«Познавательно – исследовательская деятельность как средство формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста»
методическая разработка по теме
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.
Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений, животных, понимать красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому - стало целью моей педагогической работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ped_deyatel._soshkina_a.s..docx | 97.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад № 7»
г. Калачинска Омской области
Проект педагогической деятельности
«Познавательно-исследовательская деятельность как средство
формирования экологического мировоззрения
у детей дошкольного возраста»
воспитателя
Сошкиной Анны Сергеевны
Калачинск - 2011
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ
Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Однако проблема взаимоотношений ребенка с природой еще полностью не исследована. Вот почему изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в дошкольные годы так важны для воспитания развивающей личности.
Природа наш общий дом. Потеря уважения к ней ведет к потере нравственности в человеке, - эту мысль неоднократно утверждали в своих произведениях русские писатели М.Пришвин, В.Бианки, К.Паустовский.
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.
Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений, животных, понимать красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому - стало целью моей педагогической работы.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Реализация моего педагогического проекта по организации познавательно-исследовательской работы с детьми дошкольного возраста идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
1. Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.).
2. Неживая природа (вода, воздух, почва, звук, свет, цвет и т.д.).
3. Человек (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразования предметов и т.д.).
В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
Общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, этому способствует созданная предметно-развивающая среда на участках Учреждения: «сухой ручей», огород, цветник, луг, заложен фруктовый сад, высажены лиственные и хвойные породы деревьев. Все это обогащает опыт познания и самопознания детей, формирует сострадание к живому, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т.е. положительную мотивация на отношение к природе.
При работе с дошкольниками важное значение придается нравственному аспекту: развитие представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека. В ХХI веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана (или будет связана) с научной работой - это необходимо каждому человеку. Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных сферах жизни.
Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность, решение проблемных ситуаций позволяет развить у детей важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет в работе по данному направлению отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и осознанию происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Почему я заинтересовалась именно экологическим мировоззрением дошкольников? Моя мама учитель экологии, и ее работа выходит далеко за рамки учебного процесса. В 5 классе меня приняли в экологическую дружину «Зеленый мир». Выпускали газеты, плакаты, агитационные листы экологического характера, участвовали в конкурсах. Мое детское увлечение переросло в мою профессиональную деятельность. В этом году я успешно закончила дистанционные курсы в Московском педагогическом университете по теме: «Экологическое воспитание в дошкольном учреждении», что и определило тему моего проекта педагогической деятельности: «Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста».
Цель проекта: Формировать у дошкольников основы целостной, «экологической» картины окружающего мира, логическое и диалектическое мышление и поведение через познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи проекта:
I. Оздоровительные задачи:
1. Охранять и укреплять здоровье детей.
2. Учить детей правильно взаимодействовать с природой.
3. Формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности.
II. Образовательные задачи:
1. Формировать у детей представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях.
2. Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
3. Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления детей об экологических проблемах города.
III. Воспитательные задачи:
1. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
2. Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними.
3. Формировать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.
Этапы реализации проекта:
I этап – Подготовительный – 2 младшая группа (2010-2011 учебный год).
II этап – Организационный – средняя группа (2011-2012 учебный год).
III этап – Преобразовательный – старшая группа (2012-2013 учебный год).
IV этап – Рефлексивный – подготовительная группа (2013-2014 учебный год).
Участники проекта:
- Дети.
- Воспитатели.
- Руководитель Учреждением.
- Старший воспитатель.
- Специалисты ДОУ (музыкальный руководитель, педагог-психолог).
- Родители.
Принципы реализации проекта
В процессе работы по формированию у детей дошкольного возраста экологического мировоззрения необходимо руководствоваться следующими принципами:
- Принцип развития отражает четкую ориентацию поисково-познавательной деятельности на развитие личности.
- Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
- Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
- Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
- Принцип доступности предусматривает осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
- Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
- Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе поисково-познавательной деятельности.
Перечень форм и методов реализации проекта:
- Экологические, поисково-познавательные мероприятия, реализуемые в ходе непосредсвенно – образовательной деятельности.
- Наблюдения и экологические экскурсии.
- Экологические сказки.
- Познавательное чтение.
- Конкурсы и викторины, экологический КВН.
- Природоохранные акции.
- Продуктивная деятельность.
- Лаборатория «Опыты и эксперименты».
- Ведение календаря природы.
- Коллекционирование.
- Экологические выставки и экспозиции.
- День (неделя) экологического творчества «Волшебная экология души».
- Инсценировки и театрализации.
- Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
- Эколого-познавательные праздники и развлечения.
