"МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА"
статья по теме
Любая современная мама начинает думать о развитии своего любимого чада задолго до того, как малышу исполнится год! Существует множество программ по разностороннему развитию детей и различных специализированных учреждений, готовых обучить всему! У детей, оставшихся без попечения родителей, нет возможности получать дополнительные навыки и знания в силу специфики учреждений, в которых они находятся. Основной заботой государства является обеспечение физиологических потребностей этих детей. Но в условиях современного мира только развитые способности и интеллект, позволяют добиться успехов. А это без помощи близких людей практически невозможно! Однообразие среды, в которой изо дня в день находятся дети в сиротских учреждениях, делает их мир бесцветным, отсутствие ярких впечатлений сказывается на развитии и, уж точно, настроении.
По ряду объективных причин жизнь детей в детском доме ограничивает их контакты с внешним миром и обедняет условия для приобретения собственного опыта и интеллектуального развития в целом. Дети, воспитывающиеся в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах часто имеют отклонения в физическом, психическом и социальном развитии. У них выявляется задержка умственного развития, искажения развития личности.
Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях. Существенное влияние на развитие детей, воспитывающихся вне семьи, оказывает длительная дефицитарность в различных сферах жизнедеятельности, ограниченный круг общения, бедный жизненный опыт. Все это вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития личности.
Часто детей, растущих вне семьи, отличает отсутствие инициативы, эмоциональное безразличие, неразвитость сознания, недоразвитие волевой и мотивационной сферы, пассивность во многих видах деятельности. Значительно чаще, чем у детей из семьи, наблюдаются конфликты и агрессивные формы поведения.
Как показано выше, ребенок, воспитывающийся в детском доме – является носителем сложного и противоречивого комплекса особенностей, наиболее существенные из которых:
- обусловленное возрастом снижение самооценки и самоуважения;
- неуверенность в себе;
- потребность в группировании по интересам со сверстниками, появление увлечений, обусловленных склонностями или навеянных модой;
- бедность эмоциональной, волевой и мотивационной сферы, низкая познавательная активность;
- слабость памяти, внимания, повышенная истощаемость;
- трудности с контролем собственной активности и поведения, эмоциональная неустойчивость.
Как правило, дети с задержкой психического развития (и другими видами отклонений) отказываются от тех видов деятельности, которые требуют усиленного функционирования интеллекта. Связано это с характерной особенностью воспитанников детских домов и интернатов – реакцией компенсации, которая выступает средством психологической защиты. Такие дети оказывают предпочтение коллективным играм, спорту, прикладным видам искусства, участию в художественной самодеятельности.
Музыкальное искусство обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на становление личности в целом и играет значительную роль в процессе обучения и воспитания детей с проблемами, что объективно подтверждается современными исследованиями в специальной психологии и педагогике. Например, в учебном пособии
И.В. Евтушенко «Музыкальное воспитание умственно отсталых детей-сирот» приведены ссылки на некоторые из них.
С.М. Миловская (1966г.) экспериментально доказала, что основой музыкального обучения и воспитания ребенка с отклонениями в развитии так же, как и здорового, является восприятие музыки. В работах, обобщающих педагогический опыт (С.М. Бедретдинова, 1991г.; В.К. Лазарева, 1990г.; А.С. Соболев, 1968г.), говорится о положительном воздействии музыки не только на формирование и улучшение эстетических способностей, но и на развитие мышления, речи, умений и навыков, необходимых для школьной деятельности, положительного эмоционального реагирования, сопереживания и др.
Научными исследованиями, проведенными Институтом коррекционной педагогики РАО (1992г.-1996г.), было установлено, что музыкальная деятельность является продуктивной в плане нормализации эмоционально-поведенческой сферы, волевых процессов, оказывает положительное влияние на развитие мыслительных функций, интеллекта. Достигается снижение отклонений в поведении и эмоционально-личностной сфере детей, таких как: общая возбужденность; негативизм и упрямство; агрессивность по отношению к окружающим; двигательная расторможенность; грубое нарушение самооценки; преобладание подавленности в общем фоне настроения.
Благодаря музыкальной деятельности развиваются коммуникативные умения детей, совершенствуются навыки общения со зрителями, со сверстниками. Сокращается потребность в медицинской коррекции эмоционально-поведенческой сферы. Уменьшается количество госпитализаций по психиатрическим показаниям.
