Дополнительная образовательная программа по обучению плаванию с элементами синхронного плавания
рабочая программа по физкультуре (старшая, подготовительная группа)
Программа нацелена на работу с девочками седьмого года жизни, владеющими элементарными навыками плавания (умение держаться на воде, «скользить» по воде, задерживать дыхание в воде и прочее), и направлена на освоение сложно координированных движений и упражнений на воде и под водой, на обучение составлять групповые фигуры на воде и исполнять групповые композиции, на развитие творчества в двигательной сфере, то есть на обучение элементам синхронного плавания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_flamingo.docx | 187.46 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 40 комбинированного вида» городского округа Краснотурьинск
624440 Свердловской области, город Краснотурьинск, ул. Чапаева, 19
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА «ФЛАМИНГО»
физультурно – оздоровительной направленности:
обучение элементам синхронного плавания
воспитанников седьмого года жизни
срок реализации - 9 месяцев
Разработчик:
Сергеева
Ирина Владимировна,
инструктор по
физической культуре
Краснотурьинск
1. | Целевой раздел | 3 |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1.1. | Цели и задачи дополнительной образовательной программы | 5 |
1.1.2. | Принципы и подходы к формированию и реализации дополнительной образовательной программы | 6 |
1.1.3. | Психолого – педагогические условия реализации дополнительной образовательной программы | 8 |
1.1.4. | Значимые для разработки и реализации дополнительной образовательной программы характеристики | 9 |
1.2. | Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной программы | 12 |
2. | Содержательный раздел | 13 |
2.1. | Содержание дополнительной образовательной программы «Фламинго» по образовательным модулям | 13 |
2.2. | Учебно-тематический план реализации дополнительной образовательной программы «Фламинго» | 14 |
2.3. | Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации дополнительной образовательной программы «Фламинго» | 23 |
2.4. | Особенности организации педагогической диагностики | 25 |
3. | Организационный раздел | 28 |
3.1. | Материально техническое обеспечение дополнительной образовательной программы «Фламинго» | 28 |
3.2. | Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания | 29 |
3.3. | Особенности организации образовательной деятельности | 30 |
3.4. | Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды | 33 34 |
Приложение |
Содержание
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Самая большая ценность человека – здоровье, а двигательная активность – один из эффективных способов его сохранения и укрепления. Рассматривая формирование у детей основ культуры здорового образа жизни как первостепенную ценность и основываясь на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, дополнительная образовательная программа физкультурно – оздоровительной направленности «Фламинго» (далее – Программа) нацелена на развитие физических качеств воспитанников и обеспечение развивающего характера образования, основанного на личностно-ориентированном подходе, через создание условий для становления личности, способностей, интересов, творческого самовыражения в интересных для ребенка видах плавания. Учитывая, что выявление и реализация творческого потенциала каждого дошкольника является одним из приоритетных направлений современной педагогики, Программа нацелена на работу с девочками седьмого года жизни, владеющими элементарными навыками плавания (умение держаться на воде, «скользить» по воде, задерживать дыхание в воде и прочее), и направлена на освоение сложно координированных движений и упражнений на воде и под водой, на обучение составлять групповые фигуры на воде и исполнять групповые композиции, на развитие творчества в двигательной сфере, то есть на обучение элементам синхронного плавания.
Программа разработана с учетом нормативных документов:
- Законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 января 2003 г. «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества.СанПиН 2.1.2.1188-03»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Актуальность программы. Дошкольный возраст является периодом, когда в детях закладывается фундамент здоровья, физического развития, а также культуры движений. Большое значение для развития физических качеств ребенка занимает плавание. Именно в возрасте 6 - 7 лет является актуальной задача выявления нового пути в обучении детей плаванию. Именно в данном возрасте является перспективным введение элементов синхронного плавания.
Синхронное плавание – один из основных видов водного спорта. По характерному признаку синхронное плавание – художественный вид спорта, изначально нацеленный на создание зрелищности и пластической выразительности спортивных состязаний. Этот вид спорта обладает всеми достоинствами, присущими художественным видам спорта - красочностью выступлений, органичностью исполняемых движений, сочетанием силы и грации, возможностями совершенствования физической и эстетической культуры человека.
Синхронное плавание – один из видов спорта, включающих в себя элементы художественной гимнастики, хореографии и плавания, развивающий гибкость, формирующий правильную осанку.
Занятия по синхронному плаванию развивают правильное дыхание, воспитывают чувство красоты и ритма движений, детского коллективизма.
Разнообразие музыкальных жанров и стилей развивает кругозор детей, воспитывает у них интерес к музыкальному искусству, выявляет индивидуальные предпочтения в музыке, формирует художественный вкус.
Синхронное плавание достаточно сложно для дошкольников, поэтому целесообразно использовать, в основном, только его основные элементы.
Для достижения результатов в синхронном плавании необходимо развивать плавательные навыки, умение действовать слаженно, проявлять творчество в преобразовании и украшении программы.
Программа дополнительного образования по обучению элементам синхронного плавания девочек седьмого года жизни в студии «Фламинго» разработана с учетом возрастных особенностей воспитанников, на основании запроса родителей (законных представителей), потенциальных возможностей педагогического коллектива и образовательной организации.
Новизна дополнительной образовательной программы:
- включение элементов синхронного плавания в условиях малогабаритных бассейнов положительно влияет на общую физическую и плавательную подготовленность воспитанников;
- введение элементов синхронного плавания в занятиях плаванием помогает решать проблему водобоязни, что способствует повышению уровня плавательной подготовленности;
- программа основана на гендерном подходе к организации обучения плаванию: высокая эмоциональность, музыкальное сопровождение, большое разнообразие интересных упражнений и элементов способствует развитию плавательной подготовленности, развитию физических качеств, творческих способностей девочек седьмого года жизни, а также таких важных для девочек качеств как гибкость и пластичность, эмоциональная выразительность, женственность.
В Программу включены описание целей и задач, принципов и подходов, а также содержания образовательной деятельности по обучению девочек седьмого года жизни элементам синхронного плавания и описание необходимых для этого условий.
Программа разработана с учетом методического пособия Маханевой М., Барановой Г. «Фигурное плавание в детском саду».
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации – русском, с учетом режима работы МАДОУ № 40: пятидневная рабочая неделя. В субботу и воскресенье – в выходные и праздничные дни Программа не реализуется.
- Цели и задачи дополнительной образовательной программы.
Основной целью дополнительной образовательной программы «Фламинго» является физическое развитие воспитанников средствами музыки, ритмичных, синхронных движений через развитие плавательных умений и навыков, способностей, качеств личности.
В связи с взаимообусловленностью музыки и движения, а также целями секции вытекают следующие задачи:
1) Образовательные:
- обучать элементам синхронного плавания;
- развивать ловкость, точность, координацию движений;
- развивать гибкость и пластичность;
- развивать умение ориентироваться в пространстве (самостоятельно находить свободное место в бассейне, перестраиваться в круг, ориентироваться относительно сверстников);
- совершенствовать плавательные умения и навыки.
2) Оздоровительные:
- укреплять здоровье и закаливать детский организм;
- формировать правильную осанку, красивую походку посредством плавательных упражнений;
- совершенствовать функции организма.
3) Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям синхронным плаванием;
- воспитывать эстетические чувства;
- развивать волевые качества, организованность, целеустремленность, трудолюбие.
4) Развивающие:
- развивать способность воспринимать музыку, умение чувствовать ее настроение и характер;
- развивать музыкальный слух (мелодический, гармонический, тембровый), чувства ритма, музыкального кругозора, интереса к музыкальному искусству.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию и реализации дополнительной образовательной программы.
Дополнительная образовательная программа «Фламинго» реализуется на основе следующих принципов:
- принцип гуманизациии – определяющий приоритет не на передаче знаний, умений, а развитие самой возможности приобретать знания и умения и использовать их в жизни, отношение к личности ребенка как к высшей ценности;
- принцип развивающего обучения – не только приобретаются знания, формируются умения, но и развиваются все познавательные, психические процессы (ощущение, восприятие, память, внимание, речь, мышление), а также волевые и эмоциональные процессы, т.е. развивается личность ребенка в целом;
- принцип сознательности предусматривает построение процесса обучения, при котором воспитанники ясно представляют его задачи и конечную цель. Осваивая новые упражнения или фигуры, они не должны механически копировать увиденное движение или элемент, исполненные другими девочками, а творчески, сознательно подойти к его изучению, учитывая при этом свои возможности и перспективы, а также возможные неудачи;
- принцип наглядности: использование этого принципа в первоначальном обучении особенно важно, так как создание правильного представления о новой форме, о новой фигуре возможно только с помощью показа. Показ фигуры, сопровождаемый четким доступным разъяснением, способствует быстрейшему пониманию сути того или иного движения или упражнения и воспроизведению его с наименьшим количеством ошибок. На последующих этапах развитие представления о новом движении достигается не только живым показом и емким образным разъяснением, но также использованием различных наглядных пособий, в частности рисунков, таблиц, схем;
- принцип систематичности: вся информация о новом упражнении или действии должна подаваться последовательно и непрерывно, в соответствии с четко продуманной и обоснованной системой, строго соблюдая изложение материала от простого — к сложному, от известного — к неизвестному, от легких действий — к более трудным. Это значит, что девочки обучаются вначале вспомогательным, а потом основным упражнениям, при постоянном возрастании нагрузок и с использованием новых и разнообразных упражнений. Кроме того, необходимо следить за непрерывностью процесса обучения. В случае нарушения данного принципа создаются затруднения для своевременного закрепления и упрочнения функциональных изменений, происшедших в организме;
- принцип доступности: следует постоянно заботиться, чтобы содержание материала и методы его изложения всегда соответствовали возможностям воспитанников на данном этапе. Это не значит, что задания обязательно будут чрезмерно легкими. Выполнение задач должно соответствовать подготовленности воспитанников и должно быть связано с проявлением определенных усилий. Если упражнения будут легкими, интерес к ним может пропасть. Следует чередовать в каждом занятии легкие и более сложные, но посильные упражнения, разнообразить материал для того, чтобы воспитанники видели результаты своего труда и всегда стремились узнавать что-то новое;
- принцип прочности: приобретенные знания, умения и навыки должны быть прочно усвоены воспитанниками. Этому способствует многократное повторение новых упражнений в различных условиях работы. При повторении упражнений в технику исполнения вносятся различные поправки и уточнения — для того чтобы в последующих попытках можно было выполнить эти упражнения значительно лучше;
- принцип активности тесно связан с принципом сознательности, потому что только на основе сознательности может проявляться настоящая активность. Девочкам необходимо давать широкие возможности для самостоятельной творческой деятельности.
Следует иметь в виду личную заинтересованность ребенка в своей деятельности. Нужно, чтобы он самостоятельно, без какого-либо принуждения со стороны инструктора, а только под его руководством, активно стремился приобрести знания, умения и навыки в избранном виде деятельности.
Занятия, проходящие эмоционально, интересно для девочек, способствуют повышению их активности, устранению неуверенности в себе и страха перед новыми элементами или действиями в необычной среде.
Активность дошкольников лучше всего проявляется в форме групповых занятий. В этом случае каждый член команды будет рассматривать свои действия в целом, в том числе успехи и неудачи всей группы. Однако и здесь должен соблюдаться индивидуальный подход к каждому ребенку.
Основные подходы к формированию и реализации программы «Фламинго»:
1. Личностно – ориентированный подход: способы общения предполагают умение встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения – сотрудничество.
2. Гуманистический подход – отношение к ребенку как к высшей ценности.
3. Психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
4. Деятельностный подход – комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификация (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской деятельности.
5. Здоровьесберегающий подход - формирование привычки к здоровому образу жизни, гигиенических навыков, потребности в систематических занятиях физической культурой, обеспечение здоровьесберегающей среды.
1.1.3. Психолого – педагогические условия реализации дополнительной образовательной программы.
Данные принципы и подходы реализуются на основании следующих психолого-педагогических условий:
• уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
• использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
• поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
• поддержка инициативы и самостоятельности воспитанников;
• возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
• защита детей от всех форм физического и психического насилия;
• поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья.
1.1.4. Значимые для разработки и реализации дополнительной образовательной программы характеристики.
Возрастные особенности девочек седьмого года жизни
На седьмом году жизни совершенствуются функциональные возможности центральной нервной системы, происходят основные дифференцировки нервных клеток. В процессе взаимодействия с внешней средой у детей формируются умения и навыки, на основе уже имеющихся образуются новые, более сложные условные рефлексы.
Следует учитывать способность центральной нервной системы ребенка сохранять следы тех процессов, которые в ней происходили. Отсюда, понятна, способность детей быстро и легко запоминать, показанные им движения. Однако для закрепления и совершенствования усвоенного материала необходимы многократные повторения.
Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат) у детей до 7 лет еще не окончено. По сравнению со взрослыми, костная система ребенка богаче хрящевой тканью, содержит больше органических веществ и меньше минеральных солей, поэтому кости ребенка легко поддаются искривлению и могут приобрести неправильную форму под влиянием неблагоприятных внешних факторов. Окостенение скелета происходит постепенно на протяжении всего периода детства. Костная система дошкольников характеризуется незавершенностью костеобразовательного процесса и сохраняет еще в отдельных местах хрящевое строение (кисти рук, берцовые кости, некоторые части позвоночника). Поэтому очень важно следить за правильной осанкой детей, предупреждая возникновение деформаций позвоночника, грудной клетки, костей таза, конечностей. С другой стороны – это хорошая основа работы по развитию гибкости, которая важна при обучении синхронному плаванию.
Мышечная система у детей развита значительно слабее, чем у взрослых. Общая масса мускулатуры у дошкольников в 2 раза меньше, чем у взрослого и составляет 20 -22% по отношению к массе тела. Мышцы ребенка имеют волокнистую структуру.
Скелетная мускулатура ребенка до 7 лет характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций и связок. Брюшной пресс развит слабо, и не в состоянии выдерживать, большие физические напряжения. При чрезмерных нагрузках происходит расслабление волокон, и могут образоваться грыжи (пупочные).
У детей хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, однако мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, развиты слабее. Вот почему уже в этом возрасте необходимо следить за осанкой ребенка. Относительно слабо развиты мелкие мышцы кисти; поэтому дети не обладают точной координацией движений пальцев. Масса мышц нижних конечностей по отношению к массе тела увеличивается интенсивнее, чем масса верхних конечностей, что связано с высокой двигательной активностью ребенка.
К 6 годам значительно увеличивается мышечная масса, возрастает сила и работоспособность мышц, но воспитанники еще не способны к значительным мышечным напряжениям, а также к длительным физическим нагрузкам. Деятельность с попеременным напряжением и расслаблением мышц меньше утомляет, чем та, которая требует статических усилий. Учитывая быструю утомляемость детей этого возраста, необходимо избегать чрезмерных физических усилий при выполнении физических упражнений. При распределении программного материала надо стремиться использовать физические упражнения, направленные на развитие всех групп мышц.
Существенны качественные изменения, связанные с интенсивным анатомическим и функциональным созреванием организма детей. А также развитие двигательного анализатора, позволяют широко развернуть работу по формированию двигательных навыков и развитию физических качеств.
Кадровые условия
Образование | Общий стаж | Педагогический стаж | Квалификационная категория | Курсы повышения квалификации |
- 1997 год, Екатеринбургский техникум физической культуры, специальность – физическая культура, квалификация – преподаватель – организатор физической культуры. | 23 года | 22 года | Первая | - 2015 год, ГАОУ ДПО СО «ИРО», ОП «Проектирование образовательной деятельности в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с использованием дистанционных образовательных технологий». - 2017 год, ГАОУ ДПО СО «ИРО», ОП «Проектирование деятельности инструктора по физической культуре дошкольного учреждения в условиях введения ФГОС ДО». |
Программу реализует инструктор по физической культуре Сергеева Ирина Владимировна. Инструктор осуществляет дополнительное образование девочек в соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность. Проведя первичную диагностику, формирует состав девочек, которые будут заниматься в студии «Фламинго». Инструктор обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения), исходящий из психофизиологической и педагогической целесообразности, применяя при этом современные технологии, включая информационно – коммуникационные. Проводит дополнительные занятия с воспитанниками детского сада. Обеспечивает строгое соблюдение всех прав воспитанников дошкольной образовательной организации. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение, а также ведет установленную документацию и отчетность. Выявляет творческие способности девочек седьмого года жизни, способствует их развитию, формированию устойчивых интересов и наклонностей. Корректирует ход выполнения тематического планирования. Контролирует самочувствие девочек в процессе проведения занятий. Отвечает за качество дополнительной образовательной деятельности по обучению воспитанниц элементам синхронного плавания. Обеспечивает охрану жизни и здоровья девочек, посещающих студию синхронного плавания «Фламинго» во время образовательного процесса.
Климатические условия
Учитывая климатические и природные особенности Уральского региона занятия по обучению синхронному плаванию воспитанников дошкольного возраста проводится два раза в неделю, в течении учебного года с сентября по май (во время отопительного сезона). После окончания отопительного сезона занятия не проводятся, потому что температурный режим бассейна не соответствует СанПин.
- Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной программы.
В результате реализации Программы у воспитанника
развито:
- умение самостоятельно держаться на воде и выполнять плавательные упражнения с длительной задержкой дыхания;
- интерес и мотивация к занятиям синхронным плаванием;
- гибкость, пластичность, координация движений;
- умение ориентироваться в пространстве бассейна;
- умение выполнять плавательные движения синхронно, ориентируясь на действия сверстников;
- умение выполнять плавательные движения в соответствии с ритмом и темпом музыкального произведения;
- умение самостоятельно придумывать «танцевальные» движения на воде;
сформировано:
- правильная осанка, красивая походка;
- выносливость, умение доводить начатое дело до конца;
- умение ориентироваться на сверстников;
воспитанники проявляют:
- знание правил гигиены и правил безопасности во время занятий в бассейне;
- настойчивость и целеустремленность: добивается качественного выполнения того или иного плавательного движения;
- умение радоваться успехам сверстников, поддерживать их в случае неудачи.
Планируется снижение заболеваемости у воспитанников студии «Фламинго».
Итоги реализации программы
предоставляются на открытых занятиях студии «Фламинго» с участием родителей (законных представителей)
- Содержательный раздел
- Содержание дополнительной образовательной программы «Фламинго» по образовательным модулям.
Модуль | Содержание | Методы, приемы, средства |
I модуль Знакомство с синхронным плаванием как с видом спорта | Формирование представления об отличии синхронного плавания от других водных видов спорта. Знакомство с простыми упражнениями и композициями, которые можно выполнять одновременно под музыку. Формирование желания совместно выполнять упражнения. | Просмотр презентации «Водные виды спорта», «Знакомство с синхронным плаванием». Рассматривание плакатов из серии «Синхронное плавание» (ИКТ). Обучение простым упражнениям под мелодичную музыку без изменения ритма. Разучивание движений под счет инструктора и его сигналы. Упражнения: - Ходьба, прыжки, наклоны, приседания под воду; - «Звездочка», Медуза», «Поплавок», «Струнка». - Скольжение на груди и на спине. - Выполнение упражнений в шеренге и в кругу. - Взмахи руками и ногами, переходы и перестроения. |
II модуль Разучивание отдельных упражнений и композиций | Обучение выполнению отдельных упражнений синхронно с соблюдением темпа и ритма музыки, с учетом ее характера. Разучивание композиций в парах, тройках, следить за дыханием при выполнении нескольких движений. | Упражнения разучиваются комплексно, по 2-3 разнообразных заданий одновременно под счет инструктора и музыку. Отработка дыхания при выполнении нескольких упражнений. Композиции с предметами. Упражнения: - Ходьба и бег с работой рук, перестроением; - «Звездочка» (на спине, на груди), переходы из упражнения в упражнение; - Скольжение на груди, на спине в разных направлениях; - Ныряние, упражнение «винт». |
III модуль Самостоятельность и творчество | Работа над пластикой и красотой движений. Выполнение упражнений под музыку, стремясь связать их между собой красивыми переходами, с использованием разных предметов для усложнения упражнений. Самостоятельное составление (придумывание) композиций воспитанниками. | Разучивание упражнений происходит под музыку. Упражнения: - Скольжение и плавание с переворотами на спину и грудь (не вставая на ноги); - Упражнение с переворотами. |
- Учебно-тематический план реализации дополнительной образовательной программы «Фламинго».
месяц | неделя | модуль | задачи | № занятия |
сентябрь | 3 | I модуль Знакомство с синхронным плаванием как с видом спорта
I модуль Знакомство с синхронным плаванием как с видом спорта | 1.Первичная диагностика, набор в студию синхронного плавания. 2. Познакомить девочек с водными видами спорта. | 1 |
1.Ознакомление с правилами поведения на занятиях в студии Фламинго. 2.Значение синхронного плавания для здоровья. 3.Развитие познавательного интереса к синхронному плаванию. | 2 | |||
4 | 1. Обучать правильному дыханию. 2. Совершенствовать умение лежать на воде, на груди. 3.Формирование правильной осанки посредством плавательных упражнений. 4.Совершенствовать умение выполнять скольжение на груди. | 3 | ||
1. Продолжить обучать правильному дыханию. 2. Совершенствовать умение лежать на воде, на спине. 3.Продолжить формирование правильной осанки посредством плавательных упражнений. 4. Совершенствовать умение выполнять скольжение на спине. | 4 | |||
октябрь | 1 | 1. Формировать умение опускать лицо в воду, открывать глаза под водой. 2. Совершенствовать навыки правильного дыхания. 3. Продолжить совершенствовать умение выполнять скольжение на груди и спине. 4. Развивать способность воспринимать музыкув воде. 5. Развивать умение ориентироваться в пространстве. | 5 | |
1.Совершенствование навыков правильного дыхания. 2. Совершенствовать умение выполнять скольжение на груди и спине без поддерживающих предметов. 3. Развивать умение ориентироваться в пространстве. 4. Продолжить развивать способность воспринимать музыкув воде. | 6 | |||
2 | 1.Обучение группировкам «Поплавок», основным позициям на груди «Струнка», «Звездочка». 2.Воспитание интереса к занятиям синхронным плаванием. 3. Развитие умения перестроения из одной колонны в две. | 7 | ||
1.Закреплять умение выполнять группировки «Поплавок»; основные позиции на груди «Струнка», «Звездочка». 2.Развитие волевых качеств, целеустремленности. 3. Развитие познавательного интереса к искусству звуков. 4. Развивать умение перестраиваться на диагональ. | 8 | |||
3 | 1.Обучение композиции ««Струнка», «Звезда», «Струнка»» на груди, спине под музыку, под счет. 2. Развивать умение перестраиваться на диагональ. 3.Содействовать развитию задержки дыхания. 4. Развивать способность чувствовать настроение и характер музыки. | 9 | ||
1.Закреплять умение выполнять композицию «Струнка», «Звезда», «Струнка» на груди, спине под музыку, под счет. 2. Развивать умение перестраиваться на диагональ. 3.Содействовать развитию задержки дыхания. 4. Развивать способность воспринимать музыку в воде. | 10 | |||
4 | 1.Разучивание новых движений, использование при этом элементов «цепочки». 2. Развивать умение перестраиваться в круг. 3.Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений. | 11 | ||
1.Обучение новому виду группировки «Фламинго», новому упражнению «Бабочка». 2. Развивать умение перестраиваться в круг, на диагональ. 3. Совершенствовать умение выполнять дыхательные упражнения. 4. Развивать чувство ритмав воде. | 12 | |||
ноябрь | 1 | II модуль Разучивание отдельных упражнений и композиций
II модуль Разучивание отдельных упражнений и композиций II модуль Разучивание отдельных упражнений и композиций | 1.Формирование представлений о конкретном рисунке «Танца русалок» под муз. Джо Дассена «EtSiN`existaisPas». 2.Развивать способность воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер и ее содержание. 3.Разучивание танцевальных движений на суше. | 13 |
1. Развивать представления о рисунке «Танца русалок» под муз. Джо Дассена «EtSiN`existaisPas». 2.Разучивание композиции «Поплавок», «Звезда», «Поплавок» на груди, спине под музыку, под счет. 3.Развивать способность воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер и ее содержание. | 14 | |||
2 | 1.Разучивание танцевальных движений в воде. 2.Обучение свободному ориентированию в чаше бассейна, умелому распределению рисунков по всей поверхности бассейна. 3. Развитие музыкального и гармонического слуха. | 15 | ||
1.Совершенствование танцевальных движений в воде. 2. Развитие свободной ориентировке в чаше бассейна, умелого распределения рисунков по всей поверхности бассейна. 3. Разучивание новых движений, использование при этом элементов «цепочки». «Поплавок» - с единым шнуром. | 16 | |||
3 | 1. Обучение синхронности в выполнении движений. 2. Обучение плавному выполнению перестроения из одного рисунка в другой кратчайшим путем. 3.Совершенствование танцевальных движений. | 17 | ||
1.Закрепление движений в воде, обучение синхронности в выполнении движений. 2.Продолжение обучения плавному выполнению перестроения из одного рисунка в другой кратчайшим путем. 3.Совершенствование танцевальных движений. | 18 | |||
4 | 1.Развитие чувства ритма. 2. Воспитание интереса к занятиям синхронным плаванием. 3. Развитие умения синхронно выполнять «Танец русалочек». | 19 | ||
1.Совершенствование синхронного выполнения «Танца русалочек». 2. Воспитание чувства коллективизма. 3. Развитие пластичности и выразительности движений в воде. | 20 | |||
декабрь | 1 | 1.Формирование у девочек представлений о конкретном рисунке «Танца русалочек-недомерочек» под муз. Georgeo Moroder «Love Theme from Flash Dance». 2.Развивать способность воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер и ее содержание. 3.Разучивание танцевальных движений на суше. | 21 | |
1.Развитие представлений о рисунке «Танца русалочек-недомерочек» под муз. Georgeo Moroder «Love Theme from Flash Dance». 2. Обучение составлению рисунков на воде. 3.Разучивание танцевальных движений на суше. | 22 | |||
2 | 1.Обучение свободному ориентированию в чаше бассейна, умелому распределению рисунков по всей поверхности бассейна. 2.Развитие музыкального и гармонического слуха. 3. Разучивание танцевальных движений в воде. | 23 | ||
1.Закрепление умение плавного перестроения из одного рисунка в другой кратчайшим путем. 2.Разучивание танцевальных движений в воде. | 24 | |||
3 | 1.Формирование у девочек четких представлений о своей роли в каждом рисунке, обучение быстрому реагированию на звуковой сигнал, музыку. 2. Закрепление движений в воде. 3. Обучение синхронности в выполнении движений. | 25 | ||
1. Продолжить формирование у девочек четких представлений о своей роли в каждом рисунке, обучение быстрому реагированию на звуковой сигнал, музыку. 2. Закрепление движений в воде. 3. Продолжить обучение синхронности в выполнении движений. | 26 | |||
4 | 1.Обучение девочек взаимозаменяемости, роли ведущего в рисунках на воде, оказанию посильной помощи товарищам. 2.Совершенствовать синхронное выполнение «Танца русалочек-недомерочек». | 27 | ||
1.Совершенствование навыков хорошо слышать, видеть и быстро ориентироваться под водой. 2. Синхронное выполнение «Танца русалочек-недомерочек» (для воспитанников подготовительных групп). | 28 | |||
январь | 2 | 1.Формирование представлений о конкретном рисунке «Танца морских водорослей» под муз. «Волшебный мир превращений» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик». 2.Развивать способность воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер и ее содержание. 3.Разучивание танцевальных движений на суше. | 29 | |
1.Развитие представлений о конкретном рисунке «Танца морских водорослей» под муз. «Волшебный мир превращений» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик». 2. Продолжать развивать способность воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер и ее содержание. 3. Разучивание танцевальных движений на суше. | 30 | |||
3 | II модуль Разучивание отдельных упражнений и композиций | 1.Обучение девочек плавному слиянию движений с музыкальным сопровождением. 2.Разучивание танцевальных движений в воде. | 31 | |
1.Продолжить обучать девочек плавному слиянию движений с музыкальным сопровождением. 2.Разучивание движений в воде, обучение синхронности в выполнении движений. | 32 | |||
4 | 1.Закрепление движений в воде, обучение синхронности в выполнении движений. 2.Упражнять в синхронном выполнении «Танца морских водорослей» под муз. «Волшебный мир превращений» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик». | 33 | ||
1.Закрепление движений в воде, обучение синхронности в выполнении движений. 2.Совершенствовать синхронное выполнение «Танца морских водорослей» под муз. «Волшебный мир превращений» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик». | 34 | |||
февраль | 1 | III модуль Самостоятель-ность и творчество III модуль Самостоятель-ность и творчество III модуль Самостоятель-ность и творчество | 1.Формирование умения составлять рисунок «Танца светящихся рыбок» под муз. R. Claudermann «Romeo&Juliet». 2.Развивать способность воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер и ее содержание. 3.Разучивание танцевальных движений на суше. | 35 |
1.Поощрять самостоятельность при составлении рисунка «Танца светящихся рыбок» под муз. R. Claudermann «Romeo&Juliet». 2.Прослушивание мелодии, обсуждение темпа, характера, движений. 3.Продолжать разучивать танцевальные движения на суше. | 36 | |||
2 | 1.Формирование у девочек знаний о значении синхронного плавания для здоровья. 2.Придумывание танцевальных движений в воде. 3.Формирование у девочек ответственного отношения к выполнению движений. | 37 | ||
1.Формирование у девочек ответственного отношения к выполнению движений. 2. Самостоятельное придумывание танцевальных движений в воде. 3. Разучивание нового упражнения «Циркачи». | 38 | |||
3 | 1. Развитие самостоятельности при выполнении движений в воде, развитие пластичности, гибкости, выразительности движений. 2.Закрепление группировок: «Лебедь», «Фламинго», упражнений «Бутон», «Цветок», «Бабочка» на спине, «Уточка». | 39 | ||
1.Закрепление движений в воде, обучение синхронности в выполнении движений. 2. Закрепление умений синхронно выполнять различные танцевальные композиции. | 40 | |||
4 | 1. Развивать умение самостоятельно свободно ориентироваться в чаше бассейна, умело распределять рисунок по всей поверхности бассейна. 2.Синхронное выполнение «Танца светящихся рыбок». | 41 | ||
1. Расширение представлений о значении синхронного плавания для здоровья как частицы большого спорта. 2. Совершенствование синхронного выполнения «Танца светящихся рыбок». | 42 | |||
март | 1 | 1.Формирование представлений о конкретном рисунке «Танца цветов» на муз. «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик». 2.Развивать способность воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер и ее содержание. 3. Разучивание танцевальных движений на суше. | 43 | |
1.Поощрять самостоятельность при описании и выполнении рисунка «Танца цветов» под муз. «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик». 2.Разучивание танцевальных движений на суше. | 44 | |||
2 | 1.Формирование ответственного отношения к выполнению движений. 2.Разучивание танцевальных движений в воде. 3. Развитие музыкального и гармонического слуха. | 45 | ||
1.Формирование ответственного отношения к выполнению движений. 2.Разучивание танцевальных движений в воде. 3. Закрепление группировки «Лебедь», упражнений «Бутон», «Цветок», «Бабочка». | 46 | |||
3 | 1.Формирование понятий, что рисунки на воде – коллективная работа. 2. Совершенствование танцевальных движений в воде, обучение синхронности в выполнении движений. 3. Закрепление группировки «Фламинго», упражнения «Уточка». | 47 | ||
1.Продолжить формирование понятий, что рисунки на воде – коллективная работа. 2.Закрепление движений в воде, обучение синхронности в выполнении движений. | 48 | |||
4 | 1. Закрепление плавного слияния движений с музыкальным сопровождением. 2.Синхронное выполнение «Танца цветов» на муз. «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик». | 49 | ||
1. Поощрение творческих проявлений воспитанниц. 2.Синхронное выполнение «Танца цветов» на муз. «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик». | 50 | |||
апрель | 1 |
III модуль Самостоятель-ность и творчество | 1.Совместное составление рисунка «Танца с обручами» на муз. P. Maria «LoveStory» 2.Развивать способность воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер и ее содержание. 3.Разучивание танцевальных движений на суше. | 51 |
1. Развитие представлений о конкретном рисунке «Танец с обручами» на муз. P. Maria «LoveStory» 2.Развивать способность воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер и ее содержание. 3.Разучивание танцевальных движений на суше. | 52 | |||
2 | 1.Закрепление плавных переходов от одного рисунка к другому, не мешая товарищу. 2.Разучивание танцевальных движений в воде. 3.Совершенствование упражнений «Струнка», «Звезда», «Струнка» на груди, под музыку, под счет. | 53 | ||
1.Закрепление плавных переходов от одного рисунка к другому, не мешая товарищу. 2.Разучивание танцевальных движений в воде. | 54 | |||
3 | 1.Закрепление движений в воде. 2.Обучение синхронности в выполнении движений. | 55 | ||
1. Закрепление движений в воде, обучение синхронности в выполнении движений. 2. Обучение плавному выполнению перестроения из одного рисунка в другой кратчайшим путем. 3. Совершенствование танцевальных движений. | 56 | |||
4 | 1.Совершенствование навыков хорошо слышать, видеть и быстро ориентироваться под водой. 2. Совершенствование синхронного выполнения «Танец с обручами». | 57 | ||
1.Обучение детей взаимозаменяемости, роли ведущего в рисунках на воде, оказанию посильной помощи товарищам. 2. Синхронное выполнение «Танец с обручами». | 58 | |||
май | 1 | 1.Закрепление и совершенствование выполнения разученных танцев « Танец Русалок», «Танец Русалочек недомерочек». | 59 | |
1.Закрепление и совершенствование выполнения разученных танцев «Танец светящихся рыбок», «Танец морских водорослей». | 60 | |||
2 | Представление разученных танцев родителям воспитанниц. | 61 |
2.3. Описание вариативных форм, способов, методов и приемов реализации дополнительной образовательной программы «Фламинго».
Методы и формы, применяемые в синхронном плавании, подбираются в соответствии с контингентом группы и состоянием здоровья каждого ребенка.
Формами проведения занятий являются:
- учебно-тренирующая;
- игровая;
- сюжетная;
Возможные формы организации деятельности:
- Групповая;
- Индивидуальная;
- Индивидуально-групповая;
Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.
При реализации Программы применяются две группы методов: специфические и общепедагогические.
К специфическим методам относятся:
1) Методы строго регламентированного упражнения: каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой. Такие методы позволяют:
- осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе;
- строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач;
- точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки;
- избирательно воспитывать физические качества;
- эффективно осваивать технику выполнения упражнений и т. д.
2) Игровой метод: используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры. Такой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества. Наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей. Широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств. Присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.
3) Соревновательный метод: выполнение упражнений в соревновательной форме с целью повышения качества выполнения того или иного упражнения.
С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.
Общепедагогические методы включают в себя:
1) Словесные методы: педагог с помощью слова ставит перед занимающимися задачи, управляет их практической деятельностью на занятиях, сообщает задания, объясняет упражнения, оценивает результаты освоения материала, оказывает воспитательное влияние на воспитанников.
2) Наглядные методы способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию выполняемых заданий. Данные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующие развитие его сенсорных способностей. Предполагает методы натуральной и опосредованной демонстрации: методически организованный показ самих упражнений.
3) Практические методы связаны с практической и двигательной деятельностью детей, обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движений на собственных мышечно-моторных ощущениях.
В процессе освоения нового материала методы и приемы работы направлены на то, чтобы:
- максимально сконцентрировать внимание девочек;
- вызвать интерес к новой композиции;
- активизировать девочек с учетом индивидуальных способностей.
С точки зрения доступности для движения музыкальные произведения выбираются:
- небольшими по объему (3-4 минуты);
- удобными по темпу в воде (умеренно-быстрыми или умеренно - меленными и разнообразными по темпу, т.е. с ускорениями и замедлениями);
- музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения понятные девочкам.
Разнообразие музыкальных жанров и стилей развивает кругозор девочек, воспитывает у них интерес к музыкальному искусству, выявляет индивидуальные предпочтения к музыке, формирует художественный вкус.
Обучение заключается в последовательном многократном повторении отдельных элементов упражнения, что значительно облегчает его освоение, позволяет избежать ошибок.
Освоение танца девочками происходит примерно в течение 3-4 недель. При этом ставится задача: абсолютно точного и синхронного исполнения движений.
Последовательность разучивания танца в течение месяца
1 неделя | Прослушивание мелодии, обсуждение темпа, характера, движений. Разучивание танцевальных движений на суше. |
2 неделя | Разучивание танцевальных движений в воде. |
3 неделя | Закрепление движений в воде, обучение синхронности в выполнении движений. |
4 неделя | Синхронное выполнение танца. |
2.3. Особенности организации педагогической диагностики.
В сентябре месяце проводится диагностика сформированности плавательных навыков с целью отбора желающих посещать занятия в студии «Фламинго» по четырем методикам (Приложение).
Первая методика. Исследование продолжительности задержки дыхания у девочек седьмого года жизни. Исследование проводится с каждым ребенком индивидуально. Воспитаннику предлагается набрать воздух, задержать дыхание и опуститься под воду. С помощью секундомера фиксируется время, которое ребенок проводит под водой.
уровень | время |
Высокий уровень | 25 сек. и более |
Средний уровень | до 23 сек. |
Низкий уровень | менее 20 сек. |
Вторая методика. Исследование — «Быстрый дельфин» (модификация методики У. Урунтаевой «Рукавичка»). Данная методика используется с целью исследования уровня коммуникативности и умения сотрудничать при выполнении одного действия.
Девочкам предлагается большая надувная игрушка «дельфин», с которой надо доплыть от одного бортика бассейна до другого, толкая ее всем вместе руками перед собой.
Игровая мотивация: помочь «дельфину» доплыть, но помогать всем вместе. Внимание девочек обращается на то, что чем дружнее и согласованнее они будут действовать, не ссорясь и помогая друг другу, тем быстрее они «помогут дельфину доплыть». Следует отметить, что чем более высокий уровень плавательных навыков и умений у детей, тем сильнее у них проявляются стремление к лидерству, неуступчивость, желание проявить себя и получить одобрение взрослого («Я лучше всех это делаю!»). Поэтому важно выделять моральный аспект, обращать внимание воспитанников на то, что действовать нужно дружно, сообща, помогая друг другу, всем вместе.
Причем поощрять воспитанников нужно не только за навыки плавания, но и за коммуникативные умения, так как синхронность подразумевает прежде всего высокий уровень развития коммуникативности и согласованности действий каждого ребенка со всей группой.
Уровни развития коммуникативности
уровень | действия воспитанников |
Высокий уровень | все действовали сообща |
Средний уровень | не более двух (из 6 человек) «рассогласованных» воспитанников |
Низкий уровень | более 2 «рассогласованных» воспитанников |
Третья методика. Умение лежать на груди и на спине – основа плавательных движений.
Методика оценки. И.п.: стоя, ноги врозь, руки в стороны - вверх. Сделать вдох, задержать дыхание, лечь на грудь, опустить лицо в воду. Регистрация времени начинается в момент принятия ребенком горизонтального положения и прекращается в момент опускания ног. Аналогично проводится оценка умения лежать на спине. При этом затылок должен находиться на воде.
