Тема:Подвижная игра и особенности методики ей проведения в группах раннего возраста.
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Вологодского муниципального района
«Ермаковский детский сад общеразвивающего вида»
Реферат
Тема: Подвижная игра и особенности методики её проведения в группах раннего возраста.
Выполнила воспитатель
Бардонова Светлана Александровна.
Содержание
Введение…………………………………………………………………..3
Значение подвижных игр в воспитании детей………………………….5
Методика проведения подвижных игр………………………………….9
Особенности методики проведения подвижных игр в группах раннего возраста……………………………………………………………………14
Список литературы………………………………………………………19
ВВЕДЕНИЕ
Игра с давних пор занимает неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических сил и способностей. В игре растущий человек познает жизнь.
Чем же игра привлекает мальчишек и девчонок? Прежде всего, интересен сам процесс действий. Приходится самостоятельно находить выход из неожиданных положений, намечать цель, взаимодействовать друг с другом, проявлять ловкость и быстроту, выносливость и силу. Убыстрение современной жизни ставит перед педагогикой задачу более активно использовать игру для воспитания дошкольников. Сейчас очевидно, что подвижные игры необходимы для обеспечения гармоничного состояние умственных, физических и эмоциональных нагрузок. Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности в физическом и трудовом воспитании детей, особенно и развитии познавательных интересов, в выработки воли и характера, в окружающей действительности. Подвижных игр много, они разнообразны, хороши ещё тем, что участник сам регулирует нагрузку в соответствии со своими возможностями. А это очень важно для здоровья.
Главная задача педагога заключается в необходимости научить детей играть активно и самостоятельно, формировании широкого круга и игровых действий, укреплении здоровья детей, закаливании организма, а также в необходимости обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь прибрести запас прочных умений и двигательных навыков для труда и активного отдыха.
Цель работы педагога состоит в том, чтобы раскрыть значение и методические основы обучения подвижным играм детей дошкольного возраста. Только в этом случае дети приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливать к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критической ситуации, быстро принимать решение и приводить его
в исполнение, проявлять инициативу, то есть дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущем.
Подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.
Значение подвижных игр в воспитании детей.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА – сложная эмоциональная деятельность детей, основанная на движении и наличии правил, направлена на решение двигательной задачи.
В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у детей организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства.
Воспитание умения правильно ходить, быстро бегать, легко и смело прыгать осуществляется в детском саду на специальных занятиях с помощью упражнений и подвижных игр. Эти игры, в основе которых лежат разнообразные движения, наиболее удовлетворяют потребность растущего организма в активных действиях. Большая ценность подвижных игр заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе различных групп мышц и: следовательно, в более равномерном их развитии. Но значение подвижных игр не только в этом — они играют большую роль во всестороннем развитии детей.
В подвижных играх дети не просто бегают, а догоняют кого-то или спасаются от ловящего; не просто прыгают, а изображают «зайчиков» или «воробушков» и т.д. Они играют, а в процессе игры у них тренируются, укрепляются те или иные группы мышц. Это свойство игры высоко ценил П. Ф. Лесгафт. Он указывал на преимущество игр перед упражнениями, считая их наиболее доступными, понятными для детей дошкольного возраста вследствие близости игровых образов и сюжетов детскому воображению, а также благодаря общественному началу, заложенному в них. Вместе с тем он видел в игре большую воспитательно-образовательную силу, считал ее сложным действием более высокого порядка, чем отдельные гимнастические упражнения и лучшим средством воспитания личности ребенка. Он подчеркивал, что игра ставит ребенка в такое положение, когда его ум работает живо, энергично, чувства напряжены, действия организованны.
Эта тесная связь физического и психического развития находит отражение в современных научных исследованиях и подтверждается практикой.
Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, развитию положительных чувств.
Ребенок должен чувствовать себя в обществе сверстников как равный среди равных. Активные действия в игре помогают детям устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость. Четкое выполнение движений, смелость, ловкость, находчивость усиливают чувство уверенности и помогают занять должное место в коллективе
Подвижные игры, как и другие виды игр, являются формой организации жизни детей, имеют большое значение в воспитании взаимоотношений. В этих играх чаще всего участвует группа детей, объединенных общими интересами.
