Статья "Формирование толерантности у дошкольников как необходимое условие психологической безопасности детей в детском саду"
статья по обж (старшая группа)
В статье дается характеристика исследования педагогамиусловий образовательной среды, которые обеспечивают психологическую защищённость в процессе формирования личности дошкольника. Главное внимание уделяется воспитанию толерантности у дошкольников старшего возраста через игры-инсценировки сказок. Исследования показали, что перевоплощение детей в сказочных героев помогает детям адекватно воспринимать и оценивать своё поведение и поступки, а также поступки других людей. В статье представлена сравнительная подборка сказок народов Поволжья, направленных на формирование качеств толерантной личности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УДК 37
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ
Оксана Юрьевна Ковбаса,
воспитатель,
Светлана Викторовна Еркина,
воспитатель,
Мария Анатольевна Байсалова,
воспитатель,
АНО ДО «Планета детства «Лада», д/с № 149,
г. Тольятти, Самарская область, РФ
Аннотация: В статье дается характеристика исследования педагогами условий образовательной среды, которые обеспечивают психологическую защищённость в процессе формирования личности дошкольника. Главное внимание уделяется воспитанию толерантности у дошкольников старшего возраста через игры-инсценировки сказок. Исследования показали, что перевоплощение детей в сказочных героев помогает детям адекватно воспринимать и оценивать своё поведение и поступки, а также поступки других людей. В статье представлена сравнительная подборка сказок народов Поволжья, направленных на формирование качеств толерантной личности.
Ключевые слова: толерантность, психологическая безопасность, проектирование образовательной среды, качества толерантной личности.
Существенные изменения в обществе, во всех сферах общественной жизни актуализировали идею самооценки человека, понимание его как цели, а не как средства культурной, политической и экономической жизни страны. Всё более очевидной становится деятельность педагога, направленная на создание условий образовательной среды, в которой процесс образования, обучения и развития будет психологически безопасным. В качестве ключевых положений концепции психологической безопасности образовательной среды можно выделить следующие:
- В детском саду должны быть созданы стабильные развивающие условия, которые содержат минимальный риск по нанесению вреда процессу формирования и развития личности.
- На уровне детского сада сохранение и укрепление психологического здоровья всех субъектов системы выражается в комплексе мер, направленных на предупреждение угроз для позитивного развития личности.
- Критерием отсутствия угрозы, психологической безопасности образовательной среды будет оценка защищённости от психологического насилия для её участников.
Безопасная среда организуется с учетом конкретных условий и направлена на сохранение здоровья, формирование активного поведения и успешной деятельности субъектов. Толерантности, сформированная в ранние детские годы, является одним из важнейших условий снижения напряжённости в обществе, что в сою очередь обеспечивает психологическую безопасность личности. Анализ научных исследований взаимоотношений дошкольников со сверстниками (В. М. Холмогорова, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова и др.) показывает, что особенности и закономерности психологического развития ребёнка в первые годы жизни дают основания и возможность для воспитания его в духе толерантности: ребёнок учится относиться к другому, как к уникальному субъекту, обладающему абсолютной ценностью, что определяет в последствии характер отношений человека к себе и к миру в целом. Проблема состоит в том, что вопросы проектирования безопасной образовательной среды рассматриваются в основном исследованиями на примере проектирования образовательной среды школы. Практических рекомендаций для воспитателей детского сада предложено не достаточно. Актуальность проблемы подчёркивается и тем, что ребёнок дошкольного возраста находится в дошкольном учреждении в течение длительного времени, где он вынужден общаться с теми людьми, которые его окружают, и быть в той предметной образовательной среде, которую создали для него взрослые. Детский сад может выступать и как возможностью, и как ограничением к личностным проявлениям его субъектов. Наша цель – проектирование таких условий образовательной среды, которые обеспечат психологическую защищённость в процессе формирования личностного потенциала каждого дошкольника. Планом реализации поставленной цели предусматривалось изучение различных психолого-педагогических средств, направленных на формирование толерантных отношений в детском коллективе: чтение и обсуждение народных сказок, развивающие игры, игра драматизации.
Наше исследование проводилось в старшей группе детского сада № 149 г. Тольятти. В своей работе мы опирались на положение о том, что нравственное развитие ребёнка неразрывно связано с развитием толерантности и проходит через усвоение моральных эталонов, предлагаемых обществом. Дошкольникам предлагались эталоны не в форме конкретных правил и предписаний, а в форме художественных персонажей, которые обладают какими-либо положительными или отрицательными качествами и совершают соответствующие поступки. Наиболее адекватной формой, в которой полярные образы людей можно задать детям, особенно дошкольного возраста, являются герои детских сказок. Мы использовали сказки народов Поволжья: русские, чувашские, татарские и мордовские. Наше исследование проходило в три этапа. На начальном этапе формировали толерантное сознание у детей, на втором этапе вырабатывали у дошкольников привычки толерантного поведения, а на третьем этапе мы работали над воспитанием толерантного отношения к поступкам и поведению сверстников.
