Формирование навыков здорового образа жизни
статья на тему
В дошкольном возрасте оптимальная двигательная активность и физическое воспитание являются ведущими факторами в сохранении здоровья, полноценном физическом и психическом развитии ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatel.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель: Грицук М.Н.
Формирование навыков здорового образа жизни.
В своей педагогической работе особое внимание уделяем охране и укреплению здоровья детей. Нами, проводятся закаливающие и профилактические мероприятий, способствующих укреплению здоровья детей. Систематически проводится утренняя гимнастика, гимнастика после сна, пальчиковые игры, гимнастика для глаз, физкультминутки, спортивные подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, сквозное проветривание группы в отсутствие детей, ходьба по колючим коврикам, ребристым дорожкам, кварцевание помещении. Особое внимание обращаем на выработку правильной осанки. Для приобщения детей к здоровому образу жизни мы провели цикл бесед по ОБЖ, в результате нашей работы нам удалось снизить уровень заболеваемости в группе. В группе оформлен спортивный уголок, где дети самостоятельно могут брать спортивный инвентарь и другие принадлежности, для игр. Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень велика. Ограничение активности в этот период может привести к задержке психического и речевого развития ребенка. Важно поощрять различные формы двигательной активности: подвижные и спортивные игры, упражнения на развитие жизненно важных движений (ходьба, бег, ползанье, лазанье, метание, упражнения в равновесии) . Чередовать подвижную деятельность со спокойной. Подвижные игры в качестве физкультминуток могут использоваться на всех видах занятий. Следует подбирать игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с содержанием занятия, так как они могут быть проведены в любой его части и в любое, по усмотрению воспитателя время. Например, на занятиях по ознакомлению с животным миром полезными будут игры «Мышеловка», «Котята и щенята», «Зайцы и волк» и т. п. Дидактические игры в движении – физкультминутки хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой культуре речи, по математике: «К названному дереву беги», «Найди дерево по семенам», «Вершки и корешки», «Где мы были – мы не скажем, а что делали - покажем» и т. д. Можно использовать различные имитационные движения: изображения спортсменов (лыжник, гимнаст, боксёр, отдельные трудовые действия (рубим дрова, заводим мотор и т. д., повадки животных (лиса крадётся, заяц прыгает) .
Одним из основных навыков здорового образа жизни является прогулка: подготовка и возвращение с прогулки. Мы в своей группе практикуем одеваться постепенно, чтобы ребенок не перегрелся. Выходим подгруппами. После возвращения с прогулки проверяем какая одежда у детей, если вспотели –заменяем .
Ценность прогулок для детей дошкольного возраста трудно переоценить. Это и наблюдение за животным миром и развитие внимания, сострадания, логического мышления, это и развитие физических качеств детей, а так же снятие эмоционального перенапряжения, с помощью прогулок можно обогатить внутренний мир детей познакомить их с природой родного края, социальной жизнью.В зимнее время на прогулке проводим подвижные игры, где ведущие роли выполняют сами дети. Они активизируют движения детей, обогащают их новыми яркими впечатлениями. С моими воспитанниками мы часто организуем игры забавы, игры-эстафеты, где большую радость доставляет ребятам катание на санках народные игры, хороводные. При организации игр соревновательного характера, игр-эстафет важная роль принадлежит взрослому , так как мы помогаю детям разделиться на команды, учитывая уровень подвижности и физической подготовленности ребят, так же мы регулируем длительность пауз в игре, выбираем место для игр, изменяем сложность препятствий, преодолеваемых в игре и т. д. Подбирая игры для дневной прогулки мы учитываем предыдущую деятельность детей. То есть если проводились занятия спокойного рода, как лепка, рисование, то мы проводим и рекомендуем игры более подвижного характера, и проводим со всей группой в начале прогулке. Например, подвижные игры с бегом, на ориентировку в пространстве: "Ловишки", "Два Мороза", "Казаки - разбойники ", "Найди, где спрятано" и т. д. Малоподвижные игры проводим в начале прогулки, либо в конце, например, "Заморожу", "Мышеловка", "Сделай фигуру" и т. д. На прогулке мы проводим индивидуальную работу, которая направлена не только на закрепление материалов по всем разделам программы, но и на совершенствование физических качеств, как быстрота координации движений, глазомера. Например, проводим работу на закрепление бега "змейкой", оббегая поставленные в ряд предметы, либо бег в разные стороны на ориентировку в пространстве.