Большая роль в воспитании организованного поведения детей, волевых качеств принадлежит правилам. Требования строгого соблюдения правил — бросать мяч с определенного расстояния, бежать только после сигнала до условленного места, прыгать только на одной или двух ногах — учат детей действовать в соответствии с установленными правилами или согласно договоренности.
Во многих подвижных играх дошкольников с мячами, обручами, скакалками, камешками и другими предметами правила устанавливаются самими детьми. Например, дети договариваются, что считать ошибкой и что не считать. В игре «Классы» можно слышать: «Чужая помеха не считается» (это значит, что, если ошибка произойдет не по вине прыгающего, он имеет право начать сначала). В каждом случае уговор становится правилом для всех. Нарушивший его так же исключается из игры, как и в играх с готовыми правилами.
Эти традиции имеют большую воспитательную ценность: они дисциплинируют детей, помогают воспитывать умение самостоятельно договариваться, действовать согласованно, считаться с мнением большинства.
В процессе подвижных игр дети учатся быстро ориентироваться в пространстве. Начиная с первых игр малышей («Бегите ко мне», «Догони мяч» и др.), дети либо действуют в указанном правлении, пространстве, либо должны сами выбрать нужное направление. Эта задача решается в игре попутно, но иногда она может быть и основной — тогда воспитатель выбирает игру, где ее можно осуществить с большей эффективностью.
С помощью подвижных игр можно решать разнообразные задачи, а для этого надо широко практиковать их в повседневной работе с детьми. При использовании подвижных игр необходимо соблюдать дидактические принципы: доступность, систематичность, последовательность, активность, сознательность и других. Все подвижные игры в конечном итоге направлены на то, чтобы сделать движения легкими, красивыми, уверенными.
Подвижная игра имеет большое значение, прежде всего как средство физического воспитания. В подвижные игры включаются основные движения: ходьба, бег, метание, лазание, равновесие, а также некоторые специальные движения для укрепления и развития отдельных групп мышц. Движения, входящие в игру, если они даются воспитателем в правильной дозировке, развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем (способствуют более активному дыханию, усилению кровообращения).
В играх закрепляются навыки движений, которые становятся более точными, координированными; дети приучаются выполнять движения в различных изменяющихся условиях, ориентироваться в обстановке.
Весёлое настроение является существенным элементом игры и оказывает положительное влияние на состояние нервной системы ребёнка; радостное настроение сопровождается физиологическими изменениями в организме: повышается деятельность сердца и дыхательного аппарата. Сила и искренность переживаний детей во время игры делают её эффективным средством воспитания, поэтому воспитатель должен проводить игру живо, интересно, эмоционально.
В результате систематического проведения игр и правильного руководства ими можно воспитать у детей важнейшие волевые качества: выдержку, дисциплинированность, умение регулировать свои действия, своё поведение.
Академик И. П. Павлов установил наличие в коре головного мозга двух процессов: возбуждения и торможения. Чем моложе ребёнок, тем в большей степени возбуждение преобладает над торможением.
П. Ф. Лесгафт писал: «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребёнок готовится к жизни. Игры составляют самое выгодное занятие для ребёнка, при посредстве которого он обыкновенно приучается к тем действиям, которые ложатся в основание его привычек и обычаев, причём эти занятия обыкновенно связаны с возвышающим чувством удовольствия». Однако только при руководстве со стороны взрослого игра может оказать положительное влияние на ребёнка. Поэтому педагог должен знать воспитательные задачи в каждой группе, особенности возраста, содержание игр и методику их проведения.
Итак, значение подвижных игр:
– развивают мышление, воображение, чувство ритма;
– учат соблюдать правила, осознанию действовать в изменяющихся игровых ситуациях;
– учат подчиняться общим требованиям, быть искренним, сопереживать, помогать друг другу;
– активизируют дыхание, кровообращение, обменные процессы, память, фантазию;
– формировать быстроту, силу, выносливость, ловкость;
– помогают овладеть пространственной терминологией;
– помогают освоиться в коллективе;
– пополняют словарный запас детей.
В методической литературе приводятся разные виды классификаций подвижных игр.
Подвижные игры разделяются на элементарные подвижные игры и спортивные – баскетбол, футбол и др.
Подвижные игры различают по двигательному содержанию, иначе говоря, по доминирующему в каждой игре основному движению (игры с бегом, игры с прыжками и т.д.).
