Психолого-педагогическая программа «Как здорово быть здоровым!» (программа для старших дошкольников по профилактике наркозависимости)
рабочая программа (подготовительная группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Stashkova_T.N..doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая программа «Как здорово быть здоровым!»
(программа для старших дошкольников по профилактике наркозависимости)
Сташкова Татьяна Николаевна,
педагог-психолог
Муниципального дошкольного
образовательного учреждения
«Центр развития ребенка – детский сад № 34»
города Струнино, Владимирской области
Пояснительная записка
Актуальность программы
Наркотическая ситуация в России динамично усугубляется. Идёт процесс «омоложения» потребителей. Сейчас наркозависимость регистрируется даже у 4-6-летних. Сегодня в большинстве зарубежных стран антинаркогенное обучение начинается уже в дошкольном возрасте.
На данный момент доказано, что наиболее эффективной в этом плане является первичная личностно-ориентированная профилактика наркотизации детей и подростков. Поколение молодых людей, которому сейчас до 20 лет, оказывается повально вовлеченным в употребление наркотиков. “Благополучный район”, “престижное учебное заведение”, наличие железных дверей не являются больше преградой, запрет и запугивание не работают. Идет “охота” на детей из благополучных семей.
При проведении этой работы следует учитывать, что приобщению дошкольников к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ способствуют специфические психологические факторы. Это восприимчивость, внушаемость, которые, в сочетании с пристальным интересом к миру взрослых, могут в неблагоприятных условиях составить основу установки на употребление ПАВ.
С другой стороны, существует ряд причин, которые могут сделать антинаркогенное обучение эффективным уже в дошкольном возрасте:
-усвоенные в период детства ценности, установки, модели поведения во многом определяют поступки взрослого человека,
-именно в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок может успешно овладеть средствами и способами анализа своего состояния и поведения, а также состояния и поведения других людей. Ребенок впервые становится способен к поведению, подчиненному определенным, однозначным правилам и нормам. А, значит, проведение профилактики злоупотребления ПАВ среди дошкольников с опорой на их возрастные особенности будет достаточно эффективным.
Психолого-педагогическая программа «Как здорово быть здоровым!» предусматривает работу с детьми старшего дошкольного возраста(6-7 лет) в тесном взаимодействии с родителями, с педагогами и персоналом детского сада.
Структура методического обеспечения программы
Методическое обеспечение данной программы включает описание теоретических положений, на которых основана программа, целей (общих и специфических) и задач, раскрыты пути реализации программы, формы и режим занятий. Раскрыты структура занятия, организация учебного процесса. Приведены принципы соответствия методики организации занятий возрастным и функциональным особенностям детей-дошкольников, создания состояния, комплексности, нагрузки, соответствия. Показаны сложности реализации данного направления.
Подробно представлено построение занятий и содержательна часть. Ожидаемые результаты и способы их проверки раскрыты в виде таблицы сравнительных результатов анкетирования детей старшего возраста об эмоциональных состояниях человека и воздействия ПАВ на него в начале и конце учебного года (в %).
К программе прилагается тематический план с конспектами занятий по программе.
Программа подчинена единой сюжетной линии – путешествие Паровозика.
Основные пути реализации данной программы:
- Формирование личности воспитанника с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей;
- Выявление интересов и наклонностей детей;
- Проведение конкурсов детского творчества на антинаркогенную тематику;
- Издательская деятельность.
- Распространение передового опыта среди детских садов района и области.
При разработке содержания, форм и методов программы по профилактике наркозависимости я руководствовалась дидактическими принципами системности, последовательности, доступности, научности, наглядности.
В процессе реализации этого направления мне пришлось столкнуться с некоторыми сложностями:
Профилактика наркозависимости - это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. В «Программе воспитания и обучения дошкольников» М.Васильевой В. Гербовой и Т. Комаровой, которую мы используем в своей работе, забота о своем здоровье, куда можно отнести это направление работы, занимает достаточно малое место, а данное направление требует планомерности, систематизации и углубленной работы.