Модель реализации проекта
Формы образовательной деятельности | ||||
Совместная деятельность педагога с детьми | Сроки реализации | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей | Сроки реализации |
| 2 раза в год (октябрь-май) | 1. Игры подвижные, настольно-печатные, дидактические, экологические, творческие, театрализованные | 1.Участие в природоохранных акциях (уборка территории ДОУ, посадка кустарников, рассады цветов) | 2 раза в год (октябрь-апрель, май) |
| В течение года | 2.Рассматривание картин, иллюстраций, репродукций | 2.Совместная работа детей и родителей «Осенние фантазии», «Осенняя сказка» (поделки из овощей) | сентябрь |
| В течение года | 3. Обследование муляжей (овощи, фрукты, грибы) | 3. Помощь в оборудовании и оснащении эколого-экспериментального уголка в группе | В течение года |
неживой природой | В течение года | 4.Труд в уголке природы, на участке, в огороде | 4.Изготовление атрибутов для экспериментирования | В течение года |
| В течение года | 5.Самостоятельная деятельность в центрах развития (логики, экспериментирования, музыкальный, искусства, книжный) | 5.Участие в конкурсе «Народные рецепты от гриппа» | январь |
| 1-2 раза в неделю | 6.Попощь в создании библиотеки (подборка книг, иллюстраций, пословиц, загадок, поговорок о природе) | В ходе реализации проекта | |
| В течение года | 7.Конкурс на лучшую поделку из бросового материала («Природа глазами детей») | Март-апрель, август | |
| //-// | 8. Совместное проведение прогулок, экскурсий в природу | В ходе реализации проекта | |
| //-// | 9.Участие в викторинах, конкурсах, экологических КВН | В течение года | |
| В течение года, июнь-август | 10.Участие в фотовыставках, фоторепортажах («Вот оно какое лето», «Мой четвероногий друг», и т.д.) | В течение года | |
| 2-3 раза в год | 11. Родительские собрания, беседы, консультации | В течение года | |
| 3- 4 раза в год | 12.Участие в проектной деятельности, в НОУ | В течение года | |
| В течение года |
Перспективно-тематический план работы (по возрастным группам)
Темы | Вид взросло – детской (партнерской) деятельности | Формы организации совместной взросло – детской (партнерской) деятельности | Предполагаемая самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Сентябрь | ||||
Младшая группа | ||||
1.Диагностика экологических знаний 2. Прогулка: этот незнакомый мир
| Игровая Коммуникативная Познавательно- исследовательская Двигательная Трудовая Чтение художественной литературы Музыкально – художественная Продуктивная | Дидактические и экологические игры: «Покажи и назови», «Пчелка и цветы», «Куда залетела пчела?» Имитационные игры «Жу-жу-жу» Пальчиковая игра «Цветок» Беседы познавательного характера «Наша одежда» Рассказывание на тему: «Мой любимый цветок». Ситуативные разговоры и речевые ситуации: «Почему нельзя рвать цветы» Экскурсии по детскому саду, по территории детского сада (наблюдения за сезонными изменениями в природе) Наблюдения: рассматривание клумбы с цветами Дидактические игры: «Что есть у цветка»», «Подбери такой же цвет», «Разложи по местам» Подвижные игры программные и по желанию детей «Медведь и пчелы», «У медведя во бору» Хороводные игры Коллективное творческое дело (КТД) взрослых и детей по созданию поделок для выставки «Что нам Осень принесла». Поручения индивидуальные и коллективные Чтение рассказов, сказок, стихотворений о об осени, о природе.
Слушание «Звуки природы», музыкально – дидактическая игра «Чьей мамы голосок?» (домашние животные и птицы) Лепка «Фрукты на тарелке». Аппликация «Перевезем арбузы на тележках» Рисование Панно «Ладошки детей нашей группы» | Игры с любимой игрушкой –персонажем и ролевыми атрибутами. Рассматривание иллюстраций цветов Продуктивная деятельность: деятельность со знакомым природным, изобразительным материалом. Действия с крупными фигурками животных (звукоподражание); Рассматривание и обследование муляжей овощей и фруктов. | Участие в выставке «Что нам осень принесла?» Изготовление атрибутов для уголка экспериментирования |
Октябрь | ||||
1.Золотая осень
2. В гостях у комнатных растений (знакомство с фикусом) | Игровая Коммуникативная Познавательно- исследовательская Двигательная Трудовая Чтение художественной литературы Музыкально – художественная Продуктивная | Сюжетно-ролевая игра: «Семья» Дидактические и экологические игры: «Посадим огород», «Угадай комнатное растение по описанию» Имитационные игры «Жу-жу-жу» Беседы: «В нашей семье все трудятся», «Наши деревья» Рассказывание на тему: «Золотая осень» (на основе моделирования – опорные схемы, модели) Ситуативные разговоры и речевые ситуации по теме. Обсуждение ситуаций: «Ребенок сломал веточку как поступить?» Экскурсии по детскому саду, по территории детского сада (наблюдения за сезонными изменениями в природе) Циклические наблюдения за деревьями. Дидактические игры: «Угадай, какое время года?», «Лото с картинками» Решение проблемных ситуаций: «Сломано дерево на участке» Экспериментирование с водой Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Раз, два, три к дереву беги» и по желанию детей. Поручения индивидуальные и коллективные в уголке природы Чтение стихотворение А.Барто «Зайчик», об осени, о природе и другие.
