Формирование основ здорового образа жизни у детей раннего возраста в условиях дошкольной организации
методическая разработка на тему
Совершенствовать работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей всегда актуально.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование основ здорового образа жизни у детей раннего возраста в условиях дошкольной организации».
Выполнила Романова Лидия Александровна
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
I. Основная часть. Теоретическое обоснование «Формирований основ здорового образа жизни у детей раннего возраста в условиях дошкольной организации».……………………………………………………………………..5
II.Практическая часть...........................................................................................7
2.1 Формы работы основ здорового образа жизни у детей раннего возраста в условиях дошкольной организации……………………………………………7
2.2 Взаимодействие педагога с родителями…………………………………11
Заключение……………………………………………………………………….13 Список литературы………………………………..……………………………..14
Приложение………………………………………………………………………15
Введение
Дети - это наше будущее, и сегодня от нас зависит, какое оно будет. В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей.
Наш девиз: «Здоровый образ жизни- норма!»
Совершенствовать работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей всегда актуально.
Актуальность
Совершенствовать работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей всегда актуально.
Одна из основных задач дошкольного образования это охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей . Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в воспитательно - оздоровительной работе.
В 2013-2014 учебном году в группу №2 поступили 17 детей в возрасте от 1г6м до 1г10м
В начале учебного года, составив карты здоровья, заполнив и проанализировав листы адаптации, мы провели диагностику исходного уровня развития детей. В процессе диагностики мы использовали: метод наблюдений, беседы, дидактические игры, подобранные соответственно возрасту. Изучив полученные результаты, нами была поставлена цель дальнейшей работы: Формировать навыки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в течение дня.
Задачи:
- Изучить теоретические основы процесса и подобрать литературу о здоровом образе жизни у детей раннего возраста.
- Создание оптимальных условий в формировании здорового образа жизни у детей раннего возраста
- Разработать технологию по формировании здорового образа жизни у детей раннего возраста
- Определить взаимодействие педагогов на совместную работу с родителями по формированию здорового образа жизни
- Формировать практические навыки здорового образа жизни
Основная часть. Теоретическое обоснование «Формирований основ здорового образа жизни у детей раннего возраста в условиях дошкольной организации»
Этапы проекта
1.Организационный (август-сентябрь) –
выявление проблемы, систематизация
материала, планирование деятельности,
создание методической базы.
2.Содержательный (октябрь-май) –
определение задач, практическая
деятельность участников по формированию навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в течении дня \
3.Результативный (май) –
анализ проведённой работы,
перспективность
Модель взаимодействия участников проекта
Ребенок + сверстник + педагог + семья + администрация
Перед поступлением детей была дана оценка готовности детей к
детскому саду на основе опроса родителей.
Согласно проведенным исследованием готовы к детскому саду были 6 (35%) детей, готовы условно 4 (23%), не готовы к поступлению в детское учреждение 7 (42%) человек, т. е был большой риск, что адаптация будет протекать тяжело.
Степень адаптации оценивалась по наблюдению за детьми: общение, сон, аппетит, настроение, игра и т.д.
В основном дети быстро привыкли к детскому саду (хорошо идут в группу, играют, общаются со взрослыми и детьми, нормально кушают, засыпают в тихий час).
По нашим наблюдениям у 9 (52%)детей адаптация протекала легко, у
5 (29%)-тяжело, 3 (19%)-средне.
В процессе всестороннего развития ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья мы применяем комплексную систему образовательной деятельности ,проводя занятия по подгруппам.
Всю свою педагогическую деятельность мы строим в соответствии с психофизическими особенностями каждого ребенка, что позволяет осуществлять контроль за здоровьем детей и полнее раскрыть их творческий потенциал. Педагогический процесс полностью оснащен необходимыми материалами и пособиями, программой развития ясельной группы, конспекты и дидактические игры. В целях обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку мы организуем, педагогический процесс на основе диагностики достижений детей и в результате ее выстраиваем перспективу работы с каждым ребенком, зону его ближайшего и перспективного развития.
В группе мы стараемся создать домашнюю обстановку, чтобы обеспечить все условия для разностороннего развития детей, чтобы они чувствовали себя уютно и комфортно.
Практическая часть
На непосредственно образовательной деятельности ребёнок часто утомляется, внимание его рассеивается, проводим небольшие физминутки продолжительностью 2- 3 минуты , после чего, ребёнок, сняв напряжение, может с новыми силами приступить непосредственно к образовательной деятельности.
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Беседа «Съедобное- несъедобное».
Беседа» Правила поведения в детском саду».
Беседа о вредных привычках (сосать палец.) Пальчиковая гимнастика: Этот пальчик-дедка, этот пальчик-бабка…
Игра «Ветерок» (на развитие речевого дыхания)
Физминутки: «Дом в лесу », «Мыши»
С/Р игра «Искупаем куклу Таню».
Игра-экспререментирование «Грязные и чистые руки».
Д/И «Мы едим».
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Беседа «Здоровье в порядке, спасибо зарядке».
Беседа «Чистота - залог здоровья»
Рассматривание иллюстрации “Кукла Катя заболела.”
Наблюдение за играми старших детей на прогулке.
Экскурсия на спортивную площадку.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
П/И «Догони мяч»
П/И «Птички и кошка»
П/И «Поезд» (учить ходить в заданном направлении) .
П/И «Дождик и солнце»(учить останавливаться по сигналу
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Потешка «Водичка, водичка».
А. Барто «Чумазая девочка».
К. Чуковский «Мойдодыр».
К. Чуковский «Айболит».
.Закрепление правильного произношения названий овощей и фруктов Закрепление правильного произношения названий средств личной гигиены.
Учить принимать участие в беседе (развивать диалогическую речь).
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Музыкальные игры: «Где же наши ручки?», «Лошадка» , «Жук».
Танец «Маленьких утят» Рисование «Раскрасим мячики»
Лепка «Овощи с огорода».
Рисование «Дождик»
В составляющее здоровье входит утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, рациональное питание, прогулки и игры на свежем воздухе.
С целью создания условий для двигательной активности удовлетворяем органическую потребность детей в движении, используем гибкий режим оснащения (игрушки, спортинвентарь), организуя постепенный режим пробуждения после сна.
Система двигательной активности включает утреннюю гимнастику:
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.
Утренняя гимнастика пройдет интересней, если будет сопровождаться музыкой. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение. После интенсивных двигательных нагрузок необходимы дыхательные упражнения для восстановления дыхания. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы слабые, поэтому дыхательные упражнения очень полезны.
В конце интенсивных двигательных нагрузок необходимы релаксационные паузы.
Прогулки на свежем воздухе проходят ежедневно утром и вечером.
На прогулке организуются подвижные игры.
Трудно переоценить пользу подвижных игр для малыша. Во время активного движения активизируются: дыхание, кровообращение и обменные процессы в организме. Помимо этого, подвижные игры развивают координацию движений, быстроту реакции и внимание, тренируют силу и выносливость, снимают импульсивность.
На третьем году дети уже относительно хорошо ходят, бегают, ползают и лазают, поэтому двигательное содержание подвижных игр для этого возраста основано этих движениях.
В одну и ту же игру можно играть несколько раз подряд (до 5 раз), в зависимости от настроения детей и характера двигательных заданий. Общая продолжительность подвижных игр составляет примерно 10—15 мин.
Игры и упражнения средней и малой подвижности в группе.
Система закаливания
Система закаливания предполагает утренний прием на свежем воздухе в теплое время года, ежедневные прогулки утром и вечером, облегченную одежду в группе, ходьбу босиком в спальне до и после сна, сон без маек, использование массажных ковриков при босохождении.
Цель закаливания - выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой.
Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Однако всех этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.
В группе проводятся закаливающие процедуры, предусмотренные планированием в строгом соответствии с возрастом ребенка и временем года, в которое они проводятся.
Это воздушные и водные процедуры, солнечные ванны.
Большое внимание воспитатели группы уделяют использованию дорожек здоровья, используя их в установленное расписанием время после дневного отдыха малышей.
Соблюдение времени пребывания на прогулке, согласно режиму дня
Поддерживание нормальной температуры воздуха в помещении (ясельной гр. +19: +20)
Воздушные ванны после дневного сна с проведением физических упражнений
Правильный подбор одежды, облегченная одежда
Обширное умывание
В группе раннего возраста во всех проводимых занятиях применяются технологии направленные на сохранение и развитие здоровья малышей. Так как насколько здоров ребенок - настолько он и развит.
Организация рационального питания:
Полноценное питание детей необходимое условие обеспечения их здоровья.К тому же период раннего и дошкольного возраста характеризуется наиболее интенсивным ростом организма, бурным течением обменных процессов, развитием и совершенствованием функций многих органов и систем (особенно нервной), моторной деятельности, что в свою очередь требует достаточного поступления пищевых веществ, являющихся единственным источником энергии растущего организма.
Организация рационального питания включает организацию второго завтрака, введение овощей и фруктов в обед и полдник, замену продуктов для детей аллегриков, соблюдение питьевого режима
Работа с родителями для нас является важной составляющей всего педагогического процесса, ведь от нашего сотрудничества многое зависит. С момента поступления ребенка в детский сад мы должны строить совместную работу, которая поможет ему быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в коллектив.
Мы проводили анкетирование с целью получения сведений о составе семьи, о состоянии здоровья и нервной системы, об имеющихся умениях и навыка, об особенностях темперамента и привычках ребенка, об имеющемся у ребенка опыта общения вне семьи, об уровне игровых действий, что в совокупности будет иметь немаловажное значение в период его привыкания
С родителями и с другими участниками воспитательного процесса были проведены беседы, консультации разъясняющие как можно помочь ребенку: «Методы закаливания дома.» «О соблюдении режима дня.» «Что такое пальчиковая гимнастика.» «Здоровое питание для малышей.» «Польза утренней гимнастики.»
И многие другие; даем необходимые консультации (индивидуальные и групповые.), по вопросам адаптации детей к условиям ДОУ и на интересующие родителей темы. Проводим собрания, на которых выбирается актив группы, намечается план совместной работы с родителями, обсуждаются и рассматриваются различные вопросы касаемые воспитания и обучения детей. Мы стараемся привлечь родителей к участию в жизни группы и детского сада, родители посещают родительские собрания. Принимают активное участие в жизни группы.
Большое значение мы уделяем устному анкетированию родителей, ведь ответы родителей помогают нам выяснить увлечение взрослых и детей, проблемы, требующие педагогической помощи, узнать мнения родителей о нашей работе, найти новые пути сотрудничества.
В середине и конце года мы проводим мониторинг психофизического развития детей с целью определения качества проводимых мероприятий.
Заключение
Мы уверены, что проводимая в комплексе здоровьесберегающая деятельность будет способствовать формированию у детей стойкой мотивации на здоровый образ жизни; создавать условия для полноценного физического, психического, социального благополучия и гармоничного развития каждого ребенка.
В итоге ожидаемый результат:
1.Привитие интереса у детей к закаливающим процедурам и желание выполнять различные упражнения
2.Овладение детьми элементарными нормами и правилами здорового образа жизни
3. Самостоятельное проявление инициативы, целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере (подвижные игры, бег, прыжки и другое).
Вывод
- Приобщение ребёнка дошкольника к здоровому образу жизни способствует, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, овладение подвижными играми.
- Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами(в питании, закаливании и двигательном режиме.)
Список литературы:
1.Аралова М.А.’’ Игры с детьми раннего возраста :Методические рекомендации’’- М.:ТЦ Сфера .2008..(Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ»1 )
2.Афонькина Ю.А."Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развитие ребенка раннего возраста" :Методическое пособие.-М.:АРКТИ,2010.(Растем умными)
3.Белкина Л.В. ’’Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие’’- Воронеж ''Учитель '',2006.
4.Носова Е.А. , Швецова Т.Ю. '' Семья и детский сад : педагогическое образование родителей'' .- СПб. :ООО '' ИЗДАТЕЛЬСТВО ''ДЕТСТВО -ПРЕСС '',2009.
5. Егоров Б.Б. Система эффективного закаливания[ Текст]/Б.Б.Егоров,
Ю.Ф.Замоновский//Начальная школа.-2000.-№7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»
Новизна педагогического опыта состоит в том, что расширено сотрудничество педагогов групп раннего возраста и семьи: взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается до п...
Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».
Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...
Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учрежденияФормирование адаптационных...
«Формирование этикета у детей раннего возраста в условиях дошкольных образовательных организаций»
Данная разработка направлена для работы с педагогами групп раннего дошкольного возраста....