Статья "Формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с растительным миром Сибири"
статья (окружающий мир, подготовительная группа) по теме
Растительный мир нашего сибирского края – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребёнка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания.
Таким образом, в процессе ознакомления с природой у ребёнка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуются мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания. А наблюдательность рождает в ребёнке привычку делать выводы, развивает логику мысли, чёткость и красоту речи. Ребёнок с помощью взрослых учится находить и правильно определять причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы. Всё это является очень важным и необходимым для успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
molchanova_i.l._statya.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ирина Леонидовна Молчанова
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 105»
города Братска
Формирование интеллектуальных способностей детей
старшего дошкольного возраста при ознакомлении
с растительным миром Сибири
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. С этой проблемой столкнулась и я в своей работе. Размышляя, как её решить, я пришла к выводу: именно природа является могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей. Поэтому, передо мной, как педагогом, возникла необходимость в разработке модели развития познавательной деятельности, где воспитание таких интегративных качеств ребёнка, как «сообразительный», «любознательный», «осведомлённый», «овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности», выходит на первое место. Данная модель входит в вариативную часть образовательной программы нашего дошкольного учреждения и основой этой модели является ознакомление детей с растительным миром родного края (приказ № 655 п.2.7.: «Часть программы, формирующаяся участниками образовательного процесса, отражает ……. климатические условия, в которых осуществляется образовательный процесс»).
Растительный мир нашего сибирского края – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребёнка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания.
Таким образом, в процессе ознакомления с природой у ребёнка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуются мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания. А наблюдательность рождает в ребёнке привычку делать выводы, развивает логику мысли, чёткость и красоту речи. Ребёнок с помощью взрослых учится находить и правильно определять причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы. Всё это является очень важным и необходимым для успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме.
Именно поэтому я веду углублённую работу по теме «Формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с растительным миром Сибири».
В связи с вышесказанным, главная цель моей работы – развитие у детей старшего дошкольного возраста интеллектуальных качеств для совершенствования предпосылок учебной деятельности.
Задачи, которые я выполняю в ходе воспитательно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников, определяются с учётом федеральных государственных требований:
- систематизировать и конкретизировать представления детей о растительном мире родного края;
- целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя: умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий;
- научить раскрывать причинно-следственные связи между явлениями окружающей действительности;
- научить строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами;
- развивать способность к поисковой деятельности, к экспериментированию и проведению различных опытов, монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас;
- воспитывать чувство любви к родному краю, бережное отношение к природе, желание беречь и охранять её.
1. Образовательная деятельность с детьми
Сегодня в центре внимания – ребёнок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель педагога – выбрать такие современные педагогические технологии, методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют требованиям, предъявляемым к работе по развитию личности. Я изучила современные педагогические технологии и эффективно применяю их в своей практической профессиональной деятельности. К ним относятся инновационные педагогические технологии:
- экологического образования дошкольников;
- развития исследовательских умений у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования;
- организации проектной деятельности;
- здоровьесберегающие;
- информационного обучения и другие.
В рамках образовательной деятельности с детьми я широко использую интегрированный метод обучения как при проведении непосредственно-организованной образовательной деятельности, так и в форме совместной деятельности взрослого с детьми. Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна. Например, экологическое воспитание в рамках реализации образовательной области «Познание» может интегрироваться с образовательными областями: «Художественная литература», «Художественное творчество», «Социализация», «Коммуникация», «Физическое развитие», «Музыка».
В своей практике использую технологию организации проектной деятельности, организуя вместе с детьми исследовательско-творческие проекты, как краткосрочные, так и долгосрочные. Очень интересно прошёл проект «Сказочный мир цветов», целью которого было: расширять представления о цветах и травах Сибири; углублять знания об условиях, необходимых для роста и развития растений, об экологических связях в природе; продолжать учить делать простейшие умозаключения, умение анализировать, делать выводы; активизировать словарь. Подведение итогов вылилось в интересный праздник для детей и родителей - «Путешествие в страну цветов», который запомнился и детям, и родителям.
