Разработка занятия по познавательному развитию на тему: «Глаза-наши важные помощники» для детей старшей группы
методическая разработка (старшая группа)

Цель: Помочь детям осознать важность зрительного анализатора для познания окружающего мира человеком и некоторые его особенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glaza_nashi_vazhnye_pomoshchniki.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 59 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по физическому развитию детей Красногвардейского района
Санкт-Петербурга

Конспект
непрерывной образовательной деятельности
по познавательному развитию
на тему: «Глаза – наши важные помощники»
для детей старшей группы

Воспитатель:
Логинова Галина Николаевна

Санкт-Петербург
2017

Тема: «Глаза – наши важные помощники»

Цель: Помочь детям осознать важность зрительного анализатора для познания окружающего мира человеком и некоторые его особенности.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Образовательные задачи:

  1. Формировать представления детей о глазах человека как части зрительного анализатора («Глаза, как и другие органы чувств, помогают человеку познавать окружающий мир. Глаза позволяют человеку видеть. Без полноценного зрения очень сложно жить. Здоровье глаз нужно беречь»).
  2. Обобщить представления детей о том, что глаза выполняют не одну, а несколько функций («Глаза не только видят, но и выражают настроение, эмоцию человека»).
  3. Закрепить знания детей о том, что энциклопедии являются источником получения достоверных научных знаний.


Развивающие задачи:

  1. Развивать у детей умения познавательно-исследовательской деятельности: принимать познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых действий и явлений, замечать противоречия в суждениях, проводить опыты с целью проверки предположений, анализировать результаты опытов и фиксировать их в картографах.
  2. Развивать речь-доказательство детей.


Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать бережное отношение к здоровью своих глаз.
  2. Воспитывать у детей самостоятельность при организации совместной с другими детьми деятельности.


Использование современных педагогических технологий:

  1. Экспериментирование. Самонаблюдение.
  2. Технология личностно-ориентированного взаимодействия.


Предварительная работа:

  1. встреча с офтальмологом, беседа врача с детьми о здоровье глаз;
  2. рассматривание наглядного материала о строении глаз;
  3. беседа из личного опыта детей «В кабинете врача-окулиста»;
  4. проведение глазной гимнастики;
  5. знакомство с детской энциклопедией «Как устроено тело человека» (том «Зрение»);
  6. сюжетно-ролевая игра «Поликлиника. На приеме врача-окулиста»;
  7. рассматривание иллюстраций и беседа о том, как исследования в медицине помогают лучше лечить людей.

 
Оборудование: Письмо с карточками-описаниями опытов, 5 платков (завязок для глаз), небольшие игрушки, пооперационные карты для опытов, листы с окружностями, фломастеры, предмет для второго опыта, конфетка, песочные часы на 30 сек. (или секундомер), три предмета для фото, таблица для задания «Смайлики».


Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Раздается стук в дверь. Заходит работник детского сада:
- Здравствуйте! Это группа № 6?
- Тогда распишитесь и получите письмо.

Дети здороваются. Отвечают, что это группа № 6.
Благодарят за письмо.

Воспитатель читает письмо.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я недавно была у вас в гостях и рассказывала вам о здоровье глаз. Вы мне очень понравились: такие внимательные и любознательные дети! Всегда стремитесь узнать новое! Поэтому я хочу вам предложить стать настоящими исследователями и провести несколько опытов со зрением. В процессе этих опытов вы узнаете много интересного о глазах и зрении человека. В письме все опыты описаны. Попросите вашего воспитателя вам помочь. Но также в процессе опытов старайтесь проявлять самостоятельность.
С уважением, врач-окулист Татьяна Аркадьевна.»

- Татьяна Аркадьевна предложила вам, ребята, стать исследователями. А кто такие исследователи?
- Какое другое слово можно подобрать к слову «исследователь»?
- Что делают ученые?

Подходят, чтобы узнать, что это за письмо.

Внимательно слушают чтение письма.

Исследователь – это учёный.

Учёные – это люди, которые занимаются какой-нибудь наукой. Они ставят опыты, проводят эксперименты.

Целеполагание

- Вот какое интересное письмо! Какая выдумщица Татьяна Аркадьевна!
- Что же будем делать, ребята?

Предложения детей: скорее разобраться с заданием и провести опыты.

