Статья на тему: Особенности целостного педагогического процесса в группах раннего возраста
статья на тему
Специфика организации педагогического процесса в группах раннего возраста объясняется следующими положениями:
— режимом пребывания и деятельности детей раннего возраста (свободный график прихода в учреждение и включения в педагогический процесс), разные виды деятельности обладают синкретичностью (своеобразной нерасчлененностью);
— особенностью развития детей раннего возраста (характеризуется неразвитостью волевого компонента, когда превалирует эмоциональный компонент; высокий уровень зависимости развивающего эффекта в любой деятельности от физиологического комфорта, невозможность длительной концентрации внимания и др.);
— спецификой осуществления познавательного акта через взаимодействие со взрослым, при сопровождающей роли последнего;
— необходимостью единой развивающей среды, которая одновременно важна и для ребенка, и для взрослого (должна помогать освоить необходимые педагогические способы взаимодействия с детьми).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_protsess_v_rannem.docx | 18.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: Особенности целостного педагогического процесса в группах раннего возраста
Автор: воспитатель ГБДОУ детский сад №114 Центрального района
Шлеменкова Анастасия Сергеевна
В чем специфика организации педагогического процесса в группах раннего возраста?
Специфика организации педагогического процесса в группах раннего возраста объясняется следующими положениями:
— режимом пребывания и деятельности детей раннего возраста (свободный график прихода в учреждение и включения в педагогический процесс), разные виды деятельности обладают синкретичностью (своеобразной нерасчлененностью);
— особенностью развития детей раннего возраста (характеризуется неразвитостью волевого компонента, когда превалирует эмоциональный компонент; высокий уровень зависимости развивающего эффекта в любой деятельности от физиологического комфорта, невозможность длительной концентрации внимания и др.);
— спецификой осуществления познавательного акта через взаимодействие со взрослым, при сопровождающей роли последнего;
— необходимостью единой развивающей среды, которая одновременно важна и для ребенка, и для взрослого (должна помогать освоить необходимые педагогические способы взаимодействия с детьми).
Педагогический процесс обладает особым эмоциональным фоном совместной деятельности взрослого и ребенка в процессе взаимодействия, который способствует привлечению внимания детей, стимуляции познавательной активности, созданию и поддержке ситуации успеха у ребенка в деятельности.
В силу возрастной специфики детей раннего возраста педагогический процесс целостно ориентирован на совместную деятельность взрослых и детей.
Принимая во внимание основное положение отечественной психологии о том, что психика, сознание, личность развиваются, формируются и проявляются в деятельности, и учитывая, что ведущей в раннем возрасте является предметная деятельность, в организации педагогической работы с ребенком используется деятельностный подход (А. Б. Орлов, Н. А. Палиева, И. В. Левикари, А. М. Щетинина).
Сущность взаимодействия в рамках данного подхода можно рассматривать как процесс «действия вместе», равноправного сотрудничества и общения, направленного на достижение определенного результата деятельности, вследствие чего происходит соразвитие его субъектов — педагога, ребенка, родителя.
Характер и успешность педагогического взаимодействия во многом определяются тем, насколько полно и адекватно учитываются возрастные психологические особенности ребенка.
Какие особенности развития ребенка раннего возраста необходимо учитывать в педагогическом процессе?
Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, которые определяют методы воспитания и требуют создания специальных условий для развития детей этого возраста (Н. А. Аксарина).
Анализируя этот возрастной этап, практически все ученые отмечают, что периоду раннего детства свойственны следующие характеристики.
1. Интенсивность физического и психического развития (скачкообразность).
Помимо того что период раннего детства один из самых насыщенных в познавательном аспекте из всех возрастных периодов, в настоящее время наблюдается заметная акселерация, которая отражается на результатах развития детей раннего возраста. Многие дети имеют более высокие показатели уже к моменту рождения, раньше начинаются процессы прорезывания зубов, хождения, говорения. Опережающим отмечается и социальное развитие — значительно раньше отмечается кризис трех лет.
2. Повышенная ранимость организма ребенка, недостаточная морфологическая и функциональная зрелость органов и систем (быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагоприятном фоне — при незрелости психофизиологических функций организма, а это повышает ранимость).
Малыши в большей степени подвержены заболеваниям из-за несовершенства внутренних органов, высокого уровня утомляемости, им трудно переключиться с одной деятельности на другую, соответственно, доминантой становится процесс возбуждения, и как следствие — неустойчивое эмоциональное состояние.
3. Взаимосвязь физического и психического развития — это общая закономерность, присущая любому возрасту, но в раннем детстве она проявляется особенно ярко, потому что в этот период происходит становление всех функций организма.
Именно в раннем детстве учеными отмечается наиболее прочная связь и зависимость умственного и социального развития от физического состояния и настроения ребенка (например, ухудшение здоровья отражается на отношении к окружающему; снижается восприимчивость, притупляется ориентировочная реакция, дети теряют приобретенные умения — речевые, двигательные, социальные).
