Квест – игра на тему «Вода - источник жизни»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД к программе "Разговор о здоровье.Начало."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_panova.docx | 38.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 430»
КОНСПЕКТ НОД
к программе «Разговор о здоровье: начало»
(модуль II «Мир природы»)
- старшей группе общеразвивающей направленности
Форма проведения: квест – игра на тему «Вода - источник жизни»
Воспитатель: Панова Н.Ю.
Инструктор по физ. культуре Кузнецова С.А.
Программные задачи:
- Способствовать формированию у детей представлений о роли воды в природе и жизни человека.
- Прививать навыки грамотного поведения в быту (учить экономно использовать воду, беречь чистую воду, понимать необходимость отношения к воде как к важному природному ресурсу).
- Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, дать элементарные представления о фильтрации.
- Продолжать формировать предпосылки универсальных учебных действий детей, дать возможность применить на практике ранее полученные знания о воде и еѐ значении в жизни всего живого планеты Земля;
- Активизировать познавательные и мыслительные процессы дошкольников: реализовать умение самостоятельно в ходе экспериментальной и игровой деятельности, находить ответы на вопросы поискового характера;
- Формировать мотивационно - коммуникативные навыки, умение работать в команде, умение правильно формулировать и доказывать (при необходимости) правильность своих убеждений;
- Воспитывать бережное заботливое бережное отношение детей к природе, как одному из факторов сохранения здоровья.
Методы и приемы: Словесные: вопросы по теме, рассуждения. Наглядные: рассматривание. Практические: «квест- игра», экспериментальная деятельность «Фильтрация воды». Игровые: Д/у « Капли в тучку собери и свойства воды назови» Игровое упражнение « Кому нужна вода?» Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: конверт - ракушка с письмом и план — картой № 1, 2 конверта со 2 и 3 частью плана — карты. Аудиозаписи звуков воды: ручья, моря, шум воды из крана, дождя, голоса Буратино; магнитный мольберт, модель тучи, модель елки-1 шт., кусок голубой ткани для изображения реки, слайд - презентация «Пруд черепахи Тортилы» (грязный и чистый), запрещающие знаки - «Охраняйте воду», пластины для постройки моста через речку.
Раздаточный материал: модель капелек на каждого ребенка со схематичным изображение свойств воды (на каждой капле одно свойство: не имеет цвета, запаха, вкуса, прозрачная, растворяет вещества, при нагревании расширяется, отражает изображение) состояние: (твердое, жидкое, газообразное) Оборудование к экспериментальной деятельности: пластмассовые прозрачные стаканы, воронки, фильтры (фильтровальная бумага или марля с ватой), емкость с «носиком» в которой находится грязная вода с остатками пробкового материала, подносы.
Предшествующая работа: Чтение сказки «Приключение Буратино», «Крошка Енот» Эксперименты с водой «Свойства воды» «Как растения пьют воду». Беседа «Кому нужна вода?» Рассматривание энциклопедий, просмотр видеофильмов и презентаций на тему «Кому нужна вода?», разучивание пальчиковой игры « Ехал грека через реку»
Ход НОД
Организационный момент
Воспитатель: Дети, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними.
(Звучит музыка, привлекающая внимание детей).
Воспитатель: Ребята, мне кажется, что происходит что-то не совсем обычное, Посмотрите, что это?
В группе на потолке висит гелиевый шар с макетом игрушки - Буратино. К Буратино прикреплен конверт. Звучит аудио - запись слов: «Привет, вам письмо от моей знакомой черепахи! Воспитатель, незаметно дергает за ниточку и конверт падает. Пока дети поднимают конверт и раскрывают его, воспитатель убирает шар из группы.
Воспитатель читает письмо от черепахи Тортилы.
Здравствуйте ребята! Пишет вам хозяйка пруда - черепаха Тортила. Совсем недавно у меня в пруду весело квакали подружки— лягушки, плавали рыбки —веселушки. По утрам распускались прекрасные кувшинки, звонко щелкали клювами цапли. Бобры строили свои хатки. Но пришла беда. Пруд стал очень грязным. Исчезли лягушки, а за ними и все остальные жители. Помогите, мне, пожалуйста, очистить пруд. Я очень надеюсь на вашу помощь!
Вы найдете мой пруд, если выполните все задания указанные в план карте. Вот ее первая часть. За каждый правильный ответ вы будете получать следующую часть карты. До скорой встречи!