По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные. Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный («Медведь и пчелы», «Зайцы и волк») и условный («Ловишки», «Пятнашки», «Перебежки»).
В бессюжетных играх «Найди себе пару», «Чьё звено быстрее построится», «Придумай фигуру» все дети выполняют одинаковые движения.
Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфический оттенок движениям.
По характеру игровых действий отличаются игры соревновательного типа. Они стимулируют активное проявление физических качеств, чаще всего – скоростных.
По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большей подвижности.
В программу детского сада вместе с подвижными играми включены игровые упражнения, например «Сбей кеглю», «Попади в круг», «Обгони обруч» и др. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес у играющих детей вызывают привлекательные манипуляции предметами. Вытекающие из названий задания соревновательного типа «Кто точнее попадет», «Чей обруч вращается» и др., имеют зрелищный эффект и собирают многочисленных зрителей и болельщиков
Методика проведения подвижных игр.
Первым условием успешного использования подвижных игр в воспитании детей является знание программных задач, определенных для конкретной возрастной группы, с которой работает воспитатель.
Усвоив общие задачи воспитания, необходимо применять их с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для этого надо, прежде всего, иметь данные врачебного осмотра по всем показателям, знать, кто из детей имеет отклонение от нормы физического развития.
Необходимо впервые же дни работы проанализировать состояние двигательных навыков детей, а также общий уровень их развития. И в том случае, если воспитатель работает с группой детей не первый год, он снова проверит данные каждого ребенка, отметит успехи одних, недостатки других, чтобы далее вести целенаправленную работу с учетом этих данных. Кроме того, в каждой возрастной группе всегда есть новенькие дети, требующие особого внимания. Так, например, в младших группах дети, пришедшие из семьи, как правило, отстают в развитии движений от детей, перешедших из яслей. Поэтому в группе детей 3 лет целесообразно иногда в начале года давать игры, рекомендованные для предшествующей группы.
Воспитатель должен намечать конкретные задачи по отношению к каждому ребенку. Детям робким, неуверенным в движениях нужно помогать в преодолении трудностей: опустить пониже веревочку во время прыжков, поставить поближе корзинку при забрасывании мяча, поддержать во время хождения на равновесие и т. д. Но делать это надо незаметно, чтобы не страдало самолюбие ребенка. Дети легко возбудимые, излишне подвижные также требуют к себе внимания воспитателя: их надо чаще привлекать к играм, способствующим развитию тормозных процессов.
Подвижные игры, которые будут использованы в работе с детьми, воспитатель обязан хорошо знать, чтобы ясно рассказать содержание, правила, суметь правильно, а четко выполнить движения, входящие в игру.
Незнакомую игру надо внимательно разобрать, мысленно проиграть и только после этого предлагать детям. Также необходимо предварительно продумать, где целесообразнее провести ту или иную игру: в помещении или на участке.
В методической литературе обычно рекомендуется разучивать новые игры на занятиях. Но это можно делать и в часы игр, например во время утренней прогулки, когда в распоряжении детей и воспитателя имеется достаточно времени.
Воздействие подвижных игр в большой мере зависит от посильности игровой задачи и степени физической нагрузки. Несмотря на то что игры требуют большой затраты энергии и побуждают организм ребенка к усиленной работе, они обычно сопровождаются радостным настроением. Однако радостное возбуждение будет способствовать правильному развитию ребенка только в том случае, когда перед ним поставлена задача, требующая известного напряжения, но вполне для него доступная. Перевозбуждение является признаком перегрузки как физической, так и психической.
Следует помнить, что неудачи порождают чувство неуверенности. «Постройте вашу воспитательную работу так, — говорил Е. А. Аркин, — чтобы ребенок чаще побеждал, чем терпел поражения, чтобы он чаще убеждался в надежности своих сил, чем в своем бессилии. Успех и победа бодрят и укрепляют, они являются условиями здоровья».
Всякая деятельность детей должна доставлять им радость, как от самого процесса, так и от его результата, от совместных действий и переживаний. Особенно это относится к подвижным играм, так как уже само движение доставляет детям удовольствие. Эмоциональная же насыщенность игры повышает и двигательную активность, поэтому необходимо, чтобы игра вызывала у детей интерес. Равнодушие воспитателя, вялый, безразличный тон, формальное отношение к игре являются одной из причин спада интереса детей к подвижным играм. Чтобы игры жили в каждой группе, возникали и проводились по инициативе самих детей, необходимо хорошо продумать их организацию, использовать разнообразные средства, вызывающие у детей желание играть.
