Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе «Воздух вокруг нас»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Занятие по экспериментированию «Воздух вокруг нас»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организационная информация

Автор/ы  занятия/мероприятия (ФИО)

Гуськова Татьяна Николаевна

Должность, категория

Воспитатель, первая категория, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа № 657

Мероприятие,  область применения.

Непосредственная образовательная деятельность. Занятие по экспериментированию «Воздух вокруг нас»

Возрастная  группа,

количество человек

Старшая группа, вся группа

Продолжительность   мероприятия

25 минут

Методическая информация

Тема занятия/мероприятия

Занятие по экспериментированию «Воздух вокруг нас»  

Классификация занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий  (обучающее, закрепление, итоговое, развлекательное)

Итоговое.

Цели  занятия/ мероприятия

Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Задачи  занятия/ мероприятия

Обучающие:

- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;

- активизировать и расширять словарный запас детей.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;

- развивать умение делать выводы.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к окружающей жизни.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят

дети  в ходе занятия/ мероприятия

Развитие:

- словарного запаса;

- умения проводить опыты;

- умения делать выводы;

- целостного восприятия.

 Предварительная работа

- экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, наблюдения за температурой воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.

 

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения мероприятия

Магнитная доска, магниты, свистулька, полиэтиленовые пакеты, мыльные пузыри по количеству детей, игрушка резиновая, стаканчики с водой, соломинки, веер, на каждого ребёнка; пробирки с «запахом» и без запаха, опорные картинки.

             Этапы занятия/мероприятия

Время, продолжительность

этапа

Подробное описание АМО по установленной схеме:

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

Действия  воспитателя, инструкции

ЗУНы  и качества, которые формируются у  детей  на  этом  этапе

Инициация

(приветствие)

Вхождение в тему

Инпут

Проработка содержания темы

Разминка

Подведение итогов (рефлексия)

2 мин.

 

3 мин.

13

мин.

  3 мин.

4 мин.

АМО игра «Поздоровайся друг с другом».

Цель:

Настроить хорошую атмосферу в группе и динамично

начать НОД.

Материалы не предусмотрены.

Технология проведения:

Участники ходят по комнате и «здороваются» друг с другом.

АМО «Отгадай загадку»

Цель: Обеспечить мотивацию к познанию.

Материалы не предусмотрены.

Техника проведения: Воспитатель загадывает детям загадку, и дети становятся вокруг стола.

 

АМО

«Проведение экспериментов»

Цель:    

Систематизировать знания детей о свойствах воздуха в процессе экспериментальной деятельности; делать выводы.

Материалы:

Магнитная доска, магниты

Свистулька

Полиэтиленовые пакеты

Игрушка резиновая

Стаканчики с водой

Соломинки

Веер, на каждого ребёнка Пробирки с «запахом» и без запаха

Опорные картинки.

Техника проведения: Проведение экспериментальной деятельности. После вывода каждого эксперимента,  воспитатель развешивает на магнитной доске опорные картинки.

АМО Подвижная игра «Веер»

Цель: Снять психоэмоциональное напряжение, размяться, отвлечься от занятия.

Материалы: веер

Технология проведения: Дети выходят на середину зала. Воспитатель читает стихотворение. Дети за воспитателем повторяют движения.

АМО «Понравилось – не понравилось»

Цель: Выяснить впечатления от занятия.

Материалы: Магнитная доска, опорные картинки, мыльные пузыри по количеству детей.

Технология проведения: 

Воспитатель по развешанным на магнитной доске картинкам предлагает вспомнить  сделанные выводы.

Воспитатель предлагает поиграть в необычную игру  «Поздоровайся друг с другом». Участники ходят по комнате и «здороваются» друг с другом теми частями тела, какие называет воспитатель. Можно предложить поздороваться: руками, плечами, носами, ушами, коленками, пятками и другими частями тела. Ребята, так мы поздоровались и улыбнемся, что бы весь день сегодня было хорошее настроение.  

− Ребята, сегодня у нас будет непростое занятие, вы будете настоящими исследователями. Вы хотите быть исследователями? А что будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он не видимый, и все же

Без него мы жить не можем.

Что это?  (Воздух)

− Сегодня нам с вами предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает. Ребята, а вы знаете, где люди проводят различные исследования и опыты?

(Люди проводят опыты в лабораториях).

− У нас тоже будут свои маленькие лаборатории. Я предлагаю пройти в первую лабораторию.

− Что бы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям. Хорошо? Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта, давайте вдохнем глубоко, а  затем выдохнем. Как вы думаете, что вы вздохнули?

(Воздух)

− Скажите, а можем ли мы с вами увидеть воздух?  (Нет).

− Значить какой воздух?  (Невидимый).

Опыт №1 (воздух прозрачный можно увидеть) (воздух не имеет формы, занимает место и приобретает форму того предмета, в какой он попадает.)

− Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет.  Посмотрите. Что в нем? (он пустой)

- Да, он пустой и его можно легко смять. Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой). Теперь мы наберем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму. Что в пакете? (воздух)

− Воздух занял все место в мешке. Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)

Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)

Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)

Вывод: Воздух занимает место и приобретает форму того предмета, в какой он попадает.

