Статья "Русские народные игры в системе здоровьесберегающих технологий"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 172»
Статья на тему:
« Русские народные игры в системе здоровьесберегающих технологий»
Выполнила: воспитатель Богданова Е.С.
Воронеж, 2016г.
Всё чаще в последние годы поднимается вопрос о большой значимости здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного образования. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является очень актуальной, так как от состояния здоровья наших детей зависит благополучие общества в целом. К сожалению, сейчас во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения.
В связи с этим дошкольное образовательное учреждение, как первое звено непрерывного валеологического образования, должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья детей на всех этапах его обучения и развития. Подвижные игры являются одним из самых часто применяемых видов здоровьесберегающих технологий, которые используются в практике ДОУ.
Подвижная игра относится к тем видам игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Подвижная игра, в силу своей специфики, является, прежде всего, эффективным средством укрепления здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Так, подвижные игры при правильном их подборе, т.е. с учётом возрастных особенностей и физической подготовленности детей, оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, формирование правильной осанки, повышают функциональную деятельность организма, активизируют обмен веществ, а мышечные нагрузки стимулируют работу желез внутренней секреции. Подвижные игры положительно влияют и на нервную систему, потому что увлекательный игровой сюжет вызывает у детей положительные эмоции.
Одной из форм организации оздоровительной работы, приобщения к ЗОЖ являются русские народные подвижные игры.
Радость движения сочетается в русских народных играх с духовным обогащением детей. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка, формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств.
Русская народная подвижная игра – это школа воспитания, где удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Русские народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Игра развивает у детей ловкость, меткость, быстроту и силу, моторику, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, в них познаются этические нормы и законы физики. Игра формирует высокую нравственность. Русские народные подвижные игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Она учит премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны. Они доступны для детей, начиная с дошкольного возраста.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики.
Русская народная подвижная игра – средство обучения и воспитания, обеспечивающая самообразование ребёнка. Она классически лаконична, выразительна и доступна ребёнку. Народная подвижная игра – традиционная игра, которая имеет развлекательную основу, и включают в себя элементы театрального, циркового, танцевального, музыкального и поэтического искусства, отражающая образ жизни, национальные традиции, обычаи.
В русских народных подвижных играх радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируется уважительное отношение к культуре родной страны и создаётся эмоционально- положительная основа для физического развития и формирования ценностного отношения к физической культуре.
В работе по приобщению детей к здоровому образу жизни через русские народные игры нами были определены цель, задачи и содержание деятельности.
Цель: проверить и обосновать эффективность использования народных игр, как одно из средств, приобщения дошкольника к ЗОЖ.
Задачи:
1.Формирование основ здорового образа жизни, развитие двигательных способностей, умений и навыков при помощи русской народной подвижной игры.
2.Развивать интерес и расширять круг представлений о разнообразии русских народных подвижных игр.
3.Познакомить детей с правилами русской народной подвижной игры, формированием умения чётко выполнять их, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.
4.Формировать у детей чувство причастности к истории, культуре, традициях русского народа, используя русскую народную подвижную игру.
5. Создавать условия для формирования взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми, проявление сопереживания, взаимопомощи.
Знакомство детей с русской народной подвижной игрой мы начали с младшего дошкольного возраста. Ведь они привлекают своей простотой, напевностью, эмоциональностью. Нам важно было заострить внимание детей к игре, привить желание играть. Для этого использовали простые игры, типа: «Догоните меня», «Васька серенький», «У медведя во бору», «Наседка и цыплята». Эти игры строятся на основе опыта детей, представлений, знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Главное, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Для этого в работе с детьми использовали иллюстрации, игрушки, художественную литературу, малые формы фольклора: «Петушок, петушок», «Как у нашего кота». Старались организовать игру живо, весело. Основными методами знакомства с русскими народными играм были наглядные, словесные, игровые.
Более углублённо мы начали работать в средней группе. Основной задачей стало знакомство детей с русской народной подвижной игрой. Необходимо было научить понимать поставленную перед ними задачу, ввести понятие водящий, выполнять роль водящего в игре, правила, совместно играть, понимать слова диалекта. Объяснение новой игры проходило по-разному, в зависимости от ее вида и содержания. В ходе игры мы привлекали внимание детей к ее содержанию. Объясняли последовательность игровых действий, слова диалекта, расположении игроков и атрибутов, правила игры. Иногда коротко рассказывали о сюжете игры, объясняя роль водящего. Следили за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки. В конце игры обращали внимание на тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь. Использовали игру не только в свободной деятельности, на прогулках, но в различных видах НОД.
Во время проведения игры, чтобы вызвать больший интерес детей, использовали маски, элементы одежды, игрушки. К концу года дети активно отзывались на предложение поиграть. Движения стали более лёгкие, точные, разнообразные. Расширился репертуар игр, словарный запас детей. Стали понятны слова русского диалекта.
Основной задачей в старшей и подготовительной группах стало сформировать осознанное отношение к игре, ввести понятие русская народная игра, познакомить с несколькими способами выбора водящего, научить детей играть активно и самостоятельно. В процессе ознакомления с игрой, развивали интерес к истории родной страны, народной культуре, фольклору. Начали работу по ознакомлению с традиционным народным календарём: характерными особенностями времён года по месяцам, убранством жилища, предметами быта, орудиями труда, традиционным костюмом, праздниками: «Осенины», «Приходила, Коляда», «Масленица», «Пасха». Народный календарь непосредственно связан с игрой. Дети с удовольствием играли в игры: «Капуста», «Пирог», «Арина», «Колосок» и т.д. С середины года продолжила знакомство со способами выбора водящего, с понятиями: зазывалки, считалки, жеребьевки, угады, сговоры, певалки, уговоры.
Важным в работе по данному направлению считаем знакомство детей с классификацией (условно) русских народных подвижных игр:
1. Игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Эти игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру. «В коршуна», «Заинька беленький», «В медведя», «Ручеёк» и т.д.
Мы не только играли, но и знакомились с природными особенностями родного края. Изучали влияние лекарственных трав, лесных ягод, природных факторов (солнце, воздух и вода) на организм.
2. Игры, отражающие историческое наследие русского народа. "Быт русского народа", в котором применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков. " Горшки", "Башмачник", "Лапти", "Поясок», «Кузнецы» и т.д. Благодаря этим играм дети познакомились с календарно- обрядовыми праздниками русского народа «Пятница-льница», «Кузьминки - об осени поминки», «Онисим-овчарник».
3. Игры, отражающие игры сверстников прошлых столетий. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры: "Горелки", "Жмурки", "Опоясье", "Яша", "Ловишка", "Растяпа", "Краски" и др. Эти игры способствовали укреплению дружбы, выявлению симпатий детей, сплочению коллектива.
4. Игры, которые дают возможность помериться силой и ловкостью, побуждают стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. "Тяни в круг", "Бой петухов", "Достань камешек", "Перетяни за черту", "Взятие снежной крепости", "Цепи кованы", "Перетягивание каната", "Варёная репка", "Вытолкни за круг". "Защита укрепления", "Бои на бревне" и их различные варианты. Эти игры очень нравились детям, особенно мальчиками. В них, каждый желающий мог проявить себя, ведь они не только развивают силовые качества, но и учат честным отношениям друг к другу.
В старшем дошкольном возрасте дети стали активными участниками праздников и развлечений «Зимние забавы», «Приходила коляда», «Масленица», «На рубеже своей страны, стоят Отечества сыны» и т.д. Вместе с родителями помогли организовать выставку «Кукла своими руками», «Зимние забавы», спортивно – игровой уголок «Мы весёлые ребята», сделать снежный городок на участке и т.д.
Вся наша работа дала положительные результаты: дети стали меньше болеть, повысился индекс здоровья, показатель физического развития. Игра стала многообразна, движения быстрые и красивые, а дети сильные, ловкие, выносливые. Они могут не только сами организовать игру, но и дать ей оценку. Во время игры проявляют смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.
Еще в древности игры носили не только развлекательный характер, но и лечебный. Считали, что это лучшее лекарство от всех недугов. Один из величайших медиков древности – римский врач Клавдий Гален прописывал своим пациентам вместо лекарств игру в мяч.
Несмотря на то, что многие игры придуманы сотни и тысячи лет назад, они остаются такими же увлекательными, веселыми, интересными и сегодня.
Человек родился, новый росток проклюнулся. Сколько тепла, света, животворящей влаги надо, чтобы выросла крепкая поросль. Вот поэтому и хочется мне, чтобы русские народные подвижные игры запомнились на всю жизнь, оставив в памяти ощущение чего-то приятного и светлого. Ф.Достоевскому принадлежат слова «Человека делают человеком светлые воспоминания детства».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.ВолошинаЛ. Организация здоровьесберегающего пространства . Дошкольное воспитание №1. 2004,-114с.
2.Еременко Н.И. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.Волгоград:Корифей,2009.- 3-4с.
3.Змановский Ю. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. Дошкольное воспитание №9.1993,-23-25с.
4.Литвонов М.Ф. Русские народные подвижные игры.М.:Просвещение,1986-82с.
5.Осокина Т.И. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР.М.:Просвещение,1989.- 3-18с.
6. Королёва Е.В.О необходимости приобщения детей к русской народной культуре. Интернет журнал «Мистер Вульф». http://www.mrwolf.ru/Nauka_i_obrazovanie/Pro4ee/10708 08.09. 19.17
7.Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1986.-4с.
8.Федоровская О. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ. Дошкольное воспитание №1,2004.-33с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АРТ- терапия как метод раскрытия творческих способностей детей в системе здоровьесберегающих технологий
Арт-терапия –один из самых мягких и глубоких методов в арсенале психологов. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение, мы как будто получаем закодиро...
Презентация по теме «Работа по развитию мелкой моторики в системе здоровьесберегающих технологий»
Слайды к методической разработке «Работа по развитию мелкой моторики в системе здоровьесберегающих технологий» (развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных ИЗО техник)...
Подвижные игры в системе здоровьесберегающих технологий. Мордовские народные игры.
Подвижные игры в системе здоровьесберегающих технологий. Мордовские народные игры. Всё чаще в последние годы поднимается вопрос о большой значимости здоровьесберегающих техноло...
Сценарий педагогического совета "Система здоровьесберегающих технологий"
Педагогический совет на тему:«Система здоровье сберегательных технологий » Цель педсовета: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физическог...
Система здоровьесберегающих технологий, реализуемая в группе
Система здоровьесберегающих технологий, реализуемая в группе...
"Логоритмика: Ее роль в системе здоровьесберегающих технологий в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста"
Роль логоритмики в системе здоровьесберегающих тенологий. Опыт работы в данном напралении, используемая литература....
Консультация «Подвижные игры в системе здоровьесберегающих технологий. Мордовские народные игры».
laquo;Подвижные игры в системе здоровьесберегающих технологий.Мордовские народные игры»....