Конспект занятия в средней группе "Органы чувств, или Путешествие в Институт Здоровья"
план-конспект занятия (средняя, старшая группа)
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
в средней группе
«ОРГАНЫ ЧУВСТВ»
Тема: "Институт Здоровья"
Цель: Закреплять знания детей об органах чувств человека: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Развивать и гармонизировать эмоциональную сферу детей; познавательный интерес детей. Воспитывать потребность быть здоровым; умение беречь свое здоровье.
Задачи: дать представление о значении органов чувств жизнедеятельности человека, условиях их нормального функционирования; развивать умение проводить простейшие опыты и эксперименты; формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между своим поведением и его возможным последствиям; уметь объяснять, выражая в речи, свое здоровье сберегающее и здоровье укрепляющее поведение; развивать дружеские взаимоотношения при общении в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_organy_chuvstv.docx | 32.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
в средней группе
«ОРГАНЫ ЧУВСТВ»
Тема: "Институт Здоровья"
Цель: Закреплять знания детей об органах чувств человека: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Развивать и гармонизировать эмоциональную сферу детей; познавательный интерес детей. Воспитывать потребность быть здоровым; умение беречь свое здоровье.
Задачи: дать представление о значении органов чувств жизнедеятельности человека, условиях их нормального функционирования; развивать умение проводить простейшие опыты и эксперименты; формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между своим поведением и его возможным последствиям; уметь объяснять, выражая в речи, свое здоровье сберегающее и здоровье укрепляющее поведение; развивать дружеские взаимоотношения при общении в повседневной жизни.
Материал: непрозрачные емкости, в которых находятся продукты и вещества с разными запахами (апельсин, чеснок, духи, шоколад) и вкусами (шоколад, огурец соленый, лимон); мольберт, картинки с изображениями органов чувств человека, поднос, на котором лежат губка, чайная ложка, пузырек с горячей водой, кубик, мячик, мех.
Методы и приемы: беседа с детьми, рассказ об органах чувств; рассматривание иллюстраций органов чувств; экспериментирование, игры, зрительная, артикуляционная и дыхательная гимнастика.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, посмотрите как много у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с ними (дети здороваются). А сейчас внимательно послушайте стихотворение:
Глаза даны - чтоб видеть,
А уши – чтобы слышать,
Язык во рту – чтоб вкус понять,
Носик – запах различать,
А ручки – чтобы щупать.
Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? (об ушках, глазках, носике, язычке, ручках). Верно! А все вместе этоназывается «органы чувств». Органы чувств помогают нам чувствовать окружающий мир, познавать его, поэтому мы их называем «наши помощники». Я предлагаю вам отправиться в Институт Здоровья, где мы побываем в разных лабораториях, где проводят исследования органов чувств человека, сами попробуем себя в роли исследователей. А чтобы быстрее и удобнее туда добраться, мы отправимся туда на самолете.
Мы садимся в самолет, (Дети приседают)
Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны)
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)
Видим, как течет река, (Показывают руками волны)
Видим лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят : «ж-жу»)
Приземляться нам пора! (Приседают)
Воспитатель: Вот мы и прилетели в Институт Здоровья, я надену халат, буду вашим научным руководителем, а вы наденете значки лаборантов-исследователей. Это наша первая лаборатория. Чтобы узнать, чем здесь занимаются, отгадайте загадку:
Есть у каждого лица
Два красивых озерца,
Между ними есть гора,
А завем мы их…
(Глаза) (воспитатель показывает картинку)
Воспитатель: Правильно, ребята, это глаза, а по-научному они называются «орган зрения». Как вы думаете, для чего нам нужны глаза? (ответы детей: видеть, смотреть телевизор, читать книги и т.д.). Правильно, а сейчас проверим, так ли это. (Воспитатель вызывает одного ребенка, завязывает ему глаза. Педагог имитирует различные движения). Ребята, не подсказывайте. Скажи, что я делала? (Развязывает глаза). Вот что я делала (педагог дублирует показанное движение). Так зачем нужны глаза? (ответы детей, обобщение педагога).
А чтобы глаза хорошо видели, нужно делать специальную гимнастику. Давайте ее сейчас и сделаем.
Зрительная гимнастика:
Хомка - хомка хомячок ,
Полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт
Глазки свои хомка трет.
Поморгает – раз, два, три
Вдох и выдох. Посмотри
Далеко ручей бежит,
На носу комар пищит.
Смотрит хомка выше, ниже,
Вправо, влево, дальше, ближе…
Осмотрел он все кругом
Прыг! и в норочку бегом!.
