Выступление из опыта «Игры – экспериментирование в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности».
статья (младшая группа) по теме
Одним из видов игр, которые могут быть использованы в ходе воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведения становятся игры-экспериментирования. Предлагаемые игры для детей младшего дошкольного возраста объединены в три тематических цикла по основанию содержания воспитания культурно-гигиенические умений и навыков: 1 цикл - «Водичка , водичка»; 2 цикл - «Я одеваюсь сам»; 3 цикл- «Так привыкли мы к порядку».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otskanirovano_.docx | 39.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой
Выступление из опыта
«Игры – экспериментирование в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности».
Воспитатель: Горбунова О.В
Стрежевой 2010г
Вся жизнь ребенка - дошкольника пронизана игрой, только так он
готов открыть себя миру и мир для себя. Отечественный философ, психолог и педагог В. В. Зеньковский пытаясь разгадать феномен детства, утверждал, что « для того и дано нам детство, чтобы мы играли. Функция детства, согласно этой формуле заключается в том, чтобы дать развит!
Ребенок не входя в прямое общение с действительностью, но в тоже время, не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства.
Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности самостоятельно найти и применить необходимые, знания, и умения продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего возраста. Учитывая эти особенности современных детей, процесс воспитания дошкольников как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведения закономерно ищет те игровые формы организации воспитательной работы, которые привлекали бы детей и были бы эффективны в достижении поставленной цели. Одним из видов игр, которые могут быть использованы в ходе воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведения становятся игры-экспериментирования.
Игры-эксперименты, или игры-экспериментирования , а также игры- путешествия представляют собой один из видов дидактической игры.
Игры - эксперименты - это игры на основе экспериментирования с предметом предметам Основное действие для ребенка - это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в практиковании, закреплении культурно-гигиенических умений и навыков, навыков ЗОЖ. Игры - путешествия заключаются в том, что ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует ими, разрешает проблемную игровую ситуации в ходе такого условного путешествия.
Подобные игры разрабатываются или отбираются воспитателем на основе следующих принципов:
- возраст и опыт детей;
- ведущего вида деятельности;
- доступности содержания игр;
- сочетания наглядного материала и действий, словесного
- комментария воспитателя и действий детей;
- ориентации на обеспечение «культурной практики» детей в игре;
- о сохранения положительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности;
Предлагаемые игры для детей младшего дошкольного возраста объединены в три тематических цикла по основанию содержания воспитания культурно-гигиенические умений и навыков: 1 цикл - «Водичка , водичка»; 2 цикл - «Я одеваюсь сам»; 3 цикл- «Так привыкли мы к порядку».
Игра - экспериментирование «Прозрачная вода».
Цели:
- Познакомиться с водой, ее свойствами ( прозрачная, без запаха, льется);
- Сформировать умения и навыки по использованию воды.
Материалы: две прозрачные баночки (одна заполнена водой, вторая с чаем стеклянная); банка с широким горлышком; таз с водой; ложки; маленькие ковшики; сахар; стаканчики для детей; предметные картинки.
В гости к ребятам приходит Капелька.
Воспитатель : Кто такая капелька? Где она живет?
Ребятам предлагается узнать, что находится в банках. Дети убеждаются, что одной – вода, в другой – чай.
Воспитатель: Как вы догадались, что это вода, какого она цвета? Чем пахнет?
Воспитатель предлагает детям наполнить стаканчики водой с помощью ковшиков.
Воспитатель: Что мы делаем?
Дети: Переливаем, наливаем воду.
Воспитатель: Что делает водичка? Дети: Льется.
Воспитатель: Дослушайте, как она льется. Какой слышим звук? Воспитатель предлагает детям добавить в стаканчики сахарный песок ложечкой: помешать и понаблюдать, как сахар растворится . Предлагает поиграть в игру «Узнай и назови». Показывая картинки через банку с чаем, воспитатель спрашивает:
«Вы что - нибудь видите?» Какая вода?
Дети: Прозрачная.
Воспитатель: Что мы узнали о воде? (ответы детей).
Рассматривание картинок через банку
с водой.
Воспитатель: Что вы увидели? Почему так хорошо видно картинку?
Игра –экспериментирование. «Чистящая вода».
Цели:
- Получить или закрепить представления, что вода смачивает и очищает
- Сформировать умение (навык) мыть руки водой через практикование и экспериментирование с водой.
