Игры-экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающих технологий.
статья (младшая группа) по теме
Игры- экспериментирования для детей младшего и среднего возраста. Безопасность детей вовремя проведения экспериментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry-eksperimentirovaniya.docx | 40.71 КБ |
Предварительный просмотр:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МБОУ «СОШ с.Волоконовка» ГДДВ «Василёк» Игры экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности Подготовила: Леденева Н.И. воспитатель МОУ «СОШ с.Волоконовка» ГДДВ «Василек» В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в систе ме дошкольного образования формируется еще один эффектив ный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования, который давно занял проч ное место в высшей и средней школе. Он очень широко представлен разнообразными играми-экспериментированиями. Главное достоинство экспериментов и игр-экспериментирований заключа ется в том, что они дают детям реальные представления о различ ных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспери мента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необхо димость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость да вать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные зако номерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, кото рые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способно стей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой ме тод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошколь ном возрасте он является ведущим, а в первые три года — прак тически единственным способом познания мира. Своими кор нями экспериментирование уходит в манипулирование предметами. В детском возрасте ведущим видом деятельности является не только игра, как это принято считать, а в большей части экспериментирование. Для обосно вания данного вывода приводятся многие доказательства. 1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельно сти же экспериментирования ребенок самостоятельно воздей ствует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полно го их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребен ку, а строится самими детьми. 2. В экспериментаторстве достаточно четко представлен мо мент саморазвития: преобразования объекта, производимые ре бенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют произ водить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели. 3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают зани маться каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окру жающим миром путем экспериментирования психическое раз витие ребенка затормаживается. 4. Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя воз никает значительно позже деятельности экспериментирования. Таким образом, нельзя отрицать справедливость утвержде ния, что наблюдения и эксперименты составляют основу вся кого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Не следует думать, что игры-экспериментирования таят в себе особую опасность; они не более опасны, чем ставшая при вычной работа с иголкой, спицами, ножом и ножницами. Вот мнение Ж.-Ж. Руссо, высказанное в столь образной форме: «Представляя детям пол ную свободу проявлять их резвость, следует устранять от них все, что может сделать ее чересчур убыточной, и не оставлять у них под руками ничего хрупкого и ценного... Я не знаю, видел ли кто-нибудь, чтобы ребенок, оставленный на свободе, убил или искалечил себя или причинил себе значительный вред, если только его не поместили неосторожно на высоком месте, не покинули одного у огня, не оставили подле него опасных ору дий». В этом высказывании звучит не только уверенность в без опасности самостоятельной деятельности ребенка, но и напо минание о том, что не следует пренебрегать разумными прави лами безопасности, поскольку такое пренебрежение может по влечь за собой несчастные случаи. Самые главные проблемы: соблюдение правил безопасно сти детьми и соблюдение правил безопасности педагогом. Работа с живым объектом 1. Никогда нельзя проводить эксперименты с незнакомыми объектами, будь то незнакомые виды или незнакомые индиви ды. Последствия могут оказаться неожиданными и опасными. 2. Работа с ядовитыми животными, растениями и грибами проводится только в крайних, особо необходимых случаях, все операции производятся педагогом. Детям такие объекты не да ются. 3. Выбирая живой объект, нужно убедиться, что данный эк земпляр обладает спокойным характером и не является агрес сивным, чрезмерно возбудимым или, напротив, слишком за торможенным. 4. Во время эксперимента надо создать спокойную обстанов ку, не нервировать животное самому и не позволять этого де лать детям; испугавшись, любое мирное животное может стать опасным. 5. Если животное принесено в группу из другого места, име ет смысл дать ему некоторое время освоиться с обстановкой; в противном случае оно будет нервничать, и педагог не сможет провести все задуманные эксперименты. 6. Категорически запрещаются эксперименты с больными животными, если заболевание является инфекционным или инвазионным и может передаться детям. 7. Нежелательно проводить эксперименты с больными жи вотными и в том случае, если заболевание не представляет опас ности для человека, но может усилить страдания животного. В отдельных случаях можно провести наблюдения, но каких-либо вмешательств следует избегать. 9. От педагога требуется умение прогнозировать поведение животных. Это позволит предупредить возникновение опасных моментов. 10. Если животное стало нервничать, эксперимент прекра щается, и животное изолируется от детей. 