уровень | время |
Высокий уровень | 6,0 сек. |
Средний уровень | 5,0 сек. |
Низкий уровень | 4,0 сек. |
Четвертая методика. Скольжение на груди и на спине.
Методика оценки скольжения на груди. И.п.: стоя, спиной к борту бассейна, руки вытянуты вверх, голова находится между руками. Сделать вдох, наклониться вперед и выполнить толчок обеими ногами от борта. Скольжение выполняются до полной остановки.
Оценка уровней:
Измеряется расстояние от места толчка до кончиков пальцев рук в момент остановки скольжения.
уровень | метры |
Высокий уровень | 3,00 м. |
Средний уровень | 2,50 м. |
Низкий уровень | 2,00 м. |
Методика оценки скольжения на спине. И.п.: стоя лицом к борту, руки вытянуты вверх, голова касается затылком рук. Сделать вдох, присесть, оттолкнуться обеими ногами от борта. Скольжение выполняются до полной остановки.
Оценка уровней:
Измеряется расстояние от места толчка до кончиков пальцев рук в момент остановки скольжения.
уровень | метры |
Высокий уровень | 2,50 м. |
Средний уровень | 2,00 м. |
Низкий уровень | 1,50 м. |
- Высокий - сильный толчок от опоры; голова опущена в воду.
- Средний - подбородок лежит на поверхности воды.
- Низкий - плечи находятся над поверхностью воды.
В секцию «Фламинго» включаются девочки седьмого года жизни по желанию, проявившие в результате данного диагностического обследования высокий уровень сформированности плавательных навыков.
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Фламинго» являются представление танцевальных композиций родителям (законным представителям) воспитанниц на итоговом занятии секции.
- Организационный раздел
3.1. Материально техническое обеспечение дополнительной образовательной программы «Фламинго».
Программа реализуется на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 40 комбинированного вида» городского округа Краснотурьинск, в котором созданы следующие материально – технические условия:
- крытый бассейн с размером ванны 3х8х0.9 м расположен в пристроенном здании, соединяющимся со зданием МАДОУ № 40 галереей (крытый коридор, где расположен «Зимний сад»);
- ванна бассейна оснащена удобными лестницами с поручнями для спуска воспитанников в воду и подъема при выходе из воды; предусмотрен также переливной желоб, регулирующий уровень воды и гасящий волны; стены бассейна художественно оформлены;
- пол обходных дорожек с подогревом и покрыт резиновыми ковриками;
- в бассейне оборудована раздевальная комната со стульчиками для раздевания и одевания на каждого воспитанника и стойкой для размещения одежды с индивидуальными вешалками для каждого члена секции, пол покрыт ковриком; в раздевальной комнате размещены 2 настенных фена для сушки волос после занятий в секции;
- душевое помещение имеет 3 душа для мытья воспитанников перед началом занятий и после их окончания, полы покрыты резиновыми ковриками;
- имеется туалетная и умывальная комнаты, в которых полы покрыты резиновыми ковриками.
Для реализации программы используются возможности многофункциональной гостиной, в которой размещено мультимедиа оборудование (ноутбук, проектор, экран, колонки), где организуется просмотр тематических презентаций, демонстрационных плакатов в электронной форме, фотографий и другого.
Все помещения отвечают педагогическим, санитарно – гигиеническим лечебно-профилактическим нормам. В них обеспечена эффективная вентиляция, достаточная освещённость всех помещений; благоприятный уровень температуры и воздуха, поддерживается чистота и порядок, соблюдается график проветривания.
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Методическая литература:
- Большакова И.А., Маленький дельфин – пособие для инструкторов по плаванию, Москва, 2005.
- Максимова М.Н., Теория и методика синхронного плавания: учебник, Москва, 2017.
- Маханева М.Д., Баранова Г.В., Фигурное плавание в детском саду: методическое пособие, Москва, 2009.
- Осокина Т.И., Обучение плаванию в детском саду: книга для воспитателей детского сада и родителей, Москва, 1991.
- Протченко Т.А., Программа обучения плаванию детей от 2 до 7 лет, Москва, 2007 (электронная форма).
- Рыбак М.В., Занятия в бассейне с дошкольниками, Москва, 2012.
Методическое пособие:
Сергеева И.В., Планы – конспекты занятий по реализации дополнительной образовательной программы «Фламинго», МАДОУ № 40, 2017.
Демонстрационный материал:
- Видеофильм «Синхронное плавание в детском саду/ DWD диск.
- Плакаты – элементы синхронного плавания/ CD диск.
- Презентация «Знакомство с синхронным плаванием»/ CD диск.
- Презентация «Водные виды спорта»/ CD диск.
- Презентация «Олимпийские чемпионы в синхронном плавании»/ CD диск.
- Подборка музыкальных произведений для занятий/ CD диск.
- Седова Е., Обучающая программа «Аква-гимнастика для детей»/ DWD диск, Москва, 2009.
3.3. Особенности организации образовательной деятельности.
Содержание программы рассчитано на 9 месяцев с сентября по май, всего 61 одно занятие, и ориентировано на группу девочек седьмого года жизни в количестве 10 человек. Занятия в секции «Фламинго» проводятся в бассейне детского сада 2 раза в неделю продолжительностью 30 минут с 18.00 ч. до 18.30 ч.
Расписание занятий в секции «Фламинго»
День недели | Время |
Вторник | 18.00 – 18.30 |
Четверг | 18.00 – 18.30 |
Санитарные нормы температурного режима в бассейне,
параметры набора воды
Возрастная группа | Температура воды (С) | Температура воздуха (С) | Глубина (м) |
седьмой год жизни | + 27… +28 | +24… +28 | 0,7 |
В помещениях проводится проветривание и влажная уборка в соответсвии с СанПиН.
Обеспечение безопасности
До начала обучения в секции «Фламинго» воспитанники знакомятся с правилами поведения в помещении бассейна и на воде. Руководитель секции знает меры по оказанию помощи на воде и в любую минуту готов помочь воспитанникам.
Обеспечение безопасности при организации синхронного плавания с воспитанниками дошкольного возраста включает следующие правила:
- образовательную деятельность по обучению синхронному плаванию проводить в местах, полностью отвечающих всем требованиям безопасности и гигиены;
- не допускать неорганизованного плавания, самовольных прыжков в воду и ныряния;
- не разрешать воспитанникам толкать друг друга и погружать с головой в воду, садиться друг на друга, хватать за руки и за ноги, нырять навстречу друг другу, громко кричать, звать на помощь, когда она не требуется;
- не проводить образовательную деятельность по обучению синхронному плаванию с группами, превышающими 10 человек.