В работе с детьми использовались следующие приёмы для формирования толерантности у детей дошкольного возраста 5-7 лет: сравнение содержания двух или трёх сказок, сравнение характеров героев сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам и их сравнение, драматизация сказок народов Поволжья, придумывание нового сюжета сказки или изменение сюжета сказки, моделирование сказочного сюжета, изготовление книжек-самоделок по содержанию сказок, проведение литературных викторин, оформление творческой выставки «Мои любимые сказки».
Принципы подбора сказок:
- сказки не должны быть слишком длинными;
- в сказке должны присутствовать как положительные, так и отрицательные персонажи;
- главными героями сказок должны быть дети, и не обязательно сверстники;
- главный герой сказки должен обладать качествами толерантной личности: терпимостью, добротой, смелостью, упорством, смекалкой, находчивостью и др.
Таблица 1: Сказки народов Поволжья
Качества толерантной личности | Русские народные сказки | Татарские народные сказки | Мордовские народные сказки |
Терпимость | Морозко | Падчерица | Чёрная корова |
Упорство и настойчивость | Иван Царевич и Марья-краса длинная коса | Сылу-краса серебряная коса | Рав-Жольдямо |
Сообразительность и находчивость | Сивка-Бурка | Таз-зять падишаха | Три брата |
Трудолюбие и доброта | Мороз Иванович | Падчерица | Чёрные онучи |
Смелость | Гуси-лебеди | Гульчичек | Патяй |
Смекалка | Волк и семеро козлят | Ведява |
Подводя итог нашего экспериментального исследования, приходим к выводу о том, что:
- Игры-драматизации сказок народов Поволжья являются эффективным средством формирования толерантности старших дошкольников.
- Дети старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации получают чувственную информацию о содержании сказки и формируют личностное отношение к каждому сказочному герою.
- В процессе драматизации сказок застенчивые, конфликтные, упрямые дошкольники легко подчинялись логике характера положительного сказочного героя, демонстрируя характерные для него качества характера и поведение. Так дошкольники учились быть толерантными к иному мышлению и поведению сверстника; быть активными, вежливыми, самостоятельными, инициативными в процессе межличностного взаимодействия.
- Уровень психологической безопасности в группе (по методике И.А. Баевой) за время исследования (период учебного года) повысился.
Список литературы
1. Вовк Л.А. Толерантность как способность понять и принять другого //Валеология: научно-практический журнал. – 2003. - № 3. – С. 51-52.
2. Гатагова Л. Уроки толерантности иди вражды? // История «Первое сентября». – 2002. - № 33. – С. 29; - № 34. – С. 24.
3. Гельдыев Р. Национальная группировка как негативный, но преодолеваемый фактор в учебно-воспитательном процессе: Урок толерантности // Школьный психолог. – 2001. - № 40. – С. 7.
4. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учебное пособие для вузов. – М.: Академ.проект, 2004. – 175 с.
© О.Ю. Ковбаса, С.В. Еркина, М.А. Байсалова, 2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание инновационной модели сопровождения детей, не посещающих детский сад и их родителей в условиях социокультурного пространства сельского детского сада.
Проект разработан для детей, которые не посещают детский сад и участвуют в региональном проекте Пермского края "Мамин выбор"...
Безопасные условия пребывания детей в детском саду
Какие условия необходимо создать в ДОУ для безопасности детей...
Адаптация детей в детском саду. Что необходимо знать родителям.
Дети привыкают к детскому саду по-разному: кто-то с первых дней ходит в детсад с радостью, но, это скорее исключение из правил, а кто-то не может успокоиться целый день.В этой презентации вы найдёте о...
Консультация для педагогов «Детская одаренность. Развитие речи дошкольников как необходимое условие личностного развития»
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, со...
«Согласованность действия родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации детей в детском саду» (консультация для педагогов на ГОМ)
Часто родители задают воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в детсад со слезами и когда этот «ужас» закончится?» Действительно, у большей части детей младших групп адаптаци...
мастер класс для воспитателей "Двигательная активность детей в детском саду, как необходимое условие формирования правильной осанки"
В основе профилактики и нарушения осанки лежит общая тренировка организма ребенка. Для этого я подобрала специальный комплекс коррекционной гимнастики, так как она улучшает кровообращение, помогает но...
Консультация для педагогов на тему:«Детская одаренность. Развитие речи дошкольников как необходимое условие личностного развития»
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в...