Досуг,как средство развития и совершенствования двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста
консультация (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Досуг, как средство развития и совершенствования двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы).
О.И.Борисова, старший
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 315»
Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного учреждения. Действительно, невозможно себе представить жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. При проведении спортивных праздников, организации досугов и развлечений, дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Это еще один немаловажный аспект: отпадает необходимость давать детям временные и пространственные ориентиры, дети без суеты, спокойно и уверенно выполняют задание. Поэтому мы и обратили свое внимание на проблему использования активного отдыха, в частности досуга.
Проблема нашего исследования, является использование досугов, как средство совершенства двигательных навыков и умений.
Актуальность этой проблемы заключается в том, что досуг, как разновидность активного отдыха, не занял должного места в системе работы детских садов. Первая причина проблемы в том, что досуги проводятся эпизодически, система проведения не выработана. Вторая причина, которая диктует важность этой проблемы: ухудшение состояния здоровья детей и третья причина это то, что досуги как разновидность активного отдыха, имеют большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Над проблемой досуга работали такие авторы как: А.В.Чебатырев, В.Г. Алямовская, Г.Н. Осокина, В.В. Шебеко и др. Заслуга их в том, что они определили место досуга в режиме дня, показали значение всестороннего развития ребенка дошкольного возраста, разработали виды и методику проведения досугов и определили их содержание.
Ознакомившись с литературой и проанализировав программы по использованию досугов, мы попытались ответить на следующие вопросы:
- выделяется ли раздел «Активный досуг»?
- какие виды досугов преобладают?
- с какого возраста вводятся досуги?
- какие еще методические рекомендации дают программы по организации досугов?
Пришли к следующему:
Только в программе «Здоровье», «Как воспитать здорового ребенка» В.Г. Алямовской более полно рассматривается комплексная система воспитания дошкольника: физически здорового, разносторонне развитого, раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства.
Активный отдых предполагает смену умственной и физической деятельности, т.е. включает все виды физических упражнений. Движения помогают сохранению и укреплению здоровья ребенка, путем догрузки его организма необходимым по возрасту объемом мышечной деятельности, а так же способствуют предупреждению невротических состояний, связанных с перенапряжением детского организма.
Мы не случайно обратились к теме досуга, т.к. она является более интересной и глобальной.
Объект нашего исследования: физкультурный досуг детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: МБДОУ «Детский сад № 315».
Цель исследования: повышение эффективности организации физкультурного досуга в МБДОУ «Детский сад № 315».
Методы исследования: изучение литературы и документов.
Гипотеза: мы предполагаем, что разнообразные формы и виды проведения досугов повысят эффективность совершенствования двигательных умений и навыков, если разработать системы разных видов и форм досугов.
Свою работу исследовательской части начали с того, что определили экспериментальную группу и поставили следующие задачи констатирующего эксперимента:
- выявить состояние работы по данной проблеме в детском саду и в группе
- выявить состояние здоровья и физической подготовленности детей
- выяснить сколько раз проводятся, принцип проведения досугов, длительность проведения
- выяснить, какие виды досугов проводятся
- какова их роль в развитии детей
Для реализации этих задач были использованы следующие методы констатирующего эксперимента: наблюдение за досугами, беседы с инструктором по физическому воспитанию, воспитателями (в чем заключается подготовка к проведению досугов и т.д.), анкетирование группы детей. Вопросы к детям: как часто проводятся досуги?; сформирован ли интерес к досугам у детей?; принимают ли дети и родители участие в создании сценария досуга?; анализ планов воспитателей за три месяца.
Формирующий эксперимент.
Выдвинули следующие задачи:
- развивать систему разных досугов
- включить в эту систему разные варианты досугов
- апробировать эту систему на практике
- сформировать положительное эмоциональное отношение к досугам.
Реализация данных задач прошла в ходе пробной практики. Свою работу начали с того, что составили перспективный план. Для создания радостного настроения у детей при проведении физкультурного досуга были созданы условия: предварительное оформление спортивной площадки, в течение дня создается праздничное настроение. Заканчивается физкультурный досуг сюрпризным моментом: угощением или награждением значками, открытками, цветами или коллективным подарком для всей группы. Проведенные досуги очень понравились детям, т.к. в досугах участвуют сказочные персонажи: как взрослые, так и дети. Ребята очень активны, мероприятия проходят весело, на подъеме.
Хорошо организованный досуг раскрепощает малоактивных детей, и они с удовольствием принимают участие в конкурсе, эстафете, аттракционе, подвижной игре. Вследствии чего развиваются и совершенствуются двигательные навыки, дети получают заряд бодрости, энергии и здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование нестандартного оборудования в развитии двигательных навыков детей младшего дошкольного возраста»
Младший дошкольный возраст – период пристального наблюдения за развитием ребёнка, что находит отражение в медицинских картах развития детей. Все дети по состоянию здоровья распределены по медици...
Статья: ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье затрагиваются проблемы развития речевых способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В качестве одного из средств коррекции рассматривается логоритмическая ритмика....
консультация "Формирование двигательных навыков у детей дошкольного возраста"
Формирование двигательных навыков необходимо для гармоничного развития ребёнка, его физического развития, координации движений, развития интереса к различным, доступным ребёнку видам двигательной деят...
Спортивные праздники и развлечения как эффективное средство развития основных видов движений и совершенствования двигательных качеств у детей дошкольного возраста
Повышение уровня жизни и сохранение здоровья населения нашей страны, формирование основ физической культуры, приобщение к спорту взрослых и детей относятся к задачам, решение которых контролируется на...
Спортивные праздники и развлечения как эффективное средство развития основных видов движений и совершенствования двигательных качеств у детей дошкольного возраста
Повышение уровня жизни и сохранение здоровья населения нашей страны, формирование основ физической культуры, приобщение к спорту взрослых и детей относятся к задачам, решение которых контролируется на...
ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Консультация для родителей...
Песочная терапия, как средство развития речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР.
В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья дошкольников. Поэтому усилия работников ДОУ сегодня, как никогда, н...