Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ
статья на тему
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ | 28.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ.
Никулина Людмила Алексеевна
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Школа №158 (ГБОУ Школа №158) г. Москва
Инструктор по физической культуре.
Тема здоровья актуальна во все времена. Здоровье - это достояние всего общества, которое нельзя оценить. При встрече или прощании мы желаем друг другу здоровья, потому что это основа счастливой и полноценной жизни. В этом отношении очень важна пора дошкольного детства, когда закладывается « фундамент» общего развития. Именно в этот период нужно постараться обеспечить полноценное физическое, психическое и нравственное развитие, из которых и состоит собственно здоровье.
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
К сожалению, здоровье детей дошкольного возраста с каждым годом катастрофически ухудшается. К моменту поступления в школу, большинство детей имеют те или иные проблемы со здоровьем. Таким образом, встает вопрос о необходимости изу
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15 % и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3 %. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27 % детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90 % детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, не оптимальность соотношения статических и динамических движений. У 20-30 % детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85 % этих детей - потенциальные больные сердечнососудистыми заболеваниями. Около 50 % детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).
Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки.
В последнее время мы все чаще слышим термин « здоровьесберегающие и здоровьеформитующие образовательные технологии». Что же это такое? Вот одно из определений этого понятия: здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
У различных авторов встречаются разные трактовки понятия «здоровьесберегающие педагогические технологии». Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать, как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.
Вот некоторые из трактовок педагогической технологии:
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев)
Педагогическая технология – система способов, приемов, шагов, последовательность которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат (Г.М.Коджаспирова).
Педагогическая технология – системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)
Технология обучения – это точное знание того, как надо обучать, и такой способ обучения, который ориентирован на результат и гарантирует его достижение (Е.В.Бондаревская)
Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость.
Анализ различных определений и описаний сущности педагогической технологии позволяет за основное принять следующее определение:
Педагогическая технология – это целостный научно обоснованный проект определенной педагогической системы от ее теоретического замысла до реализации в образовательной практике, отражающий их цели, содержание, формы, методы, средства, результаты и условия организации.
Из определения следует, что компонентами педагогической технологии выступают:
- концептуальная основа (то есть научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент);
- содержательная часть (то есть цели и содержание обучения и воспитания);
- процессуальная часть (то есть формы, методы, средства, условия организации учебно-воспитательного процесса, результат)
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий в конкретном ДОУ зависит от: типа дошкольного учреждения
- конкретных условий дошкольного образовательного учреждения
- организации здоровьесберегающей среды
- от программы, по которой работают педагоги
- продолжительности пребывания детей в ДОУ
- от показателей здоровья детей
- профессиональной компетентности педагогов.
Целью здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, решает главные задачи: сохранение, поддержание и обогащение здоровья педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей.
Условно можно выделить два вида технологий:
1.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ):
Физическое развитие является одним из ведущих компонентов деятельности детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности, поэтому так важно привить интерес к физкультуре и спорту.
Компоненты ФОТ:
- утренняя гимнастика (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка)
- подвижные и спортивные игры
- динамические паузы
- стретчинг
- релаксация
- гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др.)
- гимнастика динамическая, корригирующая, ортопедическая
-двигательный режим (с учетом возрастных особенностей)
-оздоровительный режим (с учетом индивидуальных особенностей)
-закаливание («тропа здоровья», длительные прогулки на свежем воздухе)
-спортивные праздники и развлечения (в том числе и на улице)
-Дни здоровья (с вовлечением родителей ребенка)
-квалифицированная работа персонала детского сада в процессе физического воспитания
-создание условий в группе и на улице для занятий физкультурой (оборудованные спортивным инвентарем и тренажерами детская площадка, спортивный зал, спортивный уголок в группе)
-консультации для родителей (требования к развитию движений ребенка в домашних условиях)
Благодаря этим мероприятиям решаются следующие задачи задачи : профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки, происходит развитие двигательной активности и физической выносливости, а также закладываются основы культуры , формирующие здоровый образ жизни.
