Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
статья (младшая группа) по теме
Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе. Ребенок должен удостовериться в том, что педагог готов взять на себя заботу о его благополучии. Первые контакты с ребенком должны быть контактами помощи и заботы. Основная задача педагога - заслужить доверие ребенка.
Педагогу, работающему с детьми младшего возраста, следует прежде всего любить малышей, и эта любовь должна проявляться в его облике, словах и действиях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе. Ребенок должен удостовериться в том, что педагог готов взять на себя заботу о его благополучии. Первые контакты с ребенком должны быть контактами помощи и заботы. Основная задача педагога - заслужить доверие ребенка.
Педагогу, работающему с детьми младшего возраста, следует прежде всего любить малышей, и эта любовь должна проявляться в его облике, словах и действиях.
Детям нравится в воспитателях: эмоциональность и искренность, доброта и отзывчивость, веселое настроение и умение создать его у других, способность увлеченно играть и придумывать истории, негромкая речь и мягкие, ласковые движения.
Педагог-профессионал владеет арсеналом приемов, позволяющих затормаживать отрицательные эмоции малышей. Он может предложить:
- игры с песком и водой (дать детям небьющиеся сосуды разного объема, ложки, воронки, сита, пусть малыш переливает воду из одной емкости в другую или вылавливает сачком шарики, рыбок);
- монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур);
- сжимание кистей рук (дайте малышу резиновую игрушку-пищалку, пусть он сжимает и разжимает кисть руки и слушает, как пищит игрушка);
- рисование фломастерами, маркерами, красками;
- слушание негромкой, спокойной музыки («Утро» Грига, «Король гномов» Шуберта, «Мелодия» Глюка);
- заняться смехотерапией.
Практически любой ребёнок в первое время испытывает дискомфорт от размеров группы и спальни - они слишком большие, не такие как дома. Чтобы ребенку хотелось с удовольствием идти в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Введение элементов семейного быта в практику работы групп раннего возраста должно стать нормой для воспитателей.
Неплохо будет, если родители принесут из дома любимую игрушку малыша, с которой он привык играть и засыпать, тарелку и ложку, которыми он привык пользоваться дома.
Создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид помогут прикроватный коврик, занавесочка, пижамница, фитоподушечка, сделанные мамой. Все эти атрибуты становятся для малыша символом и частичкой дома.
Очень хорошо иметь в группе альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. Малыш в любой момент может увидеть своих близких и уже не так будет тосковать вдали от дома.
Для того чтобы зрительно уменьшить помещение группы, мебель лучше разместить не по периметру, а таким образом, чтобы она образовывала маленькие комнатки, в которых дети чувствуют себя комфортно.
Хорошо, если в группе имеется мягкая мебель: кресло, диванчик, где ребенок может побыть один, поиграть с любимой игрушкой, посмотреть понравившуюся книжку или просто отдохнуть. Желательно рядом с уголком «тишины» расположить живой уголок. Зеленый цвет растений благоприятно влияет на эмоциональное состояние человека.
Для родителей были разработаны игры для детей.
Не стоит планировать на день много приемов работы с детьми. Достаточно по каждому направлению организовать 1-2 формы работы.
Планируя игровое взаимодействие, воспитатель подбирает разнообразные виды игр:
- сюжетные;
- игры с водой;
- игры с песком;
- пальчиковые игры;
- игры с дидактическими игрушками;
- игры-забавы.
В направлении «Играем и строим» отражается деятельность детей с пластмассовыми и деревянными конструкторами, а также конструирование из мягких модулей.
В раздел «Формируем эмоциональную отзывчивость» можно включать:
- чтение стишков;
- рассказывание сказок;
- пение песенок;
- слушание музыки;
- рассматривание игрушек, книжек, картинок;
- наблюдение за объектом природы;
- рисование картинок для детей.
Планируя раздел «Развитие ребенка», педагог подбирает:
- игровые упражнения;
- подвижные игры;
- музыкальные игры.
Для того чтобы адаптация проходила успешно, был разработан план работы (таблица).
Таблица 2 - Примерный план работы на две недели
адаптационного периода
Неделя | Игровое взаимодействие | Играем и строим с малышами | Формируем эмоциональную отзывчивость | Развиваем движения |
1 неделя | Сюжетная игра «Катаем куколку на лошадке» Игра с дидактической игрушкой матрешкой | Строительная игра «Башенка из кубиков для матрешки» | Рассматривание новой игрушки «Здравствуй, кукла Маша» Чтение отрывка из стихотворения А.Барто «Машенька» | Игровое упражнение «Иди к лошадке» Подвижная игра «Лошадка» |
Сюжетная игра «Испечем булочку, накормим куколку» Игра с песком «Печем пирожки» | Строительная игра «Башенка из кубиков для птички» | Чтение стихотворения С.Капутикян «Маша обедает» Рассматривание иллюстраций к стихотворению | Игровое упражнение Подвижная игра «Догони птичку» | |
Сюжетная игра «Наряжаемся, собираемся в гости» Игра-забава «Ловись, рыбка» | Строительная игра «Построим поезд, поедем в гости» (мягкие модули) | Рисование картинок для малышей «Цветы для малышей и куклы Маши» Наблюдение «Цветы на нашей клумбе» | Игровое упражнение «К куклам в гости» Подвижная игра «Веселые платочки» | |
Сюжетная игра «Уложим куколку спать» Игра с пальчиками «Встали пальчики» игрушкой матрешкой | Строительная игра «Домик из кубика и призмы» | Пение колыбельной «Баю, баю, баю! Куколку качаю» Чтение потешки «Катя, Катя маленька» | Игровое упражнение «Пройди по дорожке» Подвижная игра «Собери мячики и шарики» | |
Игра-забава «Плыви, кораблик» | Строительная игра «Домик из двух кубиков и призмы» | Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Ветер по морю гуляет» Танцы под музыку «Танцуй, моя куколка» | Игровое упражнение «Найди кораблик» Подвижная игра «Карусели» | |
2 неделя | Сюжетная игра «Медвежонок в гостях у ребят в детском саду» Дидактическая игра «Собери шишки в корзинку» | Строительная игра «Маленькая башенка» | Рассматривание новой игрушки «Здравствуй, мишка-топтыжка» Чтеиие потешки «Ладушки» | Игровое упражнение «Мишка косолапый» Подвижная игра «Догони мишку» |
Сюжетная игра «Накорми медвежонка оладушками» Игра с пирамидкой | Строительная игра «Большая башня» | Чтение потешки «Гойда, гойда, люленьки» | Игровое упражнение «Отнеси оладушек медвежонку» Подвижная игра «Ладушки-оладушки» | |
Сюжетная игра «Покатай медвежонка на машине» Игра с водой «Вымоем машину» | Строительная игра «Дорожка для машины» | Рисование картинки для малышей «Разноцветные мячи», Чтение потешки «Поехали, поехали...» | Игровое упражнение «Скати с горки» Подвижная игра «Поймаю, поймаю» (с заводной игрушкой) | |
Сюжетная игра «Уложим машину спать» | Строительная игра «Кроватка для маленького медвежонка» | Чтение стихотворения А. Барто «Мишка» Слушание колыбельной песенки | Игровое упражнение «Иди к лошадке» Подвижная игра «Привет, дружок - пока, дружок». | |
Игра-забава «Нежно гладим мы зверят» | Строительная игра «Медвежонок идет в гости к зайчику по дорожке» | Рассматривание предметных картинок «Друзья плюшевого медвежонка» Чтение стихотворения «Зайка» А.Барто | Игровое упражнение «Найди медвежонка» Подвижная игра «Поймай воздушный шар» |
При построении развивающей среды для детей от полутора до трех лет следует учитывать возрастные физиологические и психические особенности ребенка, повышенную двигательную активность и ярко выраженную познавательную деятельность, которая проявляется в неуемном стремлении исследовать все, что находится в поле зрения малыша.
Рассмотрим основные характеристики предметной среды для групп раннего детства.
- Разнообразие. Наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, продуктивной и музыкальной деятельности, развития мелкой моторики, организации двигательной активности и др.
- Оптимальная насыщенность. Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную среду. Тезис «много - значит хорошо» в данном случае неверен. Не допускайте перенасыщения, калейдоскопичности среды, это вредно для развития ребенка, как и скудность среды.
- Стабильность. Дети раннего возраста плохо реагируют на пространственное изменение обстановки, предпочитают стабильность, поэтому все материалы и пособия, маркеры игрового пространства должны иметь постоянное место.
- Доступность. Расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка (исключаются высокая мебель и закрытые шкафы).
- Эмоциогенность. Обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищенности и эмоционального благополучия (среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка и вызывающей у него положительные эмоции).
- Зонирование. Построение не пересекающихся друг с другом игровых и учебных зон (это связано с особенностями игровой деятельности детей раннего возраста - играют не вместе, а рядом).
Педагоги оформляют пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить достаточный простор для всех видов деятельности малышей: от активных до требующих сосредоточенности и тишины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы к сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Презентация опыта работы по теме "Новые подходы к сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения"...
Методическая разработка «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
Представление собственного инновационного педагогического опыта...
Родительское собрание по теме «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» с использованием метода фасилитации «Мировое кафе»
Цель: содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении успешной адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержки малыша в этот период....
Методические рекомендации по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Цель Программы: создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей раннего возраста.Задачи Программы: - Создать условия для организац...
Модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
В статье дается обоснование актуальности проблемы роцесса адаптации детей раннего возраста. Автором предлагается модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего в...
Методическая разработка «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
Вопрос о том, отдавать ребенка в детский сад или не отдавать, встает практически перед каждой семьей, имеющей маленьких детей. Некоторые семьи вынуждены это делать, но идут на этот шаг неохотно в силу...
Методическая разработка Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28» Методическая разработкаАдаптация детей раннего возраста к усло...