План работы «Развитие зрительно-двигательной и моторной координации с помощью кинезиологических упражнений».
методическая разработка (подготовительная группа)
Внедрить в физкультурное занятие и гимнастику пробуждения комплексы кинезиологических упражнений адаптированные к проведению с детьми с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
зрительно-двигательная и моторная координация | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА №1637»
111401, г. Москва, ул. 3-я Владимирская, д.12А тел.:(495) 672-02-35
e-mail: 1637@edu.mos.ru тел./факс: (495) 672-01-99
План работы по теме:
«Развитие зрительно-двигательной и моторной координации с помощью кинезиологических упражнений».
Учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Смирнова И.А.
2018 - 2019 учебный год
Цель:
изучить влияние кинезиологических тренировок на выявление и развитие способностей ребенка, расширение границ возможностей его мозга.
Внедрить в физкультурное занятие и гимнастику пробуждения комплексы кинезиологических упражнений адаптированные к проведению с детьми с нарушением зрения.
Задачи:
1. Изучить соответствующую методическую литературу по данному вопросу.
2. Составить развивающую кинезиологическую программу для работы с детьми дошкольного возраста с учетом зрительной патологии.
3. Отобрать наиболее соответствующие возрасту детей и специфике детского сада игры и упражнения.
4. Подобрать дидактический материал, пособия и иллюстрации по этой теме.
5. Провести открытые просмотры занятий для педагогов и родителей детского сада.
6. Подготовить отчет и методический материал по изученной теме.
План работы:
1. Развитие интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии направленными от движения к мышлению.
2. Как совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы под влиянием кинезиологических тренировок.
3. Диагностическое обследование детей средствами динамометрии и пробы на динамический праксис Н.И. Озерецкого «Кулак – ребро – ладонь» в начале и конце учебного года.
4. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
5. Методика проведения кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре и гимнастике пробуждения.
6. Проведение коррекционных занятий с детьми с нарушением зрения направленных на развитие силы, равновесия, подвижности, пластичности нервных процессов.
7. Отчет и выводы по теме самообразования.
Литература:
1. А.Л. Сиротюк. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика. Пальчиковые упражнения. Программа развития интеллекта. 2003г.;
2. Л.С. Сековец. Физическое воспитание детей дошкольного возраста с монокулярным зрением. 2000г.;
3. Возрастные особенности развития отдельных проявлений координационных способностей рук у школьников 7-15 лет. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1999. - № 3-4. – С. 16-20.
4. Л.С.Сековец. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения.- Н.-Новгород 2001.
5. Г.Г. Демирчоглян, А.Г. Демирчоглян. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников.- М., 2000.
6. А.Н. Лебедева. Развитие сенсоромоторики детей дошкольного возраста.- М., 2002.
7. М.И. Аксенова. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.- Г. 1998.
8. Л.А. Венгер, В.С. Мухина. Воспитание сенсорной культуры ребенка.- М., 1988.
9. А.Л. Сиротюк. Коррекция развития интеллекта дошкольников.- М., 2003.
10. С.Е. Гаврилина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. 2002г.
11. Д.М. Маллаев. Игры для слепых и слабовидящих. 2002г.
12. Л.И. Плаксина. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике. – Калуга 1998г.
№ п/п | Месяц | Содержание работы | Примечание |
1. | Сентябрь | Литература: А.Л. Сиротюк. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика. Пальчиковые упраж-нения. Программа развития интеллекта. 2003г. Работа с детьми д/с: ознакомить по показу воспитателя с отдельными кинезиологическими упражнениями, выявить специфику и степень сложности в обучении детей с нарушением зрения. Работа с их родителями: провести консультацию с родителями детей старших дошкольных групп на тему: «Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению». Работа с педагогами д/с: ознакомить воспитателей детей старших групп с кинезиологическими комплексами. Пособия и дидактический материал: адаптировать изученные комплексы кинезиологических упражнений для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Составить печатные материалы семи комплексов. Подготовить плакат-схему с цветовыми траекториями доступными детям с ослабленным зрением. | |
2. | Октябрь | Литература: Л.С.Сековец. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения.- Н.-Новгород 2001г. Л.И. Плаксина Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике. – Калуга 1998г. Работа с детьми д/с: индивидуальное и подгрупповое обучение кинезиологическим упражнениям из комплеса № 1, 2; проведение диагностического обследования по динамометрии и пробе на динамический праксис. Работа с их родителями: проведение открытого физкультурного досуга в подготовительной группе № 5 совместно с родителями: «Дары осени». Работа с педагогами д/с: выступление на педагогическом совете по теме: «Использование оздоровительных комплексов кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре для развития мелкой моторики, мышления и зрительного восприятия». Проведение открытого просмотра сюжетного занятия в средней группе: «Птичья стайка». Пособия и дидактический материал: разработать дидактическое пособие с учетом зрительной патологии детей для проведения коррекционных игр и упражнений по активизации зрительно-двигательной ориентировке: «Схема физкультурного зала» с прилагающимися к ней карточек с выполнением определенного задания (по ломанной линии – ходьба с поворотом; по точечно – бег на носках; по прерывистой линии – прыжки; расставление физкультурного оборудования по карточкам для «полосы препятствий» и т.д.). | |
3. | Ноябрь | Литература: Л.С. Сековец «Физическое воспитание детей дошкольного возраста с монокулярным зрением» 2000г. Л.А. Венгер, В.С. Мухина. Воспитание сенсорной культуры ребенка.- М., 1988г. Работа с детьми д/с: занесение результатов диагностики в карточки здоровья детей, их последующий анализ. Внедрить комплексы № 1, 2 в III часть физкультурного занятия, добиваться правильного выполнения упражнений всеми детьми. Работа с их родителями: внести материалы в папку «Физическое воспитание» по ознакомлению с кинезиологическими комплексами № 1, 2 и методикой их проведения в домашних условиях. Работа с педагогами д/с: составление и отчет по результатам диагностики детей старшего дошкольного возраста. Проведение открытого просмотра кинезиологических комплексов № 1, 2; их последующий анализ и внедрение в гимнастику пробуждения. Пособия и дидактический материал: подготовка схематического дидактического пособия для занятия с детьми: «Исходные положения для выполнения физических упражнений». Подготовить и оформить в папку по мелкой моторике пальчиковые игры и упражнения для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. | |
4. | Декабрь | Литература: Возрастные особенности развития отдельных проявлений координационных способностей рук у школьников 7-15 лет. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1999г. - № 3-4. – С. 16-20. Работа с детьми д/с: разучить с детьми младшего дошкольного возраста пальчиковые упражнения: «Моя семья», «Наш малыш», «Шалун», «Пальчики здороваются». С детьми среднего и старшего дошкольного возраста разучить игровые упражнения: «Братцы», «Мельница», «Тяни-толкай», «Цветок». Работа с их родителями: проведение физкультурного досуга в подготовительной группе № 2 совместно с родителями: «Раз, веселую зимой…». Работа с педагогами д/с: проведение консультации на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников и ее диагностика». Пособия и дидактический материал: приобрести дидактические игры: «Сферы», «Бильбоке», «Бирюльки», «Блошки», «Чудесный мешочек» и т.д. | |
5. | Январь | Литература: С.Е. Гаврилина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать» 2002г. А.Л. Сиротюк. Коррекция развития интеллекта дошкольников.- М., 2003г. Работа с детьми д/с: разучить с детьми старшего возраста кинезиологические комплексы № 3, 4; добиваться четкого и ритмичного выполнения всеми детьми на занятиях по физической культуре. Работа с их родителями: внести материалы в папку «Физическое воспитание» по ознакомлению с кинезиологическими комплексами № 3, 4 и методикой их проведения в домашних условиях. Работа с педагогами д/с: проведение открытого просмотра кинезиологических комплексов № 3, 4; их последующий анализ и внедрение в гимнастику пробуждения. Пособия и дидактический материал: оформить стенд на тему: «Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение». | |