Уже в средней группе следует учить детей выбирать водящего с помощью считалок, предварительно разучив их, иначе дети могут использовать случайно услышанные считалки с отрицательным содержанием.
Регулируя взаимоотношения детей, педагог должен уметь предотвращать возможные конфликты, нежелательные поступки и всегда быть справедливым!
Следует с самого первого проведения игры брать нужный темп и не читать текст замедленно: для детей это не легче; наоборот, поскоки, галоп, прыжки на двух ногах у детей в медленном темпе не получаются. Руководителю физического воспитания и воспитателю следует также помнить, что малышам свойственны более частые движения, чем взрослым, так как у них короткие ноги и короткая амплитуда движения.
Произносить текст нужно звонким, достаточно высоким голосом, так как это более естественно для детей. Однако не следует допускать, чтобы дети говорили высоким, писклявым голосом или крикливо.
Игры-потешки проводятся не со всеми детьми одновременно, а с маленькими группками, которые могут чередоваться. Во второй младшей, в средней и старших группах дети, не занятые в игре, по приглашению воспитательницы помогают ей говорить текст прибаутки.
При проведении игр как в помещении, так я на воздухе необходимо чередовать игры, требующие интенсивных движений, с более спокойными. Летом, в жаркие дни, подвижные игры проводятся в прохладном затененном месте участка или на опушке леса. Зимой во время прогулки нужно всячески стимулировать движения, организуя игры с бегом, прыжками: «Поезд», «Воробушки и автомобиль», «Пятнашки», «Снежные круги», «Загони льдину» и др. Но и зимой надо чередовать движения с отдыхом, не допускать, чтобы дети перегревались.
Во всех возрастных группах подвижные игры, организуемые педагогом, должны быть интересны для детей, проходить живо, эмоционально, непринужденно. Только в этом случае они будут эффективным средством воспитания детей.
Для того, чтобы в каждой группе эта работа была систематической, чтобы ни один ребенок не выпал из поля внимания, подвижные игры должны быть предусмотрены в перспективном плане воспитательной работы, а также в плане работы на каждый день. Должно отмечаться, какие подвижные игры будут проведены со всей группой, какие игры он организует с группкой детей, какие предложит отдельным детям.
С помощью игры руководитель физического воспитания или воспитатель осуществляет несколько задач—укрепляет, оздоровляет организм детей, развивает движения, вызывает радостные переживания, воспитывает моральные качества и т. д. Включая в план ту или иную игру, педагог должен знать, какие качества и навыки он может развить и закрепить с её помощью: в одной игре преобладает бег, а в другой — метание, в одной — от детей требуется выдержка, а в другой — ловкость и т. д.
При выборе игры взрослый должен иметь в виду, где он предполагает провести её: в помещении, на площадке, в лесу, в поле. Например, если в лесу имеются подходящие пни, на которые дети могут вставать, можно наметить игру «Ловишки» («Не оставайся на земле»), «Лиса в курятнике».
Подбирая игры, учитывается также и сезонность. Летом, когда дети живут среди природы, можно использовать такие игры, как «Ловля бабочек», «Лягушки и цапля» и др. Для зимнего времени надо подбирать игры, в которых можно использовать специфический зимний материал — снежные валы для спрыгивания и равновесия, снежки для метания и т. д.
Планируя игры, взрослому следует учитывать состояние группы. В том случае, когда группа недостаточно организованна, лучше в первое время проводить более спокойные игры в кругу, игры с пением, постепенно переходя к играм с движением врассыпную, или дать простые игры, предназначенные для более младшей группы. Выбирая игру, воспитатель принимает во внимание её место в режиме дня; например, в конце дня, когда дети уже утомлены, он проводит более спокойную игру.
Игра во всех возрастных группах проводится ежедневно на прогулке. В средней и старшей группах она может составлять часть занятия гимнастикой и подвижными играми.
