Открытое занятие по экспериментированию в средней группе «Воздух вокруг нас»
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему

Тегаева Светлана Владимировна
Светлана Тегаева
Открытое занятие по экспериментированию в средней группе «Воздух вокруг нас»
 
Цель:
 
1. Познакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место, передаёт запахи и т. д.)
 
2. Формировать представление детей о значении воздуха для человека. 3. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
 
4. Активизировать речь и обогащать словарь: воздух бесцветный, невидим, не имеет запаха.
 
5. Учить детей работать в коллективе и индивидуально во время опытов, формировать доброжелательное отношение друг к другу.
 
Предварительная работа: беседа о воздухе и его свойствах, наблюдение за воздухом на прогулке, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о воде.
 
Материал: Вода.
 
Оборудование: Полиэтиленовые пакеты, емкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с жидкостью, трубочки для коктейля, мыльные пузыри, кораблики.
 
Ход занятия:
Ой, ребята, посмотрите, к нам шарик прилетел. Что ты шарик говоришь? Ребята, мне шарик загадал загадку, помогите отгадать, пожалуйста.
 
Загадка:
 
Он нам нужен, чтоб дышать,
 
Чтобы шарик надувать.
 
С нами рядом каждый час,
 
Но невидим он для нас! Что это? (Воздух)
 
Правильно, это воздух! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас! Ребята, вы любите волшебство? А давайте с вами превратимся в ученых, проведем опыты и все узнаем о воздухе. Вы хотите? Ну, тогда закройте глазки и повернитесь вокруг себя (воспитатель надевает на себя и детей белые халаты и защитные очки).
 
Все, теперь мы с вами ученые. Для этого у нас есть лаборатория. А что такое лаборатория? (это специально оборудованное место, где проводят различные исследования, наблюдения, опыты и эксперименты). Давайте посмотрим, что у нас есть в лаборатории. Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только для начала запомним правила безопасности:
 
БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
 
- толкаться, спорить;
 
- трогать оборудование, приборы;
 
- засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.
 
- Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают)
 
- Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы.
 
Итак, приступаем к работе.
 
Опыт №1. «Как поймать воздух?»
 
Первая наша задача поймать его, а вы умеете ловить воздух? Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
 
Дети: Он пуст.
 
Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его.
 
Пакет полон воздуха, он похож на воздушный шарик. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
 
Дети: В нём нет воздуха.
 
Какой мы можем сделать вывод? Воздух невидим, бесцветный, прозрачный.
 
Воспитатель: А теперь пройдем к столу и начнем 2 эксперимент.
 
Опыт №2. «Пузыри»
 
На столе емкость с водой и пустая банка.
 
Воспитатель: Как вы думаете, есть ли воздух в банке?
 
Ответ детей: Есть.
 
Воспитатель: Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать ее ровно вода в нее не попадает. Что же не пускает воду в банку? А теперь слегка наклоните банку и немного выньте из воды. Что появилось?
 
Ответ детей: (Пузыри).
 
Воспитатель: как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из банки, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей. Пузырьки бегут вверх, т. к. воздух легче воды.
 
Физминутка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: 1.Познакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место, передает запахи и т. д).

2. Формировать представление детей о значение воздуха для человека.

3.Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

4.Активизировать речь и обогащать словарь: воздух бесцветный, невидим, не имеет запаха. Эксперимент, опыт, прозрачный.

5. Учить детей работать в коллективе и индивидуально во время опытов, на прогулку, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о воде.

Материал: вода.

Оборудование: полиэтиленовые пакеты, емкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с жидкостью, трубочки для коктейля, мыльные пузыри, кораблики.

                 Ход занятия:

Ой, ребята, посмотрите, к нам шарик прилетел. Что ты шарик говоришь? Ребята, мне шарик загадал загадку, помогите отгадать, пожалуйста.

Он мне нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! Что это? (воздух).

Правильно, это воздух! Я тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас! Ребята, вы любите волшебство? А давайте с вами превратимся в ученых, проведем опыты и все узнаем о воздухе. Вы хотите? Ну, тогда закройте глазки и повернитесь вокруг себя (воспитатель надевает на себя и на детей белые фартуки и медицинские шапочки). Все, теперь мы с вами ученые. Для этого у нас есть лаборатория. А что такое лаборатория? (это специально оборудованное место, где проводят различные исследование, наблюдения, опыты и эксперименты). Давайте посмотрим, что у нас есть в лаборатории. Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только для начала запомним правила безопасности:

Без разрешения запрещается:

-толкаться, спорить;

 -трогать оборудование, приборы;

 -засовывать что-то в нос, рот, уши и пр.

 Скажите, дети, для чего ученые хотят разгадать загадки природы.

 Итак, приступаем к работе.

Опыт №1. «Как поймать воздух».

Первая наша задача поймать его, а вы умеете ловить воздух? Что бы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?

Дети: Он пуст.

Воспитатель. Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его.

Пакет полон воздуха, он похож на воздушный шарик. Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нем нет воздуха.

Какой мы можем сделать вывод? Воздух невидим, бесцветный, прозрачный.

А теперь пройдем к столу и начнем 2 эксперимент.

Опыт №2. «Пузыри»

На столе емкость с водой и пустая банка.

Воспитатель: Как вы думаете, есть ли воздух в банке?

Дети: Есть.

Воспитатель: Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать ее ровно вода в нее не попадает. Что же не опускает воду в банку? А теперь слегка наклоните банку и немного выньте из воды. Что появилось?