6. | Февраль | Литература: Г.Г. Демирчоглян, А.Г. Демирчоглян. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников.- М., 2000г. Работа с детьми д/с: развивать зрительное восприятие на занятиях по физической культуре и ориентировку в пространстве отрабатывать с детьми старшего возраста движения по схеме, с детьми младшего возраста движение по словесной инструкции. Работа с их родителями: провести родительское собрание в группах младшего дошкольного возраста на тему: «Быть в движении – значит укреплять здоровье». Работа с педагогами д/с: проведение семинара-практикума: «Активизация зрительного восприятия, мышления и мелкой моторики рук средствами оздоровительных гимнастик». Пособия и дидактический материал: подготовить комплексы оздоровительных гимнастик: - утренняя гимнастика для всех возрастных групп; - комплексы кинезиологических упражнений для старшего дошкольного возраста; - глазная гимнастика для всех возрастных групп; - гимнастика пробуждения для всех возрастных групп. | |
7. | Март | Литература: А.Н. Лебедева. Развитие сенсоромоторики детей дошкольного возраста.- М., 2002г. Работа с детьми д/с: разучить с детьми старшего возраста кинезиологические комплексы № 5,6; добиваться четкого и ритмичного выполнения всеми детьми на занятиях по физической культуре. Работа с их родителями: внести материалы в папку «Физическое воспитание» по ознакомлению с кинезиологическими комплексами № 5, 6 и методикой их проведения в домашних условиях. Работа с педагогами д/с: проведение открытого просмотра кинезиологических комплексов № 5, 6; их последующий анализ и внедрение в гимнастику пробуждения. Пособия и дидактический материал: пополнить материалами папку-пережвижку: «Коррекционная работа в детском саду». | |
8. | Апрель | Литература: М.И. Аксенова. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.- Г. 1998г. Работа с детьми д/с: проведение диагностического обследования по динамометрии и пробе на динамический праксис. Занесение результатов диагностики в карточки здоровья детей, их последующий анализ. Работа с их родителями: проведение родительского собрания в подготовительных к школе группах на тему: «Развитие в дошкольном возрасте мелкой моторики и координации рук обеспечивает ребенку своевременную подготовку к школе».
Работа с педагогами д/с: провести консультацию для воспитателей всех возрастных групп на тему: «Психогимнастика – средство, направленное на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка». Пособия и дидактический материал: подготовить материалы для папки: «Физическое воспитание» в разных возрастных группах по теме: «Физические упражнения и подвижные игры в весенне-летний период». | |
9. | Май | Литература: Д.М. Маллаев «Игры для слепых и слабовидящих» 2002г. Работа с детьми д/с: разучить с детьми старшего возраста кинезиологический комплекс № 7; добиваться четкого и ритмичного выполнения всеми детьми на занятиях по физической культуре. Работа с их родителями: внести материалы в папку «Физическое воспитание» по ознакомлению с кинезиологическим комплексом № 7 и методикой его проведения в домашних условиях. Работа с педагогами д/с: проведение открытого просмотра кинезиологического комплекса № 7; его последующий анализ и внедрение в гимнастику пробуждения. Пособия и дидактический материал: подготовить папку-передвижку: «Гимнастика мозга». Приобрести пособия для проведения игр с песком и водой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значимость коррекционно-развивающих игр с использованием рисования для развития зрительно-двигательной координации детей с ЗПР.
Практика показывает, что у детей дошкольного возраста с ЗПР, поступающих в специализированное дошкольное учреждение, несмотря на возраст (даже 6 лет), навыки рисования значительно отстают от нав...
Статья. Развитие зрительно-двигательной координации как профилактика нарушения письменной речи
Статья раскрывает цели и задачи работы в данном направлении. С статье отражены задачи и формы работы по всем возрастным группам на весь учебный год. работа полезна как для детей логопедических групп, ...
Развитие зрительно-двигательной координации у детей с амблиопией и косоглазием в игре «Китайские палочки»
В этой статье вы познакомитесь с интересной игрой, адаптированной для детей с амблиопией и косоглазием и эффективной в развитии зрительно-двигательной координации....
Кружковая работа, как дополнительное образование дошкольников по развитию зрительно - двигательной координации.
Консультация для родителей....
Развитие умственной деятельности и речи дошкольников при помощи кинезиологических упражнений и массажных шариков су-джок
В настоящее время проблеме развития мелкой моторики уделяется достаточно много внимания. Но каждый творческий педагог внедряет в свою деятельность как традиционные, так и нетрадиционные методы и...
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ( с 2018 по 2023 г.)Тема:«Кинезиологические упражнения для детей в ДОУ»
Кинезиология с ее перекрестно-латеральными, активизирующими тонкую моторику движениями, балансирует и равномерно тренирует мышцы обеих сторон тела. Это непосредственно связано с интегрированной ...
Проект «Дидактическая игра по развитию зрительно – двигательной и моторной координации у дошкольников».
Проект «Дидактическая игра по развитию зрительно – двигательной и моторной координации у дошкольников»....