А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)

Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)

Вывод: Воздух прозрачный.

− Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?

(Ответы).

Теперь мы с вами убедились, что воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. И Воздух занимает место и приобретает форму того предмета, в какой он попадает.

ОПЫТ № 2. (воздух не имеет запаха)

− Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)

− Сейчас мы это проверим. Закройте глаза, а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет (воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать пробирки  с духами, апельсином, чесноком. Один ребенок вдыхает просто воздух). Все что-то почувствовали, только Саша ничего не почувствовал. Как вы думаете почему? Правильно, Саша ничего не почувствовал,  потому что я ему ничего не дала почувствовать. Он вдохнул просто воздух.  Какой из этого можно сделать вывод?

Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.

ОПЫТ №3 (воздух может двигаться) (воздух бывает холодным, теплым и горячим)

− Как вы думаете, может ли воздух двигаться? Давайте проверим. Возьмите веер и помашите на себя. Что вы чувствуете? (ветер) Правильно, мы чувствуем ветерок.

Вывод: Значит, воздух может двигаться.

Еще раз помашите веером и скажите ветер какой? (холодный)

А как еще можно почувствовать воздух?

− Можно подуть себе на руку. Подуйте слегка на руку. Что почувствовали? (теплый ветер)

Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (около печки, костра, если включить фен)

Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.

− У вас очень красивые веера. Выходите с ними поиграть.

Физкультминутка

ОПЫТ №4 (воздух можно услышать)

− А как вы думаете, сможем ли мы услышать воздух?  (Ответы)

− На самом деле звук возникает, когда дрожит воздух, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите как это называется. (Колебание)

− Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха? (Да).

− Благодаря свистульке мы смогли услышать воздух. Также мы можем другим способом услышать воздух. (Воздух издаваемый из резиновой игрушки. Музыканты, которые играют на духовых инструментах очень часто его слышат. Музыкант дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит,  получаются звуки).

Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.

ОПЫТ №5 (воздух жизненно необходим)

− Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух)

 – Значит, в нас тоже есть воздух. Давайте это проверим и перейдём в нашу лабораторию. Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте. Что происходит?

(Выходят пузырьки).

− Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была.  (Ответы)    

− Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух. Пузырьки − это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

− А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать? (Нет, без воздуха человек умрет).

− Какой вывод можно сделать?

Вывод: Человек не может жить без воздуха.

Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.

А только ли человеку нужен воздух? ( растениям, животным)

Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.

Посмотрите внимательно (изображения природы)

Какой в лесу воздух? (там чистый воздух)  

Почему он там чистый? (нет веществ, которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)

(продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)

− Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)

Вывод: Значит воздух бывает чистым и грязным.

Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни.

Солнце светит очень ярко,

И ребятам стало жарко.

Достаём красивый веер –

Пусть прохладою повеет.

(Садитесь на свои места)

− Ребята, что вы узнали о воздухе? Что такое воздух? (Ответы детей: воздух – это газообразное вещество, невидимый, прозрачный, не имеет цвета, не имеет формы, но занимает место и приобретает форму того предмета, в какой он попадает,  

не имеет запаха, но может передавать запах предметов,

воздух можно услышать, воздух может двигаться, воздух бывает холодным, теплым и горячим, мы можем его вдыхать и выдыхать, воздух жизненно необходим, воздух бывает чистым и грязным).

Ребята вам понравились опыты про воздух? А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?

Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. Наше занятие подошло к концу.

− Сегодня мы узнали, что воздух можно почувствовать при помощи веера, увидеть поймав пакетик, услышать благодаря свистку. Но оказывается в воздух ещё можно, и поиграть, а помогут в этом мыльные пузыри. В этих баночках находится мыльная пена, когда мы дуем, она наполняется воздухом и получаются мыльные пузыри. Дети дуют мыльные пузыри.

Возникновение близости и позитивной внутренней обстановки.

Настрой на занятие.

Умения детей

проводить опыты. Умения

 отвечать на поставленный вопрос; делать выводы. Радостное ощущение от активного участия в совместной коллективной деятельности.

Снятие напряжения. Развитие умения выполнять различные движения по тексту.

 

Умение делать выводы из услышанного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе "Воздух вокруг нас"

Основная цель занятия - систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности, а также способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через эл...

Открытое занятие по экспериментированию в средней группе «Воздух вокруг нас»

Светлана ТегаеваОткрытое занятие по экспериментированию в средней группе «Воздух вокруг нас» Цель: 1. Познакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может дви...

Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе "Воздух вокруг нас"

Примерный план проведения занятия по ознакомлению со свойствами воздуха детей средней группы....

Конспект открытого занятия по экспериментированию в средей группе "Воздух -невидимка"

Конспект открытого занятия по экспериментированию с воздухом в средней группе детского сада «Воздух-невидимка» Цель занятия: развивать ...

Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе «Воздух-волшебник»

Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе «Воздух-волшебник»...

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе «Изобретения вокруг нас»

Материал может быть использован для итогового мероприятия или открытого занятия...