Материалы: широкая миска (желательно прозрачная) с водой, две салфетки: чистая и грязная; безопасная краска для нанесения на детские ладошки.
Описание.
Детям предлагается взять бумажную салфетку (чистую) и осторожно опустить ее в сосуд на поверхность воды. Вода намочила салфетку. Аналогичные действия совершаются, с грязной салфеткой. Объясняется, что вода растворила грязь с салфетки и поэтому стала мутной. Затем на детские ладошки наносится краска и детям нужно опустить руку в воду. Понаблюдать, что будет с ладонями. Рассмотреть, как окрашивается вода, а руки становятся чистыми. Порассуждать с детьми, зачем мыть руки, можно ли ходить с грязными руками, почему это небезопасно.
Игра – экспериментирование «Мокрые рукава и полотенце»
Цели:
- Показать необходимость засучивать рукава (иначе они будут мокрые) и вытирать руки полотенцем насухо;
- Сформировать умение (навык) мыть руки водой и правильно вытирать их полотенцем через практикование и экспериментирование.
Материалы: кусочек полотенца или маленькое полотенце целиком, широкая миска с водой.
миска с водой»
Описание.
Предложить детям взять полотенце и положить его в миску. Воспитатель: как вы думаете, что будет с полотенцем? Дети: оно намокнет, станет мокрым.
Повторить то же с рукавом одежды. Объяснить, что рукава тоже могут намокнуть. Детям предлагается подумать, удобно, полезно ли ходить с намоченными рукавами. Почему это небезопасно? Объяснить, что полотенце впитывает воду (становится мокрым) с рук.
Игра – экспериментирование «Грязные и чисты руки».
- Получить или закрепить представления, что вода очищает;
- Сформировать и закрепить умение (навык) мыть руки через практикование и экспериментирование с водой.
Материалы: две прозрачные миски, условная грязь (глина, краска).
Предложите детям пополоскать руки в миске. Затем испачкать руки снова пополоскать их. Сравнить воду по цвету. Подвести к выводу, что грязь, которая бывает на руках, остается в воде , что вода смывает грязь делает руки чистыми.
\
Игра – экспериментирование: «Какой формы мыльце?».
Цели:
- Получить или закрепить представление о мыле, его свойствах;
- Сформировать и закрепить умение (навык)- мыть руки с мылом через практикование и экспериментирование.
Материалы: кусочки мыла разной формы, тазик с водой.
Описание.
Рассмотреть кусочки мыла разной формы. Обратить внимание, что их изготовили на фабрике, но человек, когда мылит руки, может изменить форму мыла.
Взрослый берет мыло и хорошо намыливает руки, показывая детям необходимые действия, фиксируя их внимание на этом процессе. Потом обращает внимание на форму мыла, рассматривая ее с детьми, ищет что изменилось. Обращает внимание на действия детей, помогает, подсказывает.
После мытья рук с мылом и вытирания их полотенцем насухо взрослый рассматривает с детьми, какой формы оказалось мыльце, какие фигурки получились у детей, на что они похожи. Обращает внимание на воду, ее загрязненность. Делается совместно вывод о том, что вода вместе с мылом делает руки чище ароматнее.
Игра — экспериментирование: «Делаем мыльные пузыри»
Цели:
- Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойствами мыла: может растягиваться. Образует пленочку, меняет цвет.
- Поддержать интерес к здоровьесберегающим предметам.
Материалы: жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки или специальная пластиковая петля для мыльных пузырей, стаканчики, вода, ложки, подносы.
Описание.
Медвежонок Миша рассказывает, что любит пускать мыльные пузыри. Но он не знает, как они делаются.
Воспитатель: Как получаются мыльные пузыри? Можем ли мы их изготовить? Что для этого нужно?
Дети пробуют изготовить мыльные пузыри из куска мыла и воды путем смешивания. Наблюдают, что происходит, опускают петлю в жидкость, вынимают ее, дуют в петлю.
Берут другой стакан, смешивают жидкое мыло с водой(1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла). Опускают петлю в раствор. Воспитатель: Что мы видим, когда вынимаем петлю? потихоньку дуем. Что происходит? Как получился мыльный пузырь? Пузырь получился только из жидкого мыла. Оно может растягиваться в очень тонкую пленку, которая остается в петле. Мы выдуваем воздух, пленка его обволакивает, и получается пузырь.
