Конспект опытно – экспериментальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по теме «Вода – источник жизни»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
«Познавательное развитие»: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (цвете, звучании, причинах и следствиях и др.), о планете Земля, об особенностях ее природы; расширение кругозора; развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление); способствовать пониманию детьми значения воды в жизни живой природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_opytno.docx | 34.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект опытно – экспериментальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста
по теме «Вода – источник жизни»
Автор конспекта НОД:
Толмачева Елена Васильевна, воспитатель первой квалификационной категории, МБДОУ № 73.
Участники развивающего занятия: дети 4-5 лет.
Задачи приоритетной образовательной области:
- «Познавательное развитие»: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (цвете, звучании, причинах и следствиях и др.), о планете Земля, об особенностях ее природы; расширение кругозора; развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление); способствовать пониманию детьми значения воды в жизни живой природы.
Задачи ОО в интеграции:
- «Речевое развитие»: активизация словаря; формирование грамматического строя речи.
- «Художественно – эстетическое развитие»: вызвать у детей положительный отклик на предложение выполнить рисунок; закреплять умение последовательно и аккуратно закрашивать предметы.
- «Социально – коммуникативное развитие»: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, природе.
- Предпосылки учебной деятельности: формирование умения слушать и слышать взрослого; формировать умение выполнять задание по заданному образцу и правилу; умение оценивать свои и чужие действия, осознание своих личностных качеств; формировать потребность ребенка в общении со сверстниками и взрослыми; участие в совместной деятельности, адекватно понимает оценку взрослого и сверстника; формировать умение анализировать.
Оборудование для педагога: Глобус, иллюстрации о воде, запись с шумом моря, журчанием ручья, звоном капели, нарисованный персонаж Капитошка.
Оборудование для детей: ; кружечки с водой (по 2), баночки (по 5), ложки (по 3), кисти (по 2), тарелочки (по3), сахарный песок, соль, манная крупа, камушки, гуашь (по 1 синего цвета + по 1 разного цвета), трубочки (по 1), жидкое мыло, листы бумаги, фломастеры, салфетки.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Содержание ННОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры (характеристики) |
Воспитатель раскрывает спрятанного персонажа и подзывает детей к себе. Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости (ответы детей). Хотите узнать о нем? Жил-был Капитошка. Он был большой, толстый и смешной. После дождя он весело прыгал с листьев на цветы, с веток на траву. Его фигурка блестящая и прозрачная. В солнечный денёк лесные зверушки: зайчики, лисички, белочки смотрелись в него, как в зеркало. И сегодня Капитошка у нас в гостях. Ребята, как вы думаете, где он живет? Да! В воде. Вы слыхали о воде? Говорят она везде Мы её не замечаем Мы привыкли, что вода Наша спутница всегда. А где же вода живёт? (Перед детьми ставят глобус, дети рассматривают иллюстрации рек, озёр, водопадов и т.п.) Да, вода живёт в реке, в озере, в роднике, в море, в океане. Посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе обозначают вода? (Синим) На нашей планете 4 океана, 30 морей, много рек, озёр. Как вы думаете, это много или мало? (Много) А знаете ли вы, какая вода в море? (Солёная) Её можно пить? (Нет) А мы какую воду пьём? Мы пьём пресную воду. Она находится в реках, прудах, озёрах. Ребята, как вы думаете, можно ли пить воду прямо из реки? (Нет) А из крана? (Нет). Почему? Какую воду можно пить? (кипяченую) | Социально-коммуникативное развитие/Познавательное развитие (коммуникативно-игровая деятельность) | Ситуатив-ный разговор. Диалог. Ответы детей. | Слово. | Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками: потребность в общение со сверстниками, умение вступать в контакт, сплочение детского коллектива, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам деятельности. Активизация словаря. | Активно взаимодействует со взрослым и сверстниками, участвует в совместной игре. Сформирована мотивация. Развиты мыслительные функции. Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими. Обладает развитым воображением. |
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Содержание ННОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры (характеристики) |
Опыт 1: Воспитатель: Ребята, а вы были на море? Случалось ли, что соленая морская вода попадала вам в рот? Хотите попробовать? Посмотрите, ребята, что я вам принесла. (Выносит поднос с кружками) Что в этих кружках? (Вода). Да. А вода здесь и морская-соленая, и речная-пресная, но как мы можем ее отличить? (Попробовать на вкус). Хотите ее попробовать, я подготовила для вас безопасную воду? (Дети пробуют и различают воду) Воспитатель: Ребята, а Капитошка интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода? Да! Деревьям, птицам, людям, животным, растениям. А нам, в детском саду, нужна вода? (Да) А для чего? (Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.) Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь! У воды великая забота – напоить всех обитателей Земли. А сейчас Капитошка предлагает вам послушать песенку и догадаться, что звучит в этой мелодии? (Вода, звенит капель, журчит ручей, шумит море). (Включение записи). Физминутка. Рыбки весело резвятся В чистой тепленькой воде. То сожмутся, разожмутся. То зароются в песке. Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой? Тогда подходите к столу. Опыт 2: Ребята, хотите узнать, что растворяется в воде? Что мы попробуем растворить в воде? (Сахар, соль, манная крупа). Я положу ложку сахара в воду, помешаю. Что произошло? У меня сахар растворился в воде, а у вас? В другой стаканчик я положу ложку соли, перемешаю. Что произошло? Соль растворилась в воде. А у вас что произошло? А теперь я попробую добавить в воду манную крупу, помешаю, еще помешаю. Что происходит с крупой? Крупа осталась в воде. А что получилось у вас, ребята? Это значит, что крупа не растворяется в воде. Посмотрите на стаканы с водой – есть вещества, которые растворяются в воде (сахар, соль), и которые не растворяются в воде (крупа). Опыт 3: Ребята, как вы думаете, если я опущу камушек в воду, его будет видно? Поиграем в прятки? Берем камушек и опускаем его в стакан с водой. Что вы видите? Вода прозрачная, и камни в ней хорошо видны. Ребята, здесь поможет только фокус! В эту баночку я добавлю краску, перемешаю аккуратно. Посмотрите - камушек стало не видно. Почему? Фокус удался? А у вас что получилось? Физминутка. Стали дети ровно в круг, А затем присели вдруг. Дружно сделали прыжок, Над головкою — хлопок. А теперь все дружно Перепрыгнем лужу! А сейчас идут по кругу, Улыбаются друг другу. (Движения по тексту.) Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.) Мы теперь плывём по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.) Возвратились мы на берег, Отдохнули и повеселели. (Шаги) Опыт 4 + художественная деятельность: Ребята, хотите, я научу вас волшебству? Превращаемся все в волшебников. «Повернись, улыбнись, в волшебника превратись!» Теперь мы все волшебники. Возьмите волшебные ложечки, мы попробуем добавить в волшебную воду немного волшебной краски, аккуратно перемешаем. А теперь добавим каплю волшебного мыла. (Добавить хорошо пенящееся средство и краску). Возьмите волшебные трубочки и попробуйте подуть в воду. Что у вас получилось? Получается пена, яркая, цветная, пышная. Попробуйте приложить лист бумаги к получившейся пене. (остается красивый след) У вас получились друзья Капитошки. Когда пена высохнет, можно будет дорисовать вашего персонажа.
| Познавательное развитие / Социально-коммуникативное развитие /Развитие речи Физическое развитие. / Познавательное развитие. / Речевое развитие (Двигательная деятельность) Познавательное развитие / Социально-коммуникативное развитие /Развитие речи Физическое развитие. / Познавательное развитие. / Речевое развитие (Двигательная деятельность) Познавательное развитие /художественно – эстетическое развитие | Беседа. Прослуши-вание аудиоза-писи. Индивидуальные ответы детей. Физкульт-минутка Экспери-ментиро-вание, наблюде-ние, беседа. Физкульт-минутка Экспериментирование с красками, дорисовы-вание | Слово. Индивидуальные ответы детей. Слово. Движение Слово. Индиви-дуальные ответы детей. Слово. Движение Индиви-дуальные ответы детей, ½ альбом-ного листа, фломастеры | Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками: потребность в общение со сверстниками, умение вступать в контакт, сплочение детского коллектива Формирование первичных представлений об окружающем мире Развитие двигательной активности. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Ориентировка в пространстве. Развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Обогащение активного словаря, развитие связной речи. Развитие двигательной активности. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Ориентировка в пространстве. Развитие интереса и любознательности. Вызвать у детей положительный отклик на предложение выполнить последовательно предложенные действия; закреплять умение последовательно и аккуратно завершать рисунок. | Активно взаимодействует со взрослым и сверстниками, участвует в совместном диалоге. Обладает начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет. . Обладает развитым воображением. Развита крупная моторика. Владеет основными движениями. Контролирует свои движения и управляет ими. Активно взаимодействует со взрослым и сверстниками, участвует в совместном диалоге. Развита крупная моторика. Владеет основными движениями. Контролирует свои движения и управляет ими. Активно взаимодействует со сверстниками, участвует в экспериментальной деятельности. У ребенка развита мелкая моторика. Может контролировать движение пальцев рук. Активно использует речь, обладает развитым воображением. Проявляет ответственность за начатое дело. |
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Содержание ННОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры (характеристики) |
Воспитатель: Ребята, вам понравилось экспериментировать? А что больше всего вам запомнилось? Что нового о воде узнали? Дружите с водой и берегите ее! | Речевое развитие | Беседа. | Слово. Индиви-дуальные ответы детей. | Формирование адекватной самооценки Формирование грамматического строя речи | Использует речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний Складываются предпосылки грамотности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательски-творческий проект ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема: «Вода в доме»
Исследовательски - творческий проэкт...
Конспект опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе на тему «Вода»
Конспект на тему "Вода"...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебный мир магнита ».
Познакомить с понятием «магнит».Сформировать представление о свойствах магнита.Формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.Во...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему:«Волшебный магнит ».
учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь дет...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебный магнит ».
Сформировать представление о свойствах магнита.Формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.Воспитывать доброжелательные отношения, учить ...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Воздух»
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группена тему: «Воздух»Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования.Задачи:дать пр...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Воздух»
развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования....