Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ
статья на тему

Никулина Людмила Алексеевна

 Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ.

Никулина Людмила Алексеевна

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение  Школа №158 (ГБОУ Школа №158) г. Москва

Инструктор по физической культуре.

        Тема здоровья актуальна во все времена. Здоровье - это достояние всего общества, которое нельзя оценить. При встрече или прощании мы желаем друг другу здоровья, потому что это основа счастливой и полноценной жизни. В этом отношении очень важна пора дошкольного детства, когда закладывается « фундамент» общего развития. Именно в этот период нужно постараться обеспечить полноценное физическое, психическое и нравственное развитие, из которых и состоит собственно здоровье.

 Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

         К сожалению, здоровье детей дошкольного возраста с каждым годом катастрофически ухудшается. К моменту поступления в школу, большинство детей имеют те или иные проблемы со здоровьем. Таким образом, встает вопрос о необходимости изу  

   Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15 % и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3 %. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27 % детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90 % детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, не оптимальность соотношения статических и динамических движений. У 20-30 % детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85 % этих детей - потенциальные больные сердечнососудистыми заболеваниями. Около 50 % детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).

Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки.

В последнее время мы все чаще слышим термин « здоровьесберегающие и здоровьеформитующие образовательные технологии». Что же это такое? Вот одно из определений этого понятия: здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

          У различных авторов встречаются разные трактовки понятия «здоровьесберегающие педагогические технологии». Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать,  как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.

Вот некоторые из трактовок педагогической технологии:

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев)

Педагогическая технология – система способов, приемов, шагов, последовательность которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат (Г.М.Коджаспирова).

Педагогическая технология – системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)

Технология обучения – это точное знание того, как надо обучать, и такой способ обучения, который ориентирован на результат и гарантирует его достижение (Е.В.Бондаревская)

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость.

Анализ различных определений и описаний сущности педагогической технологии позволяет за основное принять следующее определение:

Педагогическая технология – это целостный научно обоснованный проект определенной педагогической системы от ее теоретического замысла до реализации в образовательной практике, отражающий их цели, содержание, формы, методы, средства, результаты и условия организации.

Из определения следует, что компонентами педагогической технологии выступают:

  • концептуальная основа (то есть научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент);
  • содержательная часть (то есть цели и содержание обучения и воспитания);
  • процессуальная часть (то есть формы, методы, средства, условия организации учебно-воспитательного процесса, результат)

 Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий в конкретном ДОУ зависит от: типа дошкольного учреждения

  • конкретных условий дошкольного образовательного учреждения  
  • организации здоровьесберегающей среды
  • от программы, по которой работают педагоги
  • продолжительности пребывания детей в ДОУ
  • от показателей здоровья детей
  • профессиональной компетентности педагогов.

      Целью здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.  

         Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, решает главные задачи: сохранение, поддержание и обогащение здоровья педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей.

         Условно можно выделить два вида технологий:

1.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ):

Физическое развитие является одним из ведущих компонентов деятельности детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности, поэтому так важно привить интерес к физкультуре и спорту.

Компоненты ФОТ:

- утренняя гимнастика (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка)

- подвижные и спортивные игры

- динамические паузы

 - стретчинг

- релаксация

- гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др.)

- гимнастика динамическая, корригирующая, ортопедическая

-двигательный режим (с учетом возрастных особенностей)

-оздоровительный режим (с учетом индивидуальных особенностей)

-закаливание («тропа здоровья», длительные прогулки на свежем воздухе)

-спортивные праздники и развлечения (в том числе и на улице)

-Дни здоровья (с вовлечением родителей ребенка)

-квалифицированная работа персонала детского сада в процессе физического воспитания

-создание условий в группе и на улице для занятий физкультурой (оборудованные спортивным инвентарем и тренажерами детская площадка, спортивный зал, спортивный уголок в группе)

-консультации для родителей (требования к развитию движений ребенка в домашних условиях)

Благодаря этим мероприятиям решаются следующие задачи задачи : профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки, происходит развитие двигательной активности и физической выносливости, а также закладываются основы культуры , формирующие здоровый образ жизни.

