Статья «Формирование экологического мировоззрения в дошкольном возрасте – важная задача для современного детского сада»
статья на тему

Никитина Анна Александровна

«Каждый из нас – порождение своей природы и своей среды» С.Моэм

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

 «Формирование экологического мировоззрения в дошкольном возрасте – важная задача для современного детского сада»

«Каждый из нас – порождение своей природы и своей среды»

С.Моэм

Сохранение жизни и здоровья человека в современной ситуации – одна из важнейших задач, стоящих перед мировой цивилизацией.

На нашей прекрасной планете в наш век стремительного научного прогресса, когда воздействие человека на окружающую среду достигло колоссальных размеров, возникшие вследствие сочетания естественных и искусственных факторов своеобразные условия внешней среды зачастую отрицательно влияют на здоровье людей, а иногда приводят к развитию тяжелых заболеваний.

В настоящее время человек настолько изменил свою биосферу, что если не принять срочные меры, человечество может стать жертвой последствий своего неразумного воздействия на природу.

В природе нет ничего лишнего и все строго лимитировано. Поэтому недопустимы принципы типа «на наш век хватит». Каждый удар, нанесенный человеком природе – это, можно сказать, удар в самого себя. Ведь человек неотделим от природы. Без природы фактически ничего не существует. Природа – главный источник нашего здоровья, труда, счастья и радости. Осознать и понимать это весьма необходимо всем людям, живущим на земле.

В век научно-технической революции сохранению и укреплению здоровья человека в различных экологических условиях земного шара необходимо уделять особое внимание. Нельзя забывать, что человек – дитя Природы и он должен жить по ее законам. Здоровье – естественное состояние человека. Болезнь – это ответ Природы на незнание ее законов, на неразумное поведение, пренебрежение к экологии.

Так в нашей стране экологическое состояние на сегодняшний день называют угрожающим, но правильнее – катастрофичным. Резкое ухудшение экологической обстановки: загрязнение воздуха, почвы, водоемов, снижение качества продуктов питания неизбежно влекут за собой рост числа токсических, аллергических, онкологических заболеваний.

И больше всего от экологических проблем страдают наши дети. В нашей стране появляются все большее количество новорожденных с генетическими дефектами. Медицинские обследования свидетельствуют о том, что только 14 % детей России рождаются здоровыми. А к пятилетнему возрасту здоровыми признаются лишь 10% детей. А ведь именно от состояния здоровья подрастающего поколения во многом зависит благополучие общества, национальная безопасность.

Возникает вопрос – Что делать? Долгое время считалось, улучшение медицинского обслуживания решит проблему здоровья детей и вообще всех людей. Но в последние годы мы все становимся свидетелями драмы идей, когда врач должен признать, что он не способен сделать человека здоровым.

Хотя, конечно же, для значительного улучшения здоровья людей, предупреждения и устранения болезней большое значение имеет строительство новых хороших больниц, изыскание ценных высокоэффективных лекарств. Но важнее все-таки обеспечение людей здоровой средой обитания: чистым воздухом, водой, продуктами питания и т.д.

Сегодня человечеству необходимо понять, что отношения природы и человека – это отношения двух культур, каждая из которых «социальна», общежительна, обладает своими правилами поведения. Отличие в том, что одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может существовать без первой.

Именно поэтому разрушение окружающей среды угрожает жизни человека, его здоровью, грозит гибелью человечества в целом.

Конечно, маленькому ребенку, ребенку дошкольного возраста еще не под силу решить такую экологическую проблему как проблему изменения окружающей среды.

Но ведь экологические проблемы, это не только проблемы окружающей среды. Разрушение природы есть не что иное как следствие, страшный результат более глубокого разрушения – личности, внутреннего мира человека, его ценностей, отношения к миру как общему достоянию. Возродить это отношение очень трудно, но возможно при организации целенаправленной работы уже с детского возраста.

Дошкольный возраст это начальный этап формирования личности человека, его ценностных ориентаций в окружающем мире. В этот период закладывается познавательное отношение к миру, к себе, к окружающим людям, к природе. Поэтому столь важно уже в этом возрасте заложить правильное понимание природы, интерес к ее познанию, любовь и бережное отношение ко всему живому. Важно, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе – есть забота и о человеке, его здоровье, о его будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред и самому человеку.

Другими словами именно в дошкольном возрасте необходимо начинать формировать экологическое мировоззрение, экологическую культуру, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном, ценностном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая статья «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности»

Формирование толерантности детей в настоящее время актуально. В справочных изданиях термин толерантность определяется как  «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Такая терпимость из...

«Познавательно – исследовательская деятельность как средство формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста»

Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в да...

«Познавательно – исследовательская деятельность как средство формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста»

Презентационный материал к проекту "Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста"....

Статья "Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)"

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы рег...

Статья "Формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с растительным миром Сибири"

  Растительный мир нашего сибирского края – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребёнка. Она своим многообра...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".

Как через кружковую деятельность формировать мтематические представления у детей....

Статья "Формирование толерантности у дошкольников как необходимое условие психологической безопасности детей в детском саду"

В статье дается характеристика исследования педагогамиусловий образовательной среды, которые обеспечивают психологическую защищённость в процессе формирования личности дошкольника. Главное внимание уд...