"Организация работы по развитию у детей двигательной активности в режиме ДОУ" - семинар-практикум
методическая разработка на тему

Ступакова Валентина Ивановна

 Здоровьесбережение детей стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей дошкольного возраста является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, то есть соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни, в частности, организация работы по развитию у детей двигательной активности в режиме ДОУ.  Материал можно использовать для работы с педагогами дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЕМИНАР  – ПРАКТИКУМ    

на тему: «Организация  работы по  развитию у детей двигательной активности  в  режиме  ДОУ»  

Цель:

  • Повышение профессионального уровня воспитателей в вопросах организации работы по развитию у детей дошкольного возраста двигательной активности в режиме ДОУ;

  • Содействие в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для формирования у детей устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни

План проведения:

  1. Вступление.
  2. Теория:

 - влияние двигательной активности на здоровье ребенка;

 - педагогическое руководство самостоятельной  ДА детей;

 - особенности  организации  утренней гимнастики и гимнастики после сна;

 - особенности  организации  подвижных игр и физических упражнений на прогулке;

3. Практика:

   - разработка двигательного режима для детей младшего дошкольного  возраста;

   - двигательный режим для детей разных возрастных групп - анализ;

                   

Ход семинара.

Вступление.

           Здоровьесбережение детей  стало одним из приоритетных  направлений государственной политики. Сохранение, укрепление здоровья ребенка является  первоосновой его полноценного развития.  За последние годы среди дошкольников увеличилась частота болезней  костно-мышечной системы на 80%, мочеполовой – на 90%, нервной системы и органов чувств – на 35%, ситемы кровообращения – на 56%, кроветворных органов и крови – на 123%, эндокринной  системы  -  на  90%.  

        Каждый пятый ребенок дошкольного возраста состоит на диспансерном учете по поводу какого-либо хронического заболевания: болезни глаз, нервной системы, органов дыхания, пищеварения и костно-мышечной системы.

        Как же справиться с обилием проблем?

        Здесь уместно вспомнить, какими факторами определяется здоровье:

                        - на 20 %  зависит  от  генофонда;

                        - на 20%    -  от   экологии;

                        - на 50%     -   от образа  жизни;

                        - на  10 %   -  от медицинского обслуживания;

        Если на наследственность  и окружающую среду мы пока не имеем  возможности воздействовать, то необходимо обратить внимание на самый значимый компонент  -  образ  жизни.

        Ребенок должен иметь нормальный режим дня, хорошо высыпаться, должен быть исключен просмотр телевизионных передач в позднее время.

        Отсутствие двигательной нагрузки, пристрастие к сидячим или компьютерным играм снижают тренированность мышц, приводя к нарушению мышечного тонуса и, как следствие, к нарушению осанки.

        Недостаточное пребывание на свежем воздухе приводит к гипоксии. То есть недостатку кислорода. А в условиях кислородной недостаточности хронические заболевания прогрессируют.

        Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей дошкольного возраста является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, то есть соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни и в частности организация  работы по  развитию у детей двигательной активности  в  режиме  ДОУ.

Теоретическая часть.

От  двигательной активности во многом зависит развитие   моторики, физических качеств, состояние здоровья, настроение и долголетие человека.  

        Под влиянием двигательной активности у дошкольников  улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы,  аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма.

        Ребенок – это человек  с постоянной потребностью в движении. Поэтому  с  самого начала надо запомнить: нельзя наказывать ребенка ограничением движений.

        Ограничение движений это физическое наказание. Вы сами можете убедиться в этом, проделав следующий опыт: попробуйте вытянуть руку под прямым углом к туловищу и отметьте время, в течение которого вы не будете испытывать  никаких неприятных ощущений. Это займет не более 8-10 минут. После этого  запомните ощущение в мышцах поднятой руки. А наказанный ребенок чувствует это  во всех мышцах.

Рациональная организация  двигательной активности

(Ю.Ф.Змановский – ведущий детский физиолог)

1. Преобладание  циклических упражнений   и их комбинаций во всех видах ДА детей для тренировки и совершенствования общей выносливости – наиболее ценного оздоровительного качества.

2. Целесообразность  частой смены упражнений при многократной (до 8-12 раз) повторяемости одного упражнения, их многовариантность (с набором различных пособий).

3. Необходимость добиваться осознанного  отношения  детей к выполнению упражнений.

4. Создание  условий  для преобладания положительных эмоций во всех видах двигательной деятельности.

5. Выполнение движений должно быть легким и красивым.

6. Важный  и основной  раздел физкультурных занятий и прогулок – подвижные  игры с циклическими упражнениями

7. Очень хороший эффект  оказывает  точечный массаж рефлексогенных зон по системе А.Уманской, также массаж ушных раковин и кистей рук.

Вот какие виды двигательной деятельности  нужны ребенку для правильного формирования движений и обеспечения оптимального здоровья.

Виды, задачи и необходимые условия

для двигательной деятельности ребенка

Вид двигательной деятельности

Физиологическая и воспитательная задача

Необходимые условия

Движения во время бодрствования

Удовлетворение органической потребности в движении. Воспитание ловкости, смелости, гибкости

Достаточное свободное пространство. Одежда,  не стесняющая движения. Игрушки и пособия, побуждающие ребенка к движениям.

Подвижные игры

Умение ребенка двигаться в соответствии с окружающими, в соответствии со словом взросло и соответственно с правилами игры.

Правила игры.

Движения под музыку

Воспитание чувства ритма.

Музыкальное сопровождение

Зарядка

(или движения после сна)

Создание условий для более физиологичного перехода от сна к бодрствованию. Воспитание потребности перехода от сна к бодрствованию через движения.

Сразу после  сна.

Гимнастика  и массаж

Воспитание точного двигательного навыка. Качественное созревание мышц.

Обязательное наличие гимнастических пособий или непосредственное руководство руками взрослого.

В двигательном  режиме детей значительное место отводится самостоятельной двигательной активности.

Её  содержание во многом  зависит от условий и педагога, который может влиять на характер игровой деятельности детей, но не должен менять их замыслы.

        Для самостоятельной двигательной активности детей отводится разное время: утром до завтрака, между занятиями, во время прогулок, после дневного сна.

         С целью  обогащения двигательной активности необходимо систематически обновлять физкультурно-игровую среду. Особое внимание уделяется оснащению  групповых и спортивных площадок, где детям предоставляется больше времени и пространства для самостоятельных игр. На спортивной площадке предусматривается свободное пространство, дорожки для бега, место для прыжков, метания.

Особенности  организации  подвижных игр и упражнений  на прогулке.

        Утренняя прогулка  - наиболее  благоприятное время для п/и и физических упражнений. Их продолжительность  10 – 20 минут. При планировании этой формы ДА учитывается общий распорядок дня.  Так, в дни проведения  занятий по физической культуре включаются игры  и упражнения средней и низкой интенсивности в конце прогулки. Детям предлагается 1 подвижная игра  и одно физическое упражнение. В другие дни на прогулке проводятся 1-2 подвижных игры и 2 физических упражнения.

Формы  организации  подвижных игр и физических упражнений  на утренней прогулке могут быть разными, что зависит от характера прошедших  и предстоящих занятий, времени года, имеющегося оборудования, индивидуальных особенностей детей.

        Педагогам необходимо поощрять  двигательные импровизации  детей,  знакомят их с содержанием п/и,  их правилами, раскрывают характер каждого персонажа.

        В начале года педагоги берут на себя роль ведущего. Постепенно они передают её детям. Малоподвижным предлагают только те роли, с которыми они могут справиться. Дети получают удовольствие от самого процесса игровой деятельности.

        Наряду с сюжетными играми можно использовать бессюжетные, направленные  на достижение  цели. В них вносятся элементы соревнования, что стимулирует активность детей.  («Догони мяч», «Сбей булаву», «Кто быстрее» и др.)

        Организуя  подвижные игры и физические упражнения, педагоги продумывают их сочетание таким образом, чтобы были задействованы разнообразные движения (с бегом, прыжками, метанием, равновесием и т.д.)

        Характер спортивных упражнений определяется  временем года.  

Особенности  организации  утренней гимнастики

        Утренняя гимнастика направлена  на укрепление организма ребенка и создание  бодрого, жизнерадостного настроения на весь день.  Проводится ежедневно до завтрака в течение  6-8 минут,  в  теплое время года на улице.  

             Гимнастика начинается со спокойной ходьбы в разных построениях: в колонне, парами, врассыпную,  со сменой направления движений. Детям предлагают разные варианты ходьбы: на носках, пятках, внешней стороне стопы; мелкими и широкими шагами. Ходьба постепенно переходит в бег. Затем снова ходьба, во время которой дети перестраиваются  для выполнения общеразвивающих упражнений и различных игр. Заканчивается комплекс гимнастики спокойной ходьбой с дыхательными упражнениями или малоподвижной игрой.

         В утреннюю гимнастику включаются упражнения, хорошо знакомые детям, разученные  на занятиях по физкультуре. В младшей и в средней группах  преобладает гимнастика игрового характера, которая включает две подвижные игры с различными движениями. Во время подвижных игр дети выполняют различные имитационные движения: «птички летают», «птички клюют зернышки», «полетели птички в гнезда».