Воспитатель достает часть карты с заданием и указанием дальнейшего маршрута
- Вы готовы отправиться на помощь черепахе Тортиле? – Я не сомневалась в вашей отзывчивости! А как вы думаете - что нам поможет выполнить все задания? (Дружба, смекалка, помощь друг другу, хорошее настроение)
- А у вас хорошее настроение? Я предлагаю вам выполнить дыхательную гимнастику, которая поможет нам сосредоточиться и сделает наше настроение еще лучше:
Сделайте глубокий вдох, выдох.
Вдохните здоровье, выдохните болезни!
Вдохните добро, выдохните неприятности!
Вдохните уверенность, выдохните скованность и беспокойство!
Нам легко и приятно.
- А теперь - в путь! (Дети выбирают проводника команды)
Проводник ведет детей к объекту, который указан на план- карте (например к елке и пенечку, на котором - хозяин экологической тропы – Дед Знай)
Объект №1 Игровое упражнение «Для чего нужна вода?»
Дед Знай – Здравствуйте, ребята, давно я вас поджидаю, знаю, что собрались вы помочь моей знакомой черепахе Тортилле. Только чтобы добраться до нее, вы должны выполнить задания, проявить ум и смекалку. Готовы? Тогда я предлагаю вам отгадать загадку:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего мы скажем прямо,
Человеку умирать!
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без …
Дети: Воды.
Воспитатель: Дед Знай, наши ребята уже очень много знают о воде и для чего она нужна. Сейчас мы тебе расскажем. Я предлагаю поиграть в игру «Для чего нужна вода?». Ребята, я предлагаю вам выбрать те картинки, на которых показано, кому и зачем нужна вода и рассказать, почему без воды жить никак нельзя.
Ответы детей: Мы утром умываемся и чистим зубы. Для этого нужна чистая вода. Без воды не сваришь обед, не наведешь порядок в доме. Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды – всего 3 дня. Рыбы, растения, животные, всё живое не могут жить без воды.
Воспитатель: Правильно, ребята! Человек не может жить без воды и людям воды требуется очень много. Без воды не сделаешь самых простых дел, воду ни чем не заменишь. И людям, и животным, и растениям нужна вода.
Дед Знай : А любая вода нужна для жизни?
Дети: Нет! Вода для жизни нужна чистая.
Дед Знай: Правильно, ведь от грязной воды страдает все живое, засыхают растения на берегах рек и озёр, погибают рыбы и птицы, болеют люди и звери. Вода для нас – источник жизни и от её качества зависит наше здоровье.
Воспитатель: Дед Знай, дети правильно выполнили все задания, может ты поможешь нам отыскать второй конверт (Дети находят конверт, который прикреплен к ветке елки. В конверте часть карты с дальнейшим маршрутом)
Объект №2 «Расскажи, что ты знаешь про воду»
- Ребята, здесь ещѐ один знак. Подумайте, пожалуйста, что он нам подсказывает?
(индивидуальный ответ ребенка)
Игровое упражнение « Капли в тучку собери о воде нам расскажи»
- Посмотрите, вот тучка. Каждый из вас возьмет капельку и назовет одно свойство или состояние воды, а помогут вам схемы – подсказки (Каждый ребенок берет по одной «капельке» со схематичным изображением одного свойства воды и рассказывают о нем.
Ответы детей: вода жидкая.
- Почему ты так думаешь?
- Кто думает по - другому? (Так каждый ребенок рассказывает об одном свойстве воды)
( Вода: жидкая, твердая, газообразная, прозрачная, без вкуса, без запаха, без цвета, не имеет формы, растворяет некоторые вещества, если в нее посмотреть отражает, расширяется при нагревании, при охлаждении сжимается)
- Как высчитаете, а с этим заданием мы справились?
- Давайте поищем следующую подсказку. ( Ребята находят за тучкой коробку в ней часть карты с дальнейшим маршрутом)
- Ребята, нам надо поторапливаться, ведь черепаха ждет нашей помощи!
Объект №3 «Река»
- Посмотрите, на нашем пути река!
Упражнение «Живая вода»
- Ребята, давайте наберѐм из нашей реки полные пригоршни живой воды.
/Сложить ладони лодочкой, присесть и «набрать воды в ладони», выпрямиться/
- Ах, какая вода прохладная, светлая, чистая и прозрачная. Посмотрите в неѐ, улыбнитесь радостно и светло живой воде.
/Выразительные движения: поднести ладони к лицу, слегка наклонить голову вправо, влево, улыбнуться/
- А теперь умойте своѐ лицо живой водой. Нам стало легко и радостно.
/Поднести ладони близко к лицу, не касаясь его, провести руками вдоль лица сверху вниз/
- У нас мокрые руки, стряхнѐм капельки воды с рук.
/Потряхивание одновременно обеими кистями рук на уровне пояса –
- Что же делать, как нам перебраться через речку? ( Предполагаемые ответы детей, если дети затрудняются , воспитатель предлагает построить мост)
Игровое упражнение на развитие коммуникативных навыков «Строим мост»
- Мы сможем построить мост, если будем дружными и действовать сообща. Вот здесь дощечки для мостика. Нам надо встать цепочкой и передавать дощечки друг другу, а наш проводник построит мост. По мосту можно пройти, только взявшись за руки.
-За каждый правильный ответ мы сможем взять одну дощечку
( дети по очереди передают дощечки, а один ребенок выкладывает их через импровизированную речку, затем все переходят по ним, взявшись за руки )
- Ребята, а вот и пруд, посмотрите, какой он грязный! ( на интерактивной доске дублируется грязный пруд)
Объект №4 «Грязный пруд» Слайд №1
- Как вы считаете, кто мог загрязнить его? ( ответы детей)
- Как можно очистить водоем? (Собрать весь крупный мусор)
- Если вам интересно узнать еще один способ очистки воды, предлагаю пройти в лабораторию !
Объект № 5 «Лаборатория»
Воспитатель обращает внимание на осанку детей
- Посмотрите перед вами стакан с водой
- Какая в нем вода? (грязная, мутная, с мусором)
Хочу заметить, что эта вода из пруда, в котором живет Тортилла.
- Ребята, вы помните, что в самом начале пути, мы обещали помочь Тортилле и очистить воду еѐ пруда. Чтобы выполнить эту работу, предлагаю немного подготовиться, а поможет нам в этом Светлана Анатольевна.
Инструктор по физической культуре
- Предлагаю подготовить наши руки.
Пальчиковая игра
Ехал грека через реку,
Видит грека: в реке – рак.
Сунул грека руку в реку,
Рак за руку грека – цап!
– Кто со мной вступает в драку? Крикнул грек сердито раку.
– Кто ты, рыба или краб,
И за что за руку цап?
Засорили человеки
Все ручьи, пруды и реки:
Грязь от вас в реке и мрак… –
Так ответил греку рак.
Не мути в реке воды,
Чтобы не было беды!
(А. Усачѐв)
- Ну вот, наши пальчики готовы.
Самостоятельная экспериментальная деятельность: фильтрация воды. Ребята, как на ваш взгляд, смогли мы очистить воду?
- Я тоже, как и вы считаю, что вода стала чистой!
Слайд № 2 «Чистый пруд»
- Посмотрите, и жители пруда вместе с черепахой Тортилой тоже так считают! Они радуются чистой воде, ведь теперь в пруду есть все для жизни. Давайте покажем, как радуются чистой и прозрачной воде все водные обитатели. (дети вместе с инструктором по физической культуре выполняют комплекс игровых упражнений)
Рефлексия
- Вот и закончился наш маршрут, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова: «Вокруг себя ты обернись, в детсаду ты окажись».
- Вот и опять мы в своем родном детском садике. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, а что понравилось вам?
- Как вы считаете, что нам удалось лучше всего?
- Ребята, чего нельзя делать чтобы не загрязнять водоемы? ( ответы детей)
- Как вы думаете, пригодятся нам эти знания?
- А какое правило друзей природы вы запомнили?
Дети хором: «Чтобы не было беды,
Не мути в реке воды
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект на тему: "Вода - источник жизни" в старшей группе
Конспект по экологическому воспитанию....
Конспект НОД по разделу программы "Детство" "Познание" (экология) в подготовительной группе на тему: "Вода - источник жизни".
Экспериментально-опытническая деятельность дошкольников....
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в средней группе для детей с общим недоразвитием речи на тему: «Вода источник жизни»
Цель: интеграция образовательных областей (коммуникация, познание, социализация, здоровье).Коррекционно-образовательные задачи:Образовательная область «Коммуникация»:Ø Закрепление в речи слов характер...
Занятие для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Вода – источник жизни»
Цель: Познакомить с гидроресурсами области, флорой и фауной водоемов; развивать интерес к изучению живой и неживой природы. Воспитывать бережное отношение к воде и природе в целом.Оборудование:- чучел...
Конспект совместного занятия по теме "Вода-источник жизни"
Методическая разработка для средней и старшей группы...
Конспект опытно – экспериментальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по теме «Вода – источник жизни»
«Познавательное развитие»: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование перви...
Игра – викторина на тему: «Вода – источник жизни»
Вода – основа жизни. Ещё в глубокой древности люди научились с уважением относиться к воде. Знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Вода, у тебя нет ни...