КОРРЕКЦИОННО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА НА ОРТОПЕДИЧЕСКИХ МЯЧАХ «Мой веселый, звонкий мяч».
учебно-методический материал по теме
Обследования, проводимые врачом-ортопедом городского центра «Здоровье» и инструктором по физической культуре, показывают: многие дети уже в дошкольном возрасте имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Большинство этих детей малоподвижные или, наоборот, сверхактивные. Они отличаются неустойчивой психикой и неразвитыми процессами саморегуляции. Часто болеют, имеют низкий уровень физического развития и, как следствие, слабый мышечно-связочный аппарат.
Одной из форм работы в нашем ДОУ является коррекционно-оздоровителъная гимнастика на ортопедических мячах. Обязательное условие для ее проведения - наличие достаточного количества современного спортивного оборудования (в том числе ортопедических мячей фирмы «Аконит»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОДГОТОВИЛА:
М.В. СУРОВА
«Мой веселый, звонкий мяч»
КОРРЕКЦИОННО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА НА ОРТОПЕДИЧЕСКИХ МЯЧАХ
Обследования, проводимые врачом-ортопедом городского центра «Здоровье» и инструктором по физической культуре, показывают: многие дети уже в дошкольном возрасте имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Большинство этих детей малоподвижные или, наоборот, сверхактивные. Они отличаются неустойчивой психикой и неразвитыми процессами саморегуляции. Часто болеют, имеют низкий уровень физического развития и, как следствие, слабый мышечно-связочный аппарат.
Одной из форм работы в нашем ДОУ является коррекционно-оздоровителъная гимнастика на ортопедических мячах. Обязательное условие для ее проведения - наличие достаточного количества современного спортивного оборудования (в том числе ортопедических мячей фирмы «Аконит»). Организуя занятия, педагогу прежде всего необходимо предоставить ребенку возможность познакомиться с новым для него оборудованием - поиграть с мячами. Следующий этап - надо научить детей садиться и удерживать равновесие на мяче. Это желательно делать отдельно с каждым ребенком, страхуя его сбоку или сзади. Обратите внимание: при посадке на мяч угол между голенью и бедром должен составлять 90 градусов. Продолжительность прыжков на мяче на первых занятиях не должна превышать 2-4 минуты, что связано с большой нагрузкой на мелкие мышцы спины.
Занятия проводятся с подгруппой -8-10 детей. Продолжительность их постепенно увеличивается - от 18-20 до 25-30 минут - в зависимости от возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей. Темп выполнения упражнений медленный и средний. Важное значение имеет подбор музыкального сопровождения, соответствующего ритму и темпу упражнений.
Коррекционно-оздоровительная работа строится на следующих основных принципах.
• Доступность - подбор оборудования, упражнений и методов организации занятий в соответствии с возрастом и возможностями детей.
- Постепенность - от простого к сложному.
- Повторяемость и систематичность занятий (два раза в неделю).
Предлагаем вашему вниманию структуру коррекционно-оздоровительной гимнастики на мячах.
- Подготовительная часть - разогревание организма и создание положительного эмоционального настроя. Проводится без мячей, включает
различные виды ходьбы, бега и музыкально-ритмические движения. - Основная часть – физическая нагрузка, чередуется с отдыхом и
расслаблением. Включает игры и игровые движения, придающие занятиям
эмоциональную окраску. Делится на две части:
- упражнения сидя на мяче и прыжки - развитие координации движений и выносливости;
- упражнения лежа на мяче (на груди, спине) - коррекция осанки и тренировка силовой выносливости мышц.
3. Заключительная часть - расслабление и аутотренинг. Растягивание и расслабление мышц спины. В конце занятия нужно проверить правильность осанки: встать прямо, пятки, голень, ягодицы, плечи, затылок прижать к стене, закрыть глаза и зафиксировать правильную позу на некоторое время.
Представляем примерный набор упражнений с ортопедическими мячами.
Упражнения с мячом в руках
1. И.п. (исходное положение) - о.с. (основная стойка), мяч перед грудью. Подняться на носки, мяч над головой, темп медленный.
2. И.п. - ноги на ширине плеч, мяч над головой. Наклоны в сторону.
- И.п. - о.с, мяч перед грудью. Наклоны вправо, руки вверху над головой, правую ногу на носок.
- И.п. - то же. Наклоны влево, мяч вправо, ноги в полуприседе. Темп средний.
- И.п. - то же. Полуприсед, мяч вверху на выпрямленных руках, выглянуть из-за мяча.