Кроме того, сложность работы заключалась в том, что для дошкольников, по мнению большинства педагогов детских садов, эта тема не достаточно актуальна и не вызывает опасности, так как дошкольник, как правило, всегда находится рядом со взрослым.
Цель программы: разделены на общие, напрямую не затрагивающие проблему употребления ПАВ и специфические, напрямую связанные с вопросами употребления психоактивных веществ.
Общая цель: гармонизация личности ребенка на основе развития его эмоционально-волевой сферы.
Специфические цели программы: формирование и укрепление антинаркотических установок у детей, развитие навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском приобщения к ПАВ.
Задачи:
Общие: познакомить детей с разными эмоциональными состояниями; на основе наблюдения за внешними признаками эмоций сформировать умение распознавать эмоциональные состояния других людей.
Специфические: способствовать неприятию детьми любых форм наркотизации; сформировать навыки безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения ребенка в наркотизацию.
Для решения поставленных в программе задач в программе используются следующие методы психолого-педагогического воздействия и конкретные техники: сказкотерапия, арт-терапия, психогимнастика, телесно-ориентированные техники, игровые методы, этюды, моделирование и анализ проблемных ситуаций, беседа.
Излагаемая программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня знаний о железной дороге и ее профессиях. В программу включен цикл занятий, (каждое из которых состоит из трех блоков по 15-25 минут) и дополнительный набор упражнений, который может быть использован в дальнейшей работе.
Формы и режим занятий: программа предполагает проведение психолого-педагогических занятий в обучающих группах. Занятия проводятся в рамках учебного плана «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.Васильевой, В. Гербовой и Т. Комаровой в различных разделах деятельности детей: сюжетно-дидактических игр, ознакомления с художественной литературой, ознакомления с окружающим, игр – драматизаций, развития речи, рисования, сюжетно-ролевых игр, игр-тренингов.
Организация учебного процесса:
Программа предусмотрена для детей дошкольного возраста 6-7 лет.
- Общее количество занятий с детьми старшего возраста – 12.
- Занятия проводятся 1 раз в неделю, по подгруппам. Первая подгруппа (6-7 человек) занимается с сентября по декабрь, вторая – с января по апрель.
- Занятия носят интегрированный характер.
- Предусмотрены творческие задания ребёнок + родитель (домашние задания).
- Просветительская работа с родителями и педагогами.
Структура занятия:
- Ритуал приветствия.
- Разминка.
- Рефлексия прошлого занятия.
- Основное содержание.
- Ритуал прощания.
На занятиях активно используются разнообразные:
- подвижные и малоподвижные игры,
- элементы психомышечной тренировки (психогимнастика),
- продуктивные виды деятельности,
- словесные игры,
- дидактические игры.
Построение занятий и содержательна часть
Программа рассчитана на 12 занятие с соблюдением преемственности. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Форма проведения занятий разнообразна: использование на занятиях этюдов, развивающих игр и упражнений, тестов. Создаваемый на занятиях благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием для освоения программы.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Виды контроля:
Цель: выявление уровня знаний детей об эмоциях и ПАВ и последующая корректировка заданий программы.
- диагностика в начале и в конце года,
- постоянное наблюдение за деятельностью детей на занятиях,
- рефлексия.
Предполагаемые результаты:
-способность распознавать эмоциональные состояния окружающих;
-умение регулировать свое эмоциональное состояние и поведение;
-формировать и укреплять антинаркотические установки;
-безопасное поведение в ситуациях, связанных с риском вовлечения ребенка в наркотизацию.
Тематический план к психолого-педагогической программе «Как здорово быть здоровым!»
