Развитие зрительно-двигательной координации у детей с амблиопией и косоглазием в игре «Китайские палочки»
статья по теме

Соловьева Юлия Анатольевна

В этой статье вы познакомитесь с  интересной игрой, адаптированной для детей с амблиопией и косоглазием и эффективной в развитии зрительно-двигательной координации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие зрительно-двигательной координации

у детей с амблиопией и косоглазием

в игре «Китайские палочки».

Развитие зрительного восприятия и двигательной сферы ребенка тесно связаны с момента его рождения. К 5 месяцам глаз начинает играть ведущую роль в формировании движений, коррекции их точности и направленности.

Нарушенное зрение не обеспечивает необходимый контроль за движениями и двигательная сфера  у ребенка с патологией зрения развивается иначе, чаще запаздывает в развитии, в координации движений, их точности.

Некоторые специфические особенности развития двигательной сферы детей с нарушенным зрением:

- снижен зрительный контроль;                            

      - снижена саморегуляция движений;

- частые возвратные движения глаз;

- трудность удержания в поле зрения ориентира;

- тремор;

      - снижена координация в согласованности  действий  рук;

      - нарушение тонуса различных групп мышц;  

- «рваное» резание ножницами и др.

Нередко на затруднения  в формировании зрительно-моторной координации  оказывают влияние сопутствующие заболевания в неврологическом статусе детей с амблиопией и косоглазием.

Таким образом, возможности руки ребенка с патологией зрения требуют особой тренировки и коррекции.

С давних времен дети играли в «бирюльки». Смысл игры состоит в том, чтобы из кучки игрушек (или спичек) вытащить пальцами или специальным крючком одну игрушку за другой, не затронув и не рассыпав остальных. Эта нехитрая игра способствует выработке  точных изолированных движений,  которые помогают развивать тонкие пальцевые дифференцировки и кожно-мышечную чувствительность.

У меня родилась идея адаптировать эту игру для коррекции специфических особенностей развития двигательной сферы детей с патологией зрительного анализатора.  Для игры я предлагаю использовать китайские палочки, которые достаточно велики по размеру  для неловких рук и  ребенок даже с очень низкой остротой зрения сможет их разглядеть.

Итак, взрослый или ребенок берет палочки в кулак и, держа руку над игровым полем, разжимает кулак. Палочки рассыпаются и образуют хаотичную кучу. Сформировать кучу из палочек можно, сбрасывая их по одной.

Затем игрок пытается вытащить одну из палочек, касаясь ее пальцами только одной руки. Палочки нужно доставать так, чтобы не задевать соседние и чтобы во время вытаскивания очередной палочки остальные не двигались, кучка не рассыпалась.

 Как только пальцы игрока коснутся какой-то палочки, он должен попытаться вытащить именно ее из кучи.

Выигрывает тот, кто соберет больше всех.

Деревянные палочки перед игрой нужно обезопасить, отшлифовав поверхность шкуркой (чтобы избежать заноз),  и покрасить. Раскрашенные в яркие цвета палочки

  • вызывают интерес и являются ярким стимулом для ослабленного зрения;
  • снимают лишнюю нагрузку на глаза, облегчая выбор, когда ребенку необходимо увидеть перекрытия,  для того чтобы выбрать палочку, которую легко взять;
  • способствуют закреплению сенсорных эталонов цвета (например, ребенок может взять только ту палочку, цвет которой назовет) и формы (выкладывание для игры палочек в виде квадрата, треугольника, прямоугольника, пирамидки).

Можно усложнять задания: вытащить палочку не ведущей рукой; двумя большими, двумя указательными, 2 средними пальцами, 2 мизинцами.

Пытаясь захватить палочку непослушными пальчиками, ребенок не только учится координировать свои движения, но и тренирует концентрацию внимания,  учится  терпению и аккуратности.

Дети с удовольствием играют с китайскими палочками  и уже со второго занятия в процессе игры видны положительные изменения в координации движений.

Варианты выкладывания палочек для игры

 

     Хаотичная кучка                       Пирамида                       Треугольник                            Пирамида

    Квадрат (колодец)                      Паутинка                         Клетка                                    Веер

                                   

Снежинка                          Елочка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значимость коррекционно-развивающих игр с использованием рисования для развития зрительно-двигательной координации детей с ЗПР.

Практика показывает, что у детей дошкольного возраста с ЗПР, поступающих в специализированное дошкольное учреждение, несмотря на возраст (даже 6 лет), навыки рисования значительно отстают от нав...

Игры с мячом на воздухе как средство развития зрительно-двигательной пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения

В статье рассматриваются сложные игровые упражнения с мячами на воздухе с применением принципа от простого к сложному для формирования зрительно-двигательной пространственной ориентировки  у дете...

"Деловая игра по развитию зрительно-двигательной координации и мелкой моторики руки."

Методическое объединение учителей – логопедов, и учителей-дефектологов по теме: «Развитие зрительно-двигательной координации и мелкой моторики руки».Целью данного мероприятия бы...

Проект «Дидактическая игра по развитию зрительно – двигательной и моторной координации у дошкольников».

Проект «Дидактическая игра по развитию зрительно – двигательной и моторной координации у дошкольников»....

Игры и упражнения на формирование зрительно-двигательной координации у детей раннего возраста, имеющих отклонения в психофизическом развитии

Игры и упражнения на формирование зрительно-двигательной к​оординации у детей раннего возраста, имеющих отклонения в психофизическом развитии...