- И.п. - ноги на ширине плеч, мяч внизу. Наклоны вперед, мяч впереди на выпрямленных руках, спину прогнуть.
- И.п. - держать мяч за ручки на выпрямленных руках. Ритмичные удары коленом по мячу. I
8. И.п. - ноги на ширине плеч, мяч под мышкой. Наклон в сторону мяча, противоположная рука вверху над головой, пятки прижаты к полу (растягивание боковых мышц).
9. Им. - полуприсед, мяч обхватить двумя руками сверху и прижать к коленям. Округлить спину, голову положить на мяч (растягивание мышц спины).
Упражнения сидя на мяче
1. И.п. - сидя на мяче, ноги на ширине плеч, руки к плечам. Покачиваясь на мяче, руки вверх, к плечам, в стороны, к плечам. Темп средний.
- И.п. - то же. Покачиваясь на мяче, поворот головы вправо, правая рука в сторону. Темп медленный.
- И.п. — сидя на мяче, руки на поясе. Движения тазом вперед-назад, из стороны в сторону, круговые вращения.
- И.п. - то же. Поочередное вынесение ног на пятку.
- Им. - то же. Поочередное вынесение ног на пятку с одновременным разведением прямых рук в стороны.
- И.п. - сидя на мяче. Вынесение ног на пятку, руками имитируя движения марша.
7. И.п. - сидя на мяче, руки вниз. Прыжком ноги и руки в стороны.
- И.п. - сидя на мяче, одна рука на затылке, другая на бедре. Повороты в сторону поднятой руки, подбородок вверх.
- И.п. - сидя на мяче, руки на поясе. Наклон влево, правую ногу вытянуть на носок, правую руку поднять (над головой).
10.И.п. - сидя на мяче, правая нога вытянута вперед, руки в стороны. Круговые вращения носком ноги, удерживая равновесие. Подбородок приподнять.
Упражнения лежа на мяче
Упражнения в положении лежа на спине выполняются тогда, когда ребенок уверенно выполняет и.п. лежа на спине с опорой на стопу.
- И.п. — лежа на спине, ноги согнуты в коленях, опора на стопу. Откинуть голову назад, руки развести в стороны, мышцы спины расслабить.
- И.п. - лежа на спине, руки за головой. Поднять, опустить плечи, подбородок вверх (упражнение для мышц живота).
- И.п. - лежа на спине. Поднять, опустить плечи с поворотом в сторону (упражнение для косых мышц живота).
- И.п. - лежа на спине, ягодицы опустить чуть вниз, уменьшить угол между голенью и коленом, руки на поясе. Прогнуться в положение «мостик», втянуть ягодицы (упражнение для мышц спины).
- И.п. - лежа на спине. Вытянуть ноги, откатить мяч назад, потянуться за прямыми руками вверх (упражнение для растягивания мышц спины).
- И.п. - лежа на спине. Прогнуться в положение «мостик» и одновременно вытянуть одну ногу вперед-вверх.
- И.п. - стоя на коленях, лечь живо том на мяч, голову и руки опустить вниз. Упражнение на расслабление мышц спины.
- И.п. - лежа на животе, руки и ноги в упоре на полу. Оторвать правую руку от пола, потянуться вперед за рукой (упражнение на удержание равновесия и коррекцию осанки).
- И.п. — лежа на животе. Оторвать одну ногу от пола, потянуть ее назад параллельно полу.
10. И.п. - лежа на животе. Оторвать правую руку и левую ногу от пола, растянуться (упражнение на координацию движения и коррекцию осанки).
11. И.п. - лежа на животе. Поднять плечи вверх, руки развести в стороны, прогнуться в пояснице («самолетик») (упражнение для укрепления мышц спины).
- И.п. - лежа на животе, ноги в упоре, руки за головой. Поднимать и опускать плечи, взгляд перед собой (упражнение для укрепления мышц спины).
- И.п. - лежа на мяче, руки и ноги в упоре. Сделать четыре-шесть шагов руками вперед, ноги прямые (следить за тем, чтобы живот не провисал вниз).
- И.п. - лежа на мяче лицом вниз, мяч на уровне подвздошных костей. Ноги на весу, сгибание и разгибание рук в упоре.
- И.п. - лежа на мяче, упор на коленях, подбородок и руки — на мяче. Покачиваться на мяче вперед—назад, не отрывая колени от пола, расслабиться.
Количество и дозировка предлагаемых упражнений определяются возрастом и физической подготовкой детей.
Конспект занятия «Цирк зажигает огни»
Задачи. Коррекция и профилактика нарушений осанки. Развитие гибкости, выносливости, силы мышц живота и позвоночного столба. Снятие скованности и эмоционального напряжения, создание устойчивого положительного настроя.
Оборудование. Гимнастические и массажные мячи, обручи, зонт с разноцветными лентами.
Ход занятия Ведущий.
Сюда, сюда скорее -
Здесь будет цирк у нас.
Начнется представление
Веселое сейчас.
Здесь будут акробаты,
Жонглеры, прыгуны.
И все, и все ребята
Увидеть их должны.
Слушайте, слушайте!
Цирк приехал к нам.
Хлопайте, хлопайте
Дорогим гостям.
Звучит марш. Дети строятся в колонну по одному.
Вступительная часть. Разминка «Парад участников представления»
Ходьба спортивным шагом; на носках, руки вытянуты вверх; как «лошадки» — руки вытянуты уздечкой, ходьба с высоким подниманием колен; перестроение из одной колонны в две через середину зала; «силачи» - ходьба на месте с поворотом вокруг себя, руки-рычаги.
ОРУ (стоя в двух колоннах)
«Обезьянки»
Потягивание. Им. — ноги на ширине плеч, руки в стороны, согнуты в локтях, пальцы разведены. / - подняться на носки, руки вверх; 2 - вернуться в и.п.
Наклоны в сторону. И.п. - то же. 1 -наклоны вправо, руки вверх; 2 - и.п.; 3 -наклоны влево, руки вверх; 4 - и.п.
Наклоны к ногам. И.п. — ноги шире плеч, руки на поясе. 1—3 — наклон к правой ноге, руки перед собой, потирают ладошки; 4 - и.п. То же к другой ноге.
«Рыбки»
Приседание (рыбки выныривают из-за камушка). И.п. - о.с, руки внизу. / - присесть, соединить ладони перед грудью; 2—3 — подняться, руки вверх, в сторону, вниз; 4 — и.п.
Перестроение. Перебежать мелким шагом на носках на противоположную сторону; поменяться с партнером местами, держа одну руку над головой, вторую за спиной (плавник).
«Собачки». Бег врассыпную (по команде взрослого остановиться). Показать руками уши, покрутить хвостиком. Повторить бег три-четыре раза (после бега перейти на ходьбу и подойти к своим мячам).
Основная часть
Ведущий.
Сейчас мы познакомим вас
С известным силачом,
Он с гирей трехпудовой
Играет, как с мячом.
1. Берут мяч как гирю, проходят круг друг за другом, отжимая гирю правой и левой рукой.
- Сидя на мяче, упражнение для мышц рук: 1 - руки по диагонали, пальцы сжать в кулак; 2 - руки по диагонали, согнуть в локтях, напрячь; 3 - руки скрестно перед грудью, напрячь; 4 – руки вниз, расслабление.
- Сидя на мяче, встать, вытянуться, одну руку согнуть в локте, пальцы сжать в кулак, второй рукой держать мяч за ручку.
Ведущий. Реклама ярко светит, Огни кругом горят. Ученые мартышки Детей развеселят.
- Сидя на мяче, «закручивание» туловища. Им. — ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - правая нога в сторону на носок, поворот влево, хлопок руками; 2 - и.п.; 3-4 - то же в другую сторону.
- Сидя на мяче, наклоны к ногам. И.п. - то же. 1-3 - правую ногу на пятку, наклон к ноге, потереть ладошки; 4 - и.п.; 5 - то же в другую сторону.
- Покачиваясь на мяче, прыжки ноги врозь — вместе. И.п. — сидя на мяче, ноги вместе. Руки согнуты в локтях, пальцы развести и поднять. 1 - прыжком ноги в стороны, руки вверх; 2 - и.п.
Ведущий. А сейчас на смену веселым мартышкам выходят ловкие жонглеры (упражнение выполняется с массажным или резиновым мячом маленького диаметра).
1. Сжать и разжать мяч вытянутой вперед рукой, то же другой.
- Прокатить мяч по руке (от плеча до кисти), шее (сзади), ноге (от бедра, до носка), животу.
- Подбросить и поймать мяч, сидя на гимнастическом мяче и покачиваясь на нем.
Ведущий. Собачек озорных, Собачек цирковых. Позову-ка их сюда. Посмотрите их, друзья.
- Ползание на четвереньках вокруг мяча, прогнув спину.
- Сидя на мяче, показать уши, покрутить хвостиком (перемещение мяча вправо-влево).
- Мои дрессированные собачки умеют прыгать из обруча в обруч (на полу выкладывают две цепочки обручей).
