Конспект НОД по экспериментированию в средней группе "Воздух вокруг нас".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Разумова Татьяна Викторовна

Развитие представления детей о свойствах воздуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_eksperimentirovaniyu_v_sredney_gruppe.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экспериментированию

в средней группе

Подготовила: Разумова Татьяна Викторовна

воспитатель первой квалификационной категории

Тема: "Воздух вокруг нас".

Задачи: Развитие представления детей о свойствах воздуха;

- Закрепление понимания, что воздух есть в окружающем пространстве, что он невидимый, лёгкий;

- Воспитание дружеских отношений между детьми.

Материал и оборудование:  игрушка Ослик, воздушные шары большой с веселой рожицей и маленький с грустной рожицей, прозрачные пакеты по количеству детей, вата, стакан, тазик с водой, салфетки, трубочки коктейльные, гуашь, альбомные листы, мыльные пузыри.

Ход НОД:

Мотивация:

Воспитатель.  Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к Ослику. А вот и он. Почему ты такой грустный?

У Ослика два шарика, на большом шарике нарисована веселая  рожица, 6на маленьком – грустная.

Воспитатель.  Ребята, он мне сказал, что  не понимает, почему вчера шарики были большие, весёлые, а сегодня у него один шарик большой, весёлый, а второй - маленький и грустный.

Основная часть:

Воспитатель.   Давайте, ребята, развеселим Ослика. Покажем ему, какой у него большой шарик! (надуть щёчки, бровки приподнять) А теперь покажем, какой у него маленький шарик (щёчки втянуть).

Воспитатель.  Ребята, почему же Ослик грустный? (ответы детей)

Воспитатель.  Как вы думаете, ребята, почему шарик стал маленьким?

 (Дети предлагают разные версии). 

Воспитатель.  Ребята, вы молодцы! Да, шарик сдулся.

Воспитатель. А что надо сделать, чтобы маленький шар стал большим и весёлым? (ответы детей)

Воспитатель.  Правильно, шарик надо надуть. Вот, видишь, Ослик, какие ребята, они всегда всем помогают и тебе помогут. А пока посиди и послушай, а ребята отгадают загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать, 
Чтобы шарик надувать. 
С нами рядом каждый час, 
Но невидим он для нас! 
Воспитатель.   Что это? (ответы детей)

Воспитатель. Ребята, что будет внутри шарика, если мы его надуем? (ответы детей) 

Воспитатель. А если внутри шарика воздух, тогда какой будет у нас шарик? (ответы детей) Как воздух попадает в шарик? (ответы детей)

Воспитатель.  Молодцы, его выдыхают. (показ выдоха воспитателем)

Воспитатель.  А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. А где мы берём воздух, когда вдыхаем? (ответы детей)

Воспитатель.  Ребята, правильно, воздух находится вокруг нас! Сейчас мы будем  его ловить.

Воспитатель показывает, как с помощью прозрачного пакета можно поймать воздух. Расправить края пакета, взмахнуть пакетиком и зажать края. Воспитатель обращает внимание детей на объем пакета, он плотный. Дети повторяют опыт самостоятельно.

 Воспитатель.  Посмотрите на полные пакеты? Что вы видите?  (ответы детей) 

Воспитатель.  Правильно, ничего не видно. Почему? (ответы детей)

Воспитатель. Какой мы сделаем вывод? (ответы детей). Правильно, воздух невидимый.

Воспитатель.  Что находится внутри пакетов? (ответы детей)

Воспитатель. Воздух есть вокруг нас. Давайте мы вместе с вами вдохнём глубоко воздух через нос и выдохнем через рот. А сейчас положите на ладонь комочек ваты и выдохните быстро на неё воздух. (Индивидуальная работа). Что произошло? (ответы детей)

Воспитатель. А почему ватка улетела с ладошки? (ответы детей) Какой у нас воздух волшебный, он движется сам и может передвигать легкие предметы.  

Воспитатель. Сейчас я вас превращу в воздух. Мой волшебный колпак поможет мне в этом.

Физкультминутка «Превращение»

Кручу, верчу,

 моих деток в воздух превращу!

Дую быстро, быстро «у-у-у»,

Дую медленно,

А сейчас, кручу, верчу,

 воздух в деток превращу!

дети двигаются быстро.           повтор

дети двигаются медленно.        2 раза

Воспитатель.   Ребята, какой вывод мы сделаем сейчас?  (ответы детей)

Воспитатель. Правильно. Воздух невидимый и может двигаться.  Воспитатель.  Вот Ослик говорит, и правда воздух-волшебник: невидимый, движется. Уж очень хочет Ослик  увидеть волшебника.