Слушание песенки воды, исполнение песен об осени Музыкально – дидактическая игра «Зайка серенький сидит» Лепка «Угощение для зверят». Аппликация «Осенняя салфетка». Рисование «Дождь идет на улице» | Игры с любимой игрушкой –персонажем и ролевыми атрибутами. Рассматривание иллюстраций комнатных растений, деревьев, осени. Конструирование из крупного и среднего конструктора знакомых построек. Игры с водой, мыльными пузырями. Эксперименты с водой Моделирование приметы осени Продуктивная деятельность: деятельность со знакомым природным, изобразительным материалом; | Посев семян цветов в зиму, Посадка кустарников Совместные прогулки по участку |
Ноябрь | ||||
1. Капелька в гостях у огромной тучки 2. Знакомство с фруктами (яблоко, груша) 3. Знакомство с овощами (капуста, морковь) 4. Знакомство с ежом | Игровая Коммуникативная Познавательно- исследовательская Двигательная Трудовая Чтение художественной литературы Музыкально – художественная Продуктивная | Сюжетные игры: «Поездка на автобусе», «Непредвиденная ситуация на дороге». Дидактические игры: «Фрукты-овощи», «Кто, что любит?», «Посадим огород» Театрализованная игра: «Репка» Беседа: «Дикие животные», «Осень проходит, скоро зима». Рассказывание на тему: « Дружная семья ежат» (на основе моделирования – опорные схемы, модели). Обсуждение ситуаций: «Что делает зимой ежик?» Экскурсии по территории детского сада (наблюдения за сезонными изменениями в природе) Циклические наблюдения за погодой. Дидактические игры: «Угадай, что это?», игра «Домино» Решение проблемных ситуаций: «Для чего ежу иголки?» Экспериментирование с водой (тонет -не тонет» Коллекция: «Подарки осени». Подвижные игры программные и по желанию детей. Хороводные игры Поручения индивидуальные и коллективные Чтение потешки «Пошла Маня на базар» с рассматриванием иллюстрации Ю.Васнецова Музыкально – дидактическая игра «Чьей мамы голосок?» (домашние животные и птицы) Лепка «Овощи и фрукты с нашего огорода» Аппликация «Осенняя картинка» (коллективный коллаж) Рисование «Погрузим овощи в машины» | Игры с любимой игрушкой –персонажем и ролевыми атрибутами. Действия с персонажами сказки «Репка»; Рассматривание иллюстраций Эксперименты с водой. Продуктивная деятельность: деятельность со знакомым природным, изобразительным материалом; Рассматривание иллюстраций в прочитанных взрослым книгах. Действия с крупными фигурками животных (звукоподражание); Рассматривание и обследование муляжей овощей и фруктов. | Подбор иллюстраций о растениях Совместное развлечение «В гостях у осени» Изготовление кормушек |
Декабрь | ||||
1. Знакомство со снежинками 2. Знакомство с зайцем 3. Знакомство с елью (зимой и летом одним цветом) 4. Здравствуй, птичка-невеличка | Игровая Коммуникативная Познавательно- исследовательская Двигательная Трудовая Чтение художественной литературы Музыкально – художественная Продуктивная | Сюжетные игры: «День рожденье у зверей», «Непредвиденная ситуация на дороге». Дидактические игры: «Подбери пару», «Опиши, мы отгадаем, «Какая это птичка» Театрализованная игра: «Заюшкина избушка» Беседы: «Пришла настоящая зима», «Какой бывает снег» Составление описательного рассказа на тему: « Дикие животные» (на основе моделирования – опорные схемы, модели). Обсуждение ситуаций: «Почему елка и зимой и летом одним цветом» Экскурсии по территории детского сада (наблюдения за сезонными изменениями в природе) Циклические наблюдения за погодой. Дидактические игры: «Угадай, что это?», «Кто быстрее найдет дерево» Решение проблемных ситуаций: «Для чего зайцу белая шубка зимой?» Экспериментирование с водой (вода жидкая, она может течь) Подвижные игры «Не заморозь руки», «Зайка беленький сидит», «Снежинки и ветер» Хоровод вокруг елки Поручения индивидуальные и коллективные, труд в уголке природы Чтение потешки «Уж ты зимушка-зима…», С. Маршак «Декабрь» с рассматриванием иллюстраций Музыкально – дидактическая игра «Чьей мамы голосок?» (домашние животные и птицы) Лепка «Птичка» Аппликация «Снег всю землю устилает» (коллективный коллаж) Рисование «Елочка пушистая» | Игры с любимой игрушкой –персонажем и ролевыми атрибутами. Действия с персонажами сказки «Заюшкина избушка»; Рассматривание иллюстраций Эксперименты с водой. Рассматривание иллюстраций в прочитанных взрослым книгах. Действия с крупными фигурками животных (звукоподражание). | Подбор иллюстраций о животных Совместное развлечение «В гостях у Дедушки Мороза» |
Январь | ||||
1. Прогулка: что принесла с собой зима?
| Игровая Коммуникативная Познавательно- исследовательская Двигательная Трудовая Чтение художественной литературы Музыкально – художественная Продуктивная | Сюжетные игры: «Снегурочка в гостях» Дидактические игры: «Варежки», «Опиши, мы отгадаем», «Кто это?» Театрализованная игра: «Три медведя» Инсценировка на фланелеграфе : «Лиса и заяц» Беседы: «Как красив зимний лес», «Гуляем и кустики не ломаем» Составление описательного рассказа на тему: « Зима» (на основе моделирования – опорные схемы, модели). Обсуждение ситуаций: «Почему медведь спит зимой?», «Зима это хорошо или плохо?» Экскурсии по территории детского сада (наблюдения за сезонными изменениями в природе) Циклические наблюдения за погодой. Дидактические игры: «Угадай, что это?», «Кто быстрее найдет дерево» Решение проблемных ситуаций: «Почему вода зимой замерзает?» Экспериментирование с водой (таяние и замерзание воды) Пальчиковая гимнастика: «Погреем пальчики» Подвижные игры: «Бегите ко мне», «Лиса и зайцы» Поручения индивидуальные и коллективные С.Дрожжин «Улицей гуляет Дедушка Мороз» с рассматриванием иллюстраций Музыкально – дидактическая игра «На каком инструменте играю», песни и хороводы о зиме Конструирование: «Построим дом для лисички» Аппликация «Деревья на нашем участке» Рисование «Подарки для Деда Мороза» | Игры с любимой игрушкой –персонажем и ролевыми атрибутами. Действия с персонажами сказки «Три медведя», «Лиса и заяц» Рассматривание иллюстраций о животных, о зиме Эксперименты с водой. Рассматривание иллюстраций в прочитанных взрослым книгах. Действия с крупными фигурками животных (звукоподражание). Труд в уголке природы. Самостоятельная деятельность в центрах развития | Подбор иллюстраций о зиме Совместное спортивное развлечение «Мы мороза не боимся» |