№ | Тема занятия | Цели занятий |
1 | Первичная диагностика | Первичная диагностика о знании эмоциональных состояний и антинаркотических установок детей |
2 | «Путешествие в страну радости» | Расширять представлений детей об эмоции «радость»; формировать положительные эмоции, чувства через улыбку; расширять представление детей о поступках, которые приносят радость |
3 | «Путешествие на полянку веселого настроения» | Тренировка радостных эмоций; развитие умения понимать свое внутреннее состояние путем ассоциации с цветом; расширение представлений детей о поступках, которые приносят радость; развитие внимания к своим мышечным и эмоциональным ощущениям. |
4 | Путешествие за здоровьем | Научить правилам поведения, позволяющим преодолевать наркогенное давление со стороны окружающих:научить устанавливать причинно-следственные связи; учить детей говорить: «Нет!»; помочь детям осознать ответственность за свой выбор; развивать чувство эмпатии; воспитывать бережное отношение к своему здоровью. |
5 | «Путешествие в страну «Вина» | Знакомить детей с новой эмоцией «вина-стыд» и ее графическим изображением; формировать умение изображать эту эмоцию с помощью мимики, позы, жестов; учить детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции. |
6 | «Путешествие Гусеницы» | Расширять представление детей об эмоции «вина-стыд»; закреплять знания о полученных эмоциях; учить детей составлять эмоциональные цепочки по содержанию произведения. |
7 | Путешествие в страну Зависть» | Познакомить детей с эмоцией «зависть» и ее графическим изображением; формировать умение изображать эту эмоцию с помощью мимики, позы, жестов, учить детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции. |
8 | Экспериментирование с «Курительной машиной» | Закрепить у детей понятие «здоровый образ жизни»; вырабатывать негативное отношение к курению. Эксперимент, наглядно показывающий детям вред, который может нанести курение человеку. |
9 | «Мы сегодня не грустим» | Закрепить умение выражать эмоцию «грусть»; обратить внимание детей на то, что с помощью слова можно изменить настроение другого человека; развивать умение детей сравнивать эмоции; развитие эмпатии, развитие активного словаря эмоциональных состояний. |
10 | «Смешинки и злючки» | Закрепить умение выражать эмоцию «злость»; умение детей сравнивать эмоции на фотографии и на картинке; умение детей выражать злость, гнев социально – приемлемыми способами; развивать активный словарь эмоциональных состояний. |
11 | «Зависть – это не всегда плохо» | Закрепить умение выражать эмоцию «зависть»;развивать активный словарь эмоциональных состояний; закрепить умение детей сравнивать эмоции на картинке с соответствующей пиктограммой; продолжать учить детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции. |
12 | Итоговая диагностика | Итоговая диагностика о знании эмоциональных состояний и антинаркотических установок детей |
Литература
- Заватски Д. Детям о здоровье / Как научить вашего ребёнка быть здоровым: Пер. с англ.— Заокский: “Источник жизни”, 1994
- Мы выбираем здоровье и радость, прочь уходи, ядовитая гадость! — Гармония жизни. Остров сокровищ, издание для детей, специальный выпуск, 2004
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе.— М.:АРКТИ, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание здорового образа жизни у старших дошкольников(из опыта работы)
Данный материал является опытом работы по воспитанию здорового образа жизни у старших дошкольников....
Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников как профилактика нарушений письменной речи при переходе к школьному обучению.
Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников как профилактика нарушений письменной речи при переходе к школьному обучению. На современном этапе, развитие графомоторных навыков ...
Цикл занятий к программе по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников "Азбука здоровья"
Цикл занятий к программе по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников "Азбука здоровья"...
Программа "Взаимодействие детского образовательного учреждения с семьей по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников"
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Только во взаимодействии друг с другом они дают ребенку определенный социальный опыт, создают оптимальные условия для вхожд...
Программа "Приобщение старших дошкольников к истокам русской народной культуры через рисование в программе Whiteboard"
Программа разработана для детей старшего возраста....
Познавательная игровая программа для старших дошкольников «Путешествие в страну ЗДОРОВЬЯ»
Познавательная игровая программа для старших дошкольников «Путешествие в страну ЗДОРОВЬЯ»Воспитатель Наумова М.В.Цель: Приобщить детей к здоровому образу жизни. Прививать любовь к спо...
Спортивно-игровая программа со старшими дошкольниками «Мы здоровью скажем, ДА!»
Спортивно-игровая программа "Мы здоровью скажем, Да" предназначена для старших дошкольников и включает в себя различные задания, направленные расширить представления детей о строении ч...
Комментарии
Замечательная работа, а
Прекрасная программа. Спасибо