«Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в воспитании детей ДОУ №36» Физкультурно-оздоровительный проект "Растем олимпийцами" ГБОУ СОШ №6 СП «Детский сад №36» г. Сызрани Самарской области
опыты и эксперименты по теме

Габдулсабирова Лидия Вячеславовна

Опыт работы воспитателя с детьми в детском саду по здоровьеформирующим и здоровьесберегающим технологиям 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в воспитании детей ДОУ №36»

Физкультурно-оздоровительный проект

"Растем олимпийцами"

ГБОУ СОШ №6 СП «Детский сад №36» г. Сызрани Самарской области

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный, групповой семейный.

Продолжительность: долгосрочный.

Участники проекта: дети детского сада, воспитатели, медицинские работники, инструктор физкультуры, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Актуальность. 

По данным научного центра здоровья детей РАМН, около 90% детей имеют различные отклонения в физическом и психическом развитии. Одно из первых мест среди них занимают нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА), которые оказывают негативное влияние на ведущие физиологические системы организма (сердечно-сосудистая, дыхательная, центральная, нервная и др.), на показатели здоровья вообще и уровень работоспособности. Функциональные нарушения ОДА у детей представлены в виде деформации осанки и стоп.       Стабилизация стопы и коррекция плоскостопия у детей – одна из ключевых задач, так как это влияет на формирование всего опорно-двигательного аппарата детей.

В настоящее время также остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей, как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.

Цель:

 выявление методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало ребенку гармоничное развитие, помогало детям использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня, приобщение детей к физической культуре как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.

Задачи:

Оздоровительные задачи:  

           развитие и укрепление костной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов: развитие движений, а также закаливание организма ребенка

Образовательные задачи:

формирование навыков выполнения основных движений; привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о своем организме, о здоровье; формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.

Воспитательные задачи:

формирование нравственно-физических навыков; выработать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребность в физическом совершенстве; воспитание культурно-гигиенических качеств.

  В качестве средств физического воспитания рассматриваются:

оздоровительные силы природы,

полноценное питание,

рациональный режим жизни,

физическая активность самих детей и даже художественные средства - литературу, фольклор, кинофильмы и мультфильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства и т.п.

Рассматривая проблему здоровьесберегающей системы в современном дошкольном образовании, надо выделить, что здоровьесберегающая система в условиях дошкольного учреждения -одно из условий обеспечения качества дошкольного образования. Основные идеи здоровьесберегающей системы реализуются в базисной программе воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении, вариативных программах и методиках отечественных авторов.

Анализ содержания литературы позволяет сделать выводы о том, что, несмотря на различия в концепциях, подходах, методах и средствах решения проблемы оздоровления дошкольников, в содержании каждого материала авторами, проблема сохранения здоровья детей признается приоритетной и ей уделяется первостепенное значение. Программы предлагают быть активными в работе не только педагогов, но и самих детей, родителей.

Таким образом, можно выделить общие задачи сохранения здоровья детей:

осознание негативных проблем, воздействующих на здоровье детей в условиях дошкольного учреждения и необходимости их решения;

признание педагогами своей ответственности за благополучие состояния здоровья воспитанников;

овладение определенными здоровьесберегающими технологиями и их реализация на практике в тесном взаимодействии всех специалистов дошкольного учреждения с родителями;

повышение экологической культуры.

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ, их классификация, методические рекомендации к работе.

Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей

Современные здоровьесберегающие технологии

Виды здоровьесбере-

гающих педагоги ческих технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Воспитатели

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате -малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Воспитатели, руководитель физического воспитания

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Воспитатели,

руководитель

физического

воспитания

Технологии

эстетической

направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

Все педагоги ДОУ

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Воспитатели

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Все педагоги

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Все педагоги

Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

Воспитатели

Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Воспитатели, руководитель физического воспитания

Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

Воспитатели, руководитель физического воспитания

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие

2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10

мин. Младший возраст-15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Воспитатели, руководитель физического воспитания

Проблемно-игровые

(игротреннинги и игротерапия)

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Воспитатели, психолог

Коммуникативные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой

Воспитатели

Занятия ОБЖ

1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста

Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития

Воспитатели,

руководитель

физического

воспитания

Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Воспитатели,

медсестра,

руководитель

физического

воспитания

Точечный самомассаж

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста

Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал

Воспитатели,

медсестра,

руководитель

физического

воспитания

3. Коррекционные технологии

Технологии

музыкального

воздействия

В различных формах

физкультурно-

оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используются в качестве

вспомогательного средства как

часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Все педагоги

Фонетическая

ритмика

2 раза в неделю с

младшего возраста не

раньше чем через 30

мин. после приема

пищи. В физкультурном

или музыкальном залах. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин

Занятия рекомендованы детям

 в профилактических целях.

Воспитатели,

руководитель

физического

воспитания,

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Главными факторами здоровьесбережения детей в образовательном процессе:

это комфортное пребывание ребёнка в ДОУ, которое не вызывает повышенной тревожности,

это личностное в системе взаимоотношения воспитатель-ребёнок,

это экологическая грамотность и здоровый образ жизни родителей, а также все выше перечисленные здоровьесберегающие технологии.