Февраль | ||||
1. Знакомство с рыбкой
2. Знакомство с комнатным растением (фиалкой)
| Игровая Коммуникативная Познавательно- исследовательская Двигательная Трудовая Чтение художественной литературы Музыкально – художественная Продуктивная | Сюжетные игры: «Магазин» Дидактические игры: «Найди такой же цветок», «Какое время года», «Собери картинку» Кукольный театр: «Как Снеговик солнце искал» Беседа: «Наши комнатные растения Составление рассказа на тему: «Рыбки в аквариуме (на основе моделирования – опорные схемы, модели). Обсуждение ситуаций: «Зима это хорошо или плохо?» Экскурсии по территории детского сада (наблюдения за сезонными изменениями в природе), игры со снегом Циклические наблюдения за погодой. Дидактические игры: «Угадай, что это?», «Кто быстрее найдет дерево» Решение проблемных ситуаций: «Почему вода » Экспериментирование с водой (узнаем какая вода) Пальчиковая гимнастика «Погреем пальчики» Подвижные игры «Снежинки и ветер», «Сосулька», игра-путешествие «В зимнем сказочном лесу» Поручения индивидуальные и коллективные (полив, рыхление комнатных растений) А.Барто «Снег», И.Никитин «Зашумела, разгулялась в поле непогода…» с рассматриванием иллюстраций Музыкально – дидактическая игра «На каком инструменте играю», песни и хороводы о зиме Лепка: «Рыбки» Аппликация «Снеговик» Рисование «Снежные комочки» | Игры с любимой игрушкой –персонажем и ролевыми атрибутами. Действия с персонажами сказки Рассматривание иллюстраций о комнатных растениях, рыбках, о зиме Эксперименты с водой. Рассматривание иллюстраций в прочитанных взрослым книгах. Труд в уголке природы. Самостоятельная деятельность в центрах развития | Подбор загадок, пословиц, примет о зиме Совместные прогулки по территории детского сада |
Март | ||||
1. Кто весну открывает: солнышко, солнышко, выгляни в окошко! 2. Знакомство с курицей, петухом, их детками 3. Знакомство с домашними животными
| Игровая Коммуникативная Познавательно- исследовательская Двигательная Трудовая Чтение художественной литературы Музыкально – художественная Продуктивная | Сюжетная игра: «Семья» Дидактические игры: «Как называется одежда», «Опиши, мы отгадаем», «Найди такое же животное и назови», «Что лишнее» Игра - драмматизация: «Петушок и бобовое зернышко» Беседы: «Наступила весна», «Как изменилась одежда» Составление описательного рассказа на тему: « Домашние животные» (на основе моделирования – опорные схемы, модели). Обсуждение ситуаций: «Почему сосульки тают?» Экскурсии по территории детского сада (наблюдения за сезонными изменениями в природе) Циклические наблюдения за погодой. Дидактические игры: «Похожи не похожи», «Времена года» Решение проблемных ситуаций: «Почему кошка языком чистит себе шерстку?» Экспериментирование (влияние тепла на рост растений) Подвижные игры по желанию детей, игры с солнечным зайчиком Поручения индивидуальные и коллективные, труд в уголке природы Чтение потешки «Весна, весна красна…», А. Бродский «Солнечные зайчики», В.Сутеева «Кто сказал «Мяу?» с рассматриванием иллюстраций Музыкально – дидактическая игра «Чьей мамы голосок?» (домашние животные и птицы) Лепка «Кошечка» Аппликация «Цветы для мамы» Рисование «Пришла весна на дорогах лужи» | Игры с любимой игрушкой –персонажем и ролевыми атрибутами. Действия с персонажами сказки «Петушок и бобовое зернышко»; Рассматривание иллюстраций о домашних животных. Рассматривание иллюстраций в прочитанных взрослым книгах. Действия с крупными фигурками животных (звукоподражание). | Подбор иллюстраций о домашних животных Совместное развлечение «Маму, мамочку свою, очень, очень я люблю…» Участие в фотовыставке «Мой четвероногий друг» |
Апрель | ||||
1. У кого какая мама: котята, щенята, телята, цыплята, козлята 2. У кого какая мама: ежата, зайчата, бельчата, лисята, медвежата 3.Прогулка: приметы весны 4. Растения нашего участка: знакомство с березой | Игровая Коммуникативная Познавательно- исследовательская Двигательная Трудовая Чтение художественной литературы Музыкально – художественная Продуктивная | Сюжетная игра: «Терем для животных» Дидактические игры: «Чьи детки?», «Опиши, мы отгадаем», «Что лишнее», «Кто как кричит» Театрализованная игра «Два жадных медвежонка» Беседы: «Пришла настоящая весна», «Уж тает снег, бегут ручьи» Составление описательного рассказа на тему: « Береза» (на основе моделирования – опорные схемы, модели). Обсуждение ситуаций: «Как почувствовать тепло солнышко?» Экскурсии по территории детского сада к хвойным и лиственным деревьям (наблюдения за сезонными изменениями в природе) Циклические наблюдения за погодой. Дидактические игры: «Похожи не похожи», «Времена года» Решение проблемных ситуаций: Экспериментирование (Свойства песка) Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Лохматый пес» по желанию детей, игры с пусканием кораблика Поручения индивидуальные и коллективные, труд в уголке природы Чтение В.Сутеева «Три котенка», «Цыпленок и утенок», З.Александрова «Капель», П. Воронько «Березка» Музыкально – дидактическая игра «Чьей мамы голосок?» (домашние животные и дикие животные), голоса весеннего леса Конструирование «Кораблик» Аппликация «Пушистая верба» Рисование «Береза» | Игры с любимой игрушкой –персонажем и ролевыми атрибутами. Действия с персонажами сказки «Два жадных медвежонка»; Рассматривание иллюстраций о домашних и диких животных. Рассматривание иллюстраций в прочитанных взрослым книгах. Действия с крупными фигурками животных (звукоподражание). | Совместное спортивное развлечение «Будь здоров» Подбор загадок, пословиц, примет о весне Участие в конкурсе фотовыставке «Мир природы глазами детей» Совместные прогулки, экскурсии |
