Система здоровьесберегающих технологий, реализуемая в группе
статья на тему
Система здоровьесберегающих технологий, реализуемая в группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Система здоровьесберегающих технологий, реализуемая в группе | 25.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Система здоровьесберегающих технологий, реализуемая в группе
Цель здоровьесберегающих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности.
Задачи:
- воспитывать у детей осмысленное отношение к физическому и духовному здоровью как единому целому; расширить на этой основе адаптивные возможности детского организма;
- закрепить отдельные оздоровительные меры в виде константных психо - соматических состояний ребенка, которые будут воспроизводиться в режиме саморазвития;
- воспитывать у ребенка способности к самосозиданию, к овладению психологической самокоррекцией.
В своей практической деятельности я использую здоровьесберегающие технологии:
- непосредственно — образовательную деятельность по физической культуре – основное средство оздоровления детей и профилактики различных заболеваний;
- элективный курс “Будьте здоровы!” (занятия по здоровому образу жизни) 1 раз в неделю в режимных процессах, как часть или целое занятие по познанию, начиная со 2 мл. группы;
- утреннюю гимнастику с музыкальным сопровождением ежедневно, способствующую повышению функционального состояния и работоспособности организма, развитию моторики, формированию правильной осанки, предупреждению плоскостопия;
- активный отдых (физкультурные и музыкальные досуги, праздники). Один раз в квартал в физкультурном зале, в группе, на прогулке, начиная с младшего возраста;
- динамические паузы (физкультминутки) для профилактики переутомления на занятиях интеллектуального цикла: во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия;
- артикуляционную гимнастику для формирования правильного произношения (выработки полноценных движений губ, языка, челюсти):
- гимнастику для глаз (В.Ф.Базарный) для снятия глазного напряжения: ежедневно по 3-5 мин. в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста;
- пальчиковая гимнастика для тренировки тонких движений пальцев кисти рук: ежедневно в любой удобный отрезок времени с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой;
- дыхательная гимнастика (А.Н. Стрельниковой) для укрепления дыхательной мускулатуры, улучшения самочувствия ребенка: ежедневно в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста;
- бодрящую гимнастику после сна для поднятия настроения и мышечного тонуса детей, профилактики нарушений осанки и стопы: ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
- релаксацию: ежедневно для всех возрастов, во время заключительной части НОД. Для этого
использую спокойную классическую музыку, звуки природы;
- подвижные и спортивные игры на прогулке, в групповой комнате, в спортивном зале ежедневно. Подвижные игры, создавая атмосферу радости, делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
- музыкально-подвижные игры, применяю практически на всех занятиях. Здесь использую
приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования и др.
- сюжетно-ролевые игры «Больница», «Аптека», «Поликлиника», «Семья» и др.
- коммуникативные игры («Раздувайся, пузырь!»,«Прыгалки» и др) 1-2 раза в нед. по 30 мин.
- чтение художественной литературы: «Сказка про ногти», Грязнуля Витя» и т.д.;
- разучивание загадок о частях тела, пословиц о здоровье;
- босохождение по массажным дорожкам. Массажные дорожки составлены из пособий и
предметов, способствующих массажу стопы (ребристая дорожка, резиновые коврики, кольца с
шипами, пуговиц, пробок и др.) ежедневно после сна;
- хождение по мокрым солевым дорожкам (Ю.Ф.Змановский). Использую три дорожки из грубого полотна. Одна из них смачивается в 10% растворе поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) комнатной tº. Другая в чистой воде такой же tº. Третья дорожка остается сухой;
- полоскание полости рта водой комнатной температуры ежедневно после приёма пищи;
- закаливание солнцем осуществляется на прогулке в летнее время.
- закаливание воздухом. Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует более быстрой адаптации организма к смене температурных условий;
- обширное умывание, ножные ванны, обливание ног, сухое обтирание;
- соблюдение норм СанПин;
- фитонци́ды - чеснок, лук;
- самомассаж для привлечения детей к самопрофилактике, к бережному отношению к соб-ственному здоровью,с использованием разных материалов–массажные мячики,шишки и др.
- психогимнастику для снижения у детей эмоционального напряжения, для коррекции различных сторон психики ребенка: подбираю мимические и пантомимические упражнения («Удивление», «Вкусные конфеты» и др.), задания, направленные на развитие коммуника-тивных способностей, памяти, внимания, на выражение отдельных качеств и эмоций;
- сказкотерапию для психологической терапевтической и развивающей работы. 2-4 занятия в месяц по 20 - 30 мин. со среднего возраста. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения;
- музыкотерапию. Мелодии, доставляющие ребёнку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, стимулируют выделение пищеварительных соков и повышают аппетит, содействуют формированию правильных представлений о характере движений, положительно сказываются на эстетическом, нравственном и физическом развитии.
- пескотерапию, бассейны с фасолью, манкой;
- арттерапию- способ оздоровления детей посредством искусства. Это огромный перечень увлекательных творческих мероприятий. Это деятельность по изотерапии: рисование, лепка, аппликация и т.д.Это уроки музыки, пения и танца, драматическое искусство и многое другое.
В ДОУ разработана модель здоровьесберегающего воспитательно-развивающего пространства, включающая в себя:
- оборудованный спортивно-музыкальный зал для проведения физкультурных занятий;
- оборудованные прогулочные площадки, где созданы возможности для метания, лазания, прыжков, упражнений в равновесии;
- уголок уединения и умиротворения.
Материалы по здоровьесбережению
- Картотека прогулок
- Картотека, аудио – видеотека комлексов утренней гимнастики.
- Картотека, видеотека физминуток
- Картотек подвижных игр
- Картотека пальчиковых игр
- Картотека дыхательной гимнастики
- Картотека артикуляционной гимнастики
- Картотека, видеотека гимнастики для глаз
- Картотека комплексов пробуждающей гимнастики
- Картотека коммуникативных игр
Сотрудничество с родителями по здоровьесбережению детей
Эффективность работы по укреплению здоровья детей зависит от четкой слаженной работы с родителями, одним из самых важных и ближайших партнёров педагогов.
Цель сотрудничества: повышение педагогической культуры родителей и привлечение их к активной совместной работе по оздоровлению и формированию основ здорового образа жизни.
Задачи сотрудничества: повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье посредством систематического просвещения. Повысить интерес родителей к участию в физкультурных и оздоровительных мероприятиях вместе с детьми. Сформировать положительное к занятиям физкультурой и спортом, здоровому образу жизни в семье. Оказать адресную квалифицированную помощь родителям воспитанников в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей силами специалистов ДОУ и города.
Направления сотрудничества:
* Познавательное направление (круглый стол, семинары-практикумы, мастер –классы, консультации и индивидуальные беседы, открытые НОД, совместное создание предметно-развивающей среды, телефон доверия, устный журнал).
Цель: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
*Информационно-аналитические (анкетирование, диагностика, посещение воспитанников на дому,
тестирование).
Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности
* Наглядно-информационные (родительский уголок, нормативные документы, объявления и рекламы, продуктивная деятельность детей, папки-передвижки, фотовыставки, выпуск газет, сайт воспитателей).
Цель: ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей.
* Досуговые (праздники и развлечения с чаепитием, празднование дней рождения, экскурсии, дни здоровья, тематические выставки, дни добрых дел, акции – природоохранные.
Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми
Результат взаимодействия с родителями
Родители понимают, что мы, педагоги, искренне заинтересованы в сохранении и укреплении здоровья их детей. Внимательно прислушиваются к советам, рекомендациям.
По сравнению с предыдущими годами увеличилось число родителей, активно участвующих в спортивной жизни группы.
В некоторых семьях родители оборудовали спортивные уголки, записали их в секции. В выходные дни они вместе с детьми охотно приобщаются к спорту.
Союз педагогов и родителей помог добиться позитивной динамики физического развития дошкольников, снижения уровня их заболеваемости.
Вывод: используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии, в итоге сформировали у воспитанников стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, сохранение здоровья. Показатели индекса здоровья моих воспитанников улучшились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии реализуемые через игровую деятельность
Цель: Защита, сохранение и укрепление здоровья ребенка.Обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни ...
АРТ- терапия как метод раскрытия творческих способностей детей в системе здоровьесберегающих технологий
Арт-терапия –один из самых мягких и глубоких методов в арсенале психологов. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение, мы как будто получаем закодиро...
Презентация по теме «Работа по развитию мелкой моторики в системе здоровьесберегающих технологий»
Слайды к методической разработке «Работа по развитию мелкой моторики в системе здоровьесберегающих технологий» (развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных ИЗО техник)...
Подвижные игры в системе здоровьесберегающих технологий. Мордовские народные игры.
Подвижные игры в системе здоровьесберегающих технологий. Мордовские народные игры. Всё чаще в последние годы поднимается вопрос о большой значимости здоровьесберегающих техноло...
Сценарий педагогического совета "Система здоровьесберегающих технологий"
Педагогический совет на тему:«Система здоровье сберегательных технологий » Цель педсовета: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физическог...
Статья "Русские народные игры в системе здоровьесберегающих технологий"
Статья для публикации...
Конспект занятия с использованием здоровьесберегающей технологии в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по развитию фонетико-фонематической системы языка по теме "Звуки Б, БЬ. Буква Б"
Данный конспект представлен в рамках систематической логопедической работы с воспитанниками коррекционной группы....