4. Яркая специфика психофизиологических и индивидуальных различий (особенно в раннем возрасте важно учитывать индивидуальные, психофизиологические различия — уровень активности, регулярность биоритмов, степень комфортности при адаптации любого вида; настроение, интенсивность реакций, порог чувствительности, отвлекаемость, упорство и внимание).
5. Этому возрасту свойственно яркое удовлетворение ребенком естественных психофизиологических потребностей:
— сенсомоторной потребности;
— потребность в эмоциональном контакте;
— потребности во взаимодействии и общении со взрослыми (контактное общение в 2–3 месяца, познавательное общение в 3–10 месяцев, вербально-невербальное в 10 месяцев — 1,5 года, игровое и деловое общение в 1,5–3 года).
6. Закономерность развития в раннем возрасте подтверждается специфичностью проявления нервных процессов:
— легкостью выработки условных рефлексов, но при этом же сложностью их изменения;
— повышенной эмоциональной возбудимостью;
— сложностью переключения процессов возбуждения и торможения;
— повышенной эмоциональной утомляемостью.
Развитие детей раннего возраста имеет свою неповторимую специфику, что выражается в тесной взаимосвязи физиологических и психологических компонентов.
Соответственно, это тот возрастной период, когда особо важно учитывать и грамотно диагностировать все проявления ребенка при взаимодействии с ним. В обратном случае могут происходить изменения в состоянии ребенка, его развитии на психофизиологическом уровне с нежелательными последствиями.
Каковы особенности педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста?
Психологические особенности развития ребенка раннего возраста позволяют определить следующие требования к взаимодействию с ним:
— взрослому необходимо создавать условия для включения ребенка в деятельность, обеспечивать ситуацию успеха в ней, замечать и отмечать его достижения, при этом поощряя их;
— активно участвовать в предметной деятельности ребенка, демонстрируя разнообразные способы выполнения манипуляций с предметом, воздействия одних предметов на другие, называя их свойства, признаки, качества, что постепенно приводит к постижению общественно-исторического содержания, заложенного в предметах;
— проявлять доброжелательное внимание, поощрять вопросы ребенка по поводу предметов и способов их использования;
— терпеливо, внимательно и гибко вести себя по отношению к малышу, поддерживать его инициативу и самостоятельность и вместе с тем проявлять готовность прийти ему на помощь, оказывая ее ненавязчиво и незаметно;
— процесс взаимодействия с ребенком сопровождать эмоционально позитивным, доброжелательным, понимающим общением, инициирующим его активность, самостоятельность и потребность в достижениях;
— поддерживать стремления ребенка к контактам со сверстниками, привлекать внимание к совместным действиям детей;
— обязательно принимать участие в появляющихся в этом возрасте играх ребенка, брать на себя те или иные роли и через них управлять игрой, развивать ее, вступать с ребенком в диалог, обучая его, таким образом, все новым игровым действиям.
Таким образом, воспитатель в условиях подобно организованного взаимодействия постоянно получает информацию о ребенке, которая в преобразованном виде является материалом к собственному развитию, совершенствованию, профессиональной реализации.
Специфика организации педагогического процесса в группах раннего возраста заключается в том, что педагогический процесс:
— представляет собой последовательно сменяемые ситуации взаимодействия взрослого и ребенка;
— обладает особым эмоциональным фоном совместной деятельности взрослого и ребенка в процессе их коммуникации, который способствует привлечению внимания детей, стимуляции познавательной активности, созданию и поддержке ситуации успеха у ребенка в деятельности;
— педагогический процесс ориентирован на совместную деятельность взрослых и детей.
Педагогический процесс, привычный для восприятия с его внешней стороны, допускает массу ситуаций, опосредованных взаимовлияний педагогов и воспитанников. От того, как педагог конструирует педагогический процесс с ориентацией на воспитанника и коллектив в целом, зависит, каким ребенок постоянно «видит» перед собой педагога, родителя или сверстника.
В результате сущностью педагогического процесса в группах раннего возраста становится педагогическое взаимодействие как процесс организации жизнедеятельности и общения ребенка со взрослыми и сверстниками (как процесс «действия вместе», равноправного сотрудничества и общения, направленного на достижение определенного результата деятельности, вследствие чего происходит соразвитие его субъектов — педагога и ребенка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста.
Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста....
Особенности организации педагогического процесса у детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении
Особенности организации педагогического процесса у детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении...
Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО. Развитие речи.
Группа раннего возраста. Развитие речи....
«Особенности организации педагогического процесса у детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении»
laquo;Особенности организации педагогического процесса у детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении»...
Особенности целостного педагогического процесса в группах раннего возраста
Воспитатель при работе с маленькими детьми ориентируется на их возрастные особенности и, порой, сталкивается с различными трудностями, одной из самых характерных трудностей в воспитании де...
Статья на тему: "Роль воспитателя в процессе адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению".
Начало учебного года - трудная пора для детей раннего возраста, так как этот период требует от ребенка огромных усилий....
Статья "своеобразие построения педагогического процесса в группе раннего возраста"
Настоящая статья отражает специфику периода раннего детства и акцентирует внимание педагогов на грамотной организации воспитательно – образовательного процесса с детьми данной возрастной категор...