"Организация работы по развитию у детей двигательной активности в режиме ДОУ" - семинар-практикум
методическая разработка на тему
Здоровьесбережение детей стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей дошкольного возраста является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, то есть соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни, в частности, организация работы по развитию у детей двигательной активности в режиме ДОУ. Материал можно использовать для работы с педагогами дошкольных образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация работы по развитию у детей двигательной активности в режиме ДОУ | 32.68 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ
на тему: «Организация работы по развитию у детей двигательной активности в режиме ДОУ»
Цель:
- Повышение профессионального уровня воспитателей в вопросах организации работы по развитию у детей дошкольного возраста двигательной активности в режиме ДОУ;
- Содействие в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для формирования у детей устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни
План проведения:
- Вступление.
- Теория:
- влияние двигательной активности на здоровье ребенка;
- педагогическое руководство самостоятельной ДА детей;
- особенности организации утренней гимнастики и гимнастики после сна;
- особенности организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке;
3. Практика:
- разработка двигательного режима для детей младшего дошкольного возраста;
- двигательный режим для детей разных возрастных групп - анализ;
Ход семинара.
Вступление.
Здоровьесбережение детей стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Сохранение, укрепление здоровья ребенка является первоосновой его полноценного развития. За последние годы среди дошкольников увеличилась частота болезней костно-мышечной системы на 80%, мочеполовой – на 90%, нервной системы и органов чувств – на 35%, ситемы кровообращения – на 56%, кроветворных органов и крови – на 123%, эндокринной системы - на 90%.
Каждый пятый ребенок дошкольного возраста состоит на диспансерном учете по поводу какого-либо хронического заболевания: болезни глаз, нервной системы, органов дыхания, пищеварения и костно-мышечной системы.
Как же справиться с обилием проблем?
Здесь уместно вспомнить, какими факторами определяется здоровье:
- на 20 % зависит от генофонда;
- на 20% - от экологии;
- на 50% - от образа жизни;
- на 10 % - от медицинского обслуживания;
Если на наследственность и окружающую среду мы пока не имеем возможности воздействовать, то необходимо обратить внимание на самый значимый компонент - образ жизни.
Ребенок должен иметь нормальный режим дня, хорошо высыпаться, должен быть исключен просмотр телевизионных передач в позднее время.
Отсутствие двигательной нагрузки, пристрастие к сидячим или компьютерным играм снижают тренированность мышц, приводя к нарушению мышечного тонуса и, как следствие, к нарушению осанки.
Недостаточное пребывание на свежем воздухе приводит к гипоксии. То есть недостатку кислорода. А в условиях кислородной недостаточности хронические заболевания прогрессируют.
Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей дошкольного возраста является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, то есть соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни и в частности организация работы по развитию у детей двигательной активности в режиме ДОУ.
Теоретическая часть.
От двигательной активности во многом зависит развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, настроение и долголетие человека.
Под влиянием двигательной активности у дошкольников улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы, аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма.
Ребенок – это человек с постоянной потребностью в движении. Поэтому с самого начала надо запомнить: нельзя наказывать ребенка ограничением движений.
Ограничение движений это физическое наказание. Вы сами можете убедиться в этом, проделав следующий опыт: попробуйте вытянуть руку под прямым углом к туловищу и отметьте время, в течение которого вы не будете испытывать никаких неприятных ощущений. Это займет не более 8-10 минут. После этого запомните ощущение в мышцах поднятой руки. А наказанный ребенок чувствует это во всех мышцах.
Рациональная организация двигательной активности
(Ю.Ф.Змановский – ведущий детский физиолог)
1. Преобладание циклических упражнений и их комбинаций во всех видах ДА детей для тренировки и совершенствования общей выносливости – наиболее ценного оздоровительного качества.
2. Целесообразность частой смены упражнений при многократной (до 8-12 раз) повторяемости одного упражнения, их многовариантность (с набором различных пособий).
3. Необходимость добиваться осознанного отношения детей к выполнению упражнений.
4. Создание условий для преобладания положительных эмоций во всех видах двигательной деятельности.
5. Выполнение движений должно быть легким и красивым.
6. Важный и основной раздел физкультурных занятий и прогулок – подвижные игры с циклическими упражнениями
7. Очень хороший эффект оказывает точечный массаж рефлексогенных зон по системе А.Уманской, также массаж ушных раковин и кистей рук.
Вот какие виды двигательной деятельности нужны ребенку для правильного формирования движений и обеспечения оптимального здоровья.