Планирование будущей деятельности

- Ребята, у меня есть предложение: давайте мы проведем опыты, а потом занесем в карту результаты опытов. Ведь настоящие ученые всегда зарисовывают и записывают результаты того, что делают.

Дети соглашаются.

Реализация плана

- Сейчас вам нужно разделиться на 2 погруппы. В каждой подгруппе должно быть 5 человек. Первая погруппа будет находиться здесь, и с ней буду я. Вторая подгруппа будет находится здесь, и с ней будет Надежда Николаевна. Пожалуйста, разделитесь на 2 подгруппы.

Проводятся опыты
«Зачем человеку глаза?» и «Что легко делать с завязанными глазами?». Для выполнения опытов педагог просит детей выбрать водящего – ребенка, который закрывает глаза маской для глаз. Выбирают дети самостоятельно по считалке. При проведении опыта «Зачем человеку глаза?» также выбирают того, кто будет показывать предметы водящему, и того, кто показывает движения.

- Ребята, что мы узнали после проведения опыта?

Педагог в этом случае просит его не забыть об этой истории и рассказать её перед обедом в кругу для всех детей.

Дети из второй подгруппы рассуждают, почему конфету достать из корзинки и съесть было легче, чем передвигаться с закрытыми глазами.

- Что было легче сделать с закрытыми глазами: передвигаться по группе и обходить детей или достать конфету и съесть её?

- Почему это всегда легче сделать?

После размышления над результатами опыта педагоги обращаются к детям с заданием:
- Ребята, такой интересный опыт вы сейчас провели. Надо рассказать о нём детям из второй (первой) подгруппы. Рассказать, что вы сделали, как делали и что узнали. Кто это лучше сделает? А кто ему будет помогать?

Важно, чтобы первая и вторая подгруппа потратили одинаковое времени на проведение и обсуждение опыта.

- Ребята, а теперь давайте сядем в кружок и поделимся результатами опытов. Расскажите, пожалуйста, что вы делали, как и что узнали.

- Вы хорошо рассказали, ребята, друг другу об опытах. И вы поняли, что глаза – это орган зрения человека. Это важные помощники. Они человеку очень нужны.
- Я вижу, что Татьяна Аркадьевна в вас не ошиблась и вы уже настоящие исследователи!

- Глаза очень важны для человека и их важно беречь.
- Что хорошо делать человеку для сохранения здоровья глаз при напряжении зрения, когда он читает, пишет, сидит за компьютером, смотрит телевизор?

- Давайте сделаем глазную гимнастику.
Проводится глазная гимнастика.

- У Татьяны Аркадьевны еще опыты для нас. Теперь вы будете не просто проводить, но и как настоящие исследователи заносить результаты опытов в картограф!

Проводится опыт «Поставь точку в центр круга». Результаты заносятся в картограф.

- Ребята, что мы узнали после проведения опыта?
- Интересную закономерность мы сейчас увидели? А почему так вы хотите узнать? Знаете, где исследователи берут научную информацию?
Всё верно, можно найти научную информацию в книгах, в журналах, в интернете, а можно прочитать в энциклопедии.
- Давайте прочитаем об этой особенности наших глах в энциклопедии!

Педагог берёт детскую энциклопедию «Как устроено тело человека. Глаза» и открывает на странице 20 глава «Точка зрения».

Зачитывает детям абзац.
Спрашивает:
- Всё ли понятно из этой статьи?
- Вы поняли, что благодаря этой особенности наших глаз мы воспринимаем мир во всех трех измерениях, выпукло, и всегда можем отличить натуральный предмет от фотографии?

- У Татьяны Аркадьевны еще один опыт.
Проводится опыт
«Аист» (с завязанными глазами). Сделать предположение.
- Когда было легче удержать равновесие? Почему?

- Давайте занесем результаты в картограф.

Упражнение «Отгадай эмоцию по глазам»

- Ребята, ваши глаза – это не только орган зрения, но и своего рода окна, причём не простые окна. С их помощью ты видишь мир, но твои глаза также показывают окружающим твои чувства. Например, поднятые вверх веки и брови говорят об удивлении, расширенные зрачки означают восхищение, страх или интерес. И мы сейчас по глазам попробуем отгадать настроение человека.
Воспитатель берёт картинки с изображением разнообразных состояний (5-6 состояний). Педагог закрывает нижнюю часть лица на картинке и просит ребёнка отгадать, какое настроение выражают глаза. После того, как реёнок ответит, лицо открывается полностью и проверяется правильность угаданной эмоции.