Игру можно проводить в начале, в середине и в конце прогулки, в зависимости от того, какое занятие предшествовало прогулке и каков её общий план. Если до прогулки было спокойное занятие, игру можно провести вначале. Если дети увлеклись интересной творческой игрой, не надо прерывать её, а собрать детей для подвижной игры в конце прогулки. Случается, что трудовые процессы или творческая игра быстро заканчиваются, и дети затрудняются найти себе занятие, в таком случае игру можно провести в середине прогулки.
При подборе игр для занятий, кроме общих воспитательных задач, приходится особо учитывать гигиеническую сторону каждой игры — степень её нагрузки, влияние на физиологические процессы.
Выбор игры для занятия зависит от того, в какую часть занятия она включается. Если игра даётся в первой части занятия, она вводится для того, чтобы организовать детский коллектив, научить детей строиться в колонну, в пары, в круг, размещаться на площадке. Таковы, например, игры «Чьё звено скорее соберётся», «Найди себе пару» и др. Во второй части занятия проводится игра высокой подвижности. Для заключительной части занятия подбирается игра средней или малой подвижности, цель которой привести организм в относительно спокойное состояние. Можно использовать для этого следующие игры: «Кто ушёл?», «Угадай по голосу», «Найди, где спрятано».
Чаще всего на занятии даётся одна, иногда две игры. Например, одна игра включается во вторую - основную часть занятия (обязательно), другая — в заключительную.
Особенности методики проведения подвижных игр в группах раннего возраста.
Кругозор детей этого возраста мал, внимание неустойчиво, поэтому для них рекомендуются игры с простым и доступным сюжетом, в которых действующие лица хорошо известны ребенку из повседневной жизни (кот, птички) или с которыми его легко познакомить, используя картинку, игрушку, сказку (медведь, лиса, заяц). Правила в этих трах очень просты и тесно связаны с сюжетом.
Большое место в этой возрастной группе занимают игровые упражнения. В них включаются простые двигательные задания: принести флажок, позвонить в колокольчик, догнать мяч и др. Движения эти известны и доступны детям (ходьба, бег, и прочее).
Живой интерес вызывают у малышей подвижные игры, в сюжет которых вплетается знакомое им упражнение. Например, в игру «Поезд» хорошо включается упражнение на равновесие. Игра протекает примерно так. Дети отправляются путешествовать на поезде. Они приезжают к березовой роще, выходят из вагона и гуляют по лесу, собирают цветы, затем идут на зеленую лужайку. По ней протекает ручеек, через который переброшен мостик (на полу лежит доска). Дети друг за другом переходят на другой берег. После прогулки, они возвращаются к поезду, садятся в вагоны (на стулья); машинист дает свисток, поезд трогается, малыши с песней возвращаются домой.
Сюжеты таких игр, содержание и мотивация действий детей целиком зависят от выдумки и творчества педагога. Повторение в играх разученных на занятиях движений помогает их совершенствованию и закреплению.
Во время игры все малыши выполняют одинаковые роли и движения. В игру не вводится несколько разных образов. Выделяется лишь одна ответственная роль, которую вначале выполняет воспитатель, а затем назначенный им ребенок .
В одних играх дети должны уметь двигаться друг за другом или в определенном направлении, начинать и заканчивать движения по определенному сигналу («Поезд»), в других - соразмерять свои движения в парных действиях («Лошадка»), в третьих - самостоятельно строиться в круг, подравниваться или находить свое место по сигналу («Пузырь», «Птички в гнездышках»). Таким образом, одно и тоже движение выполняется при разном построении, в разных ситуациях. Это имеет большое значение для развития у детей координации движений, умения ориентироваться в пространстве, способствует воспитанию активности и самостоятельности.
В играх с пением и небольшим художественным текстом слова и ритм речи подсказывают детям движения и заменяют привила игры («Зайка беленький сидит», «Мой веселый звонкий мяч»). Не беда, если кто-либо из малышей, участвуя в такой игре, молчит и не произносит слов со всеми вместе. Позднее в индивидуальном общении с воспитателем он это сделает с удовольствием.
Как проходит подготовка к проведению игр. Необходимо предварительное знакомство с условиями проведения игр и упражнений, с предметами, которые будут в них использоваться,. Предварительная настроенность на выполнение действий обеспечивает радостное и активное отношение ребенка к выполнению задания, так как малыш лучше понимает его смысл и основные правила. Это оказывает существенное влияние на процесс формирования двигательных навыков и умений.