         Используя свои наблюдения, мы определили, что в работе с детьми необходимо соблюдать следующее:

1. Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребенка, уровню физического развития, биологическому портрету и группе здоровья.

2. Необходимо сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами.

3.  Обязательное включение в комплекс физического воспитания релаксации, дыхательной гимнастики, ЛФК.

4. Проведение циклических движений для повышения выносливости (медленный бег, продолжительная ходьба).

Именно эти сведения служат основанием для конкретных рекомендаций педагогам и родителям.

В процессе работы с детьми предусматривается систематический медико- педагогический контроль.

Работу с детьми проводим с учетом личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит и здоровью.

Считаем, что первоначальными условиями для работы по профилактике здоровья детей в детском саду выступают обеспечение здорового ритма жизни и физические упражнения. С данной целью в группах создана предметно – развивающая среда, которая обеспечивает не только разные виды активности дошкольников, но и лежит в основе их самостоятельной деятельности.

В работе с детьми применяем следующие здоровьесберегающие мероприятия:

  • утреннюю гимнастику;
  • прогулки с включением подвижных игр;
  • оздоровительную гимнастику после дневного сна;
  • ходьбу по массажным коврикам (босохождение);
  • закаливание;
  • физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях);
  • оздоровительные досуги или развлечения.

Каждое утро мы с ребятами начинаем с весёлой гимнастики, которая включает в себя: приветствие друг друга, где движения сочетаются с произносимым текстом, гимнастические упражнения, подвижную игру. Цель утренней разминки – создание эмоционально-благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском коллективе.

Во время прогулок стараемся использовать различные подвижные игры: игры с ходьбой и бегом: «Ловишки», «Лохматый пес», «Горелки», «Раз,два,три-стоп»; игры с прыжками: «Бездомный заяц», «Волк во рву», «Удочка»; игры с метанием: «Попади в цель», «Сбей кеглю», «Охотники и утки»; игры с лазанием: «Перелет птиц», «Тай-тай-выручай» и очень много других игр.

После прогулок мы с ребятами располагаемся на ковре, проводим небольшие упражнения на релаксацию, снятие мышечного напряжения и возбуждения.

По окончании дневного сна проводим упражнения, направленные на медленное восстановление тонуса организма. Дети выполняют упражнения, лёжа в кроватках, плавно, без рывков и резких движений. Используем структурные дорожки для профилактики плоскостопия, ступая по которым стопа ребёнка получает специальную разминку для мышц, поддерживающих её в правильном положении, одновременно происходит массаж акопунктурных точек нижней части стопы.

Закаливающие процедуры являются немаловажной частью в комплексе мероприятий по здоровьесбережению, проводимых с детьми. Для поддержания микроклимата в группах постоянно проводится кратковременное проветривание групповой комнаты перед занятиями, спальной комнаты до наступления «тихого часа» и сквозное проветривание помещений в отсутствие детей.

Предлагаем детям обширное умывание (со средней группы), которое предполагает ополаскивание лица, шеи, рук до плеч водой комнатной температуры. Частью обширного умывания является сезонное летнее мытьё ног после прогулок. В зависимости от адаптации детей к данному виду закаливания, температура воды постепенно снижается, что повышает сопротивляемость организма.

Много положительных эмоций, следовательно, здоровья, получают дети на оздоровительных досугах и развлечениях. Традиционно в нашем учреждении проходят «Весёлые старты», «Дни здоровья», игровые и спортивно – познавательные программы, театрализованные представления. В ходе данных мероприятий дети показывают уровень своего физического развития и получают эмоциональный заряд от своих достижений. Им нравится, когда в развлечениях и досугах активное участие принимают мамы и папы.

Ни для кого не секрет, что семья и детский сад – две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребёнка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценный результат, если она не решается совместно с семьёй.

Для повышения родительской компетентности проводим беседы о профилактике здорового образа жизни дошкольников. В информационном уголке располагаються статьи о формировании гигиенических знаний, рекомендации по безопасности жизнедеятельности, воспитание ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих, советы по правильному питанию, о пользе водных процедур и необходимости посещения бассейна. В данном направлении создаются буклеты для родителей с советами правильного поведения во время прогулок в лес, во время купания.

Используем различные формы распространения информации, большое внимание уделяется родительским собраниям и индивидуальным консультациям в вечернее время. Данными действиями добиваемся активной помощи родителей в соблюдении режима дня, ограничения употребления вредных пищевых продуктов и охраны жизни ребёнка в условиях нахождения вне стен детского сада.

Большую роль отводим родителям в участии и организации активного отдыха. Оказывая помощь педагогам в составе сопровождающих лиц, они выезжают на экскурсию в лес. Родители помогают организовывать спортивные развлечения для детей: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Сильные, ловкие, умелые». Совместное участие в мероприятиях укрепляет отношения детей и родителей, сплачивает взрослых, соединяя в команду людей неравнодушных к воспитанию здорового, любознательного, активного ребёнка.