В ходе долгосрочного проекта «Сибирь – Родина моя» было проведено большое количество самых разных мероприятий. Одно из мероприятий проекта было представлено на городской неделе педагогического мастерства для педагогов других дошкольных учреждений в виде интегрированной образовательной деятельности на тему «Этот удивительный лес» и получило очень хорошие отзывы. Заключительным этапом проекта стало открытие в моей группе мини-музея «Растительный мир Сибири».
В своей работе я использую разнообразные методы, направленные на развитие интеллектуальных качеств детей. Одним из методов является – детское экспериментирование. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Особое место в работе с детьми занимает метод проблемного обучения, который включает в себя: логические задачи, моделирование проблемных ситуаций, решение кроссвордов, шарад, головоломок, опытно-исследовательская деятельность и т.д. Актуальность этого метода в том, что он дарит детям радость самостоятельного поиска и открытия, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их интеллектуальных качеств и творческой активности.
Одним из основных и ведущих методов для развития интеллектуальных качеств детей является наблюдение. Экскурсии – это один из видов наблюдений по ознакомлению с природой. Во время экскурсий ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения. Их я очень часто использую в своей работе: посещение музея под открытым небом «Ангарская деревня», «След белого человека» (о подорожнике), «Рябина и рябинка – один вид растения?» и другие. В ходе наблюдений у детей хорошо развиваются: наблюдательность, любознательность, поисковая деятельность.
В результате моей систематической, целенаправленной деятельности у детей моей группы успешно развиваются интегративные качества: «любознательный, активный», «сообразительный», «способный решать интеллектуальные задачи и проблемы, адекватные возрасту», «овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности». Мои воспитанники участвуют в городских и всероссийских конкурсах: «Дошкольники 21 века», «Интеллектуальный турнир», Всероссийский конкурс детского рисунка «Природа задыхается, опомнись, человек» и другие, занимая призовые места.
2. Взаимодействие с семьями
Для любого педагога родители – первые помощники в воспитании и обучении детей. Только совместно с родителями возможно воспитание гармонично-развитой и культурной личности. Трудностью в моей работе явилось то, что тяжело перестроить мировоззрение родителей, поэтому просвещению родителей я уделила особое внимание. Мной проведено:
- консультации: «Сезонные наблюдения в природе»; «Воспитание бережного отношения к природе»;
- деловая игра «Наш дом – природа»;
- практикум «Значение экологических игр для развития познавательных способностей ребёнка»;
- круглый стол «Значение развития познавательных способностей детей при подготовке к школе»;
- рекомендации: «Ядовитые растения», «Нормы поведения в природе»;
- совместная игра-соревнование между родителями и детьми на тему «Играя, познаём природу» на основе экологических игр.
В заключении хочется отметить, что цель любого педагога – приобщать детей к природе, развивать познавательные процессы, обогащать речь и на этой основе помочь глубже понять образ Природы.
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб Земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста. ...
Статья: Использование современных игровых технологий в развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста (мнемотехника, ТРИЗ)
" Все мы родом из детства"... Эти прекрасные слова А. Сент-Экзюпери обращают нас к истокам нашей жизни, к пониманию того, что именно в нас самих, в наших детях поведет нас разными дорогами наших судеб...
Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игры в "Шахматы"
Методическая разработка по обучению детей игре "Шахматы"...
Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликации
В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Одним из прио...
Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста» Гениальность может сказаться лишьмимолетным шансом. Только работа и волямогут дать ей жизнь и обратит...
Развитие представлений детей старшего дошкольного возраста о животном и растительном мире России через использование проектной деятельности
На аналитическом этапе также было проанализировано познавательное развитие детей по методике Н.Н.Кондратьевой.Анализировались следующие показатели, представленные на экране: Название животного, ...
ПРОГРАММА «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС)»
Программа «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста» на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС...