«Обучение плаванию в ДОУ»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Кудряшова Елена Владимировна

Благоприятное воздействие плавания на детский организм является общепризнанным. В медико-физиологическом аспекте это укрепление различных функциональных систем детского организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и пр.), в психологическом аспекте — формирование произвольной регуляции движений и действий, в педагогическом — это не только обучение младшего школьника сложноорганизованным действиям, но и способ становления навыков саморегуляции.

В качестве базовой программы обучения плаванию, принятой педагогами большинства детских садов, можно считать методику Т.И. Осокиной. В этой методике большое внимание уделяется младшему и среднему возрасту, но недостаточно освещены вопросы обучения плаванию детей старших и подготовительных групп. Между тем инструкторы—педагоги по плаванию (не специалисты в плавании) испытывают значительные затруднения в обучении детей именно старшего дошкольного возраста.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oyuuchenie_plavaniyu.docx33.77 КБ

Предварительный просмотр:

 «Обучение плаванию в ДОУ»

Санкт-Петербург

2018

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ        2

1.        Значение обучению плаванию дошкольников.        3

2.        Условия необходимые для обучения детей плаванию        3

3.        Методика обучения детей плаванию.        4

4.        Требования к уровню подготовки по каждой возрастной группе        5

5.        Игры и упражнения на закрепление навыков плавания.        8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        11


ВВЕДЕНИЕ

Благоприятное воздействие плавания на детский организм является общепризнанным. В медико-физиологическом аспекте это укрепление различных функциональных систем детского организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и пр.), в психологическом аспекте — формирование произвольной регуляции движений и действий, в педагогическом — это не только обучение младшего школьника сложноорганизованным действиям, но и способ становления навыков саморегуляции.

В качестве базовой программы обучения плаванию, принятой педагогами большинства детских садов, можно считать методику Т.И. Осокиной. В этой методике большое внимание уделяется младшему и среднему возрасту, но недостаточно освещены вопросы обучения плаванию детей старших и подготовительных групп. Между тем инструкторы—педагоги по плаванию (не специалисты в плавании) испытывают значительные затруднения в обучении детей именно старшего дошкольного возраста.


  1. Значение обучению плаванию дошкольников.

Перед дошкольными работниками поставлены важнейшие задачи по охране жизни и укреплению здоровья, совершенствованию физиологических функций организма ребенка, повышению его защитных свойств. В связи с этим в общей системе физического воспитания в детском саду большое место отводится плаванию. Плавание является превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и оказывает существенное влияние на состояние его здоровья. С самого раннего возраста это одна из самых сильных форм воздействия на развивающийся организм, сочетание воды, воздуха, температуры и двигательной активности ребенка.

Плавание:

  • закаляет организм, совершенствует механизм терморегуляции, повышает иммунологические свойства, улучшает адаптацию к разнообразным условиям внешней среды;
  • прививает умение и навыки самообслуживания;
  • совершенствует органы кровообращения и дыхания, улучшает сердечную деятельность, подвижность грудной клетки, ритм дыхания, увеличивает жизненную емкость легких;
  • укрепляет опорно-двигательный аппарат, правильно формирует позвоночник, вырабатывает хорошую осанку, предупреждает развитие плоскостопия;
  • увеличивает работоспособность и силу мышц;
  • гармонично развивает силу, быстроту, ловкость, гибкость, координацию движений, выносливость; совершенствует движения;
  • повышает общий тонус организма, укрепляет нервную систему, крепче становится сон, улучшается аппетит.

      Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. При обучении создаются условия для формирования личности, что способствует развитию целеустремленности, настойчивости, самообладания, решительности, смелости, дисциплинированности,   самостоятельности, творчества, а также умение действовать в коллективе. Умение плавать является навыком, необходимым человеку в самых разнообразных ситуациях.

       

  1. Условия необходимые для обучения детей плаванию

Наличие бассейна в детском саду создает возможность привлечь к образовательной деятельности по плаванию всех детей, начиная с младшего возраста. Непосредственно образовательная деятельность по плаванию должна проходить не ранее чем через 40 мин после еды.

          Обучение плаванию проходит в форме групповой образовательной деятельности по установленному расписанию. Группы делят на подгруппы в зависимости от возраста детей и от конкретных условий.

          Длительность образовательной деятельности в разных возрастных группах неодинакова. Она устанавливается в зависимости от возраста, периода обучения. В начале обучения занятия короче по времени, затем, по мере освоения детей с водой, их длительность постепенно увеличивается.

         Отличается и длительность пребывания в воде в каждой возрастной группе и зависит уже не только от вышеперечисленных причин, но и от того как организована совместная работа всего коллектива образовательного учреждения.

         Непосредственную образовательную деятельность по плаванию проводит инструктор по физической культуре, имеющий специальное образование.

         Воспитатели групп работают в тесном контакте с инструктором по физической культуре и медицинским персоналом. Они ведут работу в своей группе: следят за выполнением расписания образовательную деятельность и готовят подгруппы к ним, знакомят с правилами поведения в бассейне, непосредственно во время занятий, учат быстро раздеваться и одеваться. Вместе с медсестрой определяет, кому из детей необходим щадящий режим или освобождение от занятий, поддерживает тесную связь с родителями.

                    При проведении непосредственно образовательной деятельности осуществляется медико-педагогический контроль над воспитанием и здоровьем каждого ребенка, с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей.

Санитарно-гигиенические условия проведения НОД по плаванию включают следующее:

освещенные и проветриваемые помещения;

ежедневная смена воды;

текущая и генеральная дезинфекция помещений и инвентаря;

дезинфекция ванны при каждом спуске воды;

анализ качества воды и дезинфекции помещений и оборудования контролируется санэпидстанцией.

  1. Методика обучения детей плаванию.

Навыки плавания формируются у детей, закрепляются и совершенствуются при использовании различных средств обучения плаванию.

  1. Общеразвивающие и  специальные упражнения «суша»:

- комплекс подводящих упражнений;

- элементы «сухого плавания».

  1. Подготовительные упражнения на воде, упражнения, знакомящие детей с водой и ее свойствами:

- передвижение по дну и простейшие действия в воде;

- погружение в воду, в том числе с головой;

- упражнение на дыхание;

- открывание глаз в воде;

- всплывание и лежание на поверхности воды;

- скольжение по поверхности воды.

  1. Упражнения для разучивания техники плавания «с опорой и без»:

- движение рук и ног;

- дыхание пловца;

- согласование движений рук, ног, дыхания;

- плавание в координации движений.

  1. Простейшие спады и прыжки в воду:

- спады;

- прыжки на месте и с продвижением;

- прыжки ногами вперед;

- прыжки головой вперед.

  1. Игры и игровые упражнения способствующие:

- развитию умения передвигаться в воде;

- овладению навыком погружения и открывания глаз;

- овладению выдохам в воду;

- развитию умения всплывать;

- овладению лежанием;

- овладению скольжением;

- развитию умения выполнять прыжки в воду;

- развитию физического качества.

Основной принцип обучения детей – учить плавать технически правильно, для того чтобы заложить прочную основу для дальнейших занятий, то есть учить детей техничным, экономичным и целесообразным движениям, а значит наиболее полезным для здоровья. Способы спортивного плавания лучше всего подходят для этого. Обучение начинают с кроля на груди и на спине.

Технику спортивных способов плавания осваивают в таком порядке: формируют представление о спортивном способе в целом; разучивают отдельные движения; соединяются разученные движения.

Каждый элемент техники изучается в следующем порядке:

  • ознакомление с движением на суше;
  • изучение движений с неподвижной опорой;
  • изучение движений с подвижной опорой;
  • изучение движений в воде без опоры.

Большую роль в формировании двигательных навыков плавания играет также использование вспомогательного материала и оборудования. Оно помогает разнообразить приемы и методы обучения, виды упражнений, снять психологическую монотонность, постоянно повторяющихся движений, рационально использовать обучающее пространство, повышают интерес к занятиям, позволяют использовать дифференцированный подход в обучении.    

При последовательном решении задач и с использованием различных средств выше перечисленных у детей меньше формируются ошибки в плавании, а незначительные погрешности легко можно исправить в дальнейшем обучении.

  1. Требования к уровню подготовки по каждой возрастной группе

Вторая группа раннего возраста.

Младший дошкольный возраст – возраст активного приобщения к воде, подготовка к занятиям плаванием.

Задачи обучения.

  • Научить, не бояться воды, безбоязненно играть и плескаться.
  • Учить, не бояться, входить в воду и выходить из нее самостоятельно.
  • Знакомить с некоторыми свойствами воды.
  • Приучать к простейшим передвижениям в воде, к погружению.
  • Учить выдохам в воду, прыжкам.

Гигиенические навыки: пытаться самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, запомнить личные вещи.

Правила поведения: знакомство с основными правилами и их соблюдение.

К концу года дети могут.

  • Погружать лицо и голову в воду.
  • Ходить  вперед и назад  в воде глубиной до бедер  с помощью рук.
  • Бегать (игра «Догони меня», «Бегом за мячом»).
  • Пытаться выполнять упражнение «Крокодильчик».
  • Дуть на воду, пытаться  выполнять  вдох над водой и выдох в воду.
  • Прыгать по бассейну с продвижением вперед.
  • Выпрыгивать вверх из приседа в воде глубиной до бедер.
  • Пытаться лежать на воде вытянувшись в положении на груди.

Младшая группа.

Начинается  этап, связанный с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надежно, легко и свободно передвигаться в ней, совершать различные, целенаправленные движения.

Задачи обучения.

  • Продолжать учить, не бояться воды, безбоязненно играть и плескаться.
  • Учить, не бояться, входить в воду и выходить из нее самостоятельно.
  • Знакомить с некоторыми свойствами воды.
  • Обучать различным передвижениям в воде,  погружению.
  • Учить простейшим приемам выдоха в воду, обучать выдоху на границе воды и воздуха.
  • Учить различным прыжкам в воде.
  • Делать попытки лежать на воде.
  • Учить простейшим плавательным движениям ног.

Гигиенические навыки: пытаться самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи.

Правила поведения: соблюдать основные правила поведения.

К концу года дети могут.

  • Погружать лицо и голову в воду
  • Ходить вперед и назад (вперед спиной) в воде глубиной до бедер или до груди с помощью рук.
  • Бегать вперед и назад (игра «Догони меня», «Бегом за мячом»).
  • Выполнять упражнение «Крокодильчик» с работой ног.
  • Выполнять  вдох над водой и выдох в воду.
  • Пытаться выполнять выдох с погружением в воду.
  • Прыгать по бассейну с продвижением вперед.
  • Выпрыгивать вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди.
  • Пытаться лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на спине.
  • Пытаться скользить по поверхности воды.

Средняя группа.

Начинается новый этап: приобретение навыков плавания, таких как ныряние, лежание, скольжение, прыжки в воду, контролируемое дыхание, которые помогают чувствовать себя в воде достаточно надежно. Обучение нацелено на формирование умения находиться в воде в без опорном положении.

Задачи обучения.

  • Продолжать учить, не бояться воды, безбоязненно играть и плескаться.
  • Продолжать знакомить со  свойствами воды.
  • Продолжать обучать передвижениям в воде.
  • Учить  погружаться в воду.
  • Учить простейшим приемам выдоха в воду, обучать выдоху на границе воды и воздуха.
  • Обучать выдоху в воду.
  • Учить открывать глаза в воде.
  • Учить различным прыжкам в воде.
  • Обучать кратковременному лежанию и скольжению на воде.
  • Учить выполнять плавательные движения ногами.

Гигиенические навыки: пытаться самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи.

Правила поведения: знать основные правила поведения, соблюдать их; реагировать на замечания преподавателя, выполнять его команды.

К концу года дети могут.

  • Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде.
  • Бегать парами.
  • Пытаться проплывать тоннель, подныривать под гимнастическую палку.
  • Делать попытку доставать предметы со дна.
  • Выполнять  вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
  • Выполнять упражнение на дыхание «Ветерок».
  • Выполнять серию прыжков продвижением вперед, простейший прыжок ногами вперед.
  • Выпрыгивать вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди.
  • Скользить на груди, выполнять упражнения в паре «На буксире».
  • Выполнять упражнения «Звездочка», «Медуза».

Старшая группа.

К старшей группе дети хорошо передвигаются в воде. Продолжается закрепление основных навыков плавания.

Задачи обучения.

  • Продолжать знакомить со  свойствами воды.
  • Разучивать технику способов плавания кроль на груди и на спине.
  • Продолжать обучать лежанию на груди и на спине.
  • Учить  погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой.
  • Научить выдоху в воду.
  • Учить более уверенно, держаться на воде, скользить по ней на груди.
  • Учить различным прыжкам в воду, научить прыжку ногами вперед.
  • Учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди.
  • Разучивать попеременные и одновременные движения руками.

Гигиенические навыки: самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи.

Правила поведения: знать основные правила поведения, соблюдать их; реагировать на замечания преподавателя, выполнять его требования.

К концу года дети могу. 

  • Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде.
  • Бегать парами.
  • Нырять в обруч, проплывать тоннель, подныривать под гимнастическую палку.
  • Доставать предметы со дна, выполнять игровое упражнение «Ловец».
  • Выполнять  вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
  • Выполнять серии выдохов в воду, упражнение на задержку дыхания «Кто дольше».
  • Выполнять прыжок ногами вперед, пытаться соскакивать в воду головой вперед.
  • Скользить на груди с работой ног,  с работой рук.
  • Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской.
  • Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди.
  • Выполнять упражнения «Звездочка» на груди, на спине.
  • Выполнять упражнение «Поплавок».

Подготовительная к школе группа

В подготовительной к школе группе завершается обучение в детском саду. Но это не означает, что дети полностью овладевают технически правильными способами плавания. Большинство из них осваивает плавание кролем на груди и на спине в общих чертах. Их движения еще недостаточно слитны и точны, наблюдается нарушение ритма. На этом этапе продолжается усвоение и совершенствование плавательных движений.

Задачи обучения.    

  • Продолжать знакомить со  свойствами воды.
  • Разучивать технику способов плавания кроль на груди и кроль на спине.
  • Продолжать обучать лежанию, скольжению на груди и на спине.
  • Учить  погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой.
  • Научить выдоху в воду.
  • Учить уверенно, держаться на воде, скользить по ней на груди более продолжительное время.
  • Учить различным прыжкам в воду, научить прыжку ногами вперед, головой вперед.
  • Учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди и на спине.
  • Учить попеременные и одновременные движения руками во время скольжения на груди и на спине.
  • Учить сочетать движения руками и ногами при скольжении на груди и на спине.

Гигиенические навыки: самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи.

Правила поведения: знать основные правила поведения и сознательно их выполнять.

К концу года дети могут.

  • Погружаться  в воду, открывать глаза в воде.
  • Поднимать со дна предметы с открыванием глаз под водой.
  • Нырять в обруч, проплывать тоннель, мост.
  • Выполнять  вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
  • Выполнять серии выдохов в воду, ритмичный вдох - выдох в сочетании с движениями ног, дышать в положении лежа на груди с поворотом головы  в сторону с неподвижной опорой
  • Выполнять прыжок ногами вперед, головой вперед.
  • Скользить на груди и на спине с работой ног,  с работой рук.
  • Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской.
  • Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди и на спине.
  • Выполнять упражнения «Звездочка» на груди, на спине, Упражнение «Осьминожка» на длительность лежания.
  • Плавать на груди с работой рук, с работой ног.
  • Пытаться плавать способом на груди и на спине.

  1. Игры и упражнения на закрепление навыков плавания.        

«Мина». Глубина воды по грудь.

Задачи игры: совершенствование задержки дыхания, ориентирование под водой, закаливание.

Описание. Преподаватель бросает мяч на середину бассейна. Играющие делятся на пары, оттолкнувшись от дна, скользят под водой. Нужно проскользить так, чтобы не задеть мяч своим телом, не «взорвать мину».

Правила. Дети не должны мешать друг другу, побеждает тот, кто первым доберется до другого бортика. Методические указания. Игру можно выполнять как парами, так и командами.

«Волчок». Глубина воды по пояс.