Май | ||||
1.Носит одуванчик желтый сарафанчик 2. Насекомые весной:
3. Диагностика экологических знаний | Игровая Коммуникативная Познавательно- исследовательская Двигательная Трудовая Чтение художественной литературы Музыкально – художественная Продуктивная | Сюжетная игра: «Магазин» Дидактические игры: «Чья лягушка дальше прыгнет», «Воздушные шары», «Соберем цветик семицветик» Игра-драмматизация «Теремок» Беседы: «Какие цветы цветут на нашем участке», «Какая бывает погода» Составление описательного рассказа на тему: «Весна » (на основе моделирования – опорные схемы, модели). Обсуждение ситуаций:, « Как почувствовать тепло солнышко?» Экскурсии по территории детского сада к хвойным и лиственным деревьям (наблюдения за сезонными изменениями в природе) Циклические наблюдения за погодой. Дидактические игры: «Угадай, какое время года» Решение проблемных ситуаций: «Что такое хорошо и что такое плохо» Экспериментирование (Свойства глины) Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Бегите ко мне», «Журавль и лягушки» Поручения индивидуальные и коллективные, труд в уголке природы, на участке Чтение Е.Благининой «Одуванчик», С.Дрожжин «Первый гром», Музыкально – дидактическая игра «Наш оркестр», голоса весеннего леса Лепка «Божья коровка» Аппликация «Бабочки на лугу» Рисование «Одуванчик в траве» | Игры с любимой игрушкой –персонажем и ролевыми атрибутами. Действия с персонажами сказки «Теремок»; Рассматривание иллюстраций насекомых, цветов Действия с крупными фигурками насекомых (звукоподражание). | Участие в природоохранных акциях (уборка территории ДОУ, посадка кустарников, рассады цветов) Подбор загадок, пословиц, примет о насекомых (лягушка, бабочка, жук) Участие в создание в ДОУ «Сухого ручья» Совместные прогулки, экскурсии |
Тематический план работы (по возрастным группам)
Темы | Вид взросло – детской (партнерской) деятельности | Формы организации совместной взросло – детской (партнерской) деятельности | Предполагаемая самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Сентябрь | ||||
Средняя группа | ||||
1.Диагностика экологических знаний 2. Прогулка:
3.Насекомые осенью | Игровая Коммуникативная Познавательно- исследовательская Двигательная Трудовая Чтение художественной литературы Музыкально – художественная Продуктивная | Дидактические и экологические игры: «Покажи и назови», «Пчелка и цветы», «Куда залетела пчела?» Игра-драматизация по сказке В.Бианки «Как муравьишка домой спешил» Пальчиковая игра «Цветок» Беседы познавательного характера «Наша одежда» Рассказывание на тему: «Мой любимый цветок». Ситуативные разговоры и речевые ситуации: «Почему нельзя рвать цветы» Экскурсии по детскому саду, по территории детского сада (наблюдения за сезонными изменениями в природе) Наблюдения: рассматривание клумбы с цветами Дидактические игры: «Что есть у цветка»», «Подбери такой же цвет», «Разложи по местам» Подвижные игры программные и по желанию детей «Медведь и пчелы», «У медведя во бору» Хороводные игры Коллективное творческое дело (КТД) взрослых и детей по созданию поделок для выставки «Что нам Осень принесла». Поручения индивидуальные и коллективные Чтение рассказов, сказок, стихотворений о об осени, о природе.
Слушание «Звуки природы» Музыкально – дидактическая игра «Чьей мамы голосок?» (домашние животные и птицы) Лепка «Фрукты на тарелке». Аппликация «Перевезем арбузы на тележках» Рисование Панно «Ладошки детей нашей группы» | Игры с любимой игрушкой –персонажем и ролевыми атрибутами. Рассматривание иллюстраций цветов Продуктивная деятельность: деятельность со знакомым природным, изобразительным материалом. Действия с крупными фигурками животных (звукоподражание); Рассматривание и обследование муляжей овощей и фруктов. | Участие в выставке «Что нам осень принесла?» Изготовление атрибутов для уголка экспериментирования |
Октябрь | ||||
1.Золотая осень
| Игровая Коммуникативная Познавательно- исследовательская Двигательная Трудовая Чтение художественной литературы Музыкально – художественная Продуктивная | Сюжетно-ролевая игра: «Семья» Дидактические и экологические игры: «Посадим огород», «Угадай комнатное растение по описанию» Имитационные игры «Жу-жу-жу» Беседы: «В нашей семье все трудятся», «Наши деревья» Рассказывание на тему: «Золотая осень» (на основе моделирования – опорные схемы, модели) Ситуативные разговоры и речевые ситуации по теме. Обсуждение ситуаций: «Ребенок сломал веточку как поступить?» Экскурсии по детскому саду, по территории детского сада (наблюдения за сезонными изменениями в природе) Циклические наблюдения за деревьями. Дидактические игры: «Угадай, какое время года?», «Лото с картинками» Решение проблемных ситуаций: «Сломано дерево на участке» Экспериментирование с водой Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Раз, два, три к дереву беги» и по желанию детей. Поручения индивидуальные и коллективные в уголке природы Чтение стихотворение А.Барто «Зайчик», об осени, о природе и другие.
