Журнал "СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ" статья "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
статья по психологии (старшая группа)

Наталья Алексеевна Медведева

В настоящее время существует не малое количество публикаций, посвященных изменениям в системе образования, которые являются индикатором социально-экономических и политических реформ в российском обществе в условиях его интеграции в мировую образовательную систему. Основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а развитие у ребенка набора способностей, определяющих возможности ребенка к решению разнообразных доступных задач жизнедеятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Медведева Наталья Алексеевна,

воспитатель,

МБДОУ «Детский сад» №89 «Журавлёнок», г. Улан-Удэ Республики Бурятии

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время существует не малое количество публикаций, посвящен- ных изменениям в системе образования, которые являются индикатором соци- ально-экономических и политических реформ в российском обществе в условиях его интеграции в мировую образовательную систему. Основным результатом де- ятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а развитие у ребенка набора способностей, определяю- щих возможности ребенка к решению разнообразных доступных задач жизнеде- ятельности. Одной из важнейших групп способностей личности являются ком- муникативные [1, с.7].

Развитие ребенка дошкольного возраста среди сверстников является важ- ным фактором и необходимым условием социального и психологического разви- тия ребенка, способствующим разрушению эгоцентризма. Опыт первых отноше- ний со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальней- шее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет отно- шение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положи- тельный. Вовремя определить проблемы в общении и помочь ребенку преодолеть их важнейшая задача педагогов, психологов, родителей.

Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы социализа- ции, как процесса усвоения человеком опыта той общественной жизни и тех об- щественных отношений, в которых находится. Однако для успешной социализа- ции ребенку необходимо обладать рядом коммуникативных способностей. Ком- муникативные способности – индивидуально – психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с дру- гими людьми (желание вступать в контакт с окружающими, умение организовать общение, знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими).

По мнению таких исследователей, как Т.А. Репина, и М.И. Лисина, в стар- шем дошкольном возрасте закладываются основы дальнейшего социального раз- вития личности человека, и поэтому наиболее остро стоит вопрос о формирова- нии коммуникативных способностей у этих детей, что определяет актуальность нашего исследования [2, 3].

Основной целью нашего исследования было формирование коммуникатив- ных способностей детей старшего дошкольного возраста. В рамках работы нами была сформулирована и проверена с помощью эмпирического исследования ги- потеза: известно, что для развития коммуникативных способностей в дошколь- ном возрасте необходимо участие взрослых и сверстников. Исходя из этого, мы предполагаем, что реализация программы по формированию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного, предполагающая групповую работу детей под руководством психолога, будет способствовать эффективному форми- рованию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста. Исследование проходило на базе МБДОУ «Детский сад № 88» города Читы. В исследовании приняли участие 20 воспитанников МБДОУ «Детский сад № 88» города Читы в возрасте 5-6 лет, 20 родителей этих воспитанников и воспитатель

группы детского сада, в которой занимаются дети. Дети поделены на две группы: 1 группа (10 детей) – экспериментальная, в которой проводится программа фор- мирования коммуникативных способностей детей; 2 группа (10 детей) – кон- трольная.

Экспериментальное исследование эффективности программы по формиро- ванию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста мы проводили с помощью 4 диагностических методик (1) Коммуникативно-лич- ностный опросник для родителей; 2) Коммуникативно-личностный опросник для воспитателей; 3) Методика «Выбор в действии»; 4) Проективная методика

«Несуществующее животное»).

Исследование представляло собой сравнительный метод, реализуемый че- рез сопоставление эмпирических данных, полученных при обследовании экспе- риментальной и контрольной выборок до и после реализации развивающих ме- роприятий (формирующий эксперимент).

На констатирующем этапе исследования было определено, что интеграль- ный показатель, полученный на основании 4 исследовательских методик, свиде- тельствует о преобладании в исследуемых группах детей с низким уровнем раз- вития коммуникативных способностей.

Основываясь на данных проведенного исследования, нами была составлена программа занятий по формированию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста. Реализация этой программы составляла форми- рующий этап нашего исследования, который состоял в проведении 12 занятий, направленных на решение следующих задач: 1). приобретение детьми опыта внутреннего раскрепощения, преодоления застенчивости, нерешительности, не- уверенности в себе; 2).формирование навыков понимания детьми речевых и не- речевых средств общения (языка жестов, мимики и пантомимики); 3) ознакомле- ние детей с эмоциональной сферой человека, через опыт осознания собственных эмоций и чувств, распознавания эмоциональных реакций других людей и разви- тия умения адекватно выражать свои эмоции; 4). формирование и развитие навы- ков совместной деятельности в коллективе, умения согласовывать свои действия с действиями партнёра, осознания своей собственной уникальности и необходи- мости доброжелательного отношения друг к другу;

Контрольный этап был проведен по схеме констатирующего исследования (таблица 1).

