Статья. Развитие зрительно-двигательной координации как профилактика нарушения письменной речи
статья по логопедии (младшая группа) по теме
Статья раскрывает цели и задачи работы в данном направлении. С статье отражены задачи и формы работы по всем возрастным группам на весь учебный год. работа полезна как для детей логопедических групп, так и для детей групп общеразвивающей направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._profilaktika_opticheskoy_disgrafii.docx | 19.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы по профилактике оптической дисграфии
Учителя-логопеда Дубовской Р.А.
Цели и задачи
- Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.
- Развитие зрительного гнозиса:
а) развитие восприятия цвета;
б) развитие восприятия формы;
в) развитие восприятия размера и величины.
- Развитие буквенного гнозиса:
а) развитие восприятия цвета букв;
б) развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв;
в) дифференциация расположения элементов букв.
- Развитие зрительного анализа и синтеза.
- Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса):
а) развитие запоминания формы предметов;
б) развитие запоминания цвета;
в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы).
- Формирование пространственного восприятия и представлений:
а) ориентировка в схеме собственного тела;
б) дифференциация правых и левых частей предмета;
в) ориентировка в окружающем пространстве.
- Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.
- Развитие зрительно-моторных координации.
Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | |
Сентябрь | диагностика | диагностика | диагностика | диагностика |
Октябрь | Ориентировка на теле (различение частей тела) Развитие зрительного восприятия (найди такой же предмет, раскрась по образцу, сделай как я…) | Ориентировка в пространстве (влево– вправо) Развитие зрительного внимания (найди отличия) | Упражнение для ознакомления с буквами. Соотнесение буквы со звуком. Развитие зрительного внимания (найди сходства, найди отличия) Перепечатывание слов по лексическим темам (без чтения) | Упражнения на различение букв по оптическому признаку Развитие зрительного внимания (найди предложенный фрагмент картины, найди серию фрагментов из ряда) |
Ноябрь | Ориентировка в пространстве (вверху – внизу, впереди – сзади) Развитие ручной моторики (нанизывание бус, наматывание клубка, сортировка гороха и фасоли) | Ориентировка на листе (верх – низ, лево – право) Развитие мелкой моторики (пальчиковые речедвигательные комплексы, раскраски, дорисовки, застежки, шнуровки) | Выделение буквы, звука на фоне слова, чтение слогов, 3 -звуковых слов Составление схем слов, печатание | Выделение, узнавание буквы на фоне предложения. Составление схемы предложения. Печатание, перепечатывание, чтение предложений. |
Декабрь | Развитие зрительного внимания (используя основные цвета, формы, контрастные размеры) | Рисование повторяющихся элементов (продолжи строчку) | Соотнесение звука с буквой (различение по звонкости-глухости) Чтение слов из 4 букв, составление схем, печатание | Обучение решению кроссвордов, составлению ребусов |
Январь | Рисование линий различной конфигурации в различных направлениях Развитие зрительной памяти (запомни –повтори, чего не стало, что появилось) | Упражнение на ознакомление с буквой и выделение буквы из ряда других букв (комплекс упражнений см. приложение) Соотнесение звука с буквой | Ориентировка на линованной бумаге (ознакомление с полосками) Соотнесение буквы со звуками (различение по твердости – мягкости) Чтение слов из 5 букв, составление схем, печатание | Печатание предложений на листках в клетку. Составление картины из пазлов Рядоговорение (месяца, числа, буквы) |
Февраль | Обведение контура по линиям, повторение линий. Дорисовывание деталей у фигуры, целой картинки | Упражнения на сравнение, преобразование букв | Ориентировка на линованной бумаге (ознакомление в клеткой) Упражнения с волшебными квадратами | Рисование фигур по клеточкам по образцу Игры с мозаикой, строителем, конструктором (сделай по образцу, по схеме) |
Март | Различение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) по форме, размеру, цвету Выкладывание серии из повторяющихся готовых форм | Печатание, узнавание букв (найди и раскрась букву, выполни условия ох_) Выделение звука на фоне слова (определение местоположения звука в слове) | Упражнение «Продолжи строчку» на линованной бумаге Путешествия по волшебным квадратам | Графические диктанты. Соотнесение звуков с буквами (правила обозначения смягчения на письме) |
Апрель | Разрезные картинки(2-3-4-5-6 частей) с разными линиями разреза Рядоговорение (части суток) | Печатание, чтение слогов. Составление картинки из кубиков (4-6-9-12 частей) Рядоговорение (времена года) | Печатание букв, слогов, слов на листках в клетку. Рядоговорение (дни недели) | Упражнения на соотнесение звукового образа с буквой (диктанты, дописывание букв, слогов, слов) |
Май | Составление картинки из палочек, веревочек | Печатание, чтение слогов. Соотнесение букв со звуками. Составление схем слов. | Обучение решению ребусов | Упражнения с деформированными текстами (чтение, перепечатывание с исправлениями) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством развития неречевого функционального базиса письма и чтения.
Специфические нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия, дизорфография) составляют значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых шк...
Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В материале представлена системав работы по развитию прострвнственных представлений у дошкольников с ОНР с целью профилактики дисграфии....
Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольников с нарушением зрения».
ДУЗ №33 Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольниковс нарушением...
Статья "Профилактика нарушений письменной речи"
Дисграфия и дислексия - почему не каждому дается грамота?...
СТАТЬЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНО - ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР КАК ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»
СТАТЬЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНО - ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР КАК ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»...
Развитие фонематического слуха и восприятия у детей как профилактика нарушений письменной речи
статья...
Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями.
При поступлении ребёнка в школу начинается новый этап приобретения знаний, умений и навыков, в том числе и в области освоения пространства. Изучение письменных знаков связано с развитием простра...