2.Медико-профилактические технологии (МПТ)
Компоненты МПТ:
- рациональное питание (соблюдение норм потребления продуктов, витаминизация пищи, соблюдение питьевого режима, культура организации питания)
- режим дня
- соблюдение длительности занятий (с учетом возрастных особенностей);
- чередование активных и малоактивных видов деятельности детей в режиме дня;
-мониторинг здоровья ( проф.осмотры специалистами);
- контроль в обеспечении норм СанПина;
- здоровьесберегающая среда в ДОУ
-массаж, самомассаж;
-создание атмосферы психологического комфорта (игровая терапия, арт-терапия, песочная терапия);
- смехотерапия
- технологии музыкального воздействия
- арт-терапия
- сказкотерапия
- технологии воздействия цветом
- психогимнастика
- фонетическая ритмика (терапия);
-работа с родителями по совместной заботе о здоровье детей (информация на стендах, стенгазеты, агитирующие к здоровому образу жизни);
-просветительская и методическая работа с воспитателями, направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения по проблемам охраны и укрепления здоровья детей (лекции, семинары, круглые столы, обеспечение научно-методической литературой)
Таким образом, здоровьесберегающие и здоровье формирующие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Вот почему применение в работе ДОУ здоровьесберегающих и здоровье формирующих технологий может повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
Список используемой литературы
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: Сфера, 2008.
- Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка: Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.
- Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3–7 лет). – М.: Владос, 2002.
- Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях / А.М. Сивцова // Методист. – 2007. – №2.
- Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/03/18/vidy-zdorove-sberegayushchih-tehnologiy-v-dou
- Антонов Ю. Е. «Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века», «Аркти» М., 2001
- Алямовская В. Г. «Как воспитать здорового ребенка» М, 1993
- Алямовская В. Г. «Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания
- Глазырина Л. Д. «Физическая культура дошкольникам» «Владос» М. 2001
- Гурич А. Г. «Теория биологического поля» М, 1944
- «Детство» Программа развития и воспитания детей в детском саду, СП., 2002
- Ильенков Э. В. «Диалектическая логика» М, 1984
- Казначеев В. П. «Космопланетарный феномен человека», Новосибирск, 1991
- Кудрявцев В. Т. , Нестерюк Т. В. , «Развитие двигательной активности и оздоровительная работа с детьми 47 лет», М., 1997
- Кудрявцев В. Т. «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста» М. , 1999
- Казначеев В. П. «Космопланетарный феномен человека» Новосибирск, 1991
- Леви Гориневская Е.Г., Быкова А.И., «Закаливание детского организма» М., 1962 Материалы Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в ДОУ» М. , 2001
- Маркова Л. С., «Программа развития дошкольного образовательного учреждения», М. , 2002
- Праздников В. П. «Закаливание детей дошкольного возраста» «Медицина», 1988
- «Радуга» программа и методическое руководство М, 1996
- Сивачева Л. Н. «Физкультура – это радость», Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы ДОУ. Особенностью организации воспитательно- образовательной работы должен стать интегрированный...
ПРОЕКТ «Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении»
Внедрение инновационных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в практику работы ДОУ....
«Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в воспитании детей ДОУ №36» Физкультурно-оздоровительный проект "Растем олимпийцами" ГБОУ СОШ №6 СП «Детский сад №36» г. Сызрани Самарской области
Опыт работы воспитателя с детьми в детском саду по здоровьеформирующим и здоровьесберегающим технологиям...
Отчёт. Использование здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности с детьми в старшей группе.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. В словаре русского языка С. И. Ожегова записано: «Здоровье – это правильная, нор...
Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)"
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы)
Самой актуальной темой для разговора во все времена была тема здоровья человека.Немаловажную роль в воспитании основ здорового образа жизни у ребенка – дошкольника отводится ДОУ. В ФГОС дошкольн...
Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)"
Статья Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)...