Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Опасное и неопасное электричество (для детей старшей группы)
методическая разработка по обж (старшая группа)
В данной методической разработке подобран материал для формирования навыков безопасного поведения детей при обращении с электроприборами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_opasnoe_elektrichestvo.docx | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему:
«Опасное и неопасное электричество (для детей старшей группы)
Автор: Рогачёва Татьяна Ивановна, воспитатель, высшая квалификационная категория, МБДОУ «Детский сад № 6», г. Михайловска.
Цель: Формирование навыков безопасного поведения при обращении с электроприборами.
Задачи:
-систематизировать и обобщить знания о безопасном обращении с электроприборами;
-знакомить с понятиями: электрический ток, электричество;
-развивать мыслительную активность, любознательность, умение самостоятельно делать выводы, посредством экспериментирования;
-развивать способность анализировать, выдвигать предположение, выявлять причинно-следственные связи;
-воспитывать чувство взаимопонимания и взаимовыручки, активно взаимодействуя в подгруппе.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Работа над словарем: электрический ток, электричество, подстанция, трансформатор, электростанция, высоковольтная линия.
Методы:
- информационно-рецептивный;
- исследовательский;
- репродуктивный;
- проблемное изложение;
- поисковый (эвристический).
Виды детской деятельности:
социально-коммуникативная, познавательная, опытно-экспериментальная, игровая.
Планируемые результаты:
- дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, учитывая интересы других участников диалога;
- проявляют активность, любознательность, пытаются самостоятельно придумывать объяснения показанным явлениям, экспериментируют;
- подчиняются общим правилам;
- активно владеют устной речью, свободно выражают свои эмоции и точку зрения;
- принимают самостоятельные решения, опираясь на свои знания и опыт, проявляют желание узнавать новое;
- стремятся самостоятельно добывать новые знания.
Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности: медиа оборудование, видеосюжет, картинки с электроприборами, стол «ОБЖ», расчески, снежинки, батарейки, машина на пульте управления, тонкие полоски бумаги, 2 цвета обручей, игра «Лабиринт», кусочки ткани (шерстяной).
Организация и методика проведения образовательной деятельности
1. Организационный.
Раздается сигнал, въезжает машина.
Воспитатель: Ребята, какая интересная машина как она сама смогла к нам заехать? (Ответы детей) Попробуем разобраться…
Голос из-за ширмы: Ой, ой подождите, я тоже хочу разобраться.
Воспитатель: Кто это? Давайте с ним поздороваемся.
2. Мотивационный
Лунтик: Здравствуйте, я - Лунтик! Я, что-то нашел и не пойму, что это, помогите мне разобраться!
Воспитатель: Это стол с разнообразными предметами. (Дети рассматривают и называют все предметы на столике).
Лунтик: А они не опасны?
3. Образовательный
Воспитатель: Все эти предметы необходимы человеку, они могут быть опасными, если неправильно ими пользоваться. Посмотрите что это за предметы? (Розетка, фен, утюг, чайник.)
Лунтик: Я не запомню, как их можно назвать одним словом и зачем они нужны?
Дети: Бытовые электроприборы.
Дети выбирают картинки и по очереди рассказывают о назначении приборов:
1. Электрическая лампа нужна для того, чтобы давать свет.
2. Холодильник нужен для хранения продуктов.
3. Пылесос помогает убирать квартиру, удаляет пыль.
4. Стиральная машина предназначена для стирки белья.
5. Утюг - для глажки машины.
6. Электроплита - для приготовления пищи.
7. Электрочайник - для кипячения воды.
Воспитатель: Лунтик, какие у тебя есть электроприборы дома.
Лунтик: У меня все электроприборы, которые вы назвали, только я не пойму, почему они опасные?
Воспитатель: Послушай, и сразу все поймешь:
Что за зверь сидит в розетке?
Из какой сбежал он клетки?
Как на свет он появился?
И в розетки поселился?
Дети отгадывают: Электрический ток.
Лунтик: Я знаю, без электричества не сможет работать ни один электроприбор.
Воспитатель: Вот мы вставляем вилку в розетку, и происходит чудо: электроприбор оживает, начинает работать.
Лунтик: А откуда ток берется, что-то я не пойму?
Воспитатель: Об этом нам поможет узнать наш компьютер.
Просмотр видеоролика, на фоне которого воспитатель рассказывает: «Вы видели, как течет вода в реке? Так вот, электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам маленькие-премаленькие частицы - электроны. И течет эта электрическая река по проводам в определенном направлении. Вырабатывают электрический ток большие мощные электростанции.
Затем ток очень высокого напряжения течет по толстым проводам высоковольтной линии. Потом попадает на специальные подстанции, которые снижают его напряжение. И только после этого по обычным проводам электричество перетекает в наши дома, попадая в выключатели и розетки. Но подробнее вы узнаете, когда пойдете в школу».
Лунтик: О, электричество настоящее чудо.
Воспитатель: А теперь представьте себе, что ваши пальчики, маленькие частицы тока, которые бегут по проводам. Давайте с ними поиграем.
Пальчиковая гимнастика «Ток бежит по проводам».
Ток бежит по проводам , Свет несет в квартиру нам, (поочередно стучат пальчиками одной руки о пальчики другой руки)
Чтоб работали приборы: (Загибают пальцы на обеих руках)
Холодильник, мониторы, Кофемолка, пылесос,
Ток энергию принес. (Стучат кулаком одной руки о кулак другой)
Воспитатель: Вам понравилось играть с пальчиками?