Существенную роль в поддержании теплового равновесия играет одежда. Всем известно, что одежда защищает организм от охлаждения. Но одевая детей, мы должны помнить, что она не должна препятствовать его нормальной жизнедеятельности – теплоотдаче, испарению влаги, газообмену. Для здоровья ребёнка одинаково вредно и излишнее охлаждение организма и перегрев. Последний даже опаснее при неблагоприятных погодных условиях, потому что сопровождается потовыделением, который увлажняя одежду, уменьшает количество воздуха в тканях одежды и между его слоями (т. е. теплозащитную прослойку). Обильно увлажняется обычно одежда из синтетических материалов.
Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.
Правильная и красивая сервировка стола создает у детей аппетит и доброжелательный настрой. Умение вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами и салфетками развивает уверенность в себе, приобщает ребенка к миру взрослых культурных людей.
Работа, направленная на формирование здорового образа жизни у детей, включает проведение цикла бесед: «Я и мое здоровье», «Я хочу быть здоровым», «Правильно ли мы питаемся», «В гостях у Мойдодыра», «Зачем нужно быть здоровым», «Что делать, чтобы быть здоровым и сильным». Беседы включают использование дидактических игр: на формирование, развитие, закрепление культурно – гигиенических навыков: «каждой вещи свое место», «кукла Таня собирается в гости», «мы дежурим по столовой», «оденемся на прогулку»;
Игры на формирование здорового образа жизни: «В гостях у Мишки» (по физическим упражнениям) ; «Вылечим Машу», «Назови части тела», «Наши помощники» (строение организма) ; лото «Съедобное не съедобное», «фрукты – овощи» (о пользе витаминов) .
Часть бесед полностью состоит из проигрывания различных ситуаций:
Что делать, если ты набил шишку?
Что делать, если ты порезал палец?
Как правильно ухаживать за волосами?
Что делать, когда болит живот, голова?
Как правильно чистить зубы?
В совместной и самостоятельной деятельности мы создаем проблемные ситуации, решив которые дети могут только вспомнив свой предыдущий опыт, понять, как они могут его использовать, овладеть новыми знаниями и умениями. Дети сами ищут ответы на вопросы или обращаются за советом к родителям (объяснить, почему микроб называют нашим врагом) .
В дошкольном возрасте оптимальная двигательная активность и физическое воспитание являются ведущими факторами в сохранении здоровья, полноценном физическом и психическом развитии ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование навыков здорового образа жизни у старших дошкольников».
Перспективное планирование...
Передовой педагогический опыт работы тема: "Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников в процессе внедрения здоровьесберегающих технологий в контексте валеологического воспитания"
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.Введение.Глава 1. Здоровьесберегающие технологии.1.1. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ.1.2.Использывание здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и...
Мастер-класс на тему: «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Я представлю вам несколько основных направлений работы....
Мастер-класс на тему: «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Я представлю вам несколько основных направлений работы....
Конспект образовательной деятельности по формированию навыков здорового образа жизни "Уроки здоровья"
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка — это важнейший труд воспитате...
Перспективный план по здоровье сбережению и формированию навыков здорового образа жизни у детей 5 - 6 лет
В этой разработке мы постарались помесяно расписать работу по формированию культурно - гигиенических навыков, , навыков здорового образа жизни, а также работу с родителями, для привлечения их в систем...
Детско – родительский проект по формированию навыков здорового образа жизни «Малыши – крепыши» в группе №4 «Пчелки» общеразвивающей направленности для детей 3 - 4 лет жизни.
Детско – родительский проект по формированию навыков здорового образа жизни «Малыши – крепыши» в группе №4 «Пчелки» общеразвивающей направленностидл...