Виды, задачи и необходимые условия
для двигательной деятельности ребенка
Вид двигательной деятельности | Физиологическая и воспитательная задача | Необходимые условия |
Движения во время бодрствования | Удовлетворение органической потребности в движении. Воспитание ловкости, смелости, гибкости | Достаточное свободное пространство. Одежда, не стесняющая движения. Игрушки и пособия, побуждающие ребенка к движениям. |
Подвижные игры | Умение ребенка двигаться в соответствии с окружающими, в соответствии со словом взросло и соответственно с правилами игры. | Правила игры. |
Движения под музыку | Воспитание чувства ритма. | Музыкальное сопровождение |
Зарядка (или движения после сна) | Создание условий для более физиологичного перехода от сна к бодрствованию. Воспитание потребности перехода от сна к бодрствованию через движения. | Сразу после сна. |
Гимнастика и массаж | Воспитание точного двигательного навыка. Качественное созревание мышц. | Обязательное наличие гимнастических пособий или непосредственное руководство руками взрослого. |
В двигательном режиме детей значительное место отводится самостоятельной двигательной активности.
Её содержание во многом зависит от условий и педагога, который может влиять на характер игровой деятельности детей, но не должен менять их замыслы.
Для самостоятельной двигательной активности детей отводится разное время: утром до завтрака, между занятиями, во время прогулок, после дневного сна.
С целью обогащения двигательной активности необходимо систематически обновлять физкультурно-игровую среду. Особое внимание уделяется оснащению групповых и спортивных площадок, где детям предоставляется больше времени и пространства для самостоятельных игр. На спортивной площадке предусматривается свободное пространство, дорожки для бега, место для прыжков, метания.
Особенности организации подвижных игр и упражнений на прогулке.
Утренняя прогулка - наиболее благоприятное время для п/и и физических упражнений. Их продолжительность 10 – 20 минут. При планировании этой формы ДА учитывается общий распорядок дня. Так, в дни проведения занятий по физической культуре включаются игры и упражнения средней и низкой интенсивности в конце прогулки. Детям предлагается 1 подвижная игра и одно физическое упражнение. В другие дни на прогулке проводятся 1-2 подвижных игры и 2 физических упражнения.
Формы организации подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке могут быть разными, что зависит от характера прошедших и предстоящих занятий, времени года, имеющегося оборудования, индивидуальных особенностей детей.
Педагогам необходимо поощрять двигательные импровизации детей, знакомят их с содержанием п/и, их правилами, раскрывают характер каждого персонажа.
В начале года педагоги берут на себя роль ведущего. Постепенно они передают её детям. Малоподвижным предлагают только те роли, с которыми они могут справиться. Дети получают удовольствие от самого процесса игровой деятельности.
Наряду с сюжетными играми можно использовать бессюжетные, направленные на достижение цели. В них вносятся элементы соревнования, что стимулирует активность детей. («Догони мяч», «Сбей булаву», «Кто быстрее» и др.)
Организуя подвижные игры и физические упражнения, педагоги продумывают их сочетание таким образом, чтобы были задействованы разнообразные движения (с бегом, прыжками, метанием, равновесием и т.д.)
Характер спортивных упражнений определяется временем года.
Особенности организации утренней гимнастики
Утренняя гимнастика направлена на укрепление организма ребенка и создание бодрого, жизнерадостного настроения на весь день. Проводится ежедневно до завтрака в течение 6-8 минут, в теплое время года на улице.
Гимнастика начинается со спокойной ходьбы в разных построениях: в колонне, парами, врассыпную, со сменой направления движений. Детям предлагают разные варианты ходьбы: на носках, пятках, внешней стороне стопы; мелкими и широкими шагами. Ходьба постепенно переходит в бег. Затем снова ходьба, во время которой дети перестраиваются для выполнения общеразвивающих упражнений и различных игр. Заканчивается комплекс гимнастики спокойной ходьбой с дыхательными упражнениями или малоподвижной игрой.
В утреннюю гимнастику включаются упражнения, хорошо знакомые детям, разученные на занятиях по физкультуре. В младшей и в средней группах преобладает гимнастика игрового характера, которая включает две подвижные игры с различными движениями. Во время подвижных игр дети выполняют различные имитационные движения: «птички летают», «птички клюют зернышки», «полетели птички в гнезда».
Наряду с гимнастикой игрового характера могут использоваться и традиционные комплексы, которые выполняются в определенной последовательности в течение недели и варьироваться несколько раз в год.