- допускать воспитанников к образовательной деятельности только с разрешения врача;
- приучать воспитанников выходить из воды по неотложной необходимости только с разрешения инструктора;
- проводить поименно перекличку воспитанников до входа в воду и после выхода из нее;
- научить воспитанников пользоваться спасательными средствами;
- инструктору во время образовательной деятельности внимательно наблюдать за воспитанниками, видеть всю группу, каждого воспитанника отдельно и быть готовым в случае необходимости быстро оказать помощь ребенку;
- не проводить образовательную деятельность по обучению синхронному плаванию раньше, чем через 40 минут после еды;
- при появлении признаков переохлаждения (озноб, «гусиная кожа», посинение губ) вывести ребенка из воды и дать ему согреться;
- соблюдать методическую последовательность обучения;
- знать индивидуальные данные физического развития, состояние здоровья и плавательную подготовку каждого ребенка;
- не злоупотреблять возможностями ребенка, не форсировать увеличения плавательной дистанции, физической нагрузки;
- добиваться сознательного выполнения воспитанников правил обеспечения безопасности, образовательной деятельности по обучению синхронному плаванию.
Каждый воспитанник должен знать и соблюдать следующие правила поведения в бассейне:
- внимательно слушать задание и выполнять его;
- входить в воду только по разрешению инструктора;
- спускаться по лестнице спиной к воде;
- не стоять без движений в воде;
- не мешать друг другу, окунаться;
- не наталкиваться друг на друга;
- не кричать;
- не звать нарочно на помощь;
- не топить друг друга;
- не бегать в помещении бассейна;
- проситься выйти по необходимости;
- выходить быстро по команде инструктора.
Рекомендации по проведению образовательной деятельности:
- занятия необходимо проводить по подгруппам (10 чел.);
- ребенок должен регулярно посещать занятия;
- на занятии двигательный режим детей должен быть рациональным, с учетом возрастных особенностей и обеспечения благоприятных условий статической нагрузки - снижение ее продолжительности и величины;
- освоение упражнений идет быстрее, если девочки стоят в шеренге, лицом к инструктору;
- разучивать упражнения целесообразно сначала на месте, потом – в движении;
- обязательное ознакомление с характером движений при изучении элементов синхронного плавания;
- использование игровых приемов обучения как ведущих в организации занятий;
- обязательны специальные упражнения: разминка в начале каждого занятия, выполнение упражнений на суше, упражнения на закрепление основных движений в воде;
- на каждом занятии необходимо следить за правильной техникой выполнения движений;
- необходимо поддерживать эмоционально-положительный тонус на протяжении занятия.
При постановке произвольных программ важно соблюдать следующую последовательность работы:
- Прослушивание и просчет музыкального сопровождения: определение ритма музыкального сопровождения, определение тематики музыки.
- Изучение движений композиции: порядок движения композиции, движения на суше, вход в воду, базовые элементы, синхронная работа.
- Изучение перестроений и равнений: рисунок композиции, порядок перестроения, базовые точки равнения; равнение: в кругу, в линии.
- Согласование движений и музыкального сопровождения: имитационные упражнения на суше под счет и музыкальное сопровождение.
- Для достижения результатов в фигурном плавании, необходимо развивать плавательные навыки, умение действовать слаженно, проявлять творчество в украшении композиций на воде.
- При разучивании композиций используется принцип поэтапности. Необходимо помнить, что композиции составляются с учетом умений и навыков девочек.
3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Для реализации Программы в бассейне созданы следующие условия развивающей предметно-пространственной среды:
№ | Наименование | Кол-во |
1. | Плавательные доски | 10 |
2. | Игрушки и предметы тонущие | 30 |
3. | Надувные круги | 10 |
4. | Обруч средних размеров | 10 |
5. | Мячи надувные средних размеров | 10 |
6. | Искусственные цветы | 20 |
7. | Лестница (трап) для спуска в воду | 1 |
8. | Свисток судейский | 1 |
9. | Часы | 1 |
10. | Термометр комнатный | 3 |
11. | Термометр для воды | 1 |
12. | Стойка для детской одежды | 1 |
13. | Стульчик для детской одежды | 10 |
14. | Скамейки детские | 1 |
15. | Шкаф для пособий | 1 |
16. | Стол письменный | 1 |
17. | Стул | 1 |
18. | Музыкальный центр | 1 |
19. | Секундомер | 1 |
Развивающая предметно – пространственная среда бассейна отвечает требованиям безопасности (оборудование, вышедшее из строя своевременно заменяется на новое), стимулирует физическую активность воспитанников, присущее им желание совершенствоваться в приобретённых навыках плавания, познавать, побуждать применять свои умения в ходе игр, игровых упражнений, воспитанники должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Водная среда предоставляет условия для игрового обучения синхронному плаванию, и развития моторных функций, и координации ребёнка. Водное пространство по необходимости трансформируется в зависимости от игры или от темы танцевальной композиции и предоставляет достаточно места для двигательной активности.
Приложение
Протокол диагностики сформированости плавательных навыков
№ | Ф.И. воспитанницы | Продолжительность задержки дыхания | «Быстрый дельфин» уровень коммуникативности | Лежание на воде | Скольжение на воде | Уровень подготовки (В/С/Н) | ||
На груди | На спине | На груди | На спине | |||||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
10 | ||||||||
11 | ||||||||
12 | ||||||||
13 | ||||||||
14 | ||||||||
15 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа коррекционного обучения детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи в условиях логопункта дошкольного общеобразовательного учреждения
Программа позволяет организовать коррекционную работу с детьми с ОНР, по разным причинам оказавшимся на логопункте дошколного учреждения. оставить таких детей без коррекционного сопровождения нельзя, ...
Дополнительная образовательная программа по обучению детей игре в шахматы «Белая ладья»
«Обучение детей игре в шахматы» является создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного до...
Дополнительная образовательная программа по обучению детей игре в шахматы «Шахматный городок»
Обучение детей первым шагам шахматной игры в течении 1 уч.года.Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное м...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.
Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...
Дополнительная образовательная программа «Театр –творчество- дети» с элементами музыкальной игровой импровизации. Программа рассчитана на младший и старший дошкольный возраст ребенка 2-7 лет.
Дополнительная образовательная программа«Театр –творчество- дети» с элементами музыкальной игровой импровизации.Программа рассчитана на младший и старший дошкольный возраст ребенка 2...
Методическая разработка занятия по дополнительной образовательной программе «Учимся дышать, играя» с элементами изучения правил дорожного движения Тема: «Транспорт»
Здоровьесберегающая технология – одна из ведущих педагогических технологий в дошкольном образовании. Остается актуальной проблема в сохранении детского здоровья особенно для жителей Северной сто...
Дополнительная образовательная программа по обучению плаванию
Программа нацелена на работу с воспитанниками шестого-седьмого года жизни, владеющими элементарными навыками плавания (умение лежать и скользить на воде, и проч.). Действие данной Программы напр...