Игра «Пиктограмма»

Педагог читает пословицу, а дети находят выражение лица, подходящее к этой пословице.

Дети самостоятельно делятся на 2 подгруппы.

Дети самостоятельна выбирают водящего по считалке.
Дети проводят опыты.

Мы узнали, что без глаз не увидеть, не понять, какой предмет кто-нибудь показывает. Не узнать, какое движение показывает человек, что он делает. Мы узнали, что глаза наши помощники, они позволяют всё видеть. Без них не видно ничего.

Дети могут захотеть рассказать какую-нибудь историю из личного опыта о значении глаз и зрения.

Потому что, когда достаешь и съедаешь конфету, ты можешь стоять на месте. Ты помнишь, где находились предметы. Конфету можно ощупать и развернуть из обертки по памяти, ведь мы уже много раз ели конфеты. А двигаться с закрытыми глазами очень тяжело. Нужно обязательно выставлять руки и ощупывать кого-нибудь или что-нибудь, чтобы не натолкнуться.

Дети изъявляют желание рассказать об опыте детям из другой подгруппы.

Дети садятся на стулья в круг.

Дети двух подгрупп рассказывают о проведении и результатах опытов.

Важно делать глазную гимнатику.

Ребята по инструкции взрослого проводят опыт. Заполняют графы картографа.

Мы узнали, что человеку, чтобы хорошо видеть, обязательно нужны 2 глаза.

В книгах, в журналах, в интернете.

Дети соглашаются.

Дети участвуют в проведении опыта.

Равновесие легче удержать с открытыми глазами, потому что когда стоишь на одной ноге, ты неустойчив и можешь покачиваться. С открытыми глазами ты можешь видеть, насколько изменилось положение тела относительно других предметов, и быстрее сделать малейшие движения руками и телом, чтобы сохранить равновесие.

Дети заносят результаты в картограф.

Дети угадывают эмоции и объясняют, почему они так думают.

Играют в игру «Пиктограмма».

Рефлексия

- Ребята, что вы сегодня делали?

- Кем вы сейчас были?

- Понравилось вам быть исследователями?

- Что вы узнали, как исследователи?

(При рефлексии педагог обращает внимание детей на картографы).
- Смотрите на ваши зарисовки в картографах, они помогут вам вспомнить.

- Какой опыт вам больше всего понравился?

- Ребята, а мне понравилось сегодня, что вы были самостоятельны и заинтересованы, совсем, как исследователи.
- И у вас получились очень интересные зарисовки результатов опытов. Их хорошо бы вставить в книжку-самоделку о глазах.

- Кому мы можем показать нашу будущую книгу о глазах?

- Да, Татьяне Аркадьевне мы обязательно её покажем. Ведь это она дала такое интересное задание вам.

- А ещё кому мы можем показать книгу-самоделку?

- Благодарю вас, ребята, за то, что вы так хорошо были исследователями. Картографы мы поместим в центр экспериментирования.

Мы выполняли задания врача Татьяны Аркадьевны. Делали опыты.

Исследователями.

Да.

Мы узнали, что глаза наши помощники. Без них ничего не видно. 2 глаза позволяют видеть мир выпукло, таким, каким он является. Равновесие легче удержать с открытыми глазами. Передвигаться с закрытыми глазами сложнее, чем съесть конфету.

Дети рассказывают о наиболее понравившемся опыте.

Татьяне Аркадьевне.

Предложения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательному развитию на тему"Человек и его здоровье"для детей старшей группы №10

Еда должна быть не только вкусной, но и полезной. P/S Данные восстановлены с сайта Klen1244.ru...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию На тему: «Правильное питание-залог здоровья» для детей старшей группы.

Тематическое занятие направлено на формирование у детей представлений о здоровом питании как одной из составляющих едениц здорового образа жизни. Все задачи реализуются через разные виды детской деяте...

Итоговая НОД по формированию элементарных математических представлений в образовательной области «Познавательное развитие» по теме «Приключения в стране математики» для детей старшей группы

Итоговая НОД по формированию элементарных математических представлений  в образовательной области «Познавательное развитие»...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Опасное и неопасное электричество (для детей старшей группы)

В данной методической разработке подобран материал для формирования навыков безопасного поведения детей при обращении с электроприборами....