 Задачи игры: совершенствование координации движений, ориентирование в воде, закаливание.

Описание. Играющие разбиваются на пары. Один из партнеров выполняет роль «поплавка», второй берет его одной рукой за правую голень, другой за правую руку и вращает сначала вправо, потом влево. Затем партнеры меняются местами.

Правила. Нельзя вращать в разные стороны. Следить за тем, чтобы ребенок вовремя сделал вдох. Выполнять вращение в среднем темпе. Побеждает тот, кто дольше сможет выполнить вращение.

Методические указания. Дети должны выполнять вращение по свистку.

«Попади торпедой в цель». Глубина воды по пояс.

 Задачи игры: совершенствование скольжения на груди и на спине, точность выполнения задания.

Описание. Два участника игры становятся с обручами напротив своей команды на расстоянии 3–4 м от нее. Каждый из игроков должен оттолкнуться от бортика и выполнить скольжение сквозь обруч.

 Правила. Выигрывает команда, которая метко попадает в цель «торпедой». Методические указания. Во время скольжения ребенок не должен выполнять вращательных движений.

«Дельфины на охоте». Глубина воды по пояс.

Задачи игры: совершенствование задержки дыхания, ориентирование, закаливание.

Описание. Играющие разбиваются на пары. Каждый участник игры должен, отталкиваясь ногами от дна, преодолеть в скольжении определенную дистанцию.

Правила. Побеждает тот, кто преодолеет дистанцию с наименьшим числом отталкиваний от дна и первым пересечет линию финиша.

 Методические указания. Можно выполнить скольжение на боку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практическое значение занятий плаванием огромно. Оно всесторонне развивает и закаливает организм (особенно дыхательную систему), так как на него при этом воздействуют сразу вода, солнце и воздух. Ребенку легче держаться на воде, нежели взрослому, поскольку подкожный жировой пласт у детей толще. Уже достигнув 7—9 месяцев, ребенок может (должен!) суметь самостоятельно продержаться на поверхности воды 8—10 мин. Однако этого можно достигнуть только при условии систематических и разнообразных тренировок на воде.

Важную роль при обучении плаванию играет ознакомление ребенка с лучшими спортсменами-пловцами, формирующее и воспитывающее у него интерес и любовь к спорту.

Обязательным условием обучения ребенка плаванию является теснейший контакт с родителями.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду для воспитателей детского сада и учителей.- М.: Просвещение, 1991.
  2. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендацмм. – М.: Мозайка-Синтез, 2006. – 96 с.
  3. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., Изд. центр "Академия", 2001. - 368 с.
  4. Фирсов 3. П. Плавание для всех. — М.: Просвещение, 1983.
  5. Фирсов З.П. Плавать раньше, чем ходить// ФиС. — 1987. — № 6.
  6. http://summercamp.ru/images/Watergames.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по плаванию «Игровой метод, как средство обучения плаванию детей старшей группы»

По утрам ты закаляйся,Водой холодной обливайся.Будешь ты всегда здоров.Тут не нужно лишних слов. Тема: «Игровой метод – как средство обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста» ...

Консультация для инструкторов по плаванию "Взаимодействие детского сада и семьи по обучению плаванию детей на глубокой воде"

В консультации подробно описано содержание работы с семьей по созданию условий, при которых дошкольники наиболее успешно будут овладевать навыками плавания, совершенствовать свои умения. Разобраны про...

Перспективное планирование занятий по плаванию в средней группе «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста» А.А. Чеменева, Т.В. Столмакова

Перспективное планирование, график распределения учебного материала, конспекты занятий на весь учебный год по обучению детей средней группы плаванию...

Методическое пособие по применению отдельного оборудования для обучения плаванию «Капельки для плавания»

В работе представлена методика применения оборудования для обучения плаванию – «Капелька для плавания». Инвентарь и оборудование для плавания имеет широкий ассортимент и разнообразие...

Дополнительная образовательная программа по обучению плаванию с элементами синхронного плавания

Программа нацелена на работу с девочками седьмого года жизни, владеющими элементарными навыками плавания (умение держаться на воде, «скользить» по воде, задерживать дыхание в воде и прочее...