Можно поиграть в игры, «Какой формы пузырь», «Какой летит дальше, выше? Дети пускают пузыри и рассказывают, на что похож получившийся пузырь.
«Что отражается в зеркале»
Цели:
- Познакомить детей с понятием «отражение»;
- Рассказать о необходимости использования зеркала для человека.
Материалы: зеркала, ложки.
Описание.
Любознательная обезьянка предлагает посмотреть в зеркало.
Воспитатель: Кого вы видите? (ответы детей) Посмотрите в зеркало и скажите, что находится сзади вас? А теперь посмотрите на ложки без зеркала и скажите, отличаются ли они от тех, какие вы видите в зеркале? Дети: Нет, они одинаковые.
Воспитатель: Изображение в зеркале называется, отражением. Зеркало отражает предмет таким, каков он есть на самом деле. Мы можем увидеть в зеркале то, что не видно без него. Посмотрите, обезьянка запачкала мордочку. Но она не видит этого, это видим мы с вами. Как ей узнать, что у нее грязные щеки и ухо? (ответы детей) Правильно, посмотреть в зеркало. Давайте понаблюдаем, как это сделать (импровизация ) поэтому, если вы себя увидите грязными в зеркале, значит, вы испачкались. Необходимо умыться. А еще, глядя в зеркало, можно корчить рожицы.
«А варежки последние».
Цели:
- Закрепить последовательность вещей в ходе одевания.
- Уточнить, что в варежках неудобно одеваться, поэтому их одевают последними.
Материалы: игрушка с пуговицами и молнией, варежки.
Описание.
Предложить детям надеть варежки, застегнуть пуговицы и молнию на игрушке. Показать, что в варежках это делать неудобно, поэтому мы их надеваем последними. Обратить внимание детей на значение варежек в прохладную погоду. Объяснить, чем опасно, когда мерзнут руки, что может последовать за переохлаждением. Отработать несколько приемов: согревания рук, если потерялись варежки.
Игра - путешествие «Путешествие в страну одежды».
Цели:
- Продиагностировать, что знают дети о назначении одежды и о правила ухода за ней;
- Попрактиковаться в складывании одежды.
Материалы: картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов.
Воспитатель: Зачем нужна одежда? Какая она бывает (показывает картинку) (ответы детей) Что может произойти с одеждой?
Дети: Она может испачкаться, порваться, помяться.
Воспитатель: Что делают взрослые, чтобы привести одежду в порядок?
Дети: Стирают, гладят, зашивают ее.
Воспитатель: Вы тоже можете помочь своей одежде. Как?
Дети: Не пачкать ее, не: мять, складывать аккуратно.
Воспитатель: Что надо делать, чтобы одежда не мялась, не пачкалась?
Дети: Аккуратно ее складывать, вешать на вешалку.
Воспитатель предлагает детям поухаживать за своей одеждой и аккуратно сложить ее в шкафчиках.
«Путаница, или что для чего».
Цель:
Выявить путем исправления ошибок, что каждая вещь нужна для определенных действий и должна находиться на своем месте.
Материалы: тарелка, свитер, сапоги, игрушка, книжка.
Описание.
Воспитатель спрашивает детей, что за предметы лежат на столе. Дети отвечают.
Воспитатель: Зачем нужна тарелка (свитер, сапоги, игрушка, книжка)? Ответы детей.
Воспитатель: Что будет, если тарелка находится в шкафчике для одежды?
Дети: Она может испачкаться и разбиться.
Воспитатель: Можно ли потом использовать ее для еды? Почему?
(ответы детей).
Аналогично находятся и рассматриваются все остальные вещи. Детям предлагается разложить их по своим местам.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой
Конспект сюжетно - дидактической игры
«Кондитерская фабрика».
Разработчик О. В. Горбунова.
Сценарий сюжетно - дидактической игры «Кондитерская фабрика».
Цель: формировать у детей 7 -го года жизни умение отражать в игре впечатления от реальной жизни; договариваться об общем игровом замысле, создавать игровую обстановку с учётом темы игры: пользоваться предметами - заместителями, изготавливать их по ходу игры; передавать в роли систему игровых действий, отношений; называть свою роль, словесно определять места расположения играющих.
Закрепить состав числа 8 из двух меньших чисел; навыки лепки и конструирования брусковой коробки, делить лист бумаги на 16 частей.
