Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности (Консультация для педагогов)
консультация (младшая группа) на тему

Левченко Ольга Сергеевна

одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребёнка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игры-эксперименты консультация22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Игры – экспериментирования  в воспитании младшего дошкольника

как субъекта здоровьесберегающей деятельности

         Вся жизнь ребёнка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Отечественный философ, богослов, психолог и педагог В. В. Зеньковский,  пытаясь разгадать феномен детства, утверждал, что «…для того и дано нам детство, что бы мы играли. Функция детства, согласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать развиться ребёнку, не выходя в прямое общение с действительностью, но в то же время, не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства …»

        Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребёнка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего возраста. Учитывая эти особенности современных детей, процесс воспитания дошкольников как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведения закономерно ищет те игровые формы организации воспитательной работы, которые привлекали бы детей и были бы эффективны в достижении направленной цели. Главное достоинство экспериментов и игр-экспериментирований заключается в том, что они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

      Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.  

Игры-эксперименты, или игры-экспериментирования, а также игры-путешествия представляют собой один из видов дидактической игры.

        Игры-эксперименты - это игры на основе экспериментов с предметом (предметами). Основное действие для ребёнка – это манипуляция с определённым предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в практиковании, закреплении культурно-гигиенических  умений и навыков, навыком ЗОЖ.

      Игры заключаются в том, что ребёнок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия.

Подобные игры разрабатываются или отбираются воспитателем на основе следующих принципов:

  • возраста и опыта детей, ведущего вида деятельности;
  • доступности содержания игр;
  • сочетания наглядного материала и действий, словесного комментария воспитателя и действие детей;
  • ориентации на обеспечении «культурной практики» детей в игре;
  • сохранения продолжительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности;
  • адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе;
  • постепенного усложнения игр;
  • цикличной организации игр.

Предлагаемые игры для детей младшего дошкольного возраста объединены в три тематических цикла по основанию  содержания культурно гигиенических умений и навыков:

  1. Цикл - «Водичка водичка»;
  2. Цикл - «Я одеваюсь сам»;
  3. Цикл - «Так привыкли мы к порядку».

Игры I цикла «Водичка, водичка…»

Игры – экспериментирование

«Чистящая вода»

        Цели

  • Получить и закрепить представления, что вода смачивает и очищает.
  • Сформировать навык мыть руки водой через практикование и экспериментирование с водой.

Материалы: широкая миска с водой, две салфетки: чистая и грязная; гуашь.

       

                                               Игра - экспериментирование 

                                                   «Делаем мыльные пузыри» 

        Цели

  • Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойствами мыла: может растягиваться, образует плёнку, меняет цвет.
  • Поддержать интерес к здоровьесберегающим предметам.

Материалы: жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки или специальная пластиковая петля для мыльных пузырей, стаканчики, вода, подносы.

Игра – путешествие

«Путешествие в страну Щеток»

          Цели

  • Обратить внимание детей на то, что существуют разные щетки (обувная, швабра, зубная, для расчесывания), но цель одна – помочь человеку убрать грязь.
  • Закрепить необходимый навык в использовании здоровьесберегающего предмета.

   Материалы: разные щетки.

Игры II цикла

 “Я одеваться сам могу”

«Что отражается в зеркале»

           Цели

  • Познакомить детей с понятием «отражение».
  • Рассказать о необходимости использования зеркала для человека.

      Материалы: зеркала, ложки.

Игра – путешествие

«Путешествие в страну Одежды»

           Цели

  • Продиагностировать, что знают дети о назначении одежды и о правилах ухода за ней.
  • Пропрактиковаться в складывании одежды.

  Материалы: картинки с изображением одежды, обуви головных уборов.

Игры III цикла

«Так привыкли мы к порядку»

Игра – путешествие

«Путаница, или Что для чего»

          Цель

Выявить путем исправления ошибок, что каждая вещь нужна для определенных действий и должна находиться на своем месте.

Материалы: тарелка, свитер, сапоги, игрушка, книжка.

Игра – путешествие

«Путешествие в страну Игрушек»

          Цель

Продиагностировать, что знают дети о необходимости соблюдения порядка в помещении, о необходимости убирать игрушки на место, быть бережным в отношении игрушки.

Материалы: разбросанные игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры-экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающих технологий.

Игры- экспериментирования для детей младшего и среднего возраста. Безопасность детей вовремя проведения экспериментов....

Консультация "Игры - экспериментирования а воспитание младшего дошкольника, как субъект здоровьсберегающей деятельности" для воспитателей

Консультация "Игры - экспериментирования в воспитаниии младшего дошкольника, как субъекта здоровьесберегающей деятельности" для воспитетелей...

Выступление из опыта «Игры – экспериментирование в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности».

Одним из видов игр,  которые могут быть использованы в ходе воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведения становя...

Игры - экспериментирования в воспитании младшего дошкольника, как субъекта здоровьесберегающей деятельности.

Сегодня одна из актуадьных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые зн...

Игры-экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности.

Игры-эксперименты — это игры на основе экспериментирования с пред­метом (предметами). Основное дей­ствие для ребенка — это манипуляция с определенным предметом на основе заданного ...

Консультация для воспитателей «Игры-эксперименты в воспитании младших дошкольников как субъекта здоровьесберегающей деятельности и познавательного развития»

Консультация для воспитателей «Игры-эксперименты в воспитании младших дошкольников как субъекта здоровьесберегающей деятельности и познавательного развития»...