Педагог вызывает у детей заинтересованное отношение к игре или упражнению и тем, что красочно рассказывает придуманный им простой и краткий сюжет задания, подчеркивая интонацией голоса и жестами наиболее сложные движения.
Для того, чтобы игра прошла хорошо, руководитель физического воспитания или воспитатель должен тщательно подготовиться к ней; подобрать пособия и мелкие предметы, продумать, где будут домики, гнездышки, кого из детей привлечь на ведущую роль и прочее; он должен хорошо знать содержание игры, ее ход, правила, сопроводительный текст.
Выполнение правил игры способствует развитию у ребенка организованности, дисциплинированности, воспитанию умений подчинять свои действия общим для коллектива задачам, сдерживать их, действовать осмысленно. Основные требования к детям этого возраста: действовать по сигналу (разрешению, указанию, хлопку, удару в бубен), передвигаться друг за другом; выполнив задание, возвращаться на места. Кроме того, в игре ребенок должен действовать чаще всего определенным способом (ползти на четвереньках, бросать мяч двумя руками и пр.) и соблюдать его хотя бы в общих чертах. Маленькие дети довольно медленно усваивают все тонкости игры и овладевают необходимыми навыками. Поэтому воспитатель и руководитель физического воспитания может часто проводить одну и ту же игру, не опасаясь, что она им наскучит. Постепенное проникновение в замысел игры, более глубокое понимание правил и в результате возрастающая самостоятельность доставляет малышам радость, поддерживает интерес к игре на длительное время. Целесообразно повторить игру 2-3 раза подряд, далее предложить детям новую или из числа разученных ранее, а затем снова вернуться к первой игре. В процессе игры важно следить за тем, чтобы малыши не переутомлялись, не возбуждались. Слишком сильное покраснение лица (а у некоторых детей бледность), обильное выделение пота, учащенное дыхание, излишняя шумливость и рассеянное внимание свидетельствует о том, что надо приостановить игру и дать детям отдохнуть. Во время пауз можно побеседовать с ними, уточнить правила, повторить стихотворный текст.
Как и на занятиях, при сочетании нескольких подвижных игр и упражнений важно предусматривать постепенное увеличение физической нагрузки. Начинать нужно с несложной игры или игрового упражнения, а затем привлекать всех детей к активным действиям. По мере накопления детьми двигательного опыта, усвоения правил и содержания игр и упражнений усложняется, увеличивается количество их повторений и интенсивность действий детей возрастает и моторная плотность игр.
Организуя повторение подвижных игр, педагог должен принимать во внимание степень подвижности каждого ребенка и регулировать ее (вовремя остановить одного, активизировать другого, подобрать третьему подходящую роль и т.д.) надо стремиться к тому, чтобы дети полюбили подвижные игры.
Для воспитания ребенка раннего возраста особое значение имеет постоянный контакт со взрослыми. Малыши с удовольствием играют, когда взрослые активны, эмоциональны, проявляют интерес к играм и сами в них участвуют. Веселый, ласковый тон воспитателя, его заинтересованность увлекает малышей, им передается это радостное настроение. В таких случаях дети очень внимательно прислушиваются к педагогу, выполняют все его требования, охотно повторяют игры, хорошо их усваивают.
Взрослому приходится часто совмещать руководство игрой с выполнением ответственной роли в ней, так как дети 2-3 лет не могут хорошо справляться с этими обязанностями. Малышей не смущает, что воспитатель, выполняя ответственную роль, подсказывает им, как надо играть. Очень важно, чтобы педагог, участвуя в игре, давал образец движений, подсказывал ход игры.
Объяснение игры - ответственный момент, влияющий на ее ход. Объяснять малышам игру надо эмоционально, интонациями голоса подчеркивая характерные черты каждого персонажа. Так, о резвящихся зайчиках педагог говорит ласково, а про медведя, который хочет их поймать, - низким голосом, с оттенком угрозы подчеркивая опасность.
При объяснении игр необходимо четко выделять сигналы, по которым детям придется менять свои действия. Если сигналом служит последняя фраза текста, она выделяется интонацией, произносится громче.