Развивать речь, мышление.
Воспитывать уважительное отношение к товарищам по игре, продуктам их деятельности. Подготовка к игре.
Занятия, беседы, рассматривание картин по ознакомлению детей с трудом кондитеров. Составление коллекции этикеток.
<
Материал.
Тесто четырёх цветов, листы бумаги квадратной формы по два на каждого и другое.
Игровые роли: кондитер, упаковщик, сортировщик, художник, мастер по изготовлению коробок, рабочий по выдаче материала.
Ход игры.
Воспитатель собирает вокруг себя детей и говорит: « На улице стоит такая прекрасная погода, настроение превосходное, очень захотелось вас порадовать. Догадайтесь, чем?
Читает загадку: «Они шоколадные-
Обёрточки нарядные,
В кармане фантики всегда
Они совсем не ерунда.
- Какие вы догадливые! Мы во время ужина попьём чай с конфетами. Хорошо?
- -Смотрите, куклы почему- то загрустили. Как вы думаете, почему?
- Что же делать?
- А где мы их сделаем?
- Какие нужно разыграть роли, чтобы выпустить конфеты?
- А ещё нужна роль директора. Можно я буду директором кондитерской фабрики?
- Для работы на кондитерской фабрике мне надо 6 кондитеров. Кто желает быть кондитером, встаньте справа от меня.
- Нужно 7 мастеров по изготовлению коробок для конфет. Кто хочет ими быть, встаньте слева от меня.
Рабочий по выдаче материала, останься, пожалуйста, на месте. Три художника, кто хочет ими быть?
- У меня не хватает работников. Кто же будет работать упаковщиками и сортировщиками? ( Мы будем работать все, когда выполним свою работу.)
- Как нужно работать, чтобы получился качественный результат?
(Нужно договориться о расположении цехов, продумать, какой взять материал, выполнять всё по порядку, аккуратно, убрать рабочее место, спокойно разговаривать друг с другом ).
-Товарищи рабочие, слушайте задание. Каждый кондитер должен произвести по 8 конфет двух сортов. Каждый работник цеха по производству коробок произвести по одной коробке. Получая материал, нужно рассказать, по сколько конфет из каждых двух видов сделаете, чтобы получилось 8.
Издаю свистком звук, означающий начало работы.
Проходя по цехам, тихо разговариваю с каждым, находя нужные слова для поощрения.
Дети без вмешательства взрослого после окончания первой операции убирают всё со столов и переходят в цеха сортировки, и упаковки.
Готовую продукцию относят на склад готовой продукции. Спрашиваю, сколько всего конфет в коробке , сколько сортов, сколько конфет каждого сорта.
-Качественно задание выполнено, поэтому ставлю знак качества.
Издаю звук звоночком, означающим конец работы.
-Рабочий день закончился. Подойдите все ко мне.
Как вы думаете, получилась у нас игра? Куклы будут довольны? Почему так думаете?
- Я, как директор, очень довольна своими рабочими. Работали быстро, продукцию изготовили красивую и качественную продукцию. Спасибо.
-Вечером приглашаю всех на чаепитие в честь первого рабочего дня .
%
\
\
1
О/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры-экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающих технологий.
Игры- экспериментирования для детей младшего и среднего возраста. Безопасность детей вовремя проведения экспериментов....
Консультация "Игры - экспериментирования а воспитание младшего дошкольника, как субъект здоровьсберегающей деятельности" для воспитателей
Консультация "Игры - экспериментирования в воспитаниии младшего дошкольника, как субъекта здоровьесберегающей деятельности" для воспитетелей...
Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности (Консультация для педагогов)
одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребёнка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и ...
Игры - экспериментирования в воспитании младшего дошкольника, как субъекта здоровьесберегающей деятельности.
Сегодня одна из актуадьных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые зн...
Игры-экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности.
Игры-эксперименты — это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка — это манипуляция с определенным предметом на основе заданного ...
Консультация для родителей второй младшей группы "Игры - экспериментирования в воспитании младшего дошкольника"
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериме...
Консультация для воспитателей «Игры-эксперименты в воспитании младших дошкольников как субъекта здоровьесберегающей деятельности и познавательного развития»
Консультация для воспитателей «Игры-эксперименты в воспитании младших дошкольников как субъекта здоровьесберегающей деятельности и познавательного развития»...