Успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья
консультация (подготовительная группа) на тему
Консультация для родителей по успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uspeshnaya_sotsializatsiya_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya.docx | 146.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Подготовила и провела
Воспитатель группы №1
Шашкова Е.Л.
Успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Социализация - это процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой острую актуальную проблему. Ребенок с проблемами в развитии нуждается в особых условиях, в специальном лечении и образовании.
Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ОВЗ сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Малая дифференцированность движений кистей рук отрицательно сказывается на продуктивной деятельности - лепке, рисовании, конструировании, письме. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и ограниченности практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку на первых этапах обучения в детском саду. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности.
На современном этапе решение проблем помощи детям с ОВЗ носят актуальный характер, ввиду закрепления положения об инклюзивном, то есть совместном обучении и воспитании детей с ОВЗ, в Федеральном законе «Об образовании в РФ», а также реализации государственной программы «Доступная среда», целью которой является социализация людей с ОВЗ.
Дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности при обучении, в частности при изучении родного языка, чтении, выработке различных навыков и умений, что отражается на их интеллектуальном развитии и формировании коммуникативных качеств. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в малой мобильности, ограниченности контактов со сверстниками и взрослыми, в недостаточном общении с природой.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путём проведения социально-педагогической реабилитации и подготовки детей, родителей, педагогов к принятию детей с особенностями в развитии.
Педагогам необходимо грамотно реализовывать основные цели и задачи социально-реабилитационного процесса:
- учитывать характеристику психического развития ребенка до коррекционного воздействия и желательные изменения, которые должны произойти в его психике на определенном этапе социально-реабилитационного процесса;
- целенаправленно воспитывать ребенка с ОВЗ как полноценную личность, гражданина с правами и обязанностями;
- принимать ребенка, как активного равноправного соучастника социально-реабилитационного процесса, имеющего собственную логику поведения;
- вырабатывать у ребенка систему потребностей и специальных качеств, необходимых для вхождения в сложный мир социальных отношений;
- опираясь на возрастные психологические особенности ребенка, раскрывающие структуру целостной личности ребенка в ее становлении и развитии, относиться к нему как к субъекту самопознания и самосовершенствования;
- разрабатывать методики и технологии социально-реабилитационного процесса, направленные на формирование личности, устойчивой к травмирующим ситуациям.
При работе с детьми с ОВЗ необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, является арт-терапия.
Рисование — это творческий акт, позволяющий ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Рисуя, ребёнок даёт выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.
Арт-терапия предполагает использование различных приёмов и техник в изобразительной деятельности с детьми, поэтому занятия по рисованию не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребёнок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык.
Условия успешного проведения изотерапии:
- Техники и приёмы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.
- Ребёнок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребёнку.
- Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.
- Изобразительные техники и приёмы должны быть нетрадиционными.
Новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Ребенок получает необычный опыт, при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации.
Использование данных приемов выступает средством для снижения психоэмоционального на-пряжения, агрессивности, гиперактивности, тревожности у детей.
Психокоррекционные занятия с использованием арт-терапевтических техник и приёмов изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Применение нетрадиционных техник позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Использование арт-терапевтических методов и приёмов в воспитательном процессе затрагивает нераскрытые дарования у детей, нормализует их эмоциональное состояние, развивает коммуникативные навыки и волевые качества, что существенно повышает социальную адаптацию и облегчает интеграцию в общество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через сюжетно-ролевую игру
В статье раскрываеся формирование навыков моделирования взаимоотношений с...
"МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА"
Любая современная мама начинает думать о развитии своего любимого чада задолго до того, как малышу исполнится год! Существует множество программ по разностороннему развитию детей и различных специализ...
Форум "От возможностей к перспективам. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях"
07.12.2015 года на базе территориального отделения "Южное Бутово" ГБУ ГППЦ ДОгМ состоялся мастер-класс и выступление для сотрудников центра по теме: " Использование наглядности и ди...
Инновационный проект «Индивидуальная траектория развития и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (4 – 6 лет) в дополнительном образовании»
Цели и задачиЦель: создание безбарьерной развивающей среды социализации и творческой самореализации детей с ОВЗ в общей группе обучения Школы раннего развития ребенка.Задачи:успешное включение детей с...
Повышение родительской компетентности как условие успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье раскрывается вопрос о необходимости повышения родительской компетентности как условия успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья...
УСПЕШНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ
Социализация дошкольника - процесс не стихийный, планомерный, требующий от взрослого (педагога, родителя) внимательного отношения не только к тому как ребенок развивается, но и к тому, как же научить ...