В существующих подходах использования музыки в коррекционной работе с воспитанниками детских домов с ОВЗ выделяется несколько направлений: психофизиологическое, психотерапевтическое (психологическое), социально-педагогическое.
Психофизиологическое направление.
Целебные свойства музыки известны давно. Еще в Древнем Египте и Греции врачи лечили больных звуками и имели обширные знания в этой области. Древнекитайские врачи полагали, что музыкой можно вылечить любые болезни, и даже выписывали "музыкальные рецепты" для воздействия на тот или иной орган.
Музыка способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию ребёнка, оказывает влияние на физическое развитие. Различные музыкальные игры улучшают координацию движений и быстроту реакции, развивают творческую фантазию и активизируют мышление и речь. Известно, что, например, пение развивает голосовой аппарат детей с нарушением речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, формирует вокально-слуховую координацию. Логопеды используют пение при лечении заикания.
В психотерапевтическом (психологическом) направлении музыка выполняет релаксационную, регулирующую, катарсистическую функции. Исследования показывают, что ребенок с проблемами на время общения с музыкой уходит от травмирующих его ситуаций, тревожности, страхов. Взаимодействие с музыкой помогает ему очиститься от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений.
Социально-педагогическое воздействие музыки на ребенка с проблемами связано с предоставлением ему возможностей для самовыражения и самореализации. Создание ребенком продуктов музыкальной деятельности (пение, танец, игра на инструментах) облегчает процесс коммуникации со взрослыми и сверстниками. Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов его художественной деятельности повышает самооценку, самопринятие ребенка с проблемами. Коррекционные возможности музыкального искусства связаны с появлением у него новых творческих побуждений, удовлетворением познавательных, эстетических потребностей.
«Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков — важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда. Благодаря музыке в человеке пробуждаются представления о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка — могучее средство самовоспитания»
Виктор Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 332.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
«Музыка - искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека, и именно поэтому она может играть громадную роль в воспитании духовного лица детей и юношества»
Д. Б. Кабалевский
Любая современная мама начинает думать о развитии своего любимого чада задолго до того, как малышу исполнится год! Существует множество программ по разностороннему развитию детей и различных специализированных учреждений, готовых обучить всему! У детей, оставшихся без попечения родителей, нет возможности получать дополнительные навыки и знания в силу специфики учреждений, в которых они находятся. Основной заботой государства является обеспечение физиологических потребностей этих детей. Но в условиях современного мира только развитые способности и интеллект, позволяют добиться успехов. А это без помощи близких людей практически невозможно! Однообразие среды, в которой изо дня в день находятся дети в сиротских учреждениях, делает их мир бесцветным, отсутствие ярких впечатлений сказывается на развитии и, уж точно, настроении.
По ряду объективных причин жизнь детей в детском доме ограничивает их контакты с внешним миром и обедняет условия для приобретения собственного опыта и интеллектуального развития в целом. Дети, воспитывающиеся в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах часто имеют отклонения в физическом, психическом и социальном развитии. У них выявляется задержка умственного развития, искажения развития личности.
Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях. Существенное влияние на развитие детей, воспитывающихся вне семьи, оказывает длительная дефицитарность в различных сферах жизнедеятельности, ограниченный круг общения, бедный жизненный опыт. Все это вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития личности.
Часто детей, растущих вне семьи, отличает отсутствие инициативы, эмоциональное безразличие, неразвитость сознания, недоразвитие волевой и мотивационной сферы, пассивность во многих видах деятельности. Значительно чаще, чем у детей из семьи, наблюдаются конфликты и агрессивные формы поведения.
Как показано выше, ребенок, воспитывающийся в детском доме – является носителем сложного и противоречивого комплекса особенностей, наиболее существенные из которых:
- обусловленное возрастом снижение самооценки и самоуважения;
- неуверенность в себе;
- потребность в группировании по интересам со сверстниками, появление увлечений, обусловленных склонностями или навеянных модой;
- бедность эмоциональной, волевой и мотивационной сферы, низкая познавательная активность;
- слабость памяти, внимания, повышенная истощаемость;
- трудности с контролем собственной активности и поведения, эмоциональная неустойчивость.
Как правило, дети с задержкой психического развития (и другими видами отклонений) отказываются от тех видов деятельности, которые требуют усиленного функционирования интеллекта. Связано это с характерной особенностью воспитанников детских домов и интернатов – реакцией компенсации, которая выступает средством психологической защиты. Такие дети оказывают предпочтение коллективным играм, спорту, прикладным видам искусства, участию в художественной самодеятельности.