Действие моторного характера ребенок выполняет лучше, если взрослый сопровождает его пояснением, подсказкой. Приведем пример такой формы руководства в игре-упражнении «По камешкам». Руководитель говорит: «Ну, а теперь Коля будет переправляться через ручеек. Иди, Коля, не бойся, ручеек не глубокий». Коля начинает перешагивать из одного кружка, нарисованного мелом на полу, в другой. Он торопится и ступает мимо камешка. Педагог продолжает: «Осторожно, не спеши, попадешь в воду, промочишь ноги. Вот молодец, сейчас ты хорошо идешь, прямо по камушкам. А теперь сделай шаг пошире, чтобы попасть на бережок». Попутно преподаватель разговаривает и с другими детьми, подготавливая их к выполнению задания: «Олечка, а ты хочешь перейти через ручеек?» Оля смущенно улыбается и ничего не отвечает. Кто-то из малышей подсказывает, что она боится. Воспитатель или руководитель подбадривает девочку: «Мы с Олей вместе перейдем ручеек, вот и не страшно будет. Да?». Девочка утвердительно кивает головой.
Постоянное словесное общение со взрослыми доставляет малышам радость и приносит большую пользу в развитии речи и воображения, обогащает представления. Дети всегда с большим вниманием прислушиваются к речи воспитателя, даже те, кто не участвует в игре.
Важно активизировать и направлять общение детей между собой. В результате внимательного подхода педагога к воспитанникам, умелого, своевременного, тактичного напоминания, требования поиграть совместно, оказать помощь или уступить друг другу между детьми складываются хорошие дружеские взаимоотношения.
Во второй младшей группе подвижные игры и игровые упражнения включаются в разные части занятия: во вводную, в основную и заключительную. Их значение в каждом из этих случаев имеет свою специфику.
Подбирая игры для занятий, важно предусмотреть условия, в которых оно будет проходить: в помещении или на открытой площадке. В последнем случае следует ориентироваться на время года и состояние погоды, наличие инвентаря и необходимой одежды. От этого зависят содержание и методика подвижных игр.
Для занятий лучше использовать известные малышам игры, а также игры с простыми правилами, которые легко усваиваются детьми. Готовясь к занятию, педагог продумывает приемы активизации детей в игре (выделение на ответственные роли, размещение играющих, индивидуальный подход и др.). Во время игры педагог тактично направляет взаимоотношения детей, приучает их играть дружно.
Подвижные игры - одно из самых любимых и полезных занятий детей. Это не удивительно, но ведь в играх воспитывается коллективизм, проявляются такие ценные качества, как сила, выносливость, ловкость, сообразительность.
Справедливо народная мудрость утверждает, что «Человек познается в беде, а ребенок в игре». Как мы уже отмечали выше, в процессе игровой деятельности ярко проявляются индивидуальные особенности детей. Потому что раскрепощаются сдерживающие центры, более естественно проявляются психические и физические умения.
Подвижные игры укрепляют, здоровье воспитывают людей, содействуют гармоничному развитию личности.
Список используемой литературы:
- "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 4 –е изд., исп. И доп. – М.: Москва – Синтез, 2006
- Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста, М., 1977г.
- Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях /Под ред. Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной – М., 1960 г.
- .Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать : пособие для воспитателей дет.сада. - М.: Просвещение, 1983.
- Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. Васильевой М. В., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. .М.,2005 г.
- Печора К. Л. , Пантюхина Т. В., Голубева Л. Г. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях» М. Просвещение, 1986г.
- Материалы интернет-изданий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста.
Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста....
Особенности предметно-развивающей среды в группах раннего возраста.
Особенности предметно-развивающей среды в группах раннего возраста.Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе, малыши вообще нечасто покидают ее пределы. Значит, развитие дошкольни...
Статья о проведении в группе раннего возраста выставки совместного творчества детей и родителей " Зимушка хрустальная".
В январе 2015 года в рамках проекта " Вместе весело играть" в группе раннего возраста была организована выставка совместного творчества детей и родителей на тему: "Зимушка хрустальная".Родители с удов...
Утренняя гимнастика ее значение и проведение в группах раннего возраста.
в материале рассказывается о значении утренней гимнастики для маленьких детей....
Особенности планирования работы в первой группе раннего возраста (от 1,5 до 2 лет) по КОП для детей раннего возраста «ПЕРВЫЕ ШАГИ»
Любая работа в детском саду начинается с планирования, т.к. оно необходимо для успешной реализации образовательной программы, согласования деятельности педагогов, распределения их функций и обязанност...