Слушание песенки воды, исполнение песен об осени Музыкально – дидактическая игра «Зайка серенький сидит» Лепка «Угощение для зверят». Аппликация «Осенняя салфетка». Рисование «Дождь идет на улице» | Игры с любимой игрушкой –персонажем и ролевыми атрибутами. Рассматривание иллюстраций комнатных растений, деревьев, осени. Конструирование из крупного и среднего конструктора знакомых построек. Игры с водой, мыльными пузырями. Эксперименты с водой Моделирование приметы осени Продуктивная деятельность: деятельность со знакомым природным, изобразительным материалом; | Посев семян цветов в зиму, Посадка кустарников Совместные прогулки по участку |
Ноябрь | ||||
1. Комнатные растения (как вас называть?) 2. Зеленые стрелки: высадка лука 3. Знаем ли мы птиц? 4. Как живется животным рядом с человеком? | Игровая Коммуникативная Познавательно- исследовательская Двигательная Трудовая Чтение художественной литературы Музыкально – художественная Продуктивная | Сюжетные игры: «Поездка на автобусе», «Непредвиденная ситуация на дороге». Дидактические игры: «Фрукты-овощи», «Кто, что любит?», «Посадим огород» Театрализованная игра: «Репка» Беседа: «Дикие животные», «Осень проходит, скоро зима». Рассказывание на тему: « Дружная семья ежат» (на основе моделирования – опорные схемы, модели). Обсуждение ситуаций: «Что делает зимой ежик?» Экскурсии по территории детского сада (наблюдения за сезонными изменениями в природе) Циклические наблюдения за погодой. Дидактические игры: «Угадай, что это?», игра «Домино» Решение проблемных ситуаций: «Для чего ежу иголки?» Экспериментирование с водой (тонет -не тонет» Коллекция: «Подарки осени». Подвижные игры программные и по желанию детей. Хороводные игры Поручения индивидуальные и коллективные Чтение потешки «Пошла Маня на базар» с рассматриванием иллюстрации Ю.Васнецова Музыкально – дидактическая игра «Чьей мамы голосок?» (домашние животные и птицы) Лепка «Овощи и фрукты с нашего огорода» Аппликация «Осенняя картинка» (коллективный коллаж) Рисование «Погрузим овощи в машины» | Игры с любимой игрушкой –персонажем и ролевыми атрибутами. Действия с персонажами сказки «Репка»; Рассматривание иллюстраций Эксперименты с водой. Продуктивная деятельность: деятельность со знакомым природным, изобразительным материалом; Рассматривание иллюстраций в прочитанных взрослым книгах. Действия с крупными фигурками животных (звукоподражание); Рассматривание и обследование муляжей овощей и фруктов. | Подбор иллюстраций о растениях Совместное развлечение «В гостях у осени» Изготовление кормушек |
Декабрь | ||||
1. Зимний сон природы 2. Зеленая елочка -живая иголочка 3. Кто как зимует: жизнь растений зимой 4. Кто как зимует: жизнь животных зимой | Игровая Коммуникативная Познавательно- исследовательская Двигательная Трудовая Чтение художественной литературы Музыкально – художественная Продуктивная | Сюжетные игры: «День рожденье у зверей», «Непредвиденная ситуация на дороге». Дидактические игры: «Подбери пару», «Опиши, мы отгадаем, «Какая это птичка» Театрализованная игра: «Заюшкина избушка» Беседы: «Пришла настоящая зима», «Какой бывает снег» Составление описательного рассказа на тему: « Дикие животные» (на основе моделирования – опорные схемы, модели). Обсуждение ситуаций: «Почему елка и зимой и летом одним цветом» Экскурсии по территории детского сада (наблюдения за сезонными изменениями в природе) Циклические наблюдения за погодой. Дидактические игры: «Угадай, что это?», «Кто быстрее найдет дерево» Решение проблемных ситуаций: «Для чего зайцу белая шубка зимой?» Экспериментирование с водой (вода жидкая, она может течь) Подвижные игры «Не заморозь руки», «Зайка беленький сидит», «Снежинки и ветер» Хоровод вокруг елки Поручения индивидуальные и коллективные, труд в уголке природы Чтение потешки «Уж ты зимушка-зима…», С. Маршак «Декабрь» с рассматриванием иллюстраций Музыкально – дидактическая игра «Чьей мамы голосок?» (домашние животные и птицы) Лепка «Птичка» Аппликация «Снег всю землю устилает» (коллективный коллаж) Рисование «Елочка пушистая» | Игры с любимой игрушкой –персонажем и ролевыми атрибутами. Действия с персонажами сказки «Заюшкина избушка»; Рассматривание иллюстраций Эксперименты с водой. Рассматривание иллюстраций в прочитанных взрослым книгах. Действия с крупными фигурками животных (звукоподражание). | Подбор иллюстраций о животных Совместное развлечение «В гостях у Дедушки Мороза» |
Январь | ||||
1. Прогулка: что принесла с собой зима? 2. Нужно ли растения поливать? 3. Нужно ли растения мыть? 4. Посмотрите - дом стоит, до краев водой налит | Игровая Коммуникативная Познавательно- исследовательская Двигательная Трудовая Чтение художественной литературы Музыкально – художественная Продуктивная | Сюжетные игры: «Снегурочка в гостях» Дидактические игры: «Варежки», «Опиши, мы отгадаем», «Кто это?» Театрализованная игра: «Три медведя» Инсценировка на фланелеграфе : «Лиса и заяц» Беседы: «Как красив зимний лес», «Гуляем и кустики не ломаем» Составление описательного рассказа на тему: « Зима» (на основе моделирования – опорные схемы, модели). Обсуждение ситуаций: «Почему медведь спит зимой?», «Зима это хорошо или плохо?» Экскурсии по территории детского сада (наблюдения за сезонными изменениями в природе) Циклические наблюдения за погодой. Дидактические игры: «Угадай, что это?», «Кто быстрее найдет дерево» Решение проблемных ситуаций: «Почему вода зимой замерзает?» Экспериментирование с водой (таяние и замерзание воды) Пальчиковая гимнастика: «Погреем пальчики» Подвижные игры: «Бегите ко мне», «Лиса и зайцы» Поручения индивидуальные и коллективные С.Дрожжин «Улицей гуляет Дедушка Мороз» с рассматриванием иллюстраций Музыкально – дидактическая игра «На каком инструменте играю», песни и хороводы о зиме Конструирование: «Построим дом для лисички» Аппликация «Деревья на нашем участке» Рисование «Подарки для Деда Мороза» | Игры с любимой игрушкой –персонажем и ролевыми атрибутами. Действия с персонажами сказки «Три медведя», «Лиса и заяц» Рассматривание иллюстраций о животных, о зиме Эксперименты с водой. Рассматривание иллюстраций в прочитанных взрослым книгах. Действия с крупными фигурками животных (звукоподражание). Труд в уголке природы. Самостоятельная деятельность в центрах развития | Подбор иллюстраций о зиме Совместное спортивное развлечение «Мы мороза не боимся» |
