребывание детей в детском саду применяя здоровьесберегающие технологии.
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
О роли дыхательной гимнастики сказано достаточно много. Доказана необходимость её применения в ДОУ. Ведь правильное дыхание - это увеличение объёма лёгких у детей, это профилактика простудных заболеваний, которыми дошкольники часто страдают, это прилив сил и энергии. Активное поступление кислорода способствует активизации работы головного мозга.
Использование современных методов здоровьесбережения помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, развивать музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша.
Закончу свое выступление словами древнегреческого врача Гиппократа (460–377 годы до н. э.)
«Болезни едва ли могут происходить из другого источника, кроме воздуха, когда он в большем или в меньшем количестве, или более сгущенный, или пропитанный болезнетворными миазмами, входит в тело…»
Список литературы:
1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007.
3. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2001.
4. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000.
5. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. -М., 2002.
6. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
7. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.
8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003.
9. Солдатченко С.С., Кащенко Г.Ф. и др. Ароматерапия. Профилактика и лечение заболеваний эфирными маслами. "Таврида", Симферополь, 1999.
10. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 – 34.
11. Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001.
12. Коваленко Н.В. Школа здоровья и развития: монография Н.В.Коваленко.-Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2007.
13. Менчинская, Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе : Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся - М.: Вентана-Граф, 2008
14. Симкина, П.Л. Азбука здоровья : Физкультминутки здоровьесберегающей направленности / П.Л.Симкина, Л.В.Титаровский. – М.: Амрита-Русь, 2006
15. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно- воспитательного процесса» 1982г.
16. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004
17. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
18. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009.
19. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.
20. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
21. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007.
22. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение.
23. http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
24. Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся // Завуч начальной школы. 2004. №1.
25. Семенкова Т.Н. Реструктуризация сельской школы: опыт, проблемы, перспективы. Кемерово: КРИПК и ПРО. 2005.
26. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.
27. Тукачёва С.И. Физкультминутки. Волгоград:Учитель. 2005.
Использованы материалы: сборник «Если хочешь быть здоров», сост. А.А. Исаев. М.: Физкультура и спорт, 1988. М. Тарковский «Синоним жизни», В. Овсянников «Дыхательная гимнастика»
«Влияние гимнастики Стрельниковой А.Н. на формирование правильного дыхания детей старшего дошкольного возраста» (выпускная квалификационная работа) Белова А.Л. Специальность 050704 «Дошкольное образование» Научный руководитель: Гренке С.И. Мурманск, 2008
http://strelnikova.ru/ Центр дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой.
http://folk-med.ru/dyihatelnaya-gimnastika-a-n-strelnikovoy.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ Дыхательные упражнения способствуют укреплению здоровья ребёнка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование по теме "Здоровьесберегающие технологии". План работы на год.
План работы по здоровьесберегающим технологиям с родителями, детьми. План изучения педагогической литературы педагогом по данной теме....
План самообразования по теме "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"
В Конституции Республики Казахстан, в Законе «Об охране здоровья граждан Республики Казахстан», в ежегодных Посланиях Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева подчеркивается важность решения зад...
Программа самообразования на 2015-2017 год по теме «Здоровьесберегающие игровые технологии как средство формирования валеологической культуры детей»
Содержит план работы по самообразованию. Актуальность выбранной темы. Этапы работы....
Отчет по самообразованию по теме: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой»
Актуальная тема во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движения должны прочно войти в быт каждого чело...
План по самообразованию на тему "Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности"
План по самообразованию музыкального руководителя в ДОУ...
План по самообразованию по теме «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей. Развитие мелкой моторики, физической, эмоциональной и психической активности детей. Гармонизация взаимоотношений ребёнка и взрослого».
План по самообразованию по теме «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей. Развитие мелкой моторики, физической, эмоциональной и психической активности детей. Гармонизация вза...
Отчет по самообразованию по теме: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой»
Актуальная тема во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движения должны прочно войти в...