        Наряду с гимнастикой игрового характера могут использоваться  и традиционные комплексы, которые выполняются в определенной последовательности  в течение недели и варьироваться несколько раз в год. 

Особенности  организации  гимнастики  после дневного сна

        Гимнастика после дневного сна проводится ежедневно  в сочетании с воздушными ваннами после подъема детей (7-10 мин). Эта форма двигательной активности помогает ребенку быстрее войти в активное состояние, вызывает у него положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус.

Варианты бодрящей гимнастики  разработаны  инструктором по физической культуре ГБДОУ № 85  Е.А.Дубиновой. (В папке «Инновационная деятельность»)

Варианты бодрящей гимнастики могут быть:

        - разминка в постели и самомассаж;

        - пробежки по массажным коврикам;

        - комплекс общеразвивающих упр. с тренажерами;

        - гимнастика игрового характера;

Практическая часть

  • Разработка двигательного режима для детей младшего дошкольного возраста

Двигательный  режим  для  детей    младшей  группы (3-4 года)

 

Виды  деятельности

Организация

Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно, характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей ребенка.

НОД:  по физической культуре, плаванию

3 раза в неделю по 15 мин.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия:

- утренняя гимнастика;

- двигательная разминка (динамические паузы или физминутки);

- воздушные и водные процедуры после дневного сна;

- подвижные игры и физические упражнения на прогулке;

Ежедневно;

6-8 мин. ежедневно

по мере пробуждения детей

5-10 мин. Ежедневно

Активный отдых:

- физкультурный досуг;

физкультурные праздники (в том числе на воде);

- дни здоровья;

1 раз в месяц  по 20 мин.

2-3 раза в год по 40 мин

1 раз в квартал

Дополнительные виды деятельности по желанию родителей

Группы общей физической подготовки

По желанию родителей

Кружки по видам физических упражнений, игр, танцев

Не более  2 раз в неделю по 30-40 мин, начиная с 4 лет

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ  

ДЛЯ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНЫХ ГРУПП ГБДОУ № 85  НА  2017-18 УЧ.ГОД - анализ

Формы  организации

Младшие группы

Средние группы

Старшие группы

Подготов. группы

Зарядка, утренняя гимнастика

6-8 мин

6-8 мин

8-10 мин

10-12 мин.

Непрерывная образовательная деятельность по физической культуре  и плаванию

3 раза в неделю

15 мин

20 мин

25 мин

30 мин

Физкультминутки и динамические паузы

6 – 8 минут  ежедневно во время  НОД

Упражнения после дневного сна

5-10 мин

5-10 мин

5-10 мин

5-10 мин

Подвижные игры

Не менее  2-4 раз в день

6-10 мин

10-15 мин

10-15 мин

15-20 мин.

Спортивные  игры

---

Целенаправленное  обучение педагогом не реже  1 раза в неделю

Спортивные упражнения

Целенаправленное  обучение педагогом не реже  1 раза в неделю

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Ежедневно  подгруппами

8 – 10 мин

10-12 мин

10-15 мин

10-15 мин

Физкультурные   досуги

1 раз в месяц

20 мин

30 мин

30 мин

40-50 мин

Спортивные праздники

  1. раза  в год

-

40 мин

60-90 мин

60-90 мин

Самостоятельная  двигательная деятельность

Ежедневно, характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль «Организация и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности в режиме дня».

Тематический контрольявляется одной из форм контроля, применяемого в методической работе  ДОУ. Он проводится с целью выявления уровня и системы работы дошкольного учреждения по задачам, намеченны...

Тематический контроль «Организация и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности в режиме ДОУ».

Полная разработка тематического контроля в ДОУ на тему: "Организация и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности в режиме ДОУ"...

«Работа ДОУ по развитию у детей двигательной активности в режиме дня»

Формы организации двигательной  деятельности в ДОУ....

«ОПЫТ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В РЕЖИМЕ»

Двигательная активность дошкольника целенаправленна и соответствует его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому реб...

«Организация и эффективные работы по развитию у детей двигательной активности в режиме дошкольного образования» выступление на педсовете педагогических работников

  Двигательная активность дошкольников является важным показателем физической готовности детей к обучению в школе....

Тематический контроль «Организация и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности в режиме дошкольного образовательного учреждения»

Тематический контроль«Организация и эффективность работы по  развитию у детей двигательной активности в режиме дошкольного образовательного учреждения» Цель. Анализ системы работ...

Презентация "Использование игровых технологий в работе по развитию у детей двигательной активности"

Обзор игровых технологий в работе по развитию двигательной активности дошкольников....