Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе «Воздух вокруг нас»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Занятие по экспериментированию «Воздух вокруг нас»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_eksperimentirovaniyu_v_starshey_gruppe_vozduh_vokrug_nas_.docx | 44.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Организационная информация | ||
Автор/ы занятия/мероприятия (ФИО) | Гуськова Татьяна Николаевна | |
Должность, категория | Воспитатель, первая категория, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа № 657 | |
Мероприятие, область применения. | Непосредственная образовательная деятельность. Занятие по экспериментированию «Воздух вокруг нас» | |
Возрастная группа, количество человек | Старшая группа, вся группа | |
Продолжительность мероприятия | 25 минут | |
Методическая информация | ||
Тема занятия/мероприятия | Занятие по экспериментированию «Воздух вокруг нас» | |
Классификация занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (обучающее, закрепление, итоговое, развлекательное) | Итоговое. | |
Цели занятия/ мероприятия | Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности. | |
Задачи занятия/ мероприятия | Обучающие: - расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека; - познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения; - активизировать и расширять словарный запас детей. Развивающие: - развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности; - развивать умение делать выводы. Воспитательные: - воспитывать интерес к окружающей жизни. | |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят дети в ходе занятия/ мероприятия | Развитие: - словарного запаса; - умения проводить опыты; - умения делать выводы; - целостного восприятия. | |
Предварительная работа | - экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, наблюдения за температурой воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.
| |
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения мероприятия | Магнитная доска, магниты, свистулька, полиэтиленовые пакеты, мыльные пузыри по количеству детей, игрушка резиновая, стаканчики с водой, соломинки, веер, на каждого ребёнка; пробирки с «запахом» и без запаха, опорные картинки. |
Этапы занятия/мероприятия | Время, продолжительность этапа | Подробное описание АМО по установленной схеме: - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода | Действия воспитателя, инструкции | ЗУНы и качества, которые формируются у детей на этом этапе |
Инициация (приветствие) Вхождение в тему Инпут Проработка содержания темы Разминка Подведение итогов (рефлексия) | 2 мин.
3 мин. 13 мин. 3 мин. 4 мин. | АМО игра «Поздоровайся друг с другом». Цель: Настроить хорошую атмосферу в группе и динамично начать НОД. Материалы не предусмотрены. Технология проведения: Участники ходят по комнате и «здороваются» друг с другом. АМО «Отгадай загадку» Цель: Обеспечить мотивацию к познанию. Материалы не предусмотрены. Техника проведения: Воспитатель загадывает детям загадку, и дети становятся вокруг стола.
АМО «Проведение экспериментов» Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха в процессе экспериментальной деятельности; делать выводы. Материалы: Магнитная доска, магниты Свистулька Полиэтиленовые пакеты Игрушка резиновая Стаканчики с водой Соломинки Веер, на каждого ребёнка Пробирки с «запахом» и без запаха Опорные картинки. Техника проведения: Проведение экспериментальной деятельности. После вывода каждого эксперимента, воспитатель развешивает на магнитной доске опорные картинки. АМО Подвижная игра «Веер» Цель: Снять психоэмоциональное напряжение, размяться, отвлечься от занятия. Материалы: веер Технология проведения: Дети выходят на середину зала. Воспитатель читает стихотворение. Дети за воспитателем повторяют движения. АМО «Понравилось – не понравилось» Цель: Выяснить впечатления от занятия. Материалы: Магнитная доска, опорные картинки, мыльные пузыри по количеству детей. Технология проведения: Воспитатель по развешанным на магнитной доске картинкам предлагает вспомнить сделанные выводы. | Воспитатель предлагает поиграть в необычную игру «Поздоровайся друг с другом». Участники ходят по комнате и «здороваются» друг с другом теми частями тела, какие называет воспитатель. Можно предложить поздороваться: руками, плечами, носами, ушами, коленками, пятками и другими частями тела. Ребята, так мы поздоровались и улыбнемся, что бы весь день сегодня было хорошее настроение. − Ребята, сегодня у нас будет непростое занятие, вы будете настоящими исследователями. Вы хотите быть исследователями? А что будем исследовать вы узнаете отгадав загадку. Через нос проходит в грудь И обратно держит путь. Он не видимый, и все же Без него мы жить не можем. Что это? (Воздух) − Сегодня нам с вами предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает. Ребята, а вы знаете, где люди проводят различные исследования и опыты? (Люди проводят опыты в лабораториях). − У нас тоже будут свои маленькие лаборатории. Я предлагаю пройти в первую лабораторию. − Что бы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям. Хорошо? Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта, давайте вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что вы вздохнули? (Воздух) − Скажите, а можем ли мы с вами увидеть воздух? (Нет). − Значить какой воздух? (Невидимый). Опыт №1 (воздух прозрачный можно увидеть) (воздух не имеет формы, занимает место и приобретает форму того предмета, в какой он попадает.) − Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите. Что в нем? (он пустой) - Да, он пустой и его можно легко смять. Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой). Теперь мы наберем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму. Что в пакете? (воздух) − Воздух занял все место в мешке. Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей) Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух) Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг) Вывод: Воздух занимает место и приобретает форму того предмета, в какой он попадает. А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим) Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый) Вывод: Воздух прозрачный. − Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему? (Ответы). Теперь мы с вами убедились, что воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. И Воздух занимает место и приобретает форму того предмета, в какой он попадает. ОПЫТ № 2. (воздух не имеет запаха) − Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей) − Сейчас мы это проверим. Закройте глаза, а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет (воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать пробирки с духами, апельсином, чесноком. Один ребенок вдыхает просто воздух). Все что-то почувствовали, только Саша ничего не почувствовал. Как вы думаете почему? Правильно, Саша ничего не почувствовал, потому что я ему ничего не дала почувствовать. Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод? Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы. ОПЫТ №3 (воздух может двигаться) (воздух бывает холодным, теплым и горячим) − Как вы думаете, может ли воздух двигаться? Давайте проверим. Возьмите веер и помашите на себя. Что вы чувствуете? (ветер) Правильно, мы чувствуем ветерок. Вывод: Значит, воздух может двигаться. Еще раз помашите веером и скажите ветер какой? (холодный) А как еще можно почувствовать воздух? − Можно подуть себе на руку. Подуйте слегка на руку. Что почувствовали? (теплый ветер) Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (около печки, костра, если включить фен) Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим. − У вас очень красивые веера. Выходите с ними поиграть. Физкультминутка ОПЫТ №4 (воздух можно услышать) − А как вы думаете, сможем ли мы услышать воздух? (Ответы) − На самом деле звук возникает, когда дрожит воздух, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите как это называется. (Колебание) − Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха? (Да). − Благодаря свистульке мы смогли услышать воздух. Также мы можем другим способом услышать воздух. (Воздух издаваемый из резиновой игрушки. Музыканты, которые играют на духовых инструментах очень часто его слышат. Музыкант дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки). Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать. ОПЫТ №5 (воздух жизненно необходим) − Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) – Значит, в нас тоже есть воздух. Давайте это проверим и перейдём в нашу лабораторию. Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте. Что происходит? (Выходят пузырьки). − Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была. (Ответы) − Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух. Пузырьки − это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. − А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать? (Нет, без воздуха человек умрет). − Какой вывод можно сделать? Вывод: Человек не может жить без воздуха. Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут. А только ли человеку нужен воздух? ( растениям, животным) Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Посмотрите внимательно (изображения природы) Какой в лесу воздух? (там чистый воздух) Почему он там чистый? (нет веществ, которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода) (продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.) − Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей) Вывод: Значит воздух бывает чистым и грязным. Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Солнце светит очень ярко, И ребятам стало жарко. Достаём красивый веер – Пусть прохладою повеет. (Садитесь на свои места) − Ребята, что вы узнали о воздухе? Что такое воздух? (Ответы детей: воздух – это газообразное вещество, невидимый, прозрачный, не имеет цвета, не имеет формы, но занимает место и приобретает форму того предмета, в какой он попадает, не имеет запаха, но может передавать запах предметов, воздух можно услышать, воздух может двигаться, воздух бывает холодным, теплым и горячим, мы можем его вдыхать и выдыхать, воздух жизненно необходим, воздух бывает чистым и грязным). Ребята вам понравились опыты про воздух? А что вам понравилась больше всего в нашем занятии? Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. Наше занятие подошло к концу. − Сегодня мы узнали, что воздух можно почувствовать при помощи веера, увидеть поймав пакетик, услышать благодаря свистку. Но оказывается в воздух ещё можно, и поиграть, а помогут в этом мыльные пузыри. В этих баночках находится мыльная пена, когда мы дуем, она наполняется воздухом и получаются мыльные пузыри. Дети дуют мыльные пузыри. | Возникновение близости и позитивной внутренней обстановки. Настрой на занятие. Умения детей проводить опыты. Умения отвечать на поставленный вопрос; делать выводы. Радостное ощущение от активного участия в совместной коллективной деятельности. Снятие напряжения. Развитие умения выполнять различные движения по тексту.
Умение делать выводы из услышанного материала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе "Воздух вокруг нас"
Основная цель занятия - систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности, а также способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через эл...
Открытое занятие по экспериментированию в средней группе «Воздух вокруг нас»
Светлана ТегаеваОткрытое занятие по экспериментированию в средней группе «Воздух вокруг нас» Цель: 1. Познакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может дви...
Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе "Воздух вокруг нас"
Конспект занятия...
Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе "Воздух вокруг нас"
Примерный план проведения занятия по ознакомлению со свойствами воздуха детей средней группы....
Конспект открытого занятия по экспериментированию в средей группе "Воздух -невидимка"
Конспект открытого занятия по экспериментированию с воздухом в средней группе детского сада «Воздух-невидимка» Цель занятия: развивать ...
Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе «Воздух-волшебник»
Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе «Воздух-волшебник»...
Конспект открытого занятия по математике в старшей группе «Изобретения вокруг нас»
Материал может быть использован для итогового мероприятия или открытого занятия...