План работы «Развитие зрительно-двигательной и моторной координации с помощью кинезиологических упражнений».
методическая разработка (подготовительная группа)

Смирнова Ирина Алексеевна

Внедрить в физкультурное занятие и гимнастику пробуждения комплексы кинезиологических упражнений адаптированные к проведению с детьми с нарушением зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА №1637»

111401, г. Москва, ул. 3-я Владимирская, д.12А                                             тел.:(495) 672-02-35

e-mail: 1637@edu.mos.ru                                                                            тел./факс: (495) 672-01-99

План работы по теме:

«Развитие зрительно-двигательной и моторной координации с помощью кинезиологических упражнений».

                                                                               Учитель-дефектолог (тифлопедагог)

                                                                                                                  Смирнова И.А.

                                                                               

2018 - 2019 учебный год

Цель: 

изучить влияние кинезиологических тренировок на выявление и развитие способностей ребенка, расширение границ возможностей его мозга.

Внедрить в физкультурное занятие и гимнастику пробуждения комплексы кинезиологических упражнений адаптированные к проведению с детьми с нарушением зрения.

Задачи:

1. Изучить соответствующую методическую литературу по данному вопросу.

2. Составить развивающую кинезиологическую программу для работы с детьми дошкольного возраста с учетом зрительной патологии.

3. Отобрать наиболее соответствующие возрасту детей и специфике детского сада игры и упражнения.

4. Подобрать дидактический материал, пособия и иллюстрации по этой теме.

5. Провести открытые просмотры занятий для педагогов и родителей детского сада.

6. Подготовить отчет и методический материал по изученной теме.

План работы:

1. Развитие интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии направленными от движения к мышлению.

2. Как совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы под влиянием кинезиологических тренировок.

3. Диагностическое обследование детей средствами динамометрии и пробы на динамический праксис Н.И. Озерецкого «Кулак – ребро – ладонь» в начале и конце учебного года.

4. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

5. Методика проведения кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре и гимнастике пробуждения.

6. Проведение коррекционных занятий с детьми с нарушением зрения направленных на развитие силы, равновесия, подвижности, пластичности нервных процессов.

7. Отчет и выводы по теме самообразования.

Литература:

1. А.Л. Сиротюк. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика. Пальчиковые упражнения. Программа развития интеллекта. 2003г.;

2.  Л.С. Сековец. Физическое воспитание детей дошкольного возраста с монокулярным зрением. 2000г.;

3. Возрастные особенности развития отдельных проявлений координационных способностей рук у школьников 7-15 лет. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1999. - № 3-4. – С. 16-20.

4. Л.С.Сековец. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения.-  Н.-Новгород 2001.

5. Г.Г. Демирчоглян, А.Г. Демирчоглян. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников.- М., 2000.

6. А.Н. Лебедева. Развитие сенсоромоторики детей дошкольного возраста.- М., 2002.

7. М.И. Аксенова. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.- Г. 1998.

8. Л.А. Венгер, В.С. Мухина. Воспитание сенсорной культуры ребенка.- М., 1988.

9.  А.Л. Сиротюк. Коррекция развития интеллекта дошкольников.- М., 2003.

10. С.Е. Гаврилина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. 2002г.

11. Д.М. Маллаев. Игры для слепых и слабовидящих. 2002г.

12. Л.И. Плаксина. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике. – Калуга 1998г.

п/п

Месяц

Содержание работы

Примечание

1.

Сентябрь

Литература: 

А.Л. Сиротюк. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика. Пальчиковые упраж-нения. Программа развития интеллекта. 2003г.

Работа с детьми д/с:

ознакомить по показу воспитателя с отдельными кинезиологическими упражнениями, выявить специфику и степень сложности в обучении детей с нарушением зрения.

Работа с их родителями:

провести консультацию с родителями детей старших дошкольных групп на тему: «Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению».

Работа с педагогами д/с:

ознакомить воспитателей детей старших групп с кинезиологическими комплексами.

Пособия и дидактический материал:

адаптировать изученные комплексы кинезиологических упражнений для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Составить печатные материалы семи комплексов.

Подготовить плакат-схему с цветовыми траекториями доступными детям с ослабленным зрением.

2.

Октябрь

Литература: 

Л.С.Сековец. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения.-  Н.-Новгород 2001г.

Л.И. Плаксина Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике. – Калуга 1998г.