Особенности организации гимнастики после дневного сна
Гимнастика после дневного сна проводится ежедневно в сочетании с воздушными ваннами после подъема детей (7-10 мин). Эта форма двигательной активности помогает ребенку быстрее войти в активное состояние, вызывает у него положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус.
Варианты бодрящей гимнастики разработаны инструктором по физической культуре ГБДОУ № 85 Е.А.Дубиновой. (В папке «Инновационная деятельность»)
Варианты бодрящей гимнастики могут быть:
- разминка в постели и самомассаж;
- пробежки по массажным коврикам;
- комплекс общеразвивающих упр. с тренажерами;
- гимнастика игрового характера;
Практическая часть
- Разработка двигательного режима для детей младшего дошкольного возраста
Двигательный режим для детей младшей группы (3-4 года)
Виды деятельности | Организация |
Самостоятельная двигательная деятельность | Ежедневно, характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей ребенка. |
НОД: по физической культуре, плаванию | 3 раза в неделю по 15 мин. |
Физкультурно-оздоровительные мероприятия: - утренняя гимнастика; - двигательная разминка (динамические паузы или физминутки); - воздушные и водные процедуры после дневного сна; - подвижные игры и физические упражнения на прогулке; | Ежедневно; 6-8 мин. ежедневно по мере пробуждения детей 5-10 мин. Ежедневно |
Активный отдых: - физкультурный досуг; физкультурные праздники (в том числе на воде); - дни здоровья; | 1 раз в месяц по 20 мин. 2-3 раза в год по 40 мин 1 раз в квартал |
Дополнительные виды деятельности по желанию родителей | |
Группы общей физической подготовки | По желанию родителей |
Кружки по видам физических упражнений, игр, танцев | Не более 2 раз в неделю по 30-40 мин, начиная с 4 лет |
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ГРУПП ГБДОУ № 85 НА 2017-18 УЧ.ГОД - анализ
Формы организации | Младшие группы | Средние группы | Старшие группы | Подготов. группы |
Зарядка, утренняя гимнастика | 6-8 мин | 6-8 мин | 8-10 мин | 10-12 мин. |
Непрерывная образовательная деятельность по физической культуре и плаванию | 3 раза в неделю | |||
15 мин | 20 мин | 25 мин | 30 мин | |
Физкультминутки и динамические паузы | 6 – 8 минут ежедневно во время НОД | |||
Упражнения после дневного сна | 5-10 мин | 5-10 мин | 5-10 мин | 5-10 мин |
Подвижные игры | Не менее 2-4 раз в день | |||
6-10 мин | 10-15 мин | 10-15 мин | 15-20 мин. | |
Спортивные игры | --- | Целенаправленное обучение педагогом не реже 1 раза в неделю | ||
Спортивные упражнения | Целенаправленное обучение педагогом не реже 1 раза в неделю | |||
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке | Ежедневно подгруппами | |||
8 – 10 мин | 10-12 мин | 10-15 мин | 10-15 мин | |
Физкультурные досуги | 1 раз в месяц | |||
20 мин | 30 мин | 30 мин | 40-50 мин | |
Спортивные праздники |
| |||
- | 40 мин | 60-90 мин | 60-90 мин | |
Самостоятельная двигательная деятельность | Ежедневно, характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей ребенка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический контроль «Организация и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности в режиме дня».
Тематический контрольявляется одной из форм контроля, применяемого в методической работе ДОУ. Он проводится с целью выявления уровня и системы работы дошкольного учреждения по задачам, намеченны...
Тематический контроль «Организация и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности в режиме ДОУ».
Полная разработка тематического контроля в ДОУ на тему: "Организация и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности в режиме ДОУ"...
«Работа ДОУ по развитию у детей двигательной активности в режиме дня»
Формы организации двигательной деятельности в ДОУ....
«ОПЫТ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В РЕЖИМЕ»
Двигательная активность дошкольника целенаправленна и соответствует его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому реб...
«Организация и эффективные работы по развитию у детей двигательной активности в режиме дошкольного образования» выступление на педсовете педагогических работников
Двигательная активность дошкольников является важным показателем физической готовности детей к обучению в школе....
Тематический контроль «Организация и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности в режиме дошкольного образовательного учреждения»
Тематический контроль«Организация и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности в режиме дошкольного образовательного учреждения» Цель. Анализ системы работ...
Презентация "Использование игровых технологий в работе по развитию у детей двигательной активности"
Обзор игровых технологий в работе по развитию двигательной активности дошкольников....