Воспитатель.  А вы, ребята, хотите увидеть воздух? (ответы детей) Где же может быть воздух?

Воспитатель.  Давайте пройдёмся, может, увидим воздух? (дети идут по группе, пытаются увидеть воздух). Почему мы не видим воздух? (ответы детей)

Воспитатель. Как вы думаете, в стакане воздух есть? (ответы детей)        

Воспитатель показывает опыт со стаканом: пустой стакан перевернуть и опустить в таз с водой так, чтобы он не смог заполняться водой.

Воспитатель. Обратите внимание, стакан водой не заполнился. Почему? (ответы детей). Потому что воздух не пустил воду в стакан. 

Воспитатель.  А сейчас вы попробуйте повторить то же самое, только на дно стакана положите салфетку. Как вы думаете, что станет с салфеткой? (ответы детей)

Воспитатель. Переверните стакан дном вверх и медленно погрузите в воду, но при этом стакан держать нужно очень ровно. Спокойно достаньте стакан и проверьте, что стало с салфеткой. (Дети выполняют опыт, вместе с воспитателем делают вывод)

Вывод: в стакане был воздух, который не пустил воду, и салфетка осталась сухой.

Воспитатель.  Давайте, посмотрим, есть ли воздух в бутылке? Возьмите все по бутылочке и опускайте бутылочку в таз с водой, а теперь наклоните бутылочку. Видите, ребята, пузырьки воздуха поднимаются вверх, потому что воздух лёгкий. (Дети выполняют опыт, вместе с воспитателем делают вывод)

Воспитатель.  Как вы думаете, что будет, если опустить трубочку в стакан с водой и выдохнуть воздух в трубочку? (ответы детей) Давайте попробуем! (дети выполняют опыт).  Что увидели в воде? (ответы детей) 

Воспитатель. Пузырьки, ребята, – это воздух.

Воспитатель. Какие вы у меня молодцы, ребята. А подумайте и скажите, зачем нам нужен воздух? (ответы детей)

Воспитатель.  Да, ребята, воздух нам нужен, чтобы дышать. А вот Ослик  говорит, что обойдётся без воздуха. Дети, покажем Ослику, что мы не можем жить без воздуха? Давайте вместе закроем ротик и зажмём носик пальчиками. (Проводится опыт)

Воспитатель.  Ребята, что скажете? Прав ли был Ослик? (ответы детей)

Вывод: без воздуха мы не можем дышать.

Воспитатель. Сегодня вы отлично занимались, узнали много о воздухе. Что вы можете сказать про воздух?

Воспитатель спрашивает 3-4 детей.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Посмотрите, и Ослик повеселел!

Воспитатель. Ослик. А еще мы умеем рисовать при помощи воздуха и красок. Посмотри!

Дети вместе с воспитателем рисуют веточку с помощью трубочки, раздувая каплю окрашенной воды.

Рефлексия

Воспитатель. Ребята, Ослик говорит вам спасибо за помощь, и за то, что узнал много интересного о волшебном воздухе. И дарит всем мыльные пузыри. А ещё он отдаёт вам этот большой, весёлый, воздушный шар. Ребята благодарят, прощаются. После занятия дети надувают мыльные пузыри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия-экспериментирования по теме: «Вода вокруг нас»

Конспект занятия -экспериментирования по теме " Вода вокруг нас"...

Конспект сюжетно-игрового физкультурного занятия "Путешествие вокруг света"

Данный конспект будет полезен для  работы воспитателя....

конспект занятия в старшей группе "Мир вокруг нас"

в онспекте отражена детская проектная деятельность. занятие построено как путешествие...

Конспект и презентация к программе "Дошколята вокруг света" Путешествие в Италию

Конспект и презентация к программе "Дошколята вокруг света", направленной на ознакомление с разными странами, развитию умения работать в команде, развитию познавательного интереса....

Конспект образовательной деятельности в средней группе на тему: «Опасные предметы вокруг нас»

Цель: закреплять знания детей об опасных предметах, которые встречаются в быту.Задачи:Обучающие:         -закреплять знания об обращения с опасными предметами-а...

Конспект интегрированного занятия в средней группе по познавательному развитию на тему: «Мир профессий вокруг нас»

пПознакомить с понятием «профессия», расширить знания детей о многообразии мира профессий посредством игровой деятельности.  Показать значение трудовой деятельности в жизни человека, ...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух вокруг нас» в средней группе.

Данное занятие не только позволит познакомить детей со свойствами воздуха, но и поможет лучше запомнить информацию при помощи схем, из которых получается в конце обобщающая мнемотаблица....