Музыкальное искусство обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на становление личности в целом и играет значительную роль в процессе обучения и воспитания детей с проблемами, что объективно подтверждается современными исследованиями в специальной психологии и педагогике. Например, в учебном пособии
И.В. Евтушенко «Музыкальное воспитание умственно отсталых детей-сирот» приведены ссылки на некоторые из них.
С.М. Миловская (1966г.) экспериментально доказала, что основой музыкального обучения и воспитания ребенка с отклонениями в развитии так же, как и здорового, является восприятие музыки. В работах, обобщающих педагогический опыт (С.М. Бедретдинова, 1991г.; В.К. Лазарева, 1990г.; А.С. Соболев, 1968г.), говорится о положительном воздействии музыки не только на формирование и улучшение эстетических способностей, но и на развитие мышления, речи, умений и навыков, необходимых для школьной деятельности, положительного эмоционального реагирования, сопереживания и др.
Научными исследованиями, проведенными Институтом коррекционной педагогики РАО (1992г.-1996г.), было установлено, что музыкальная деятельность является продуктивной в плане нормализации эмоционально-поведенческой сферы, волевых процессов, оказывает положительное влияние на развитие мыслительных функций, интеллекта. Достигается снижение отклонений в поведении и эмоционально-личностной сфере детей, таких как: общая возбужденность; негативизм и упрямство; агрессивность по отношению к окружающим; двигательная расторможенность; грубое нарушение самооценки; преобладание подавленности в общем фоне настроения.
Благодаря музыкальной деятельности развиваются коммуникативные умения детей, совершенствуются навыки общения со зрителями, со сверстниками. Сокращается потребность в медицинской коррекции эмоционально-поведенческой сферы. Уменьшается количество госпитализаций по психиатрическим показаниям.
В существующих подходах использования музыки в коррекционной работе с воспитанниками детских домов с ОВЗ выделяется несколько направлений: психофизиологическое, психотерапевтическое (психологическое), социально-педагогическое.
Психофизиологическое направление.
Целебные свойства музыки известны давно. Еще в Древнем Египте и Греции врачи лечили больных звуками и имели обширные знания в этой области. Древнекитайские врачи полагали, что музыкой можно вылечить любые болезни, и даже выписывали "музыкальные рецепты" для воздействия на тот или иной орган.
Музыка способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию ребёнка, оказывает влияние на физическое развитие. Различные музыкальные игры улучшают координацию движений и быстроту реакции, развивают творческую фантазию и активизируют мышление и речь. Известно, что, например, пение развивает голосовой аппарат детей с нарушением речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, формирует вокально-слуховую координацию. Логопеды используют пение при лечении заикания.
В психотерапевтическом (психологическом) направлении музыка выполняет релаксационную, регулирующую, катарсистическую функции. Исследования показывают, что ребенок с проблемами на время общения с музыкой уходит от травмирующих его ситуаций, тревожности, страхов. Взаимодействие с музыкой помогает ему очиститься от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений.
Социально-педагогическое воздействие музыки на ребенка с проблемами связано с предоставлением ему возможностей для самовыражения и самореализации. Создание ребенком продуктов музыкальной деятельности (пение, танец, игра на инструментах) облегчает процесс коммуникации со взрослыми и сверстниками. Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов его художественной деятельности повышает самооценку, самопринятие ребенка с проблемами. Коррекционные возможности музыкального искусства связаны с появлением у него новых творческих побуждений, удовлетворением познавательных, эстетических потребностей.
«Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков — важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда. Благодаря музыке в человеке пробуждаются представления о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка — могучее средство самовоспитания»
Виктор Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/13/picture-164105-1473756072.jpg)
Использование элементов песочной терапии как средства развития и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья
В последнее время, в связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья наблюдается комплексное использование различных технологий, сред...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/25/picture-495415-1414234360.jpg)
Сообщение на тему: "Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада"
Сообщение и презентация на тему: "Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/18/picture-791867-1463562678.jpg)
«Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях».
Пластилинография – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с ус...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/08/picture-1067126-1539022263.jpg)
Консультация для родителей: "Организации работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада».
Консультация для родителей: "Организации работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада»....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/10/picture-956927-1507657222.jpg)
Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Игра - это ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для развития психических процессов у детей. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход дошкольника к ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/26/picture-1272402-1601129257.jpg)
Организации работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада
Дети с ограничеными возможностями....