Лунтик: Кажется, я начинаю понимать, что такое электричество, и как с ним нужно обращаться.
Ребенок: Электричество, все знают, - это очень хорошо.
Если правильно все делать- благо нам дает оно.
Если ж правила нарушить - будет много разных бед.
Соблюдай ты все советы и не нарушай заперт.
Воспитатель: Все правильно. Запомните еще одно простое правило: выходя из дома, нужно выключать из розетки все приборы, иначе может случиться пожар. Лунтик, уходя из дома, ты все электроприборы выключил?
Лунтик: Я не знаю, что же теперь делать?
Воспитатель: Мы тебе поможем.
Дидактическая игра «Лабиринт» (Дети проходят лабиринт и находят не выключенный электроприбор).
Лунтик: Я исправлюсь, всегда буду все выключать.Интересно, раньше было электричество?
Воспитатель: Нет, много лет назад человек не знал, что такое электричество. Трудно было человеку. Как вы думаете, как люди обходились без электричества? Какие предметы заменяли современные электроприборы?
Игра «Найди пару»
Воспитатель поясняет: «Перед вами два обруча. В красном карточки с изображением современных электроприборов, в желтом предметы, которыми пользовались раньше. Найдите пару каждому предмету».
(Дети подбирают пары: стиральная машина - корыто, пылесос- веник, электроплита- русская печь, электролампа- свеча и т.д.)
Воспитатель: Молодцы! Справились. Но электричество таит в себе опасность.
Просмотр второго видеоролика
Воспитатель: Что случилось с мальчиком? Как нужно было поступить?
Лунтик: А все ли электричество опасно?
Воспитатель: Нет, Лунтик, есть еще электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно интересно поиграть. Предлагаю превратиться в волшебников и поймать неопасное электричество, для этого нам нужно преодолеть полосу препятствий.
Динамическая пауза.
Дети проходят к столам.
Опыт 1.
Перед детьми на столе лежат снежинки, пластмассовые расчески.
Воспитатель: Дети, возьмите расческу и прикоснитесь к снежинкам. Что происходит? (Ничего)
Воспитатель: Произнесем волшебные слова: раз, два, три, четыре, пять - хочу волшебником я стать. Возьмите расческу, проведите по волосам, поймайте снежинку, постарайтесь поднять ее. Что же происходит? (Ответы детей)
Из-за сильного трения расчески по волосам пошел электрический заряд, и расческа наэлектризовалась и притянула к себе снежинки, такой же опыт вы можете провести дома, удивить маму и папу.
Опыт 2.
Возьмите пластмассовую палочку, потрите о шерстяную ткань и прикоснитесь к конфетти, кусочку салфетки.
Вывод: Видите ребята, электричество живет во многих предметах, которые нас окружают.
Лунтик: Ребята, а в игрушках может быть электричество? Вот у меня игрушка, почему же она не работает? (Ответы детей)
Лунтик: Действительно, там нет батарейки.
Воспитатель: Сейчас, Лунтик, мы поставим батарейку и посмотрим, что же будет. Что за сила такая скрывается в батарейках? Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток. И она заработала.
Вывод: В батарейках тоже есть электричество.
Лунтик: Вот здорово, электричество повсюду, от него работают и игрушки и электроприборы.
Воспитатель: Как много вы сегодня узнали об электричестве. Предлагаю проверить, все ли вы запомнили правильно в игре «Да и нет». Вы помните, что на ответ «Да» - хлопаете, на ответ «Нет» - приседаете);
1. Можно дотрагиваться до проводов и электроприборов мокрыми руками!
2. Можно пользоваться электроприборами без присмотра взрослых!
3. Нельзя играть с розетками!
4. Уходя из дома, нельзя гасить свет и отключать электроприборы!
5. Нельзя оставлять включенную плиту без присмотра!
Лунтик: Я запомнил самое главное правило для дошкольников - включать и пользоваться электроприборами только в присутствии взрослых и с их разрешения и тогда у вас и ваших близких все будет хорошо. Спасибо, ребята! Вы помогли мне многое узнать об электричестве, о том, как правильно с ним обращаться. Теперь мне пора, до свидания!
4. Рефлексия
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили?
Что было самым интересным? Что было самым необычным и загадочным? О чем вы расскажете дома?
5. Итоговый
Воспользуйтесь магнитной доской и составьте карту безопасности при обращении с электрическими приборами. А вечером сможете показать ее родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Открываем Африку»
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Открываем Африк...
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей младшей группы детского сада на тему: « Мишка в гости к нам пришел"
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей младшей группы детского сада на тему:« Мишка в...
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы детского сада на тему: « Дары осени"
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы детского сада на тему: « Дары осени"...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Как прекрасен этот мир!» для детей старшей группы
Конспект НОД по познавательному развитию...
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы детского сада на тему: «Перелётные птицы осенью»
ЗАДАЧИ: 1. Образовательные: закреплять и расширять знания детей о внешнем виде, питании и поведении птиц; изучать особенности миграции перелётных птиц2. Развивающие: формировать навык словообразо...
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы детского сада на тему: «Перелётные птицы осенью»
ЗАДАЧИ: 1. Образовательные: закреплять и расширять знания детей о внешнем виде, питании и поведении птиц; изучать особенности миграции перелётных птиц2. Развивающие: формировать навык словообразо...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Счёт до 10. Четырёхугольник» для детей старшей группы.
Цель: развивать умение считать в пределах 10.Задачи: Образовательные:-Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в пределах 10)....