Дети: Пузыри.  

Воспитатель: Как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из банки, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей. Пузырьки бегут вверх, т.к. воздух легче воды.

Физминутка:

Воздух-невидимка                     Вправо-влево.

Выходи гулять                               зовут

Воздух-невидимка                     Хлопки

Как тебя поймать?                    Ловим воздух

Если быстро-быстро

В поле убегу                              Бегут

Чистого-пречистого                Потирают руки

Воздуха найду.

Ребята, а какие пузырьки можно еще пускать?

Дети: Мыльные.

Воспитатель: Давайте и мы мыльные пузыри попускаем. Что находится внутри мыльных пузырей? Мыло?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Это мыльная пленка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Легкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.

Ребята, скажите мне, воздух имеет форму.

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно, воздух не имеет своей формы, он приобретает форму той емкости, в которой находится.

Опыт №3. «Воздух внутри нас».

Посмотрите, я беру трубочку, опускаю в стакан с водой и дую в нее. Что происходит? (появляются пузырьки). А теперь вы ребята, попробуйте подуть в трубочки. Откуда же появились пузырьки? (Мы выдыхаем воздух и он выходит пузырьками. Ребята, что внутри нас? (воздух).

Правильно. Давайте вспомним, что мы уже знаем про воздух и поиграем в игру «Бывает-не бывает». Правило следующие:

1.Отвечать на вопрос может тот, кому я брошу шарик;

2. «Да», «нет» говорить нельзя.

Проводится игра «Бывает- не бывает».

Воздух бывает теплый? (бывает).

Воздух бывает чистый? (бывает).

Воздух бывает пушистый? (не бывает).

Воздух бывает легкий? (бывает).

Воздух бывает грязный? (бывает).

Воздух бывает сердитый? (бывает).

Воздух бывает холодный? (бывает).

Воздух бывает полосатый? (не бывает).

Опыт №4 «Кораблики».

(Дети вместе с воспитателем пускают кораблики).

Воспитатель: Что делают кораблики?

Дети: Стоят на месте.

Воспитатель: А теперь давайте подуем, что делают?

Дети: Плавают.

Воспитатель: Мы выдыхаем и вдыхаем, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики ловят воздух парусами. Мы с вами убедились, что воздух может передвигать предметы.

А теперь присядем на стульчики и продолжим нашу беседу.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель. Скажите, а у воздуха есть запах? Вдохните (запаха нет). Правильно. Воздух действительно не имеет запаха. Как же мы чувствуем запахи? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запахи не имеет.

Они передаются воздухом, и мы их чувствуем. А вы знаете, что запах может спрятаться, как вы думаете, какой запах спрятался в этой коробочке (открываю, а там ватка смоченная детским кремом). Воздух донес до наших носиков запах крема.

Вывод: Воздух не имеет своего запаха, но может передавать другие запахи.

Воспитатель: Воздух мы вдыхаем и выдыхаем. Воздух вокруг нас. Для чего он нужен человеку? (чтоб дышать). Ребята, а зачем нужен воздух, мы можем обойтись и без него. Проверим? Все люди дышат через нос. Давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух. Мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

Проводиться дыхательная гимнастика «Обдуваем плечики».

Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, голова прямо.

Выполнение. Делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку. Продолжаем выполнение этого упражнение в следующем порядке: голова находится прямо – «вдох», голова повернута направо- «выдох», голова прямо- «вдох», голову опускаем к подбородку- «выдох», голова прямо- «вдох», голову поднимаем наверх- «выдох», голова прямо- «вдох».

Наберите побольше воздуха и попробуйте не дышать, хотя бы недолго. (дети пробуют не дышать).

Видимо, без воздуха и, правда, жить невозможно! Ребята, кому нужен воздух, кто не может жить без него? (люди, животные, растения).

Ребята, давайте вспомним, кому не нужен воздух?

Проводиться игра «Кому нужен воздух».

Ребенок берет карточку с картинкой, называет предмет и говорит, нужен ли этому предмет воздух).

Воспитатель: Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха, он нужен всему живому.

Давайте вспомним, что же интересного мы узнали о воздухе.

Воздух бесцветный и прозрачный. Не имеет форму. Находиться внутри пустых предметов и нас. Воздух передвигает предметы. Он не имеет запаха, только передает чужие запахи. Он нужен для жизни людям, животным и растениям.

Рефлексия:

Воспитатель: Я надула воздухом шарики и хочу подарить их вам. Вот они какие, давайте мы сядем на ковер и приклеим к ним улыбки. И посмотрим, какие они получатся.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Вот они, какие довольные получились. Спасибо, ребята!

 Шарики и смайлики приклеить.

 

                                      МК ДОУ №2 «РАДУГА»

             Открытый НОД на РМО

                   В средней группе

 «Воздух вокруг нас»

                                                        Подготовила и провела:

                                                         Воспитатель Тегаева С.В.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе "Воздух вокруг нас"

Основная цель занятия - систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности, а также способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через эл...

Конспект НОД по экспериментированию в средней группе "Воздух вокруг нас".

Развитие представления детей о свойствах воздуха...

Открытое занятие по экспериментированию в средней группе. На тему: «Воздух вокруг нас»

Открытое занятие по экспериментированию  в средней группе....

Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе "Воздух вокруг нас"

Примерный план проведения занятия по ознакомлению со свойствами воздуха детей средней группы....

Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе «Воздух-волшебник»

Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе «Воздух-волшебник»...