Для эффективности работы по оздоравливанию детей используем и постоянно пополняем имеющийся в группах методический материал, где собраны упражнения по постановке речевого дыхания, пальчиковые гимнастики, гимнастики для глаз, физминутки, динамические паузы и подвижные игры, удовлетворяющие детей в двигательной активности.

Основы здоровья человека закладываются в детстве. Они базируются на физическом и психическом здоровье родителей и их знания психологии, педагогики и гигиены. Знаменательный вклад в это дело может и должна вносить система образования и воспитания.

Воспитательные функции семьи и дошкольного учреждения различны, но для того, чтобы ребенок рос всесторонне развитым и здоровым, необходимо их взаимодействие.

Как подтверждает практика, ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются семьей, если в дошкольном учреждении не создано сообщество «дети - родители - педагоги».

Не будет преувеличением, если сказать, что семья и дошкольное учреждение - это социальные структуры, которые в основном и определяют уровень здоровья ребенка.

В группах раннего возраста широко используются мягко-набивные напольные шнуровки: жук, божья коровка, осьминог, которые развивают у детей мелкую моторику рук, внимание, речь, способствуют сенсорному и познавательному развитию ребенка.

Совместно с воспитателем ДОУ для занятий по физической культуре были изготовлены нетрадиционными методами разнообразное спортивное оборудование (канат из пробок, канат из киндерсюрпризов, канат из каштанов, кегли из пластмассовых бутылок, массажёры из пластмассовых пробок, деревянные брусочки для ходьбы и мн.другое).

Представления об основах здорового образа жизни формируем у детей через проведение интегрированных физкультурно-познавательных игровых занятий.

Физкультурно-оздоровительное направление включает в себе двигательно-образовательную деятельность, активный отдых.

Реализация        физкультурно-оздоровительных технологий осуществляется    в    условиях        специально организованных форм оздоровительной работы.

Отдельные приемы этих технологий широко используются в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

Заключение.

Итогом комплексного подхода к укреплению здоровья детей и их физическому развитию, применению здоровьесберегающих технологий является положительная динамика состояния здоровья детей.

Функционирование нашего дошкольного учреждения прослеживается тенденция к снижению заболеваемости. Это очевидно по следующим показателям:

количеству дней, пропущенных одним ребенком по болезни;

по инфекционным заболеваниям;

по количеству часто и длительно болеющих детей.

Анализ состояния здоровья детей показал, что скоординированная работа медицинского работника, педагогов и родителей способствует уменьшению числа случаев заболеваемости детей.

Следует отметить, что анализ анкетирования родителей указал: родители довольны проводимой работой в ДОУ по здоровьсбережению детей. Родителей устраивает работа педагогов и родителей считают, что воспитатели учитывают индивидуальные особенности детей.

Дошкольное учреждение будет продолжать работу по комплексному использованию здоровьесберегающих технологий для сохранения и укрепления здоровья.

Таким образом, модель оздоровления детей, является эффективным и результативным способом сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Педагогический коллектив стремится превратить наш детский сад в дом для детей с определёнными обычаями, определённым уровнем культуры. Дом, в котором и детям и взрослым уютно и комфортно, в котором ребёнка ждут и любят. Дом, где основной стиль взаимоотношений - сотрудничество и сотворчество. Родители в этом доме являются равноправными членами общей семьи и участвуют в его жизни.

Литература

  1. Антонов Ю. Е. «Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии

21 века», «Аркти» М. , 2001 г.

  1. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. -М.: Просвещение, 1981.
  2. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка. Москва «Просвещение» 2006.
  3. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., " Просвещение" 1972.
  4. Лобынько Л.В.. Обеспечение здоровьесберегающего процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. - Мн.: Зорныверасень, 2006.
  5.  Материалы Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в ДОУ» М. , 2001 г.
  6. Манахеева М. Д. «Воспитание здорового ребенка», «Аркти», М. , 2000 г.
  7.  Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение,
    1986.С 3-7.
  8. Праздников В. П. «Закаливание детей дошкольного возраста» «Медицина» 1988 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий вмузыкальном воспитании детей дошкольного возраста

Здоровье детей для каждого из родителей остаётся одним из главных показателей развития ребёнка. В повседневной жизни детского сада этой проблеме необходимо уделять внимание не только медику, воспитате...

Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий как один из способов модернизации физкультурно-оздоровительной работы в МДОУ.

Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий как один изспособов модернизации физкультурно-оздоровительной работы в МДОУ.Современные здоровьесберегающие технологииВиды здоровьесберегающих пе...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и укрепить здоровье детей....

Тема; «Роль здоровьесберегающих технологий в воспитании детей дошкольного возраста».

В данной статье рассматривается вопрос о роли здоровьесберегающих технологий в воспитании дошкольников. Задачи здоровьесберегающих технологий: закладывание фундамента хорошего физического здоровья; пр...

Здоровьесберегающие технологии в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Краткосрочный проект предусматривающий реализацию здоровьесберегающих технологий по всем разделам АООП....

«Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии для приобщения детей и родителей к здоровому образу жизни»

Воспитание здорового ребёнка - приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Проблема воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем этой лич...