Работа с детьми д/с:

индивидуальное и подгрупповое обучение кинезиологическим упражнениям из комплеса № 1, 2;

проведение диагностического обследования по динамометрии и пробе на динамический праксис.

Работа с их родителями: 

проведение открытого физкультурного досуга в подготовительной группе № 5 совместно с родителями: «Дары осени».

Работа с педагогами д/с:

выступление на педагогическом совете по теме: «Использование оздоровительных комплексов кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре для развития мелкой моторики, мышления и зрительного восприятия».

Проведение открытого просмотра сюжетного занятия  в средней группе: «Птичья стайка».

Пособия и дидактический материал:

разработать дидактическое пособие с учетом зрительной патологии детей для проведения коррекционных игр и упражнений по активизации зрительно-двигательной ориентировке: «Схема физкультурного зала» с прилагающимися к ней карточек с выполнением определенного задания (по ломанной линии – ходьба с поворотом; по точечно – бег на носках; по прерывистой линии – прыжки; расставление физкультурного оборудования по карточкам для «полосы препятствий» и т.д.).

3.

Ноябрь

Литература:

Л.С. Сековец «Физическое воспитание детей дошкольного возраста с монокулярным зрением» 2000г. Л.А. Венгер, В.С. Мухина. Воспитание сенсорной культуры ребенка.- М., 1988г.

Работа с детьми д/с:

занесение результатов диагностики в карточки здоровья детей, их последующий анализ.

Внедрить комплексы № 1, 2 в III часть физкультурного занятия, добиваться правильного выполнения упражнений всеми детьми.

Работа с их родителями: 

внести материалы в папку «Физическое воспитание»  по ознакомлению с кинезиологическими комплексами № 1, 2 и методикой их проведения в домашних условиях.

Работа с педагогами д/с:

составление и отчет по результатам диагностики детей старшего дошкольного возраста.

Проведение открытого просмотра кинезиологических комплексов № 1, 2; их последующий анализ и внедрение в гимнастику пробуждения.

Пособия и дидактический материал:

подготовка схематического дидактического пособия для занятия с детьми: «Исходные положения для выполнения физических упражнений».

Подготовить и оформить в папку по мелкой моторике пальчиковые игры и упражнения для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

4.

Декабрь

Литература:

Возрастные особенности развития отдельных проявлений координационных способностей рук у школьников 7-15 лет. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1999г. - № 3-4. – С. 16-20.

Работа с детьми д/с:

разучить с детьми младшего дошкольного возраста пальчиковые упражнения: «Моя семья», «Наш малыш», «Шалун», «Пальчики здороваются».  

С детьми среднего и старшего дошкольного возраста разучить игровые упражнения: «Братцы», «Мельница», «Тяни-толкай», «Цветок».  

Работа с их родителями:

проведение физкультурного досуга в подготовительной группе № 2 совместно с родителями: «Раз, веселую зимой…».

Работа с педагогами д/с:

проведение консультации на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников и ее диагностика».

Пособия и дидактический материал:

приобрести дидактические игры: «Сферы», «Бильбоке», «Бирюльки», «Блошки», «Чудесный мешочек» и т.д.

5.

Январь

Литература:

С.Е. Гаврилина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать» 2002г.

А.Л. Сиротюк. Коррекция развития интеллекта дошкольников.- М., 2003г.

Работа с детьми д/с: 

разучить с детьми старшего возраста кинезиологические комплексы № 3, 4;

добиваться четкого и ритмичного выполнения всеми детьми на занятиях по физической культуре.

Работа с их родителями: 

внести материалы в папку «Физическое воспитание»  по ознакомлению с кинезиологическими комплексами № 3, 4 и методикой их проведения в домашних условиях.

Работа с педагогами д/с: 

проведение открытого просмотра кинезиологических комплексов № 3, 4; их последующий анализ и внедрение в гимнастику пробуждения.

Пособия и дидактический материал: 

оформить стенд на тему: «Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение».

6.

Февраль

Литература:

Г.Г. Демирчоглян, А.Г. Демирчоглян. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников.- М., 2000г.

Работа с детьми д/с:

развивать зрительное восприятие на занятиях по физической культуре и ориентировку в пространстве отрабатывать с детьми старшего возраста движения по схеме, с детьми младшего возраста движение по словесной инструкции.

Работа с их родителями:

провести родительское собрание в группах младшего дошкольного возраста на тему: «Быть в движении – значит укреплять здоровье».  

