Утренняя коррекционно-оздоровительная гимнастика для детей с ОВЗ
статья (старшая группа) на тему

Твердохлебова Наталья Геннадьевна

*

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utrennyaya_gimnastika_dlya_detey_s_ovz.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Утренняя коррекционно-оздоровительная гимнастика для детей с ОВЗ»

Разработка утренней коррекционно-оздоровительной гимнастики для детей с ОВЗ обусловлена многими факторами. Прежде всего, это увеличение количества и степени тяжести различных отклонений в развитии речи детей. Ежегодное обследование детей показывает, что примерно у 70% детей, т.е. 10 человек из 14, наблюдаются нарушения в речевом развитии. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка, особенно на его личностном развитии.

Особенности психического развития детей с нарушением речи:

  • отставание в развитии познавательных процессов: восприятия, внимания (активного и произвольного), мышления
  • замедленное развитие всех видов памяти: речевой, зрительной, слуховой и моторной

- быстрое пресыщение любым видом деятельности (быстро устают, теряют интерес к любым видам деятельности)

  • испытывают затруднения в общении с окружающими
  • свойственна раздражительность, повышенная возбудимость, дети эмоционально неустойчивы
  • дети не способны к длительным волевым усилиям

Имеется ряд особенностей в физическом развитии детей с нарушением речи.

Особенности физического развития детей с нарушением речи:

- гипер - или гиподинамия;

- мышечная напряжённость или снижение мышечного тонуса;

- нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, прыжки в длину, метание);

- нарушение ручной моторики;

- общая скованность и замедленность выполнения движений;

- дискоординация движений;

- несформированность функций равновесия;

- недостаточное развитие чувства ритма;

- нарушение ориентировки в пространстве;

- замедленность процесса освоения новых движений;

- нарушение осанки, плоскостопие;

- заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, ловкости, скорости.

Цель утренней коррекционно-оздоровительной гимнастики – создать условия для обеспечения эмоционального благополучия ребёнка, которое является основой для развития психических процессов, активной познавательной детской деятельности в течение дня и успешной коррекционной работы.

Комплексы утренней коррекционно-оздоровительной гимнастики разработаны на 2 возрастные группы (старшая, подготовительная), рассчитаны на неделю. Утренняя зарядка проводится в форме игры, имеет единый сюжет, который основывается на лексической теме недели.

Комплекс утренней гимнастики рассчитан на 10 минут и, как любое физкультурно-оздоровительное мероприятие, имеет 3 части (вводная, основная и заключительная).

  1. Цель вводной части коррекционной гимнастики – мотивация к предстоящей деятельности. Например, тема недели «Зоопарк». Старшей группе рекомендовано загадать загадку по теме, а в подготовительной группе - проблемный вопрос: «Могут ли дикие животные жить в городе?».
  1. В основную часть гимнастики входят:

- различные виды ходьбы и бега, которые предназначены не только для тренировки всех функциональных систем организма, но и для согласования движений рук и ног, для формирования пространственной ориентации, для развития ритма движений. Усиливает ритмический эффект звуковое сопровождение ходьбы и бега. Это может быть стихотворная форма, счёт, музыкальное сопровождение, звуки ударных инструментов (бубен).

- дыхательные упражнения – выполняются с целью восстановления дыхания после нагрузки;

- элементы психогимнастики – проводятся с цель восстановления и сохранения эмоционального благополучия (игровые задания, элементы психологических этюдов, пантомима, пластические упражнения);

- элементы логоритмики, т.е. движения, которые сочетаются с речевым сопровождением (звуком, словом, фразой, стихами и т.д.).

В практике использования приёма «речь с движением» могут быть использованы различные тексты, но для повышения мотивации у детей, а также более чёткой ритмической организации удобнее и продуктивнее использовать стихотворные тексты, так как здесь решаются непосредственно логопедические задачи.

Приём «речь с движением» проводится в игровой форме, эмоционально и бодро. В таких условиях процесс овладения речью происходит быстрее, а проговаривая текст вместе со своими друзьями, дети раскрепощаются и не стесняются своего голоса. 

Речевой материал предварительно не выучивается. Упражнения проводятся или по подражанию, или предлагается творческое осмысление речевого материала.

- подвижная игра – для увеличения двигательной активности, эмоциональной окрашенности гимнастики, формирования активности и умения взаимодействовать с участниками игры.

Чтобы дети не перевозбуждались, целесообразнее проводить игры средней подвижности. Если проводится игра высокой подвижности, то сокращается время игры и ограничивается игровое пространство. Для развития произвольных процессов обязательно обращается внимание на соблюдение правил игры.

  1. В заключительную часть утренней гимнастики включены:

- упражнения для кистей рук – это активные упражнения и игры для пальцев рук, с широким применением игрушек и мелких пособий: палочек, колечек, цилиндров, малых мячей и др.

- дыхательные упражнения – выполняются для отработки правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения могут сопровождаться звуком, движением, может использоваться инвентарь и пособия.

Содержание утренней гимнастики не является статичным и зависит от коллектива детей, их физических, речевых возможностей и их эмоционального состояния на данный момент.

Новый комплекс утренней гимнастики целесообразно вводить на следующий день после запуска лексической темы.

Ожидаемые результаты использования утренней коррекционно-оздоровительной гимнастики:

- утренняя коррекционно-оздоровительная гимнастика является составной частью коррекционной работы детского сада (проводится ежедневно с детьми логопедических групп ДОУ);

- у детей улучшается настрой на образовательную деятельность;

- т.к. утренняя коррекционно-оздоровительная гимнастика проводится в форме игры, то привлекает детей своей живостью, эмоциональностью и без специальных установок настраивает детей на выполнение упражнений;

- увеличение посещаемости УГ

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь, а специально подобранные упражнения способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи. Таким образом, утренняя коррекционно-оздоровительная гимнастика является весомым звеном коррекционной работы ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс утренней коррекционно-оздоровительной гимнастики для детей 5 - 6 лет с ЗПР

Данный комплекс включает в себя упражнения для развития мелкой моторики, элементы логоритмики, корригирующие упражнения, помогающие расслабить снять мышечное и эмоциональное напряжение; упражнения, фо...

Практический материал для воспитателей "Утренняя эмоционально-стимулирующая гимнастика для детей 3-4 лет"

Необходимость проведения утренней гимнастики  обусловлена наблюдениями за состоянием детей в утренние часы приема. Некоторые дети приходят в детский сад заторможенными, вялыми, другие...

Коррекционно-оздоровительная гимнастика как одно из средств профилактики гипокинезии детей младшего дошкольного возраста

Коррекционно-оздоровительная гимнастика как одно из средств профилактики гипокинезии детей младшего дошкольного возраста.Дети дошкольного возраста большую часть времени проводят в статичном напря...