 

2.Медико-профилактические технологии (МПТ)

Компоненты МПТ:

- рациональное питание (соблюдение норм потребления продуктов, витаминизация пищи, соблюдение питьевого режима, культура организации питания)

- режим дня

- соблюдение длительности занятий (с учетом возрастных особенностей);

- чередование активных и малоактивных видов деятельности детей в режиме дня;

-мониторинг здоровья ( проф.осмотры специалистами);

- контроль в обеспечении норм СанПина;

- здоровьесберегающая среда в ДОУ

-массаж, самомассаж;

-создание атмосферы психологического комфорта (игровая терапия, арт-терапия, песочная терапия);

- смехотерапия

- технологии музыкального воздействия

- арт-терапия

- сказкотерапия

- технологии воздействия цветом

- психогимнастика

- фонетическая ритмика (терапия);

-работа с родителями по совместной заботе о здоровье детей (информация на стендах, стенгазеты, агитирующие к здоровому образу жизни);

-просветительская и методическая работа с воспитателями, направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения по проблемам охраны и укрепления здоровья детей (лекции, семинары, круглые столы, обеспечение научно-методической литературой)

   Таким образом, здоровьесберегающие и здоровье формирующие  технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

   Вот почему применение в работе ДОУ здоровьесберегающих и здоровье формирующих технологий может повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

         Список используемой литературы

  1.  Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: Сфера, 2008.
  2.  Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка: Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.
  3.  Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3–7 лет). – М.: Владос, 2002.
  4. Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях / А.М. Сивцова // Методист. – 2007. – №2.
  5. Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2009.
  6.  Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/03/18/vidy-zdorove-sberegayushchih-tehnologiy-v-dou 
  7. Антонов Ю. Е. «Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века», «Аркти» М., 2001
  8.  Алямовская В. Г. «Как воспитать здорового ребенка» М, 1993
  9.  Алямовская В. Г. «Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания
  10. Глазырина Л. Д. «Физическая культура дошкольникам» «Владос» М. 2001
  11. Гурич А. Г. «Теория биологического поля» М, 1944
  12.  «Детство» Программа развития и воспитания детей в детском саду, СП., 2002
  13.  Ильенков Э. В. «Диалектическая логика» М, 1984
  14.  Казначеев В. П. «Космопланетарный феномен человека», Новосибирск, 1991
  15. Кудрявцев В. Т. , Нестерюк Т. В. , «Развитие двигательной активности и оздоровительная работа с детьми 47 лет», М., 1997
  16.  Кудрявцев В. Т. «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста» М. , 1999
  17.  Казначеев В. П. «Космопланетарный феномен человека» Новосибирск, 1991
  18.  Леви Гориневская Е.Г., Быкова А.И., «Закаливание детского организма» М., 1962 Материалы Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в ДОУ» М. , 2001
  19. Маркова Л. С., «Программа развития дошкольного образовательного учреждения», М. , 2002
  20.  Праздников В. П. «Закаливание детей дошкольного возраста» «Медицина», 1988
  21. «Радуга» программа и методическое руководство М, 1996
  22.  Сивачева Л. Н. «Физкультура – это радость», Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2002 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы ДОУ. Особенностью организации воспитательно- образовательной работы должен стать интегрированный...

ПРОЕКТ «Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении»

Внедрение инновационных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в практику работы ДОУ....

Отчёт. Использование здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности с детьми в старшей группе.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. В словаре русского языка С. И. Ожегова записано: «Здоровье – это правильная, нор...

Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)"

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы)

Самой актуальной темой для разговора во все времена была тема здоровья человека.Немаловажную роль в воспитании основ здорового образа жизни у ребенка – дошкольника отводится ДОУ. В ФГОС дошкольн...

Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)"

Статья Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)...