Февраль | ||||
1. В гостях у рыбок 2. Все о птицах
3. Всем ли нужна вода? | Игровая Коммуникативная Познавательно- исследовательская Двигательная Трудовая Чтение художественной литературы Музыкально – художественная Продуктивная | Сюжетные игры: «Магазин» Дидактические игры: «Найди такой же цветок», «Какое время года», «Собери картинку» Кукольный театр: «Как Снеговик солнце искал» Беседа: «Наши комнатные растения Составление рассказа на тему: «Рыбки в аквариуме (на основе моделирования – опорные схемы, модели). Обсуждение ситуаций: «Зима это хорошо или плохо?» Экскурсии по территории детского сада (наблюдения за сезонными изменениями в природе), игры со снегом Циклические наблюдения за погодой. Дидактические игры: «Угадай, что это?», «Кто быстрее найдет дерево» Решение проблемных ситуаций: «Почему вода » Экспериментирование с водой (узнаем какая вода) Пальчиковая гимнастика «Погреем пальчики» Подвижные игры «Снежинки и ветер», «Сосулька», игра-путешествие «В зимнем сказочном лесу» Поручения индивидуальные и коллективные (полив, рыхление комнатных растений) А.Барто «Снег», И.Никитин «Зашумела, разгулялась в поле непогода…» с рассматриванием иллюстраций Музыкально – дидактическая игра «На каком инструменте играю», песни и хороводы о зиме Лепка: «Рыбки» Аппликация «Снеговик» Рисование «Снежные комочки» | Игры с любимой игрушкой –персонажем и ролевыми атрибутами. Действия с персонажами сказки Рассматривание иллюстраций о комнатных растениях, рыбках, о зиме Эксперименты с водой. Рассматривание иллюстраций в прочитанных взрослым книгах. Труд в уголке природы. Самостоятельная деятельность в центрах развития | Подбор загадок, пословиц, примет о зиме Совместные прогулки по территории детского сада |
Март | ||||
1. К нам весна шагает!
| Игровая Коммуникативная Познавательно- исследовательская Двигательная Трудовая Чтение художественной литературы Музыкально – художественная Продуктивная | Сюжетная игра: «Семья» Дидактические игры: «Как называется одежда», «Опиши, мы отгадаем», «Найди такое же животное и назови», «Что лишнее» Игра - драмматизация: «Петушок и бобовое зернышко» Беседы: «Наступила весна», «Как изменилась одежда» Составление описательного рассказа на тему: « Домашние животные» (на основе моделирования – опорные схемы, модели). Обсуждение ситуаций: «Почему сосульки тают?» Экскурсии по территории детского сада (наблюдения за сезонными изменениями в природе) Циклические наблюдения за погодой. Дидактические игры: «Похожи не похожи», «Времена года» Решение проблемных ситуаций: «Почему кошка языком чистит себе шерстку?» Экспериментирование (влияние тепла на рост растений) Подвижные игры по желанию детей, игры с солнечным зайчиком Поручения индивидуальные и коллективные, труд в уголке природы Чтение потешки «Весна, весна красна…», А. Бродский «Солнечные зайчики», В.Сутеева «Кто сказал «Мяу?» с рассматриванием иллюстраций Музыкально – дидактическая игра «Чьей мамы голосок?» (домашние животные и птицы) Лепка «Кошечка» Аппликация «Цветы для мамы» Рисование «Пришла весна на дорогах лужи» | Игры с любимой игрушкой –персонажем и ролевыми атрибутами. Действия с персонажами сказки «Петушок и бобовое зернышко»; Рассматривание иллюстраций о домашних животных. Рассматривание иллюстраций в прочитанных взрослым книгах. Действия с крупными фигурками животных (звукоподражание). | Подбор иллюстраций о домашних животных Совместное развлечение «Маму, мамочку свою, очень, очень я люблю…» Участие в фотовыставке «Мой четвероногий друг» |
Апрель | ||||
1. Знакомство с первоцветами 2. Есть ли мама у теленка, поросенка, жеребенка? 3.Как живут звери в лесу весной? 4. Растения нашего участка: знакомство с кленом | Игровая Коммуникативная Познавательно- исследовательская Двигательная Трудовая Чтение художественной литературы Музыкально – художественная Продуктивная | Сюжетная игра: «Терем для животных» Дидактические игры: «Чьи детки?», «Опиши, мы отгадаем», «Что лишнее», «Кто как кричит» Театрализованная игра «Два жадных медвежонка» Беседы: «Пришла настоящая весна», «Уж тает снег, бегут ручьи» Составление описательного рассказа на тему: « Береза» (на основе моделирования – опорные схемы, модели). Обсуждение ситуаций: «Как почувствовать тепло солнышко?» Экскурсии по территории детского сада к хвойным и лиственным деревьям (наблюдения за сезонными изменениями в природе) Циклические наблюдения за погодой. Дидактические игры: «Похожи не похожи», «Времена года» Решение проблемных ситуаций: Экспериментирование (Свойства песка) Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Лохматый пес» по желанию детей, игры с пусканием кораблика Поручения индивидуальные и коллективные, труд в уголке природы Чтение В.Сутеева «Три котенка», «Цыпленок и утенок», З.Александрова «Капель», П. Воронько «Березка» Музыкально – дидактическая игра «Чьей мамы голосок?» (домашние животные и дикие животные), голоса весеннего леса Конструирование «Кораблик» Аппликация «Пушистая верба» Рисование «Береза» | Игры с любимой игрушкой –персонажем и ролевыми атрибутами. Действия с персонажами сказки «Два жадных медвежонка»; Рассматривание иллюстраций о домашних и диких животных. Рассматривание иллюстраций в прочитанных взрослым книгах. Действия с крупными фигурками животных (звукоподражание). | Совместное спортивное развлечение «Будь здоров» Подбор загадок, пословиц, примет о весне Участие в конкурсе фотовыставке «Мир природы глазами детей» Совместные прогулки, экскурсии |