- Мои собачки умеют считать. Сколько у собачек ушек? Сколько носиков? Сколько лапок?
Ведущий.
Продолжаем представление
Детям всем на удивление.
На арене выступают
Хорошо подкованные
Кони дрессированные.
Дети выполняют несколько движений, изображая наездников: натянуть вожжи, погонять лошадку, размахивать кнутом над головой; встать с мяча, вытянуться, сесть, покачиваясь на мячах.
Прыжки по залу врассыпную на мячах. По сигналу попрыгать вокруг себя. Вернуться на свои места.
Ведущий.
Наполняю я водой
Арену цирковую,
Плескаться будут здесь
Рыбки озорные.
- Упражнение на дыхание. И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1—2- подняться на носки, вдох (ладони перед грудью, поднять вверх); 3-4 - опуститься, выдох (руки через стороны вниз).
- И.п. - лежа на мяче, лицом вниз, ноги в упоре. 1-4 - движение руками - имитация плавания стилем «кроль», прогнуть спину.
- И.п. - то же, ладони на уровне груди, голова опущена. 1-2 - поднять плечи, прогнуть спину, посмотреть вверх, руки поднять, соединив ладони; 3-4 - вернуться в и.п., руки через стороны вниз.
- Движение ногами в стиле «кроль». И.п. - лежа на животе, упор руками перед грудью.
- Расслабление для груди. И.п. – лежа на животе, упор на коленях, голова и руки свободно лежат на мяче.
- Расслабление для спины. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях, упор стопой, руки в стороны, голова и руки расслаблены.
- Упражнение для мышц живота. И.п. - лежа на мяче спиной, ладони на уровне груди, ноги в упоре на стопы. 1 - поднять плечи, голову и руки вверх; 2 - и.п.
Ведущий (надевает костюм клоунессы):
Здравствуйте, ребята,
Я так люблю веселый цирк,
А еще люблю сюрпризы,
Шутки и смех.
И у меня для вас тоже
Приготовлен сюрприз.
Раз, два, три -
Отвернись и не смотри!
Дети отворачиваются, клоунесса открывает большой зонт с разноцветными лентами и приглашает всех покататься на веселой карусели.
Дети передвигаются прыжками на мячах.
Ведущий. Я хочу объявить следующий номер.
Перед вами акробат,
Посмотрите, дети,
Не боится он у нас
Ничего на свете.
Детям предлагается поупражняться в тренажерном уголке: прыжки на батуте, лазанье по канату и веревочной лестнице, упражнения на гимнастических кольцах и перекладине.
Ведущий.
Сейчас мы чудесами
Всех просто удивим,
Вам фокусы покажет
Известный всем факир.
Взрослый (факир) надевает цветной плащ. Под медленную мелодию дети выполняют упражнения на расслабление и релаксацию (поза - расслабить поясницу и шею - регулирует кровообращение и снимает усталость и напряжение; в положении лежа на спине с закрытыми глазами последовательно расслаблять все группы мышц).
Пока дети отдыхают и восстанавливают дыхание, «факир» показывает какой-нибудь фокус.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренняя коррекционно-оздоровительная гимнастика в группе компенсирующей направленности ДОУ
Сообщение из опыта работы...
Комплекс утренней коррекционно-оздоровительной гимнастики для детей 5 - 6 лет с ЗПР
Данный комплекс включает в себя упражнения для развития мелкой моторики, элементы логоритмики, корригирующие упражнения, помогающие расслабить снять мышечное и эмоциональное напряжение; упражнения, фо...

гимнастика на ортопедических мячах (фитболах)
Движения в любой форме, адекватные функциональным возможностям, всегда выступают как оздоровительный фактор. Новой, нестандартной формой занятий физическими упражнениями является гимнастика на ортопед...

Коррекционно-оздоровительная гимнастика с элементами йоги с детьми дошкольного возраста.
«Йога – это полный контроль над различными моделями и модификациями нашего сознания» – Свами Шивананда. Он определяет йогу как «гармонию между мыслями, словами и поступками, или, как интеграцию головы...

Открытое занятие по коррекционно-оздоровительной гимнастике
С самого раннего детства нужно уделять большое внимание правильной осанке и развитости мышц малыша. Правильно сформированная грудная клетка, здоровый позвоночник и симметрично развитые мышцы – з...

Рабочая программа Школа мяча "Мой веселый, звонкий мяч"
Примерная рабочая программа Школа мяча "Мой веселый, звонкий мяч", старший дошкольный возраст....