Программа кружка "Азбука здоровья"
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – «Детский сад №133 «Радуга»
Программа кружка
«Азбука здоровья»
(старший дошкольный возраст)
Составила : Н.Н.Березинская
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Цели и задачи программы
3. Принципы программы
4. Содержание курса программы
5. Примерное планирование программных задач в старшей группе
6. Примерное планирование программных задач в подготовительной к школе группе
7. Диагностическое обследование детей.
8. Список литературы
1. Пояснительная записка
Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья. Нельзя не согласиться с утверждением Н. М. Амосова: «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя».
Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых технологий и воспитательно-образовательных программ, начиная с дошкольного детства.
Дошкольнику необходимо познать особенности собственного организма, основы управления здоровьем. Он должен иметь основы знаний, которые помогут ему в дальнейшей жизни. До сих пор слабо проводится пропаганда здорового образа жизни. Программа предусматривает формирование у детей ценностей здорового образа жизни, приобщение их к ежедневным занятиям физкультурой и спортом.
Основной целью работы кружка является развитие навыков здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье.
В программе кружка выделены цели, задачи, принципы валеологического воспитания, предусматривается совершенствование функций организма детей, их физическое развитие.
2. Цель и задачи программы
Цель. Воспитание у детей валеологической культуры; создание мотивации для формирования, сохранения и укрепления здоровья.
Задачи. 1. Воспитывать валеологическое сознание детей.
2. Учить детей использовать валеологические знания для своего здоровья.
3. Воспитывать оценочные суждения о факторах, ухудшающих или улучшающих здоровье.
4. Способствовать пониманию детьми сущности здорового образа жизни.
3. Принципы
1. Доступность (соответствие учебного материала возрасту детей)
2. Наглядность (использование методических пособий и атрибутов)
3. Развивающая и воспитательная направленность содержания
4. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с детьми
5. Учет психологических особенностей детей
6. Сознательность обучения
7. Организация предметно-развивающей среды
4. Содержание курса программы
Занятия проводятся с группой детей одного возраста 2 раза в месяц, 16 занятий в год. Продолжительность занятий зависит от возраста детей:
Старшая группа (5-6 лет) – 20 мин.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет) – 25 мин.
Старшая группа
Программное содержание предполагает овладение детьми элементарных знаний о строении организма человека, воспитание осознанного отношения к своему здоровью.
К концу года дети должны:
- иметь представление о своем организме (части тела, основные органы);
- понимать значение режима дня и правильного питания для здоровья человека;
- подбирать упражнения для различных групп мышц, в том числе для укрепления мышц спины и свода стопы;
- активно учавствовать в различных видах физкультурных занятий.
Подготовительная к школе группа
Работа направлена на знакомство с основными системами организма человека. Боьшое внимание уделяется формированию основ валеологического мышления ,умения делать выводы оценочные суждения.
К концу года дети должны:
- знать и называть основные системы организма человека;
- иметь представления о том, что полезно и вредно для здоровья;
- осознанно относится к своемк здоровью;
- делать оценочные суждения о факторах, ухудшающих и улучшающих здоровье;
- использовать полученные знания в повседневной жизни.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ
«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ» В ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ «ПОЗНАЙ СЕБЯ»
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
СТАРШАЯ ГРУППА
№ п/п | Тема | Месяц | Задачи | |||
1. | «Опора и двигатели нашего организма» | октябрь | 1. Дать представление о различных частях тела человека и их назначении. 2. Познакомить с опорно-двигательной системой человека (скелет – опора, мышцы – двигатели). 3. Учить самостоятельно выполнять упражнения для различных групп мышц. | |||
2. | «Если хочешь быть здоров – закаляйся» | ноябрь | 1. Дать представление о значении о значении закаливающих процедур для организма человека. 2. Учить называть доступные виды закаливания. 3. Воспитывать стремление к закаливанию и водным процедурам. | |||
3. | «Сам себе я помогу – сердце свое я сберегу» | декабрь | 1. Дать элементарные валеологические знания о работе сердца. 2. Формировать осознанное отношение к выполнению игр и упражнений, которые полезны для здоровья. 3. Способствовать развитию основ зож. | |||
4. | «Прежде, чем за стол сесть, я подумаю, что съесть» | январь | 1. Дать представление о вкусной и здоровой пище. 2. Расширять и закреплять знания о правилах приема пищи. 3. Воспитывать стремление правильно питаться. | |||
5. | «Как стать Геркулесом» | февраль | 1. Учить детей понимать пользу спорта для здоровья человека. 2. Уточнить знания о том, почему спортсмены не болеют. 3.Продолжать учить различать и называть упражнения для разных групп мышц. | |||
6. | «Наши глаза – зеркало души» | март | 1. Познакомить со строением глаза человека, его функциями. 2. Дать знания о том как ухаживать за глазами и сохранить зрение. 3. Разучить комплекс для профилактики миопии. | |||
7. | «Драгоценные клады (слух, нюх, вкус)» | апрель | 1. Систематизировать знания детей о значении уха, носа и языка у человек. 2. Развивать слуховое восприятие и внимание. 3. Помочь сформулировать правила ухода за ушами и ротовой полостью. | |||
8. | «Лукошко здоровья» (итоговое) | май | 1. Уточнить знания о здоровье и здоровом человек. 2. Выявить, насколько осознанны полученные знания. 3. Способствовать развитию желания заботиться о своем здоровье. | |||
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
№ п/п | Тема | Месяц | Задачи |
1. | «Мои чувства и настроение» | октябрь | 1. Расширять знания о нервной системе и ее значении в жизни человек. 2. Совместно выработать правила заботы о психологическом благополучии человека. 3. Продолжать обучать приемам саморасслабления. |
2. | «Вредные привычки» | ноябрь | 1. Способствовать формированию у детей мотивационного отношения к вредным привычкам (курение, алкоголизм). 2. Учить преодолевать вредные привычки у себя. 3. Поддерживать желание вести здоровый образ жизни. |
3. | «Утро начинается с дел совсем обычных, нужных и привычных» (режим дня) | декабрь | 1. Уточнить знания о том, что помогает человеку быть здоровым. 2. Формировать положительное отношение к необходимости соблюдать режим дня. 3. На основе имеющихся знаний совместно с детьми составить правильный режим дня. |
4. | «От простой воды и мыла у микробов тают силы» | январь | 1. Закреплять знания детей о пользе воды для жизни и здоровья человека. 2. Закреплять культурно-гигиенические навыки. 3. Поддерживать стремление самостоятельно использовать в повседневной жизни полученные знания. |
5. | «Окружающая среда и здоровье человека» | февраль | 1. Учить правильно взаимодействовать с природой, соблюдать безопасность при общении с ней. 2. Формировать умение рационально использовать природные ресурсы для сохранения здоровья. 3. Знать и называть лекарственные растения. |
6. | «Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет» | март | 1. Расширять знания детей о функции легких у человека. 2. Дать знания о вреде курения. 3. Учить делать умозаключения, оценочные суждения о факторах, ухудшающих здоровье. 4. Выработать осознанное отношение к выполнению упражнений на дыхание. |
7. | «Движение – жизнь» (Здоровый образ жизни) | апрель | 1. Формировать у детей представление о связи красоты, здоровья и аккуратности. 2. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни. 3. Закреплять умение самостоятельно играть в знакомые подвижные и спортивные игры. |
8. | Чему я научился и что буду использовать в жизни» (итоговое занятие)» | май | 1. Уточнить глубину знаний детей о строении организма человека. 2. Выяснить, понимают ли дети важность здорового образа жизни. 3. Способствовать формированию у детей целостного восприятия себя и своего организма. 4. Развивать основы валеологического мышления. |
Диагностическое обследование детей
Старшая группа
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
|
|
|
Подготовительная к школе группа
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
|
|
|
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребенка». – М.: «Линка – Пресс». 1993. -112с.
- «Дети – наше будущее. Здоровые дети – здоровое будущее!» Пособие. – Курган. ИМЦ: 2006. – 55с.
- 3. Зайцев Г. «Уроки Мойдодыра». – С-Пб.: «Детство-Пресс». 2003. -252с.
- 4»Здоровье и гармония личности ребенка». – Курган. ИМЦ: 2002. – 72с.
- Программа «Здоровячок». – Курган, ИМЦ: 2002. – 72с.
- Тарасова Т.А., Власова Л.С. Пособие «Я и мое здоровье» - Челябинск. 1997. – 69с.
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. «Тридцать уроков здоровья для первоклассников». Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера». 2002. – 56с.
- Холден А. «Это Я!» Серия «Веселые уроки» - М.: ООО «Издательский дом ОНИКС 21 век». 2001. – 31с.
- Шишкина С.Е. «Я и мое тело». Пособие. – М.: «Школьная пресса». 2004. – 48с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая программа «Как здорово быть здоровым!» (программа для старших дошкольников по профилактике наркозависимости)
Антинаркогенная программа поможет решить вопросы профилактики употребления психоактивных веществ старшими дошкольниками....
План-программа «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ» по формированию осознанного отношения к здоровью у детей 3-7 лет с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад Компенсирующего вида № 67 «Надежда»город Набережные Челны РТ План-программа«ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»по формированию осо...
СПОРТИВНО-ИГРОВАЯ ПРОГРАММА "В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ-ЗДОРОВЫЙ ДУХ"
ЦЕЛЬ: ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ,СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РАЗРЯДКИ ДЕТЕЙ...
авторская программа "Школа здорового ребенка" для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
В данной работе представлен опыт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида №29 «Ёлочка» города Нижневартовска по организации системы ра...
Познавательно-развлекательная программа "Быть здоровым - здорово!"
Формирования знаний о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста. Воспитание бережного отношения к здоровью и интереса к занятиям физической культуры....
ПРОГРАММА институционального эксперимента «Сетевое взаимодействие структур, заинтересованных в реализации профилактических программ сохранения здоровья воспитанников как условие реализации требований ФГОС ДО»
Краткая аннотация ОЭР Гипотеза исследования:Апробация профилактических модели и программы ДОО, соответствующих требованиям ФГОС ДО и об...
Игровая программа "В здоровом теле – здоровый дух"
Цель: Развивать познавательную активность, учить работать в коллективе, принести детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости. Ведущий: Живут на одной улицеЧистюлька и ГрязнулькаЧистюльк...