Таблица 1 Сравнительные результаты исследования коммуникативных способностей

детей старшего дошкольного возраста

(в количественном и процентном соотношении)

Показатель

Интегральный показатель уровня развития

коммуникативных способностей

Срез

1 диагностический срез (констати-

рующий этап)

2 диагностический срез

(контрольный этап)

Группа

1 группа (экспери-

ментальная)

2 группа

(контрольная)

1 группа (экспери-

ментальная)

2 группа

(контрольная)

Уровень развития комму- никативных способностей

Кол-во че- ловек

%

Кол-во че- ловек

%

Кол-во че- ловек

%

Кол-во человек

%

Очень низкий

0

0

0

0

0

0

0

0

Низкий

9

90

8

80

0

0

7

70

Средний

1

10

2

20

2

20

3

30

Высокий

0

0

0

0

6

60

0

0

Очень высокий

0

0

0

0

2

20

0

0

По результатам 4 исследовательских методик было определено, что в кон- трольной (второй) группе дети (преобладающее большинство) характеризуются низким уровнем развития коммуникативных способностей.

В экспериментальной (первой) группе, после проведения программы фор- мирующих занятий, у испытуемых детей преобладает высокий уровень развития коммуникативных способностей. В результате контрольного исследования были получены данные, свидетельствующие о том, что результаты детей из экспери- ментальной группы существенно лучше, чем у детей из контрольной группы, что свидетельствует об эффективности программы по формированию коммуникатив- ных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Она способствует по- вышению уровня коммуникативных способностей, приобретению детьми необ- ходимых навыков общения. Внешне это проявляется заинтересованностью ситу- ацией общения со сверстниками и взрослыми, активностью, положительными эмоциями, спокойствием. Эти дети стремятся проявить вновь полученные знания на практике – вежливость, активность, способность считаться с чужим мнением, терпимость, заботливость, уважительность, внимательность и желание сотруд- ничать и оказывать помощь.

Таким образом, можно отметить, что программа формирования коммуника- тивных способностей у детей старшего дошкольного возраста эффективна, а зна- чит, гипотеза исследования нашла свое полное подтверждение.

Относительная новизна и практическая значимость работы состоит в со- ставлении и практической апробации программы занятий по формированию ком- муникативных способностей детей старшего дошкольного возраста. Результаты исследования нашли практическое применение. Составленная нами программа занятий по формированию коммуникативных способностей у детей старшего до- школьного возраста включена в образовательный процесс всех детей подготови- тельных групп МБДОУ «Детский сад № 88» города Читы.

Список литературы

  1. Аносова Ю.К. Использование психолого-педагогического инструментария диагностики коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста//Воспитание и обуче- ние детей младшего возраста. – 2014. – № 2. – С. 7.
  2. Лисина М.И. О механизме смены ведущей деятельности у детей в первые семь лет жизни // Вопросы психологии. – 1998. – № 5. – С. 55-59.
  3. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М.: Педа- гогика, 1988. – 121 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

Данный мастер-класс был представлен на городской августовской педагогической конференции , с использованием мультимедийной презентации, получил положительные отклики педагогической общественност...

Слайдовая презентация «Реализация элементов технологии проблемного обучения в процессе развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста»

  «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс.В проблеме имеются неизвестные,...

«Развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, как важный составляющий компонент готовности детей к обучению в школе через использование метода игротерапии ».

Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребенка к следующему образовательному этапу, к включению в новую – школьную -  жизнь. При выборе критериев результативности до...

Из опыта работы «Развитие социально-коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе через квест-технологию».

В данном опыте предлагается система работы по развитию социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста через квест технологию.  Применение данного опыта возможно в условиях ДОУ ...

Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута как средство формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраст с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Аннотация: в статье рассмотрены особенности проектирования индивидуального образовательного маршрута для старших дошкольников с ОВЗ, в частности, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Приведены...

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии «мастерская»

Мастерская – это условно обозначенное пространство группы, организованное таким образом, чтобы дети и педагог могли находиться рядом и вместе решать поставленные задачи. Основная идея работы в м...

Педагогические условия использования художественного слова в системе развития коммуникативной одаренности детей старшего дошкольного возраста

Знакомство с художественным словом в произведениях детской литературы в системе развития коммуникативной одаренности старших дошкольников осуществляется посредством разного рода традиционных и нетради...