Работа с педагогами д/с:

проведение семинара-практикума: «Активизация зрительного восприятия, мышления и мелкой моторики рук средствами оздоровительных гимнастик».

Пособия и дидактический материал:

подготовить комплексы оздоровительных гимнастик:

- утренняя гимнастика для всех возрастных групп;

- комплексы кинезиологических упражнений для старшего дошкольного возраста;

- глазная гимнастика для всех возрастных групп;

- гимнастика пробуждения для всех возрастных групп.

7.

Март

Литература:

А.Н. Лебедева. Развитие сенсоромоторики детей дошкольного возраста.- М., 2002г.

Работа с детьми д/с:

разучить с детьми старшего возраста кинезиологические комплексы № 5,6;

добиваться четкого и ритмичного выполнения всеми детьми на занятиях по физической культуре.

Работа с их родителями:

внести материалы в папку «Физическое воспитание»  по ознакомлению с кинезиологическими комплексами № 5, 6 и методикой их проведения в домашних условиях.

Работа с педагогами д/с:

проведение открытого просмотра кинезиологических комплексов № 5, 6; их последующий анализ и внедрение в гимнастику пробуждения.

Пособия и дидактический материал:

пополнить материалами папку-пережвижку: «Коррекционная работа в детском саду».

8.

Апрель

Литература:

М.И. Аксенова. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.- Г. 1998г.

Работа с детьми д/с: 

проведение диагностического обследования по динамометрии и пробе на динамический праксис.

Занесение результатов диагностики в карточки здоровья детей, их последующий анализ.

Работа с их родителями:

проведение родительского собрания в подготовительных к школе группах на тему: «Развитие в дошкольном возрасте мелкой моторики и координации рук обеспечивает ребенку своевременную подготовку к школе».

 

Работа с педагогами д/с:

провести консультацию для воспитателей всех возрастных групп на тему: «Психогимнастика – средство, направленное на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка».

Пособия и дидактический материал:

подготовить материалы для папки: «Физическое воспитание» в разных возрастных группах по теме: «Физические упражнения и подвижные игры в весенне-летний период».

9.

Май

Литература:

Д.М. Маллаев «Игры для слепых и слабовидящих» 2002г.

Работа с детьми д/с:

разучить с детьми старшего возраста кинезиологический комплекс № 7;

добиваться четкого и ритмичного выполнения всеми детьми на занятиях по физической культуре.

Работа с их родителями:

внести материалы в папку «Физическое воспитание»  по ознакомлению с кинезиологическим комплексом № 7 и методикой его проведения в домашних условиях.

Работа с педагогами д/с:

проведение открытого просмотра кинезиологического комплекса № 7; его последующий анализ и внедрение в гимнастику пробуждения.

Пособия и дидактический материал:

подготовить папку-передвижку: «Гимнастика мозга».

Приобрести пособия для проведения игр с песком и водой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значимость коррекционно-развивающих игр с использованием рисования для развития зрительно-двигательной координации детей с ЗПР.

Практика показывает, что у детей дошкольного возраста с ЗПР, поступающих в специализированное дошкольное учреждение, несмотря на возраст (даже 6 лет), навыки рисования значительно отстают от нав...

Статья. Развитие зрительно-двигательной координации как профилактика нарушения письменной речи

Статья раскрывает цели и задачи работы в данном направлении. С статье отражены задачи и формы работы по всем возрастным группам на весь учебный год. работа полезна как для детей логопедических групп, ...

Развитие зрительно-двигательной координации у детей с амблиопией и косоглазием в игре «Китайские палочки»

В этой статье вы познакомитесь с  интересной игрой, адаптированной для детей с амблиопией и косоглазием и эффективной в развитии зрительно-двигательной координации....

Развитие умственной деятельности и речи дошкольников при помощи кинезиологических упражнений и массажных шариков су-джок

В настоящее время проблеме развития мелкой моторики уделяется достаточно много внимания. Но каждый творческий педагог  внедряет в свою деятельность как традиционные, так и нетрадиционные методы и...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ( с 2018 по 2023 г.)Тема:«Кинезиологические упражнения для детей в ДОУ»

Кинезиология  с ее перекрестно-латеральными, активизирующими тонкую моторику движениями, балансирует и равномерно тренирует мышцы обеих сторон тела. Это непосредственно связано с интегрированной ...

Проект «Дидактическая игра по развитию зрительно – двигательной и моторной координации у дошкольников».

Проект «Дидактическая игра по развитию зрительно – двигательной и моторной координации у дошкольников»....