Май | ||||
1. Насекомые весной: знакомство с муравьем, кузнечиком 2. Чудесные превращения бабочек 4. Диагностика экологических знаний | Игровая Коммуникативная Познавательно- исследовательская Двигательная Трудовая Чтение художественной литературы Музыкально – художественная Продуктивная | Сюжетная игра: «Магазин» Дидактические игры: «Чья лягушка дальше прыгнет», «Воздушные шары», «Соберем цветик семицветик» Игра-драмматизация «Теремок» Беседы: «Какие цветы цветут на нашем участке», «Какая бывает погода» Составление описательного рассказа на тему: «Весна » (на основе моделирования – опорные схемы, модели). Обсуждение ситуаций:, « Как почувствовать тепло солнышко?» Экскурсии по территории детского сада к хвойным и лиственным деревьям (наблюдения за сезонными изменениями в природе) Циклические наблюдения за погодой. Дидактические игры: «Угадай, какое время года» Решение проблемных ситуаций: «Что такое хорошо и что такое плохо» Экспериментирование (Свойства глины) Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Бегите ко мне», «Журавль и лягушки» Поручения индивидуальные и коллективные, труд в уголке природы, на участке Чтение Е.Благининой «Одуванчик», С.Дрожжин «Первый гром», Музыкально – дидактическая игра «Наш оркестр», голоса весеннего леса Лепка «Божья коровка» Аппликация «Бабочки на лугу» Рисование «Одуванчик в траве» | Игры с любимой игрушкой –персонажем и ролевыми атрибутами. Действия с персонажами сказки «Теремок»; Рассматривание иллюстраций насекомых, цветов Действия с крупными фигурками насекомых (звукоподражание). | Участие в природоохранных акциях (уборка территории ДОУ, посадка кустарников, рассады цветов) Подбор загадок, пословиц, примет о насекомых (лягушка, бабочка, жук) Участие в создание в ДОУ «Сухого ручья» Совместные прогулки, экскурсии |
Ресурсное обеспечение проекта:
- Уголок экологии и экспериментирования в группе.
- Центр экологии и экспериментирования в ДОУ.
- Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).
- Библиотечка юного эколога.
- Подборка художественной литературы «Познавательное чтение».
- Картотека опытов и экспериментов.
- Сотрудничество с социальными институтами детства:
- Художественная школа;
- Калачинский краеведческий музей;
- Станция натуралистов.
Ожидаемые результаты
Для детей:
- Сформированность положительной мотивации на природу.
- Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
- Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей.
- Ответственное отношение детей к окружающей среде, к своему здоровью.
- Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.
Для педагогов:
- Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.
- Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.
- Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по эколого-познавательной деятельности дошкольников.
- Создание экологической тропы в Учреждении.
- Личностный и профессиональный рост.
- Самореализация.
Для родителей:
- Повышение уровня экологического сознания.
- Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Познавательно – исследовательская деятельность как средство формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста»
Презентационный материал к проекту "Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста"....
Методическая разработка образовательной области "Познавательное развитие" тема: "Организованная игровая деятельность как механизм формирования экологической культуры детей дошкольного возраста"
Методическая разработка образовательной области "Познавательное развитие" - методический материал для педагогов....
Проектная деятельность как средство формирования экологического сознания детей дошкольного возраста
Экологическое образование дошкольников, развитие познавательных способностей через природоведческую тематику с использованием современных активных форм обучения. .....
Доклад по теме : «Проектная деятельность по благоустройству территории ДОУ как эффективное средство формирования экологической культуры детей дошкольного возраста».
Презентация опыта работы https://disk.yandex.ru/d/jNNNOPWw8mnVrw...
Мероприятие "Юные метеорологи" для детей среднего дошкольного возраста. В рамках проекта "Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"
Широкие возможности для развития ребенка - дошкольника оказывает эксперементирование с различными объектами. И важно поддерживать стремление детей к познанию интересующих их явлений и событий....
Мастер - класс для педагогов "Метеостанция в ДОУ как условие развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольников" в рамках реализации проекта "Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"
С созданием метеостанции в детском саду появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и ...
«Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста»
Изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в дошкольные годы очень важны для воспитания развивающейся личности....