Молодцы, ребята. Если делать такую гимнастику ежедневно, ваши глазки будут здоровы. А поразмышляйте, пожалуйста, как еще сберечь зрение? Что мы должны для этого делать или наоборот, чего делать совершенно нельзя? (Ответы детей: нельзя близко и долго смотреть телевизор, нельзя тереть глаза грязными руками, нужно умываться, беречь глаза от попадания в них посторонних предметов). Умницы! Давайте повторим: как же называется наша видеть по-научному? (Дети: «Орган зрения»). Хоршо.Теперь нам пора отправляться во вторую лабораторию (дети садятся за столы). Для того, чтобы понять о каком органе чувств пойдет речь, отгадайте загадку:
Вот гора, а у горы –
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.
(Нос) (воспитатель показывает картинку)
Правильно, ребята, это нос, а по-научному – орган обаняния. Давайте повторим вместе: орган обаняния. А как вы думаете, для чего нам нужен нос? (ответы детей: дышать, различать запахи).
Воспитатель: Молодцы, давайте с вами подышим (дыхательная гимнастика «Самолет»): Вдохнем глубоко через нос и медленно выдохнем через рот и поем звук «у» (Повторить 2-3 раза). Подышали? У всех носики работают?
В таком случае предлагаю вам поиграть в игру «Чудо – нос». В этих «капсулах» с отверстиями находятся некоторые продукты. Вы сейчас попробуйте отгадать по запаху, что в них находится (Дети определяют по запаху содержимое емкости, где находятся: чеснок, апельсин, духи, шоколад, дают ответы, проверяем правильность ответов).
Воспитатель: Так зачем человеку нужен нос и как он помогает нам в жизни?
Дети: С его помощью различают запахи, дышат.
Воспитатель: А если бы мы заболели и нос плохо дышал бы, смогли бы мы так хорошо определить запахи? (ответы детей: нет), так что нужно делать, чтобы носик хорошо дышал?(ответы детей: не болеть, закаляться, чистить нос, высмаркиваться, нельзя засовывать в нос посторонние предметы)
Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились с задачей этой лаборатории. А сейчас проходите сюда (дети становятся в круг), здесь находится наша третья лаборатория. Для того чтобы понять, какой орган чувств здесь исследуют, отгадайте загадку:
Дети слушают в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашим деткам… (ушки) (воспитатель показывает картинку)
Воспитатель: Правильно, ребята, это уши, а по-научному – орган слуха. (Воспитатель показывает картинку) А для чего нам нужны уши? (ответы детей: слушать, слышать звуки). Совершенно верно!
Чтобы уши не болели
Разомнём мы их сначала (Пальцами мягко разминаем ушную раковину)
Все сгибаем, отпускаем
И опять все повторяем (Пальцами сгибают ухо и отпускают его)
По уху пальчиком ведем (Проводят указательным пальцем по краю ушной раковины)
И ладошкой прижимаем,
Сильно-сильно растираем. (Ладонями энергично растирают уши)
Наши ушки мы подготовили и теперь можем немного поиграть. Проводится игра «Узнай по голосу». Все встают в круг, водящий в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:
Паша (Маша, Саша),
Ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя «Ау!»
Глазки закрывай,
Кто позвал тебя, узнай.
Водящий с закрытыми глазами, один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу кто его позвал (игра проводится 3 раза).
Воспитатель: Ну что ж, слышать вы хорошо умеете. Воспитатель: Так зачем человеку нужны уши и как они помогают нам в жизни?
Дети: Уши помогают нам слышать звуки.
Воспитатель: А как надо ухаживать за ушами? Чего нельзя делать, чтобы уши не заболели? (ответы детей: не гулять без шапочки в холодную погоду, не слушать громко музыку, не засовывать в уши посторонние предметы)
Воспитатель: Умницы! А вы запомнили как по-научному называется этот орган чувств? (Ответ детей).
А сейчас присаживайтесь за столы, мы попали в четвертую лабораторию. Чтобы узнать, чем здесь занимаются, отгадайте загадку:
Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (Язык) (воспитатель показывает картинку)
Воспитатель: Правильно, ребята, это язык, по-научному ээтот орган чувств называют орган вкуса. Так для чего же нам нужен язык? (ответы детей: разговаривать, определять различные вкусы).
Ну а чтобы наш язычок был послушным, давайте его немного разомнем и расскажем сказку о язычке. (Воспитатель рассказывает, а дети показывают)
Жил-был веселый язычок в своем просторном домике. Как-то раз решил язычок пойти погулять. Но это был очень осмотрительный язычок, поэтому прежде, чем выйти из своего уютного домика, он выглянул в окошко. Посмотрел на небо: светит ли солнышко? Посмотрел на землю: нет ли луж? Посмотрел направо, посмотрел налево: не гуляют ли его друзья? Вышел наш язычок на прогулку. Увидел свои любимые качели и стал на них качаться. Накатавшишь, он обратил внимание на свой белый заборчик, который стал грязным, и решил его помыть. Как только он закончил работу, к нему подбежали подружки-лошадки и предложили язычку покататься. Сначала он катался на маленькой лошадке, но она быстро устала, и язычок пересел на большую лошадку, а потом они катали его поочереди. Очень далеко ускакал язычок от дома. И ему пришлось возвращаться домой на машине. Уставший, но довольный язычок зашел в дом, закрыл сначала первую дверь потом вторую и лег спать.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот и готов наш язычок к работе. Давайте поиграем. Определите на вкус, что вы пробуете?
Дети закрывают глаза, воспитатель дает им попробовать продукты, имеющие разный вкус. Ребята, поднимите руки, у кого был сладкий вкус? Как вы думаете, что это было? (так же с соленым и кислым вкусом)
Воспитатель: И снова никто из вас не ошибся! Пришло время нам переместиться в нашу пятую, последнюю на сегодня, лабораторию.
Отгадайте загадку:
Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это… (Кожа) (Воспитатель показывает картинку)
Верно. Кожа – это самый большой орган нашего организма. Кожей мы способны воспринимать боль, тепло, холод. А самая чувствительная кожа находится на пальцах. Что мы можем чувствовать кожей? (Холод, тепло, твердое, мягкое, гладкое, шершавое) . Верно. По-научному этот орган чувств называется осязание. Давайте повторим вместе: осязание.
А теперь подойдите к столу. Я подготовила для вас вот эти предметы: мех, кубик; бутылочку с горячей водой, чайную ложку; губку, мячик. Давайте потрогаем все эти предметы. Благодаря чувствительной коже на кончиках пальцев мы с вами можем почувствовать, что мех мягкий, а кубик твердый, губка шершавая, а мячик гладкий и т. д.
(Воспитатель вызывает одного из детей, завязывает ему глаза) Ребята, сейчас я дам Никите вот этот предмет, но вы не подсказывайте. А теперь давайте представим, что он очутился в темной комнате, значит, Никита лишился органа зрения. А еще он простудился, его нос плохо дышит, соответственно, и обоняние его не выручит. Воспользоваться органом вкуса не безопасно, т.к. этот предмет может быть острым, грязным или даже ядовитым. Никита, воспользуйся предпоследним органом чувств – органом слуха. Послушай, какие звуки произносит этот предмет? Ничего? Тогда у нас остается только осязание, чтобы проверить, что это за предмет. Никита, пощупай предмет, поверти, погладь. Догадался, что это? Правильно! Это мяч. (Воспитатель развязывает глаза) А как ты это понял? (Он легкий, гладкий, круглый) Ребята, а как нужно ухаживать за кожей, чтобы она всегда была здоровой? (Ответы детей)
Молодцы! Ну вот Вы и справились со всеми заданиями в Институте Здоровья, но нам пора возвращаться в детский сад. Давайте приготовим наши самолеты и полетим обратно в группу.
Мы садимся в самолет, (Дети приседают)
Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны)
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят : «ж-жу»)
Приземляться нам пора! (Сели на свои стульчики)
Воспитатель: Вот мы и вернулись. Вам понравилось в Институте Здоровья? Что мы там сегодня исследовали? (ответы детей: органы чувств, уши, глаза, нос, язык, кожа). Для чего нам они нужны? (ответы детей) Правильно, органы чувств помогают нам познавать окружающий мир, мы должны беречь «наших помощников», ухаживать за ними, закаляться, заниматься спортом. Значки лаборантов вы можете оставить себе в награду за хорошую работу в Институте Здоровья.
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся
И на прощанье
Скажем всем мы до свиданья.
Дети прощаются с гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в средней группе по валеологии «Путешествие на поезде «Здоровье»
Конспект НОД в средней группе по валеологии «Путешествие на поезде «Здоровье» Цель: закрепить знание детей о сохранении своего здоровья...
Конспект открытого занятия для средней группы на тему: «Путешествие в страну здоровья»
Открытое занятие для средней группы ...
Конспект занятия в средней группе на тему «Путешествие в страну Здоровье» в соответствии с ФГОС
Воспитывать привычку к здоровому образу жизни; учиться заботиться о своем здоровье....
конспект занятия по формированию представлений о ЗОЖ "Путешествия в страну здоровья"
"Путешествия в страну здоровья"...
Конспект занятия по здоровьесбережению в младшей группе «Путешествие в страну Здоровья»
Цель: способствовать формированию элементарных знаний и навыков здорового образа жизни.Задачи:Создание атмосферы, позволяющей детям чувствовать себя уверенно и спокойно;Способствовать развитию ко...
Конспект НОД в средней группе на тему: «Путешествие в страну здоровья»
Цель: формировать представление детей дошкольного возраста о здоровье, как об одной из главных ценностей человеческой жизни.Задачи:- развивать мыслительную активность, и познавательный интерес;- совер...