11. Если, несмотря на все принятые меры, животное стало агрессивным, педагог принимает удар на себя и тем самым за щищает детей. Но такого быть не должно. Умение прогнозиро вать поведение объектов позволит заметить вероятность опас ности задолго до того, как она возникнет. Работа с детьми 1. Как неоднократно подчеркивалось выше, дошкольники в силу возрастных особенностей не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают обо всем, поэтому обязан ность следить за соблюдением правил безопасности целиком ле жит на педагоге. 2. Для того чтобы дети ставили опыты с пользой для себя и испытывали удовольствие от этого вида деятельности, их надо обучать. Чем чаще применяется данный метод, тем более проч ными становятся навыки экспериментирования, тем ниже ве роятность ЧП. Экспериментирование от случая к случаю гораз до опаснее, чем систематическое проведение опытов. 3. Работа с детьми строится по принципу «от простого к слож ному». Педагог должен в каждый конкретный момент отдавать себе отчет об уровне сформированности у детей необходимых навыков и не превышать их реальных возможностей при выпол нении экспериментальных действий. 4. Все незнакомые сложные процедуры осваиваются в опре деленной последовательности: а) действие показывает педагог; б) действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке; в) иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с по мощью такого методического приема он дает возможность де тям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совер шения которой велика; г) действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки; д) действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каж дого ребенка; е) действие стало знакомым, и дети совершают его в обыч ном темпе. 5. Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особен ности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации. Заранее предвидя нежелательные реакции, он должен стараться избегать условий, способствующих их возник новению. 6. Одним из факторов, провоцирующих дисциплинарные на рушения, является гиперопека со стороны взрослого и чрез мерные требования по соблюдению тишины и порядка. Поэто му, предъявляя определенные требования к поведению детей во время экспериментирования, не следует переходить некото рых разумных пределов. Работа должна строиться на принципах личностно-ориентированной педагогики, что гасит неадекват ные реакции детей. 7. Чтобы иметь возможность быстро пресекать нежелательные действия детей, имеет смысл выработать у них условный ре флекс на какую-либо короткую команду, например на слова «Стоп!», «Стой!», «Замри!» и т.п. Выработка рефлекса осуще ствляется вне экспериментаторской деятельности и обычно про водится в форме игры. По данной команде все дети на 2—3 се кунды прекращают свои занятия и замирают. Чтобы рефлекс не угасал, педагог периодически отдает такие команды в самое неожиданное для детей время. Такой рефлекс может оказаться полезным не только при экспериментировании, но и во многих других жизненных ситуациях. Выработав рефлекс, надо помнить, что он существует имен но для экстремальных ситуаций. Если педагог будет использо вать его как обычное дисциплинарное воздействие, рефлекс угаснет и в критический момент окажется бесполезным. 8. Для успешного руководства экспериментаторской деятель ностью детей от педагога требуется умение видеть весь коллек тив и распределять внимание между отдельными ребятами; та кое возможно лишь в том случае, если педагог свободно владеет фактическим материалом и не задумывается над методикой про ведения каждого опыта. 9. На занятиях должна быть спокойная обстановка. Если дети нервничают и боятся совершить ошибку, вероятность возник новения непредвиденных ситуаций возрастает. В этом случае педагог руководствуется принципом: лучше исправлять ошиб ки эксперимента, чем последствия нарушения правил безо пасности. Безусловно, приведенный перечень не исчерпывает всех правил безопасности. Они во многом определяются особенностями изучаемых явлений и методикой экспериментирования. Чтобы све сти к минимуму вероятность возникновения несчастных случа ев, у педагога должна быть постоянная психологическая готов ность к быстрому анализу возникшей ситуации и выбору опти мального варианта нормализации обстановки. ________________________________________________________________________
3.http://doshkolniki.org/ekologiya/82-osobennosti-eksperimentirovaniya-v-raznyx-vozrastnyx-gruppax.html |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Игры - экспериментирования а воспитание младшего дошкольника, как субъект здоровьсберегающей деятельности" для воспитателей
Консультация "Игры - экспериментирования в воспитаниии младшего дошкольника, как субъекта здоровьесберегающей деятельности" для воспитетелей...
Выступление из опыта «Игры – экспериментирование в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности».
Одним из видов игр, которые могут быть использованы в ходе воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведения становя...
Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности (Консультация для педагогов)
одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребёнка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и ...
Игры - экспериментирования в воспитании младшего дошкольника, как субъекта здоровьесберегающей деятельности.
Сегодня одна из актуадьных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые зн...
Игры-экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности.
Игры-эксперименты — это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка — это манипуляция с определенным предметом на основе заданного ...
Консультация для воспитателей «Игры-эксперименты в воспитании младших дошкольников как субъекта здоровьесберегающей деятельности и познавательного развития»
Консультация для воспитателей «Игры-эксперименты в воспитании младших дошкольников как субъекта здоровьесберегающей деятельности и познавательного развития»...